Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности борьбы за независимость в колониях Тропической Африки




Образование независимых государств в Тропической Африке

 

Особенности борьбы за независимость в колониях Тропической Африки

 

Понятие «колония» (лат. «поселение») возникло в античной древности и использовалось для обозначения поселений, расположенных в стороне от первоначального центра, а то и достаточно далеко от него. В принципе такого рода расселение было хорошо известно земледельцам со времен неолита; более того, именно так и распространялись по ойкумене достижения неолитической революции. Но когда мы говорим о колониях в более узком и специальном смысле этого слова, то речь идет не просто о расселении переселенцев. Остается в стороне даже так называемая внутренняя колонизация, т.е. постепенное освоение пустующих земель в рамках данного региона, будь то средневековая Европа, Россия или Африка. Для нас важно обратить преимущественное внимание на такие поселения, которые были вызваны к жизни потребностями торгово-экономического развития и имели своим результатом создание на чужой территории автономных анклавов, в рамках которых поселенцы колонисты воссоздавали свойственную им структуру, родственную той, что была в далекой метрополии. Но и это последнее следует считать типичным, потому и необходимо внести уточняющую поправку: колониальная структура обычно отлична от той, которая господствует среди аборигенного населения, причем эту разницу колонисты ревностно блюдут, равно как и традиционные связи с метрополией. Иными словами, речь идет о таких колониях, которые можно считать некими форпостами метрополии на чужой земле, форпостами, с выгодой используемыми с целью наживы, для и во имя процветания населения метрополии (включая и колонистов).

Арабы в Африке, несмотря на явно выраженную именно арабо-мусульманскую структуру, которую они создали по образу, которой был в Африке первые города, Судан не был арабским анклавам в полном смысле этого слова. Он стал частью африканских государственных образований, на восточноафриканском побережье и быстро подвергались воздействию со стороны местного населения и в расовом, этническом, даже языковом плане становились образованиями нового типа, не слишком связанными с метрополией. Словом, и в случае с китайскими купцами, и с африканскими арабами не было стоящей за их спинами метрополии как мощной политической силы, на которую колонисты всегда могли бы опереться. Напротив, выселившиеся на чужие земли китайцы и арабы (как и представители иных восточных государств) оказывались как бы отрезанным ломтем.

Важной составной частью мирового сообщества является Африка. Перед этим «просыпающимся континентом» стоит гамма сложных геополитических проблем, одни из которых имеют давнюю, многовековую историю, например, колониализм, работорговля и т.д., другие зародились или обострились недавно, охватывают сравнительно небольшой период, например, с разрушением СССР изменился баланс мировых геополитических сил, меняются социально-экономические, политические, духовные сферы жизни этого континента. Многие народы Африки сравнительно недавно получили политическую независимость, но в экономическом и социальном плане большинства из них по-прежнему не коснулись реальные позитивные перемены.

Среди большинства африканских стран не нашла поддержки концепция вестернизации, т.е. ориентации их на социальные институты, эталоны права. Запада, в частности США. В то же время не получила развития и идея геополитического тяготения Африки (острова) к Евразии, в частности к Советскому Союзу.

За Африкой достаточно прочно утвердилась репутация наиболее конфликтной геополитической сферы планеты. В последнюю четверть уходящего столетия стабильность имеет устойчивую тенденцию к понижению. На континенте было зафиксировано 35 крупных вооруженных конфликтов, в которых погибло более 10 млн. человек, более 90% из них - гражданское население. На континенте насчитывается почти половина общемирового количества беженцев (по разным оценкам, от 7 до 10 млн. человек) и 60% перемещенных лиц (около 20 млн. человек).

Это обусловлено сложным переплетением различных конфликтогенных факторов: этнического, кланового, конфессиональной рознью, противоречиями социально-экономического и политического характера и другими причинами. Есть немало работ, особенно на Западе, которые значительно упрощают эту проблему, порой сводя конвульсивное развитие Африки к банальной схеме. Так, например, одним из первых трудов, положивших начало теории развития, стала книга С. Хантингтона «О новом политическом порядке в трансформирующихся обществах», где он, в частности, говорит:

Вторжение масс в политику порождает напряженность, что может создать угрозу для политической стабильности и, как следствие, для самого развития.

Государства не только не были заинтересованы в официальной их поддержке, но даже вообще как бы игнорировали их. Для этого были свои весомые причины. Выше уже не раз шла речь о традиционном восточном государстве и восточном социуме. Для восточного государства интересы торговцев, связанных с частнособственнической предпринимательской деятельностью и ориентировавшихся на рынок, всегда были чужды. Взять с купцов пошлины, получить от них взятки - это другое дело. Но заботиться об их процветании вне пределов государства - это уж увольте! Другое дело, когда самому государству выгодно расширить свое влияние на той или иной чужой территории, как то было, скажем, с маскатским Оманом на восточноафриканском побережье (Занзибарский султанат). Но это уже была не колонизация, а в зависимости от обстоятельств завоевание, присоединение, политическое господство. Это же относится и к акциям Альморавидов в Судане, да и ко всем иным политическим событиям, сопровождавшимся вторжением той или иной восточной державы в чужие земли. Как уже упоминалось, с колониального освоения африканского побережья и были начаты в свое время поиски путей в Индию. Стоянки форпосты, которые сооружались вдоль этого долгого пути на африканской земле, со временем становились опорными пунктами самостоятельного значения, т.е. исходными точками для развития колониальной торговли, особенно работорговли в Тропической Африке.

Развитие стран Тропической Африки оказался самым сложным. На момент обретения этими странами независимости большинство населения была занята в традиционных отраслях хозяйства, в которых царили родоплеменные и полуфеодальные отношения. Попытки разрушить традиционное жизни имели серьезные негативные последствия. Добиваясь полной независимости, лидеры стремились уменьшить роль сельскохозяйственного и сырьевого экспорта, что окончательно подрывало экономику этих стран и лишало их единого стабильного источника доходов. Единственное, в чем страны Тропической Африки достигли успеха, так это в создании тиранических режимов-как просоветских, так и прозападных. Нестабильность усугублялась еще и через искусственность африканских границ: в Африке не оказалось однонациональных и моноэтнических государств (кроме Сомали - но и она делится на кланы). Такая ситуация постоянно вызывает межэтнические конфликты. Один из самых кровавых конфликтов произошел в Руанде. Его жертвами стали 800 тыс. человек.

Возникали конфликты и на религиозной почве - между христианами и мусульманами.

Так, в 1977 г. Сомали предъявила территориальные претензии к Эфиопии. Война длилась почти год. СССР накануне войны поддерживал как режим М. X. Мариама в Эфиопии, пришедшее к власти в результате переворота в феврале 1974 г., так и С. Барре в Сомали.

В 80-х годах Ливия открыто вмешалась в этнический конфликт в Чаде, поскольку претендовала на часть территории страны. Чтобы не допустить распространения влияния Ливии, Франция направила в Чад свои воинские подразделения. Ливийские войска потерпели поражение, а Международный суд признал территориальные претензии Ливии безосновательными.

Чтобы в дальнейшем предотвратить пограничным спорам, африканские страны договорились придерживаться принципа уважения действующих границ, закрепленного в Уставе Организации Африканского Единства (ОАЕ), созданной в мае 1963 г.

Этническая пестрота и сохранения родоплеменных отношений вызвали еще одну особенность политической жизни африканских стран - трайбализм - племенной или этнический сепаратизм в обществе. На практике он означает, что все социально-экономические отношения связанные с родоплеменными и этническими; политические партии создаются по этническому признаку; любые дела ведутся только с соплеменниками.

Одной из характерных черт развития африканского континента стало существование военно-диктаторских режимов и доминирование военных в общественно-политической жизни. Причины этого явления - внутренние:

· Незавершенность процессов формирования африканского общества;

· Относительно короткий период независимого развития африканских стран;

· Сочетание различных типов экономических отношений;

· Слабая социально-классовая дифференциация общества;

· Остатки родоплеменных отношений;

· Широкий спектр идеологических взглядов населения;

· Экономическая и политическая зависимость от развитых стран;

· Наличие таких социальных явлений, как голод, нищета, болезни, неграмотность, низкая политическая культура.

Внешние причины связаны с противостоянием СССР-США в период «холодной войны».

Военно-диктаторские режимы в Африке характеризуются политической и экономической нестабильностью, насилием, рядом государственных мятежей, межэтническими противоречиями, войнами, гонкой вооружений (на вооружение расходуется 5% валового внутреннего продукта; в Южной Азии - 3,6%, в Латинской Америке - 1, 6%), ростом политической роли армии в обществе, диктаторскими методами правления, коррупцией.

Власть диктатора, как правило, опирается на три политические институты: унаследованную от колонизаторов государство, которое осуществляет жесткое централизованное управление обществом; однопартийную систему; вооруженные силы.

Правоавторитарни режимы утвердились в Заире, Централь-но-Африканской Республике (ЦАР), Сьерра-Леоне, Чаде, Либерии, Руанде, ливоавторитарни - в Эфиопии, Ливии, Мали, Анголе, Мозамбике.

Борьба за независимость в разных странах Африки приобрела разнообразные формы. В большинстве колоний это были демонстрации, забастовки, акции общественной непокорности, экономический бойкот товаров, которые завозили из метрополий и т.п. В некоторых странах антиколониальная борьба происходила в вооруженной форме (восстание 1947-1948 гг. на Мадагаскаре, 1952-1956 гг. в Кении, 1955 г. в Камеруне и др.).

СССР проявил на африканском направлении чрезвычайную активность, поддерживая национально-освободительное движение на континенте. Многие из африканских стран выбрали социалистический путь развития. СССР делал ставку на индустриализацию Африки, поэтому в нашей стране обучалось огромное количество чернокожих студентов, не испытывающих проявлений расизма.

Экономическая помощь Советского Союза развивающимся странам Африки измерялась десятками миллиардов долларов - это было больше, чем помощь всего остального мира. Активно оказывалась и военная помощь.

Перед всеми африканскими странами после освобождения встали сложные задачи, многие из которых за полвека самостоятельного развития решить так и не удалось. Уход колонизаторов, правивших своими владениями десятилетиями, объективно привел к нарушению управления, к экономическому кризису во многих государствах. Молодые государства столкнулись с серьезными кадровыми проблемами - после массового отъезда белых повсеместно не хватало специалистов.

Формирование правящей элиты в большинстве африканских государств шло противоречиво. Ситуация усугублялась серьезными этническими, племенными, религиозными конфликтами. В колониальную эпоху империалисты, нарезая границы своих владений, не учитывали территории исторического расселения народов континента. Многие из них этими искусственными границами были поделены и оказались в разных государствах. Это провоцировало и провоцирует до сих пор сепаратизм, межплеменные и межконфессиональные конфликты. За редким исключением в Африке не найти страны, которая не стала бы ареной военных столкновений.

Африка южнее Сахары - это как правило единая система функционирования и считается единым целым. Как известно, население в этой части страны, при всей его расово-этнической пестроте, однородно и более 80% его составляет негритянское население. Оно имеет много общего в чертах и признаками, в значительной степени и общей судьбой (речь не идет о европейских поселенцах Южной Африки). Также хочется напомнить, что имея многообразные модификации конкретных форм и социальной организации, семейно-клановых традиций, религиозных обрядов и культов, традиционных норм поведения африканские этнические общности во многом едины. Это можно проследить в самых важных этапах поступательного развития, в движении от примитивных общинных социальных структур к надобщинным протогосударственным, т.е. к ранним формам государственности (далее этих ранних форм африканцы, как правило, не шли).

Политическая нестабильность в большинстве государств Африки усугубляется бедственным экономическим положением. Колонизаторы ушли, чтобы остаться. Западные государства продолжают через транснациональные корпорации контролировать экономику этих государств, включив их в созданную Западом неоколониальную систему.

По-прежнему уровень жизни большинства африканцев остается крайне низким, практически ежегодно голод уносит сотни тысяч жизней. Наступление пустыни Сахары на юг приводит к перманентным засухам в государствах Сахеля. Многие районы превратились в зоны экологической катастрофы. Страны опутываются долгами, полезные ископаемые, добываемые в тяжелых условиях, вывозятся, в обмен доставляются просроченные лекарства и продукты питания, не нашедшие сбыт в «цивилизованном мире».

Западные государства для беспрепятственной эксплуатации населения нередко приводят к власти в африканских странах коррумпированные режимы, которые обслуживают интересы неоколонизаторов. С другой стороны, страны, выбравшие в XX в. «путь социализма» и пытавшиеся внедрить плановые начала в экономике по советскому образцу, после распада СССР оказались без финансовой и военной поддержки. Во многих из них не первый год идут гражданские войны, продолжаются межплеменные столкновения.

«Социалистическая Эфиопия» после войны с «демократической Сомали» и падения диктатуры Менгисту Хайле Мариама потеряла Эритрею, много лет боровшуюся за независимость. А Сомали распалось как государство - там на фоне разрухи, голода и болезней продолжаются столкновения вооруженных групп, которые не подчиняются правительству в Могадишо. В территориальных водах Сомали свирепствуют пиратские банды, захватывающие иностранные торговые суда (с начала 2008 г. по 30 апреля 2009 г. отмечено 120 нападений, 35 судов было захвачено, в заложниках удерживалось более 600 моряков).

Попытки построить «зимбабвийский социализм» привели к почти полному краху режим Роберта Мугабе. Инфляция в стране исчисляется десятками тысяч процентов, свыше 80% трудоспособного населения страны не имеет работы.

Африка продолжает оставаться ареной ожесточенных межнациональных конфликтов. В небольшой Руанде конфликт между народами тутси и хуту, составляющими большинство населения, вылился в резню: жертвами ее стали свыше 1 млн чел. Периодически межэтнические столкновения приобретают характер перманентной войны в таких странах Западной Африки как Сьерра-Леоне, Либерия, Нигерия. Всего за полвека «свободы» в государствах Африки произошло 186 государственных переворотов и 26 крупномасштабных войн, в которых погибли 7 млн чел.

Африка в продолжение столетий раздирается этническими противоречиями. Самое кровопролитное из них началось в 1994 г. в Руанде и длилось почти два года. Находившееся у власти правительство из радикально настроенных представителей народности хуту решило навсегда «закрыть» национальный вопрос, организовав массовое уничтожение «враждебной» народности тутси. Инициаторы вырезали более миллиона человек. Это можно сравнить только с геноцидом армян в Турции в 1915 г., с действиями карателей времен фашистской Германии или «красных кхмеров» в Камбодже.

Самая характерная черта развития стран континента - незавершенность формационных процессов: относительно короткий период после завоевания ими политической независимости. На континенте сложно, а порой причудливо переплелись различные типы экономических отношений - от общинно-патриархальных до капиталистических и социалистических. Слаба социально-классовая дифференциация общества, социальная структура включает остатки общинно-племенных и даже родовых отношений. В политической системе господствуют различные виды власти: авторитарно-военно-диктаторские, однопартийные, многопартийные, демократические и монархические. В сфере духовной идеологической жизни - широкий спектр различных воззрений: от традиционных африканских культур и верований до мусульманской и христианской религий, буржуазных и социалистических идей. Пожалуй, как никакой другой континент Африка сохраняет политическую и экономическую зависимость от внешнего мира, особенно от стран Западной Европы и США, транснациональных корпораций, международных финансовых центров. Эта зависимость постоянно стимулируется глобальными социальными проблемами: голодом, нищетой, болезнями, неграмотностью, низкой политической и общей культурой народа, острыми экономическими и политическими кризисами, обострением межэтнических, религиозных противоречий.

Современная Африка в политическом плане представляет собой в основном авторитарные режимы (они господствовали в середине 90-х годов в 38 из 45 государств Тропической Африки). Тому есть внутренние и внешние причины. К числу первых относятся экономическая отсталость, слабая социально-классовая дифференциация общества, наследие колониальной системы (диктаторы - вожди племен, народностей - ставленники колониальной администрации), отсутствие элементов гражданского общества и правового государства, низкая политическая культура населения, межэтнические противоречия, архаичная инфраструктура: плохие дороги, связь и др.

Помимо внутренних причин, формированию авторитарных режимов способствовало и противоборство двух мировых систем - капитализма и социализма - в борьбе за сферы влияния на континенте. На протяжении 30 лет Африка была полем различных видов соперничества этих двух систем. Эти системы удерживали у власти и кормили различных диктаторов, которые проводили их интересы. Народ, как правило, беспрекословно подчинялся диктаторам, каким бы образом они ни приходили к власти. Население, за исключением национальной элиты, было объектом, а не субъектом политики и геополитических отношений. Отсюда и нестабильность во всех сферах жизни Африки: после 1960 г. в независимых государствах континента произошло более 100 военных переворотов. Порой их совершали сержанты и лейтенанты, если им была обеспечена поддержка из-за рубежа.

Специфическим феноменом большинства африканских стран остается особая роль армии и политической оппозиции в виде сепаратистских движений. В глазах народа армия остается гарантом и символом государственной независимости, организацией, способной установить и поддерживать хоть какой-то порядок внутри страны и добиться более или менее равноправных отношений с внешним миром. Армия - опора и рычаг власти практически во всех странах Африки - в крупных, как Нигерия, Заир, Судан, Эфиопия, Чад, Сомали, и в государствах меньших размеров.

В геополитическом, региональном раскладе сил в Африке, естественно, большую роль играют страны, располагающие более мощной (многочисленной, обученной, вооруженной и т.д.) армией и значительным людским потенциалом. На конец XX в. на этом континенте под ружьем находится приблизительно около 2 млн. человек. Наиболее крупные армии: Египта - 440 тыс. при населении более 61 млн. человек, Марокко - около 196 тыс. при населении более 28 млн. человек, Алжира - около 122 тыс. при населении более 28 млн., Эфиопии - 120 тыс. и 50 млн. человек, Анголы - 82 тыс. и более 11 млн., ЮАР - 79 тыс. и 40 млн. человек.

В североафриканских странах, исповедующих, как правило, ислам, усиливается течение, стремящееся создать «исламскую государственность». Исламские группировки фундаменталистского толка с начала 90-х годов откровенно встали на путь экстремистских действий, «священной войны» против светских форм государственности (Алжир, Египет, Судан и др. страны).

Следующим специфическим фактором африканского континента, оказывающим большое влияние на его геополитическое положение, являются межэтнические отношения. Этнический состав Африки - пестрейшая мозаика наций, народностей, племен. На континенте живет примерно 50 наций и народностей, 3 тыс. племен, говорящих на тысяче языков. В результате колониального размежевания территории Африки государственные границы не имеют ничего общего с естественно-географическими и историческими границами проживания населения. 44% границ проведено по меридианам и параллелям, еще 30% - по прямым и дугообразным линиям. Такой дележ территории был миной замедленного действия, основой межэтнических конфликтов и войн. Подогревали их противостояние между Востоком и Западом, выбор пути социального развития, геополитических ориентации. Этот фактор способствовал возникновению не только локальных межэтнических конфликтов, но и кровопролитных войн, о чем выше уже говорилось.

С начала 90-х годов XX в. в общественном сознании на континенте стали укореняться идеи межрегионального, межконтинентального сотрудничества. В столице Танзании - Дар-эс-Саламе создан Африканский центр по урегулированию конфликтов. Сделано это, по словам сотрудников Центра, «чтобы побудить африканцев самостоятельно решать собственные проблемы, вместо того чтобы полагаться на иностранное посредничество» 5.

Тем не менее многие представители мондиализма полагают, что его влияние будет настолько велико, что втянет в свою орбиту население африканского континента. Но С. Хантингтон, о работах которого мы говорили в предыдущих главах, по этому поводу пишет:

Было бы явной глупостью полагать, что из-за краха советского коммунизма Запад завоевал навечно весь мир.

По его мнению, мировую геополитику будет определять конфронтация различных цивилизаций, где решающую роль станут играть западная и незападная цивилизации. К числу последних он относил, как мы знаем, конфуцианскую, славяно-православную, латиноамериканскую африканскую. На распределение, взаимодействие силовых полей на субрегиональном, континентальном и межконтинентальном уровнях действуют многие факторы. Но решающее значение, полагает С. Хантингтон, имеет то, что народы разных цивилизаций имеют различные представления о взаимоотношениях между Богом и человеком, индивидом и группой, гражданином и государством, о соотношении прав и обязанностей, свободы и власти, равенства и иерархии. Эти различия порождены многовековой историей. Они более глубоки, чем различия политических идеологий и режимов

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...