Философский и психолого-педагогический аспекты решения проблемы развития творческих способностей учащихся
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Введение
На современном этапе развития НПО происходит переосмысление роли ценности приобретаемых студентами знаний, поскольку современному обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения. Одна из главных задач, стоящих перед учреждениями НПО на новом этапе ее развития, - вооружать учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление. Каждый учитель понимает, что научить студентов творчески мыслить — это значит обеспечить более успешное достижение главной цели воспитания — всестороннего и гармонического развития личности. Призвание учреждений НПО - формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению, развивать сознание своей ответственности. Изучение процесса становления творческой личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития открытого общества. В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации особенно важной становится роль учреждений начального профессионального образования (НПО), как своеобразной начальной ступени в формировании общественной нравственности и творческой личности. Начальная профессиональная школа призвана удовлетворять текущие потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства, мыслить нестандартно.
Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации учащегося, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. Поэтому мы видим необходимым уделения особого внимания развитию творческих способностей учащихся. Все это и определило актуальность исследования. Цель работы: изучение педагогических условиях развития творческой личности учащихся НПО. Для реализации цели были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть современные концепции творчества и творческой личности,выявить наиболее эффективные подходы к развитию креативности; 2. Определить педагогические условия для развития творческой личности учащихся НПО; 3. Определить методику диагностики эффективности развития творческих способностей учащихся НПО на уроках литературы; 4. Провести эмпирическое исследование, описать результаты, сделать выводы. Объект исследования – динамика развития творческого мышления Предмет исследования – принципы, формы и методы, направленные на развитие творческого мышления учащихся НПО в процессе интерпретирования драматических произведений. Теоретико-методологическую основу составили: - принцип единства теории и практики; - концепции креативности Дж. Гилфорда, Э.П. Торренса; - идеи эстетической герменевтики об интерпретации литературных произведений; - исследования крупнейших учёных, в которых обозначены основные детерминанты творческого мышления. В процессе работы были использованы различные методы исследования: - аналитический; - эмпирический: наблюдение, эксперимент; - методы математической обработки результатов эксперимента. Теоретическая значимость исследования: - разработана модель развития творческого мышления учащихся НПО в процессе интерпретирования художественного произведения;
- разработана и экспериментально проверена эффективность методики, направленной на развитие креативности учащихся НПО. Практическая значимость работы: - обозначены конкретные направления оптимизации процесса развития творческого мышления учащихся НПО в процессе интерпретации художественного произведения; - результаты исследования могут быть использованы при составлении авторских программ, пособий и рекомендаций. Базой исследования явился Монтажный Колледж города Челябинска, в качестве испытуемых выступали студенты 1 курса гуманитарной специальности в количестве 40 человек. Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 32 источника. Во введении даются методологические обоснования работе. В первой главе рассматривается специфика творческой личности, философский и психолого-педагогический аспекты решения проблемы развития творческих способностей учащихся и педагогические концепции его развития, а также необходимые педагогические условия для ее развития. Вторая глава содержит педагогический эксперимент по рассмотрению динамики развития творческого мышления посредством интерпретирования. В заключении даётся обоснование целесообразности проведения подобного рода эксперимента. Объем работы: 48 листов. Глава 1. Теоретические основы формирования и развития творческой личности у учащихся НПО Философский и психолого-педагогический аспекты решения проблемы развития творческих способностей учащихся
Среди факторов общественной эволюции необходимо выделить уровень подготовленности подрастающего поколения к самостоятельной жизни, стремление детей к саморазвитию и самовыражению, то есть полноту реализации творческого потенциала каждой отдельно взятой личности. Следовательно, развитие творческих возможностей человека в современном мире становится особенно актуальной проблемой. В современной философской и психолого-педагогической литературе существует ряд подходов к изучению проблем творчества и развития творческих способностей личности. В философии раскрытием сущности творчества занимались Н.А.Бердяев, B.C. Библер, П.Л. Лавров, А.Г. Спиркин и другие; в психологии - Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, A.M. Матюшкин, В.А.Моляко, А.В. Петровский, Я.А. Пономарев и другие; в педагогике - В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, А.В. Хуторской, B.C. Шубинский и многие другие. [7]
Ученые-философы, рассматривая проблему творчества, исходят из признания человека его единственно возможным субъектом. Что же касается изменений, происходящих в природе, то назвать их творческим процессом ввиду отсутствия субъекта созидания нельзя. В природе мы наблюдаем процесс развития, а не творчества. Н.А. Бердяев, характеризуя природу личности как творящую, определяет сам процесс творчества как "прирост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире".[4] Новизну и уникальность результата творческого процесса отмечает и П.Л. Лавров, представляя творчество как "процесс образования форм". Там, где "наша мысль, чувство, решимость находит свою форму, там присутствует творчество". А именно новые формы, по мнению П.Л. Лаврова, и являют собой оригинальность, самостоятельность творчества. B.C. Библер отождествляет творческий процесс с культурой, определяя последнюю как "изобретение мира впервые", акцентируя, таким образом, особое внимание на новизне результата творчества. [17] Определяя творчество как "создание нового, которое неизбежно связано с отрицанием старого", А.Г. Спиркин отмечает такую характерную черту творческой работы мысли как разрешение противоречий. Что же касается структуры творчества, то она, с точки зрения А.Г. Спиркина, вполне логична и представляет собой цепь логических операций, в которой одно звено закономерно следует за другим: - постановка задачи; - предвидение идеального конечного результата; - отыскание противоречия, мешающего достижению цели; - открытие причины противоречия; - разрешение противоречия. Таким образом, на основе вышеуказанных существенных признаков, определяющих подход к проблеме творчества философов, заключаем, что его характерной чертой является новизна результата деятельности как следствие разрешения противоречия. На наш взгляд, необходимо отметить, что творческая мысль ведет к новым результатам или посредством комбинаций обычных способов, или совершенно новым методом, нарушающим ранее принятые. Именно благодаря творчеству и "осуществляется процесс развития в науке, технике, искусстве, политике и во всех других сферах общественной жизни".[6]
В психологии творчество рассматривается двояко: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс. Творчество, будучи процессом создания новых материальных и духовных ценностей, предполагает "наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью". Рассматривая творчество как результат продуктивного мышления, ученые психологи акцентируют особое внимание на создании человеком в процессе творческой деятельности чего-то нового. Например, исходной точкой всякого творчества А. Матейко считает легкость образования неожиданных ассоциаций. Сущность творческого процесса, по его мнению, заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Творчество приводит к созданию чего-то нового, поскольку оно представляет собой антипод шаблонной, стереотипной деятельности и не повторяет уже ранее известного. Дополняя определение творчества, А. Матейко характеризует и творца, как человека, своими действиями достигающего чего-то нового и ценного, "причем ценность достигнутого определяется именно его новизной".[32] Поскольку наша работа исследует развитие творчества в процессе учебно-познавательной деятельности, необходимо четко определить само понятие творчества и сущность творческой деятельности, в которой, с точки зрения В.П. Ушачева, формируется и развивается творческая активность как интегральное свойство личности. Л.С. Выготский определяет творчество как "деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или чувством, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке". Творчество включает в свою структуру наличие у субъекта способностей, знаний, умений, навыков, эгомотивировок-эгоинтенций, которые способствуют воссозданию-созданию-продуцированию-производству каких-либо предметов, продуктов, вещей, отличающихся самобытностью-уникальностью-полезностыо-рациональностью в представлениях других субъектов, групп, альянсов. [4]
Творчество, с точки зрения Д. Ниренберга, представляет собой процесс, логическое развитие идей и мысленных образов, которые преобразовывают элементы реальности во что-то новое. Таким образом, опираясь на вышеизложенные характеристики творческого процесса, с определенной долей уверенности можно предположить, что специфика результатов творчества заключается в их новизне, оригинальности, а также в преобразовании явлений, вещей, процессов действительности. На наш взгляд, необходимо отметить, что помимо новизны результата деятельности как ведущего признака творчества, следует выделить еще целый ряд признаков, характеризующих его оптимальную организацию. В.Г. Разумовский так определяет условия, способствующие успешному протеканию творческой деятельности: [7] 1) наличие ситуации, ведущей к постановке проблемы; 2) необходимая информированность, достаточная для решения проблемы; 3) необходимые знания и материальные средства для оценки правильности решения проблемы или для ее экспериментальной проверки. Поскольку данная работа связана с развитием творчества учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности, необходимо определить признаки творческой деятельности, формирование которых наиболее существенно для обучения. Такие признаки были определены ИЛ. Лернером: - видение новой проблемы в традиционной ситуации; - видение структуры объекта; - видение новой функции объекта; - видение альтернативного решения проблемы; - комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы; - создание нового подхода (способа, объяснения). [10]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|