Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международные стандарты и методические рекомендации по управлению инновациями

Основные вехи развития методологии управления инновациями.

Повышение производительности и эффективности.

Первое понимание необходимости улучшения работы на предприятиях было связано с необходимостью повышения его производительности и эффективности.

Основы научной организации труда Ф. Тейлор 1910 г.; Технологии конвейерной сборки Г.Форд 1920 г.; Концепция бережливого производства (TPS)Тайити Оно 1950 г.

Система TPS основывается на том, что конечный продукт «протягивается» через всю логистическую цепочку. Т.е. используется Just in time/

В 1980 TPS распространилась в США.

Рост качества производства.

К пониманию производительности добавились требования качества производства. Достижения качества стало для многих фирм синонимом внедрения инноваций.

В 1920 появилась методика статистического управления процессами (SPS). Она предназначена для контроля процессов и улучшения их стабильности и воспроизводимости. Для этого используются основные статистические методы контроля качества. Сои отметить метод Шести сигм в корпоративном управлении для точной настройки процессов, для минимизирования вероятности возникновения дефектов в операционной деятельности, внедрен в 1990 в Мооролла, Дженерал Электрики.

Широкую известность получили в 1980 процессы Малькольма и Болдриджа. Также тесно с инновациями связана концепция всеобщего управления качеством, созданная в 1960 Э.Деминг. Концепция TQM и международные стандарты ISO обеспечивают предприятиям скоординированную организацию деятельности по управлению качеством.

Инновации как отдельные изменения.

Следующим важным этапом развития управления инновациями было восприятие их как необходимую реакцию на изменения в мире, которые в свою очередь порождают изменения на предприятиях. В рамках Шести сигм возникла методика DFSS, предназначенная для выявления измерения, анализа, усовершенствования и контроля процессов предприятия. К этому времени относится также сбор идей о будущем. – Мышление будущего, системное мышление Д. Форресера, предназначенное для анализа систем с обратной связью. Но реально методы управления инновациями как изменениями для продуктов, были созданы благодаря Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) Г. Альтшуллером в 1950.

Метод Stage-Gate (Стадия-Подход) Р. Купера 1986 г. Представляет собой четкий последовательный план управления процессом создания продуктовой инновации о идеи до запуска продукта. Оба этих метода рассчитаны только на инновации продуктов, эти методы носят упрощенный характер – отсутствует комплексное управление расписанием, рисками, дефектами, требованиями и т.д.

Для этого необходимо применять методы проектного менеджмента. Но это произойдет, когда инновации перестану восприниматься как отдельные одиночные изменения и приобретут системный характер.

Современные методы управления инновациями

Динамичное развитие в мире вызвало необходимость постоянно создавать и внедрять новые изобретения во всех областях человеческой деятельности. Это потребовало принципиально новых подходов к управлению инновациями, как постоянными изменениями и привело к созданию новых методологий и стандартов управления инновациями. В первую очередь необходимо отметить методы управления потоков инноваций, управление портфелями инноваций, необходимости применения методологий управления портфелями, программами, проектами.

Растущая конкуренция привела к необходимости обеспечения защиты инноваций – применению сложных инноваций, и методам создания воспроизводимых инноваций.

 

Международные стандарты и методические рекомендации по управлению инновациями

На сегодняшний день, основные международные документы по управлению инновациями создаются в рамках деятельности международной организации - ЮНИДО, которая действует в рамках Организации Объединенных Наций - ООН и Организации Экономического Сотрудничества и Развития — ОЭСР. В рамках этих организаций проводятся глобальные общемировые исследования инновационных процессов, и создается методологическая база для понятийного аппарата инновационных процессов, их измерения и анализа и рекомендации на уровне государств и их отдельных регионов и отраслей. Созданные ими международные рекомендации и стандарты, непосредственно описывают методики управления инновациями или основные компоненты инновационной деятельности. И хотя Россия в настоящий момент не является членом ОЭСР, стандарты ее деятельности жизненно необходимо учитывать всем, кто связан с законодательным обеспечением и управлением инновационной деятельностью. При реализации инновационных проектов оценивается их соответствие стратегии, соответственно неизбежно использование методологии оценки стратегических показателей Ва1апсеd Scorecard (ВSС). Уже является общепризнанным, что управление инновациями даже на уровне масштаба предприятия требует методов управления портфелями и разработки системы показателей оценки инноваций в соответствии со стратегией предприятия. Поскольку управление инновационными проектами неизбежно является высокорискованной деятельностью на всех этапах, необходимо использовать стандарты управления рисками, среди которых особенно хотелось бы выделить корпоративные стандарты СОSО и FERМА Без понимания, на каком уровне зрелости находится предприятие — бессмысленно обсуждать вопрос о введении в нем определенных видов инноваций, поскольку существует прямая связь между уровнем зрелости предприятия, видами инноваций и методами их внедрения. Широкое распространение при оценке инновационных проектов получили стандарты качества ISO 9000, СММ и СММI. Безусловно, большую роль в управлении инновациями, особенно улучшающими инновациями, играют стандарты «Six sigma». Прикладную реализацию, соединяющую в себе теоретические исследования и автоматизированные системы можно видеть в исследованиях компании Imaginatik и Innovation Diamond Роберта Купера, автора методики управления продуктовой инновации Stage-gate.

57. Российские стандарты и методологии проектного менеджмента для управления инновациями. Для управления инновационными проектами рекомендуется использование стандартов проектного менеджмента. На уровне предприятий существуют различные типы инноваций. В первую очередь это инновации продуктов, технологий и инновации самого бизнеса. Подробно вопросы соответствия и применимости стандартов проектного менеджмента можно получить в материалах ЗАО «РПМ-Центр», остановимся лишь на основных утверждениях. На сегодняшний день, наиболее популярными в мире являются стандарты Project management institute (РМ1), International Project Management Assotiation (IРМА). Стандарты РМ1 включают в себя стандарты по управлению проектами, программами и портфелями, они весьма популярны в мире, но не учитывают национальную специфику. Более приближенные к национальной специфике стандарты управления проектами созданы в рамках национальных ассоциаций 1РМА. В России членом международной национальной ассоциации IРМА является Российская Ассоциация Управления Проектами СОВНЕТ, разработавшая Национальные требования к компетенции (НТК), которые на 20% дополнены российской спецификой. В новых условиях в России создается Евразийский стандарт управления проектами ЕСУП, который, вобрав в себя все лучшее, созданное в рамках других стандартов, является именно Евразийским национальным стандартом и полностью учитывает национальную специфику. В рамках этого стандарта выделен отдельный стандарт управления инновационными проектами ЕСУП_ К Инновации, учитывающий новейшие модели и методологии не только проектного менеджмента, но и управления инновационной деятельностью и особенности российского законодательства в этой сфере. В отличие от других стандартов управления проектами, в нем отражена именно методология управления инновационными проектами, используются стандарты управления инновационной деятельностью и отражена российская специфика. Отметим также, что для создания инновационных продуктов используются методы управления проектами, для инновационных технологий - управление программами проектов, а для создания нового инновационного бизнеса для получения конкурентных преимуществ необходимо полнофункциональное использование методологии управления портфелями проектов.

58. Методики генерации идей. Метод Шести Шляп используется сейчас по всему миру, в организациях разного рода, от крупнейших компаний до семей и школ. Он используется потому, что прост и практичен. Когда обсуждается вопрос, каждый из присутствующих применяет к нему конкретную шляпу, и все думают в одном направлении. Шесть метафорических Шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления. БЕЛАЯ ШЛЯПА: Белый наводит на мысль о бумаге. Белая шляпа связана с информацией. Надев белую шляпу, мы задаем вопросы такого рода: "Какая информация у нас есть?"; "Какая информация нам нужна?"; "Какой информации нам не хватает?"; "Как нам получить недостающую информацию?"; "Какие вопросы мы должны задавать?" Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на имеющуюся или недостающую информацию. КРАСНАЯ ШЛЯПА: Красный наводит на мысль об огне и тепле. Красная шляпа связана с чувствами, интуицией и эмоциями. Вы можете не осознавать, почему вам что-то нравится, или почему не нравится. Когда используется красная шляпа, у вас появляется возможность описать свои чувства и интуицию без каких бы то ни было объяснений. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить. ЧЕРНАЯ ШЛЯПА: Это, возможно, самая полезная шляпа. И уж, несомненно, чаще всего используемая. Черный цвет напоминает о мантии судьи. Черный означает осторожность. Черная шляпа не дает нам сделать что-либо опасное. Черная шляпа указывает на риск и говорит, почему что-то может не получиться. Без черной шляпы мы постоянно попадали бы в беду. Однако черной шляпой нельзя злоупотреблять, так как злоупотребление опасно само по себе. ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА: Зеленый напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - шляпа энергии. Под зеленой шляпой мы вносим предложения и обсуждаем новые идеи и альтернативы. Под зеленой шляпой мы говорим о модификациях и вариациях существующих идей. Зеленая шляпа позволяет думать о возможностях. Когда используется зеленая шляпа, каждый прикладывает творческие усилия. СИНЯЯ ШЛЯПА: Синяя шляпа отводится для рассмотрения самого процесса мышления: "Что нам делать дальше?"; "Чего мы достигли на текущий момент?". Синяя шляпа используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в его результате. Синюю шляпу можно использовать, чтобы упорядочить последовательность применяемых шляп и просуммировать достигнутое. ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА: Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы делаем прямое усилие найти достоинства и преимущества предложения: "Что в этом хорошего?" Даже если идея нам не нравится, желтая шляпа просит нас найти в ней хорошие стороны. "Каковы преимущества?"; "Кому это выгодно?"; "Откуда появятся преимущества?"; "Каковы различные ценности?"

Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон. Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею. Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить. Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление. Синяя шляпа: Управление мыслительными процессами. Гарантия соблюдения всех шести шляп. Метод «Мечтатель, Реалист, Критик. Эта стратегия предназначена для «работы с мечтой». То есть для тех случаев, когда вы задумали что-то грандиозное, но еще не знаете, как это будет выглядеть, что нужно предпринять, чтобы этого достичь, и какие «подводные камни» могут встретиться на вашем пути. Мечтатель — человек, создающий самые красивые «воздушные замки». Все, что он умеет делать — гениально мечтать, «отрываясь» от современной реальности и полностью направляя все свои творческие способности на создание самой совершенной и единственной в своем роде мечты.Реалист — человек дела. Он получает удовольствие от процесса реализации доверенного ему проекта. Его меньше интересует, что было вчера и что будет завтра, зато он точно знает, что можно и нужно делать прямо сейчас. В работе ему помогает его чувство реальности, благодаря которому, он всегда может выбрать из многообразия предложений только те, которые можно реализовать в условиях данной реальности.Критик очень необычен: он изначально настроен позитивно к мечте и ее реализации. Своей задачей он ставит, основываясь на богатом прошлом опыте, предупредить возможные трудности и ошибки еще до того, как проект начал реализовываться. Критик умеет находить такие вопросы, о которых не думал ни Мечтатель, ни Реалист. Он по пальцам может пересчитать подводные камни на пути реализации мечты и заранее указать на те места, где нужно «подстелить соломки», чтобы все прошло гладко. Нужно помнить, что у мечтателя нет монополии на идеи. Это творческий процесс выработки идей, и все этапы в равной степени дают свой вклад в творчество. Без реалиста и критика идеи мечтателя вряд ли дошли бы до действий. ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения, выявление в технической системе недостатка, порождающего противоречие, и поиск решения через устранение этого противоречия. Основные функции и области применения ТРИЗ: решение изобретательских задач любой сложности и направленности; прогнозирование развития технических систем; пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления); совершенствование коллективов (в том числе творческих) по направлению к их идеалу (когда задачи выполняются, но на это не требуется никаких затрат). Метод «мозгового штурма» Метод «мозгового штурма» - это наиболее известный и широко используемый метод выработки новых идей и творческого решения проблем. Он представляет собой неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей по поставленной проблеме, спонтанно предлагаемых участниками. Подготовка к «мозговой атаке» начинается с формулирования проблемы, которая не должна быть ни слишком общей (это ведет к разбросу идей, и что-то конкретное получить будет трудно), ни слишком узкой (поскольку это будет сдерживать инициативу участников). Затем нужно подобрать участников «атаки», их должно быть человек 6—12. Желательно, чтобы это были люди разных профессий, но признанных авторитетов по обсуждаемой проблеме среди них быть не должно. Любые высказанные в ходе «атаки» идеи — даже самые абсурдные — следует записать, чтобы при необходимости к ним можно было бы вернуться еще раз, а участников обсуждения предупредить, что критиковать друг друга или высказывать какие-то отрицательные оценки строго запрещается. «Мозговая атака наоборот» во многом напоминает обычную «мозговую атаку», но при этом разрешается высказывать критические замечания. Вернее, не столько даже разрешается, сколько весь метод построен на том, чтобы все участники группы выявляли недостатки предлагаемых идей. К проведению таких заседаний нужно относиться очень ответственно, чтобы участники дискуссии вели себя корректно по отношению друг к другу. Метод «мозговой атаки наоборот» может дать неплохие результаты, если его задействовать в качестве предварительного шага перед использованием других методов стимулирования творческой активности. Обычно в ходе «мозговой атаки наоборот» участники должны не только найти все слабые места каждой идеи, но и предложить пути их устранения. Метод ролевого моделирования ситуации, широко применяемый небольшими компаниями, где отделы креативного реагирования заменяет узкий круг специалистов, например, маркетолог и менеджер по работе с клиентами или дизайнер и рекламный агент. Такой подход позволяет перенести визуально и «разыграть по ролям» ситуацию компания-клиент, продавец-покупатель, продукт-потребности.
Метод хорош для рекламных агентств, компаний по организации мероприятий, отделов маркетинга, где идеи могут нести более творческий характер.

Матрица «объемного мышления» - простая техника, кот позволяет взглянуть на бизнес-проблему с различных углов зрения, или многомерно. Такая матрица позволяет расширить диапазон предлагаемых реш-й по заданной проблеме. В осноае метода – тезис о том, что люди с различными професс-ми опытом и знаниями подхолдят к реш-ю одной и той же пробл с разных позиций. Данная техника помогает примерить на себя образ мыслей специал-в различного профиля и попытаться представить решения, кот могут прийти им в голову, таким обр получив «многомерную картину» решений возникшей проблемы. Один из распростр-х приемов при формиров-ии матрицы объемного мышления – метод 4Р. Он основыв-ся на изучении проблемы с четырех характерных позиций, лежащих в сфере бизнеса проблемы: продуктовый угол зрения: что неправильно задумано и сконструир-но в самом продукте?; планирование (маркетинговая программа и продвижение): верны ли маркет планы и методы продвиж-я в отнош прод-та?; коммерч потенциал прод-та: если повысить планы продаж прод-та, как мы сможем выполнить такие планы?; клиентская точка зрения: почему потребители предпоч-т один продукт другому аналогичному, и где в шкале их предпочтений расположен наш продукт?

Конкурентная разведка — сбор и обработка данных из разных источников, для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации, проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм (в отличие от промышленного шпионажа); а также структурное подразделение предприятия, выполняющее эти функции.

59. Инновационная инфраструктура и институты поддержки инновационного процесса. Инновационная инфраструктура - организации, осуществляющие и (или) способствующие осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. Инновационная инфраструктура является базовой составляющей инновационной экономики, инновационного потенциала общества, представляет собой инструмент и механизм инновационной экономики, совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций, для ускорения темпов развития экономики страны и роста благосостояния ее населения. Инновационная инфраструктура является своеобразным мостом между результатами научных исследований и рынком, государством и бизнесом. По существу институциональное окружение поддерживает, стимулирует, и регулирует процессы инноваций. Но институты не только поддерживают инновационную деятельность, они также могут препятствовать ей. Примером тому служат традиции или правовое регулирование. Можно заключить, что институты влияют на поведение организаций, создавая ограничения или стимулы для обучения и инноваций. Для того, чтобы инновационная система работала эффективно, важно исключить институты, которые препятствуют инновациям и учредить такие, которые поддерживают инновации. Институты развития являются одним из инструментов государственной политики, стимулирующих инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Основная цель институтов развития - преодоление так называемых «провалов рынка» для решения задач, которые не могут быть оптимально реализованы рыночными механизмами, для обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики. Институты развития выступают в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики и создают условия для формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам. Сеть «центров превосходства» действует на стадии поисковых исследований; определяет перспективные направления исследований, активно привлекая экспертов из науки, бизнеса, ведущих зарубежных центров; осуществляет финансирование исследований преимущественно в форме грантов.

Центры трансферта технологий функционируют на стадии поисковых исследований и опытно-конструкторских разработок. Оказывают информационную поддержку инновационным компаниям и индивидуальным разработчикам, в том числе осуществляя мониторинг зарубежного опыта. Организуют кооперацию инновационных компаний, научных учреждений и промышленных корпораций. В отличие от центров превосходства не предоставляют финансирования. Фонды посевного инвестирования (TEKES в Финляндии, в России - Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, посевной фонд РВК) на стадии поисковых исследований и опытно-конструкторских разработок определяют перспективные проекты и участвуют в софинансировании проектов. Бизнес-инкубаторы действуют на стадии создания стартапов (малых инновационных компаний). Не предоставляют финансирования, но обеспечивают весь комплекс других необходимых условий для создания и первоначального развития малых инновационных фирм. Особая результативность данной формы стимулирования инновационного бизнеса обусловлена синергическим эффектом взаимодействия нескольких инновационных фирм внутри одного инкубатора, т. е. совместным использованием дорогостоящего научного оборудования, параллельной разработкой дополняющих друг друга технологий, привлечением одних и тех же исследователей в несколько проектов. Государственные венчурные фонды, а также фонды фондов (SITRA в Финляндии, РВК в России). Первые осуществляют финансирование проекта напрямую, а вторые - опосредованно, финансируя другие венчурные фонды. Универсальные институты поддержки инноваций (Фонд Чили, программа Аванчи в Мексике, проект «Сколково» в России). Их деятельность охватывает практически все этапы развития и внедрения инноваций от определения направлений исследований до тиражирования нового бизнеса. Такие институты являются интегратором инновационного процесса, посредником между всеми заинтересованными участниками.

60. Нормативно-правовая база инновационной деятельности в РФ и РК. Федеральный закон об инновационной деятельности отсутствует. Его разработка ведется уже более 10 лет. Законодательная база РФ по инновационной деятельности практически пуста. Н-п база РФ: Законы

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный Закон "О передаче прав на единые технологии" 25 декабря 2008 года N 284-ФЗ

4. Федеральный Закон "О патентных поверенных" 30 декабря 2008 года N 316-ФЗ

5. Федеральный Закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" 2 августа 2009 года N 217-ФЗ

6. Федеральный Закон "О науке и государственной научно-технической политике" 23 августа 1996 года N 127-ФЗ

7. Федеральный Закон "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации". 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ

8. Федеральный Закон "О Российской корпорации нанотехнологий" 19 июля 2007 года N 139-ФЗ

9. Федеральный Закон "О статусе наукограда Российской Федерации" 7 апреля 1999 года N 70-ФЗ

10. Федеральный Закон "О коммерческой тайне" 29 июля 2004 года N 98-ФЗ

Указы

· Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу
О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий
О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения
Акты Правительства РФ

· Об утверждении Правил формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации

· "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы

· Об утверждении положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций

· Концепция федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы

· О федеральной целевой программе "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы"

· О федеральной целевой программе "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы"

· О федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы"

· Государственная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий"

· О мерах по государственной поддержке молодых российских учёных - кандидитов наук и их научных руководителей, молодых российских учёных - докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации

· О Правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности

· Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий

· О Правилах зачисления в доход федерального бюджета и использования средств, получаемых от реализации договоров, заключаемых при вовлечении в экономический и гражданско-правовой оборот результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и тех

· О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения

· О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности

· Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности

· Об использовании результатов научно-технической деятельности

Н-п база РК:

· приказ Минэкономразвития Республики Коми от 18 февраля 2010 года № 47

§ постановление Правительства Республики Коми от 10.02.2010 № 29

§ Постановление Правительства Республики Коми от 14 сентября 2009 года № 260 «О долгосрочной республиканской целевой программе «Развитие научной и инновационной деятельности в Республике Коми на 2010-2012 годы»

§ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006г. №230-ФЗ

§ Закон Республики Коми от 15.11.2006 N 104-РЗ
«О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Республики Коми» (в ред. Законов РК от 15.06.2007 N 51-РЗ, от 29.09.2008 N 100-РЗ, от 16.04.2009 N 29-РЗ)

§ Распоряжение Правительства Республики Коми от 2 мая 2007 г. N 154-р
«Об утверждении плана мероприятий по реализации Закона Республики Коми "О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Республики Коми"»

61. Фонды финанс-я НИОКР. Финансирование НИОКР производится только по договорам, контрактам, утвержденным сметам. Средства федерального бюджета направляются на финансирование НИОКР на безвозвратной и возвратной основе. На возвратной основе финансируются высокоэффективные прикладные научно-технические разработки, выполняемые в рамках федеральных целевых программ и проектов, международных целевых программ и проектов, заказов Минпромнауки России, министерств и ведомств на НИОКР. Затраты на НИОКР финансируются либо непосредственно из федерального бюджета, либо из бюджетных фондов: Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. НИОКР, выполняемые научными организациями по программам (заказам) субъектов РФ, финансируются за счет средств бюджетов территорий. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации выполняют НИОКР и по заказам предприятий, организаций, ассоциаций, банков за счет собственных, привлеченных и заемных средств заказчиков. Оплата этих работ производится в соответствии с заключенными договорами по договорным ценам, зависящим от конъюнктуры рынка НИОКР, степени новизны, коммерческой ценности, значимости НИОКР для заказчика, эффективности выполняемых НИОКР. Предприятия и организации выполняют НИОКР в рамках собственной инновационной деятельности за счет собственных средств: амортизационных отчислений по нематериальным активам; прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; средств от сдачи помещений в аренду, научных приборов в лизинг; средств от продажи патентов, «ноу-хау»; средств акционерных обществ от продажи ими облигаций, акций и др. Затраты на НИОКР финансируются также за счет средств внебюджетных фондов: отраслевых и межотраслевых, формируемых за счет добровольных отчислений: предприятий и организаций в размере до 1,5 проц. себестоимости реализуемой продукции; Российского фонда технологического развития Минпромнауки России, формируемого за счет перечислений министерствами, ведомствами, концернами, корпорациями, ассоциациями и другими объединениями 25 проц. суммы средств, поступающих в образованные ими отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР, и других источников. НИОКР за счет отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов финансируются на безвозвратной основе, а за счет Российского фонда технологического развития - на возвратной основе. Для финансирования высокоэффективных НИОКР научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации используют кредиты банков. Международные научно-технические программы, НИОКР, выполняемые по заказам иностранных фирм предприятиями смешанной формы собственности, финансируются (наряду с другими источниками) за счет средств иностранных инвесторов. Отдельные фонды, организации (отечественные и иностранные) предоставляют гражданам и юридическим лицам гранты на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

62. Государственная поддержка субъектов инновационной деятельности в РК. Сегодня научно-инновационный потенциал Республики Коми представлен развитой сетью научных и образовательных организаций, высококвалифицированными кадрами, крупными и малыми инновационно-активными организациями, наличием широкого спектра научных и инновационных разработок во всех отраслях экономики республики, наметившимися положительными тенденциями в динамике отдельных показателей в инновационной сфере за последние годы. Инновационная политика Правительства Республики Коми направлена на реализацию мер по стимулированию инновационной активности в Республике Коми, формированию и развитию региональной инновационной системы. В Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года определены приоритетные направления инновационных и научно-технических разработок. Таковыми являются: энергоэффективность и нетрадиционные энергоресурсы; информационные технологии и системы; биотехнология и медицина; химические технологии, новые материалы и покрытия; системы машин и технологий нового поколения; экология и рациональное природопользование.

Эффективному внедрению и реализации приоритетных инновационных и научно-технических разработок способствует нормативная правовая база Республики Коми по вопросам государственной поддержки инновационной деятельности: Закон Республики Коми от 15.11.2006 № 104-РЗ «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Республики Коми» (устанавливает цель, задачи, основные формы и меры государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми); постановление Правительства Республики Коми от 10.02.2010 № 29 «О порядке и условиях предоставления отдельных форм государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми» (определяет порядок, условия предоставления отдельных форм государственной поддержки инновационной деятельности, требования к субъектам инновационной деятельности и инновационным проектам).
В целях повышения эффективности реализуемых мер государственной поддержки инновационной деятельности постановлением Правительства Республики Коми от 14.09.2009 № 260утверждена республиканская целевая программа «Развитие научной и инновационной деятельности в Республике Коми (2010 - 2012 годы)». Программа предусматривает комплекс мероприятий, направленных на: организационную поддержку научной и инновационной деятельности; информационно-консультационную поддержку организаций, осуществляющих инновационную деятельность; содействие кадровому обеспечению в инновационной сфере;
поддержку и развитие научных исследований в Республике Коми; содействие внедрению передовых технологий и инноваций в экономику и социальную сферу. Среди основных мероприятий Программы, направленных на развитие инновационной деятельности в Республике Коми, следует отметить:
1)предоставление финансовой поддержки субъектам инновационной деятельности в следующих формах: предоставление субсидий на реализацию инновационных проектов, отобранных на конкурсной основе; предоставление субсидий субъектам инновационной деятельности на компенсацию части затрат, связанных с оказанием на безвозмездной основе услуг для субъектов инновационной деятельности, в том числе по разработке бизнес-планов инновационных проектов; предоставление субсидий, направляемых на компенсацию части затрат субъектов инновационной деятельности, связанных с началом предпринимательской деятельности в сфере инноваций (гранты) (будут предоставляться с 2011 года); предоставление субсидий на реализацию мероприятий по созданию и развитию в республике инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (будут предоставляться с 2011 года); предоставление налоговых льгот по налогу на прибыль (снижение ставки налога до 13,5%) и налогу на имущество (освобождение на 30%) в части средств, зачисляемых в республиканский бюджет Республики Коми: субъектам инновационной деятельности, инновационные проекты которых включены в Перечень инновационных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Республики Коми, формируемый в целях предоставления налоговых льгот (далее - Перечень);
хозяйственным обществам, созданным высшими учебными заведениями и научными учреждениями в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятел

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...