Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Концентрация производства. Интеграция и диверсификация. Рынок с монопольной властью




Рынок с монопольной властью. Сущность концентрации производства. Показатели концентрации производства. Централизация производства. Слияния и поглощения. Классификация типов слияний и поглощений компаний (горизонтальные, вертикальные, концентрические, конгломератные). Типы объединений: пулы, тресты, концерны, альянсы. Организационно-экономические формы слияний: ассоциации, синдикаты, картели. Эволюция российского рынка слияний и поглощений. Интеграция и диверсификация производства. Причины возникновения и стимулы к интеграции и диверсификации. Виды вертикальной интеграции и диверсификации. Опыт анализа вертикальной интеграции и диверсификации в странах с развитой рыночной экономикой. Особенности вертикальной интеграции и диверсификации в РФ. Квазиинтеграция. Кластеризация. Эффект масштаба. Внутренний и внешний эффект масштаба. Ограничения роста эффекта масштаба. Проблемы оптимальных размеров фирм и эффект масштаба. Монопольная власть. Взаимосвязь концентрации продавцов на отраслевом рынке и монопольной властью. Рынок с монопольной властью. Источники и показатели оценки монопольной власти.

Тема 5. Стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынке (олигополистическое взаимодействие)

Экономическая сущность стратегического взаимодействия. Реализация стратегического поведения фирм в условиях олигополии. Типы стратегии поведения фирм в условиях олигополии. Кооперативное и некооперативное поведение. Современная конкурентная олигополия. Состязательная олигополия. Глобальные олигополии. Классификация некооперативных стратегий. Применяемые стратегии при выработке соглашения о масштабе ценовой конкуренции. Модели Бертрана, Штакельберга, Форхаймера. Картельные соглашения. Ценообразование в условиях олигополии. Экономические теории олигополистического ценообразования. Динамика ценообразования в условиях монополии и олигополии. Ценообразование доминирующей фирмы. Ценовое лидерство. Модели поведения доминирующей фирмы на отраслевом рынке. Стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынке РФ.

Тема 6. Ценовая дискриминация

Экономическое содержание ценовой дискриминации. Теории ценовой дискриминации (А. Маршалл, Э. Чемберлен, Дж.М. Кейнс, Д.Робинсон). Виды, типы, факторы ценовой дискриминации. Способы реализации ценовой дискриминации. Особенности индивидуальной ценовой дискриминации. Совершенная ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки. Сегментная ценовая дискриминация. Формы проявления ценовой дискриминации. Власть покупателя и вертикальное ценообразование. Последствия применения дискриминационных цен. Воздействие ценовой дискриминации на экономическое благосостояние, распределение доходов, экономическую эффективность, интенсивность конкуренции.

 

Тема 7. Дифференциация продукта на отраслевых рынках

Экономическое содержание продуктовой дифференциации. Основные направления дифференциации продукта. Концепции дифференциации (Э. Чемберлен, Л. Кабраль). Виды, факторы, типы дифференциации продукта. Реальная и фантомная дифференциация продукта. Горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта. Модели вертикальной дифференциации (М. Мусса, С. Розен, А. Шакед, Ж. Габцевич, Ж. Тисс) и горизонтальной дифференциации (Х. Хотеллинг, К. Ланкастер, С. Сейлон). Способы измерения дифференциации продукта. Дифференциация продукта, структура рынка и конкуренция. Экономическая природа и основные элементы бренда. Бренд как проявление и инструмент дифференциации продукта на отраслевом рынке. Торговая марка и бренд. Виды брендов. Условия эффективности бренда. Стратегия расширения бренда и экономические выгоды от использования бренда.

Тема 8. Инновационная деятельность и структура рынка

Основоположники теории инновации. Западная научная школа (А. Смит, А. Маршалл, Й. Шумпетер, С. Кузнец, П. Друкер, О. Тоффлер). Российская научная школа (Н.Д. Кондратьев, А.И. Анчишкин, Ю.В. Яковец). Подходы к определению инноваций: объектный, процессный, процессно-утилитарный, процессно-финансовый, объектно-утилитарный. Новшество, нововведение и инновации. Классификация инноваций. Функции инновации: воспроизводительная, инвестиционная, стимулирующая. Инновационная деятельность и инновационный процесс. Методология исследования инновационной деятельности. Отраслевая организация и инновационная активность. Структура рынка, патенты и технологические инновации. Отраслевая структура инновационной активности предприятий РФ и РТ. Проблемы формирования отечественной инновационной политики.

Тема 9. Регулирование отраслевых рынков

Необходимость и сущность регулирования отраслевых рынков. Цель, формы, методы регулирования. Основные направления осуществления эффективной отраслевой политики. Типы отраслевой политики (активная, пассивная). Антимонопольное регулирование. Представители различных школ и направлений об антимонопольном регулировании (Л. Вальрас, У. Джевонс, К. Маркс, А. Маршалл, Дж. Стюарт Милль, Э. Чемберлин, Й. Шумпетер и др.). Антимонопольная политика в РФ и РТ. Естественные монополии. Признаки естественных монополий. Принципы ценообразования в естественной монополии. Реформирование естественных монополий.

 

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих дисциплин) №№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих дисциплин)
                 
1. Анализ конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности   + + +       +  
2. Стратегическое планирование       + + +     +
3. Организация производства           + + +  
4. Бизнес-планирование             + + +
5. Ценообразование издержки производства     +   + +     +
6. Организация инновационной деятельности предприятия           +   + +
7. Налоги и налогообложение     +           +
8. Комплексный анализ хозяйственной деятельности       +          
9. Кадровое планирование     +            
10. Организация охраны труда   +              
11. Инвестиции               + +
12. Рынок труда     +         +  
13. Социология труда +                
14. Бюджетная система РФ   + + +          
15. Маркетинг   +   + +   +    
16. Нормирование труда   +              
17. Экономико-правовое регулирование социально-трудовых отношений   +             +
18. Анализ и моделирование трудовых показателей         +     +  
19. Финансовые рынки   +             +
20. Оценка стоимости бизнеса   +           + +
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...