Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы и признаки правового государства




Концепция «господства права»

Разновидностью теории правового государства является концепция «господства права», сложившаяся в основном в рамках либеральной парадигмы, свойственной, прежде всего, англосаксонской право политической традиции. По справедливому замечанию известного специалиста в области сравнительного правоведения Р. Давида, общее право несет на себе известный отпечаток собственной истории. Английская правовая система формировалась судьями, и даже сейчас, когда статутное право регулирует огромный пласт общественных отношений, роль судебной практики продолжает оставаться весьма существенной. Так сложилось, что сначала в Англии, а затем и в США идея господства права материализовалась в институте сильного, неза­висимого суда, который стал своеобразным буфером между индивидом и властью, прежде всего центральной. В обществен­ном сознании и в правовой системе утвердился тезис об автоно­мности и независимости личности. Подобная позиция выражается в весьма настороженном отношении к законам и распоряже­ниям властных институтов, поскольку вероятность посягательств государства на суверенитет личности является актуальной всегда и при любом политическом режиме. Общественное сознание постоянно демонстрирует высочайший кредит доверия, прежде всего, суду, считая его самым важным гарантом прав человека. Таким образом, постепенно сформировалась идея ограничен­ного государства.

Примечательно, что теория «господства права» и концепция правового государства питались, в общем-то, из одного духов­ного источника — философии Возрождения. Вместе с тем романо-германская теория правового государства имеет ярко вы­раженный рационалистический аспект, поскольку упорядочива­ние общественных отношений мыслилось только посредством позитивных законов. В русле этого право интерпретировалось как своеобразная дисциплинирующая социальная система, и по сути немецкое правовое государство есть не что иное, как «воплощение определенного правопорядка». С известной долей условности можно констатировать, что «немецкое правовое государство выглядит как государство законопорядка», а его англосаксонская версия предполагает ограниченное государство и свободное правовое общество. Государству в последнем слу­чае отводится роль арбитра, посредника, который вмешивается в правовой конфликт только тогда, когда исчерпаны все другие возможности и потребность в активных властных действиях ста­новится необходимостью.

Концепция господства права весьма последовательно демон­стрирует приверженность идеям классического либерализма. Дж. Локк, обосновав свою знаменитую триаду естественных прав человека — на жизнь, на свободу, на собственность, объя­вил тем самым естественными основные принципы частного права, доказывая их приоритетность по отношению к позитив­ным законам. Задача государства ограничивается защитой этих принципов. Поэтому идеал Локка — правовое общество, одним из условий существования которого является ограниченное госу­дарство. Отношения власти и личности, опосредуемые публич­ным правом, могут быть признаны лишь в той мере, в какой они воспринимают принципы, «естественно сложившиеся» в сфере частного права. Конфликт индивида и государства через призму права приобретает форму коллизии между объективным и субъективным правом, за которым всегда последнее слово, поскольку свобода индивидуальна и является высшей ценностью. Основополагающие субъективные права являются обязывающи­ми по отношению к государству и статутному праву.

Нельзя не видеть стремление концепции господства права отстаивать интересы личности, «самости» перед властью. Право в данном случае есть не что иное, как продукт общества, а фактор государства в формировании права является весьма незначительным и формальным. Идея господства права порож­дает очень гибкую, восприимчивую к переменам правовую систему, которая, несмотря на свою сложность, является надежным гарантом против произвола властей. Конечно, есть и слабые стороны данной теоретической конструкции. И все же идея господства права имеет непреходящее гуманистическое значе­ние. Это своего рода правовой ориентир, эталон, цель, к кото­рой следует стремиться, и надо сказать, что в некоторых стра­нах право действительно имеет высокую социальную ценность. Концепция «господства права» оплодотворяет эволюцию право­вых институтов, побуждает к бесконечному совершенствованию во имя прогресса и свободы. Господство права и господство закона — две стороны одной медали — правового государства, которые в принципе должны синтезироваться в единое поня­тие — правовой закон.

 

Основы и признаки правового государства

По мере развития человеческой цивилизации государство постепенно превра­щается из примитивного "варварского" принудительно-репрессивного образования в демо­кратическую и гуманную организацию политической власти, основанную на верховенстве права.

При этом право играет главенствующую роль лишь в том случае, когда оно является мерой свободы отдельного человека и всех членов общества, когда оно предстает воплощением нравственных, духовных и гуманных начал его государственной организации.

Развитая правовая система государства еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, однако многие законы противоречили праву. Это проявлялось, прежде всего, в уголовном законодательстве, границы которого были существенно расширены. Уголовно-наказуемыми признавались административные и дисциплинарные проступки (прогул или опоздание на работу влекли за собой применение мер уголовной ответственности), а также деяния, в силу своей малозначительности лишь формально несущие признаки преступления (хищение одного-двух килограммов зерна - несколько лет лагерей).

Зачастую в законах попирались не только устоявшиеся справедливые и объективные правовые категории и принципы (например, осуществление правосудия только судом), но и общепризнанные моральные нормы (дети не отвечают за преступления своих родителей). Вопреки этому моральному принципу уголовным и уголовно-процессуальным законодатель­ством СССР предусматривалась уголовная ответственность "членов семей изменников Роди­ны", для которых создавались спецлагеря, например, печально известный АЛЖИР (Акмоли­нский лагерь жен изменников Родины).

Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Представление о правовом государстве ассоциируется с двумя основополагающими принципами: законодательный порядок в государстве и защищенность гражданина. Законная власть для своего утверждения и укрепления облекается в форму права. Как отмечал Л.Дюги, государство есть не что иное, как сила, отданная на служение праву.

Государство, поставленное под контроль права, — это и есть правовое государство, всеохва­тывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона означает, что ни один государственный орган, партийная или общественная организация, предприятие или должностное лицо, ни один гражданин не освобождаются от обязанностей подчи­няться закону, соблюдать и исполнять его. Это означает также, что все другие правовые акты, принимаемые различ­ными государственными органами, должны основываться на законе, не противоречить ему. В этом смысл высшей юри­дической силы закона в иерархии правовых актов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...