Тема 5. Правосознание и правовая культура.
Рабочая учебная программа по дисциплине Б.1.В. ПРАВОВЕДЕНИЕ
Для направления 220100.62 Системный анализ и управление Профиль: системный анализ и управление экономическими системами Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр Форма обучения очная
Краснодар 2014 Рабочая программа «Правоведение» разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 220100.62 Системный анализ и управление, утвержденным приказом Минобрнауки России от 04.05.2010 г. № 464, и примерной ООП
Рецензент: Жинкин С.А. – д.ю.н., профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Кубанского государственного университета
Составители:________________ Фарои Т.В. – к.ю.н., доцент, преподаватель кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Кубанского государственного университета ________________ Казаков Г.А. – преподаватель кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Кубанского государственного университета.
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права «17» сентября 2011 г. протокол № 2
Заведующий кафедрой _________________ Жинкин С.А. – д.ю.н., профессор подпись
Рабочая программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии юридического факультета 04.10.2011 г. № 2
Председатель УМК Юридического факультета
д.ю.н., профессор _________________ Прохоров Л.А. подпись ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения дисциплины «Правоведение» является овладение студентами знаниями в области права, выработка позитивного отношения к нему, рассмотрение права как социальной реальности, созданной человеческой цивилизацией и наполненной идеями гуманизма, добра и справедливости.
Основными задачами учебного курса являются: · выработка умения ориентироваться в содержании действующих законов; · воспитание правовой грамотности и правовой культуры; · привитие навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения основных социально-правовых ролей в обществе (гражданина, избирателя, собственника, потребителя, работника).
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ При прохождении дисциплины комплексно решаются вопросы повышения общей правовой культуры студентов. Они учатся владеть юридической терминологией, получают навыки работы с правовыми актами, анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений.
Дисциплина «Правоведение» полностью или частично формирует у обучающегося следующие компетенции:
1) общекультурные
· знает и понимает законы развития общества и умеет оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК- 2); · способен занимать активную гражданскую позицию (ОК- 3); · умеет анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК- 4); · умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); · способен находить организационно - управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8); · умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9); · осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 12); · способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);
2) профессиональные
· способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
· способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); · способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); · способен толковать различные правовые акты (ПК-15).
В результате изучения дисциплины обучаемые должны:
· понимать роль права в функционировании демократического правового общества, владеть общей правовой культурой; · знать правовые нормы, регулирующие гражданские, семейные, трудовые и экологические отношения; · понимать юридическое значение своих действий и соотносить их с возможностью наступления юридической ответственности в профессиональной деятельности. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, трудоемкость зачета составляет 36 часов. Объем дисциплины и виды учебной работы по направлению подготовки 220100.62 Системный анализ и управление. Системный анализ и управление экономическими системами.
Конкретные темы лекционных и семинарских занятий для ОФО, обучения на базе СПО и обучения на базе ВПО выбирает ведущий преподаватель из числа тем, представленных ниже.
ПРОГРАММА КУРСА (СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ): Тема 1. Понятие, принципы и сущность права.
Понятие и определение права. Право в объективном и субъективном смысле. Признаки права. Сущность права. Норма права, понятие, признаки и структура. Отличие от других социальных норм. Основные концепции правопонимания. Экономика, политика, право. Принципы права. Социальное назначение права. Функции права: понятие и виды.
Тема 2. Формы (источники) права.
Соотношение понятий «форма» и «источник» права. Классификация форм права. Основные виды форм российского права. Понятие и виды нормативных актов. Законы: их понятие, признаки и виды. Верховенство закона. Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Тема 3. Понятие, принципы и функции государства.
Характеристика экономической основы, социальной власти и норм первобытного общества. Причины и формы возникновения государства. Закономерности возникновения государства, его признаки. Характеристика теорий происхождения государства. Проблема соотношения государства и права. Классификация функций государства. Характеристика основных внутренних и внешних функций.
Тема 4. Правовые системы. Правовая система общества: понятие и структура. Классификация правовых систем. Характеристика основных правовых семей народов мира. Международное право и международные отношения как части международной системы.
Тема 5. Правосознание и правовая культура. Понятие правосознания. Место и роль правосознания в системе форм общественного сознания. Взаимосвязь с политической, экономической, нравственной, религиозной и иными формами сознания. Структура правосознания. Правовая психология и правовая идеология. Виды и уровни правосознания. Взаимодействие права и правосознания. Понятие, основные черты и функции правовой культуры. Правовой нигилизм и правовой идеализм. Правовое воспитание. Тема 6.Правовые отношения.
Понятие, признаки и виды правовых отношений. Предпосылки возникновения правоотношений. Состав правоотношения. Понятие и виды субъектов права. Правоспособность и дееспособность. Ограничение дееспособности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|