Этические аспекты социальной работы с бывшими заключенными
Несколько последних десятилетий были ознаменованы процессами широкого распространения идеи международного гуманитарного права и применением прав человека на практике. В отечественной академической традиции социальной работы и социальной политики проблема этнических различий становится предметом специального обсуждения. Как и все объекты социальной работы, бывшие заключенные требуют особого этического подхода при работе с ними. Одним из аспектов продуктивной социальной работы с заключенными является применение адекватных ситуации профессионально-этических норм и правил. Специфика бывшего заключенного состоит в том, что он пребывал определенное количество времени (длительность назначенного судом срока) в обстановке в которой сформировалась сложная субкультура которая «проникает» в сознание заключенных за очень короткий промежуток времени. К данной субкультуре можно в частности отнести принципы, правила поведения, нормы которые в обществе заключенных являются нормой (приложение №5). Все это настолько прочно усваивается в заключенном, что, даже выйдя на волю их мест лишения свободы он продолжает следовать этим нормам. Поэтому встает резонный вопрос, – каким образом следует социальному работнику подходить к заключенному, чтобы помочь бывшему арестанту в решении его социальных проблем. Для того чтобы осмыслить процесс общения социального работника и бывшего заключенного, важно определить его направленность, ценности, в соответствии с которым оно должно строиться. Ценности социальной работы формируются в соответствии с гуманистической этикой общения, а ее высшей ценностью является человек. Этика межличностного взаимодействия исключительно сложна. В основе ее — главные принципы доверия и доброжелательности, уважения к другому человеку. Признание ценности другого человека может выражаться и в конкретных оценках и даже, если эта положительная оценка опережает действительные достоинства человека, он будет стараться ее оправдать, т.е. выполнить ту социальную роль, которая ему предписывается извне. Терпимость — также один из важных принципов, свидетельствующий о культуре общения, о нравственном кредо социального работника. Терпимость помогает гуманизировать межличностные отношения, сделать их более человечными, доброжелательными. Кроме того, гуманистическая этика общения ориентируется на такие нравственные общечеловеческие ценности, как: доверие, откровенность, бескорыстие, милосердие, доброта, забота, правдивость, выполнение долга и верность слову. Общение предполагает и такие чувства как товарищество, сопереживание, чувство вины, стыда, раскаяния. Идеальное общение неотделимо от таких ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. Ценить в общении надо не только свою свободу, но и свободу другого, уважение внутреннего мира другого.
Уровень культуры общения и этика общения — близкие понятия. Они определяются не только совершенством отдельных сторон или аспектов общения, они предполагают гармоническое сочетание и развитость элементов культуры общения. Суммируя все вышесказанное, хотелось бы выделить основные этические стандарты социального работника при работе с лицами, вернувшимися из мест лишения свободы. У западных социальных работников существует этический кодекс, разработанный НАСР положения которого вполне применимы при работе с бывшими арестантами.[19] К главным его положениям относятся: — быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиентов;
— делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиентов; — уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним; — в отношении с коллегами быть доброжелательным, уважительным; — в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии; — служить своей профессией на благо окружающим. К этическим стандартам профессионального общения социального работника можно отнести следующие: 1. Социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом; 2. Социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника; 3. Социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего; 4. Социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей; 5. Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей; 6. Социальный работник, занимающийся научной или исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давления при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования; 7. Социальный работник должен защищать своих подопечных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав; 8. Социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними; 9. Информация, полученная в процессе исследовательской работы должна считаться конфиденциальной. Что касается непосредственных этических обстоятельств социального работника перед клиентом, то: · Интересы клиента всегда должны быть на первом месте; · Социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки;
· Никогда не использовать взаимоотношения с клиентом для достижения личной выгоды; · Никогда не проявлять, не способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку или личностным характеристикам, условиям, статусу; · Социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, представляемых ему социальной службой; · Следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента; · Социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб; · Социальный работник должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов "лечения"; · Социальному работнику не следует участвовать от имени клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента; Что касается такого важного этического момента как конфиденциальность, то социальный работник должен: · уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации; · информировать клиента о границах ее конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, целях получения информации и ее использования; · получить согласие клиента на печатание, запись разговоров, участие третьего лица; · в отношении с коллегами должен быть уважителен, справедлив, честен, корректен; · Следует сотрудничать с коллегами для эффективного осуществления профессиональных интересов. Относиться с уважением к мнениям, квалификации, достижениям коллег и использовать соответствующие каналы для высказывания суждений на этот счет. Если социальный работник замещает коллегу, то он должен действовать с учетом интересов, характера и репутации этого коллеги.
Социальный работник, руководящий своими коллегами, должен выполнять свои обязанности в справедливой взвешенной манере, оценивая их деятельность в соответствии с четко сформулированными критериями. [20] Также важно отметить необходимость в формировании этического кодекса, который будет как «настольная книга» социального работника реализующегося как в стенах учреждения исполняющего наказание, так и за ними с лицами, отбывшими наказание в этих учреждениях. Поэтому я счел необходимым поместить в приложении к данной работе профессионально этический кодекс социального работника в пенитенциарной системе (приложение №2). Профессионально-этический Кодекс социального работника пенитенциарной системы основан на этических принципах социальной работы, принятых Международной федерацией социальных работников - МФСР (Осло, октябрь 1994г.), Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб России (Москва, май 1994г.) и отражает гуманистические традиции, накопленные в отечественной и зарубежной социальной работе, фундаментальные принципы защиты прав и свобод человека и гражданина. Кодекс составлен с учетом этических стандартов, признанных международным и отечественным профессиональным сообществом. Назначение Кодекса состоит в том, чтобы обозначить нравственные ориентиры, отметить основные пути к принятию решений в проблемных ситуациях, свести к минимуму риск совершения ошибок в процессе профессиональной деятельности, а также защитить от возможных неправомерных претензий к социальным работникам. Кодекс призван консолидировать профессиональное сообщество социальных работников пенитенциарной системы. Таким образом, можно сделать вывод, что реализация этических принципов в социальной работе с бывшими заключенными представляет собой необходимый аспект, который должен учитываться специалистом по социальной работе при формировании субъектности данной категории риска.
Заключение
В данной работе были рассмотрены основные аспекты социальной работы с такой категорией клиентов как бывшие заключенные. Необходимость положительной социальной интеграции бывших заключенных выражается в том, что лица отбывшие наказание и вставшие на путь преступления совершают новые преступления, порождая страх, тревогу и наносят ущерб экономической жизни. Возвращение во внешний мир может стать для заключенных опасным опытом. Некоторые из них являются профессиональными преступниками, но некоторые, будучи рецидивистами, полагают, что вернуться к преступной жизни их заставили обстоятельства, поскольку по-другому им было не выжить. Многие из них сталкиваются с реальными проблемами в следующих областях: безработица, злоупотребление алкоголем или наркотиками, использование свободного времени, семейные взаимоотношения, взгляды, убеждения и взаимоотношения с другими преступниками.
При работе с лицами, отбывавшими наказание в местах лишения свободы социальному работнику необходимо руководствоваться в полной мере принципами социальной работы делая особый упор на принцип законности и также на этические принципы социальной работы. Таким образом, поспенитенциарная социальная работа - средство исправления, условие, мобилизующее все имеющиеся у учреждения социального обслуживания возможности для исправления и ресоциализации бывшего осужденного. Население не всегда заинтересовано в оказании помощи заключенным. Оно часто полагает, что люди, не совершавшие преступлений, должны иметь приоритет. Однако службы социальной адаптации могут добиться следующих желательных результатов в интересах общества: сократить тенденцию для бывших заключенных возвращаться к преступному поведению после освобождения, помочь более слабым преступникам противостоять влиянию более сильных, позволить бывшим заключенным внести положительный вклад в общественную жизнь после освобождения, сократить проблемы, которые они создают для органов власти и общества в целом, сократить потребности в расходовании средств на деятельность правоохранительных органов. Для того чтобы решить указанные проблемы необходимо, чтобы Управление федеральной службы исполнения наказаний и другие социальные службы создали устойчивое партнерство: УФСИН должен работать в координации и при поддержке широкого спектра служб социальной адаптации для освобожденных заключенных. Существование внешних служб является жизненно необходимым для социальной адаптации. Служба исполнения наказаний не в состоянии предоставить такие услуги, которые могут предложить указанные службы. Здравоохранение, образование, социальная защита и услуги по трудоустройству играют жизненно важную роль. В то же время все сотрудники УФСИН, вне зависимости от своих функциональных задач, могут в той или иной мере участвовать в работе по социальной адаптации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|