Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика отраслевых принципов права социального обеспечения.




 

Учёные, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения по-разному формулируют принципы отрасли права социального обеспечения. Не совпадает их количество и у различных авторов.

Наиболее удачной является формулировка принципов права социального обеспечения Тучковой Эльвирой Гальвировной. В частности, она выделяет следующие принципы:

1. Принцип всеобщности социального обеспечения. Конституция РФ и Декларация Прав и свобод человека и гражданина в РФ закрепляют право на социальное обеспечение независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, языка, происхождения… Наиболее полно принцип всеобщности воплощён в пенсионном обеспечении. Так, граждане, не имеющие права на трудовую пенсию, имеют право получать социальную пенсию.

2. Осуществление социального обеспечения за счёт страховых взносов и средств бюджета. Конституционное право на социальное обеспечение гарантируется системой социального страхования и социального обеспечения. Государственная система социального страхования включает в себя три элемента:

1) Пенсионное страхование.

2) Медицинское страхование.

3) Социальное страхование.

Каждый из этих видов страхования предоставляет застрахованным и членам их семей защиту от определённого вида социального риска.

Финансовую базу указанных видов страхования составляют государственные внебюджетные фонды, которые обеспечивают сбор и накопление обязательных к уплате страховых взносов, за счёт которых финансируются трудовые пенсии, пособия по системе социального страхования, медицинская помощь и лечение.

Многие виды социального обеспечения предоставляются человеку без всякой связи с трудовой деятельности, а просто как члену общества. Например, социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальное обслуживание и другие, которые финансируются за счёт средств бюджетов всех уровней.

3. Принцип гарантированности социального обеспечения (или Мочульская говорит, что это «принцип универсальности социального обеспечения», и она ещё добавляет «комплексность», то есть можно пользоваться и пенсиями, и пособиями и ещё чего-нибудь…). Как и в ленинской программе: при социальных рисках, когда по независящих от лица обстоятельствах он теряет работоспособность.

4. Многообразие видов и оснований социального обеспечения.

5. Принцип дифференциации условий и норм социального обеспечения. С одной стороны, все имеют право на различные виды социального обеспечения. Но, с другой стороны, существуют различия в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств. А именно:

1) от условий труда (кузнецы, сталевары и т.д. уходят раньше – в 50 лет);

2) от местности, где протекала работа;

3) от состояния здоровья (инвалидам 1 группы по зрению, военным, получившим травму);

4) От ряда других обстоятельств (количество детей и т.д.).

6. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан в разработке и принятии решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Например, под инициативой движения «Комитет солдатских матерей» родители погибших военнослужащих имеют две льготы – первая получение пенсии раньше на 5 лет, а вторая – получение двух пенсий, одна из которых – за погибшего сына-военнослужащего.

 

Тема: «Источники права социального обеспечения».

 

1. Понятие и особенности источников права социального обеспечения.

2. Классификация источников.

 

 

Понятие и особенности источников права социального обеспечения.

 

Источники права социального обеспечения – это внешняя форма правотворческой деятельности государства в сфере социально-обеспечительных отношений, в результате которой создаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы права социального обеспечения.

В сфере социального обеспечения действует большое количество законов, но для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный закон (или Основы, или Кодекс), охватывающий всю совокупность отношений по социальном обеспечению.

Реформа государственной системы социального обеспечения конца XX – начала XXI века значительно активизировала законотворческий процесс, но ускоренная подготовка новых законов негативно отразилась на их качестве.

Новые федеральные законы характеризуются:

1) Крайней нестабильностью, как правило, имеют несколько редакций, подвергаются частым изменениям и дополнениям.

2) Одни и те же понятия формулируются по разному (понятие «страхового стажа» формируется в трёх законах и оно везде разное).

3) Не во всех законах предусматриваются источники финансирования, механизмы реализации прав и ответственность субъектов, что превращает их в декларации.

4) Бессистемность, противоречие, дублирование, пробелы, коллизии, большое количество отсылочных норм.

Всё это затрудняет правоприменительную деятельность и снижает эффективность правового регулирования.

Принятие «Кодекса социального обеспечения» позволило бы не только упорядочить правовое регулирование и устранить противоречие, но и поднять на более высокий качественный уровень содержание нормативного материала.

Однако в условиях нестабильности правового регулирования всеобъемлющая кодификация вряд ли возможна. Поэтому большинство правоведов склоняются к поэтапной кодификации по видам социального обеспечения.

Наиболее близко к воплощению этой идеи подошли учёные-юристы Захаров, Савостьянова и Тучкова, разработавшие в 2008 году Проект Пенсионного Кодекса Российской Федерации.

В 2009 году группа разработчиков под руководством Федуна, состоявшая в основном из экономистов, представила свой проект Пенсионного Кодекса.

Сравнивая эти два проекта, можно отметить, что первый отличается тщательно проработкой правовых норм и состоит из пяти (5) частей, одиннадцати (11) разделов и двести шестнадцати (216) статей.

Второй проект является более объёмным, включает в себя общую и особенную части, состоит из двенадцати (12) разделов и пятьсот шестидесяти шести (566) статей.

Во втором проекте содержатся сложно совместимые с юридической точки зрения положения, относящиеся как к государственной, так и к негосударственной системе пенсионного обеспечения.

К его существенным недостаткам можно отнести: отсутствие норм об ответственности государственных органов и других публичных агентов (например, Пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды) за несвоевременное назначение пенсии, неверное исчисление её размеров, неправомерное удержание из пенсии.

Второй проект нуждается в глубокой юридической проработке вопросов совмещения социально-обеспечительных и гражданско-правовых конструкций и механизмов, чтобы избежать правовых коллизий с гражданским законодательством.

 

 

Классификация источников.

 

Классификация по юридической силе:

Законы. Бывают Конститутивные нормы (статьи в Конституции – вспомнить обязательно статьи 38 и 39), бывают кодифицированные законы (Основы законодательства об охране здоровья населения, а так нет), текущие законы.

Любимая классификация лектора:

Классификация источников по видам социального обеспечения: пенсии, пособия и социальное обслуживание (льготы и т.д.).

И по каждому по два примера закона привести.

Есть ещё классификации по кругу лиц, по видам социального обеспечения, по действию по времени, по принявшим органам и по содержанию.

По содержанию – комплексные и отраслевые. Комплексные содержат нормы нескольких отраслей (закон о занятости).

Здесь же вопрос, является ли источником судебная практика.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...