Молодежная политика как направление социальной политики
В настоящее время термином «молодежная политика» обозначают ряд государственных и социальных функций, осуществляемых в отношении молодого поколения. В.Т. Лисовский и его соавторы выделяют несколько аспектов в понимании данного термина. Во-первых, это очень широкая, многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают прямо или косвенно молодое поколение с момента рождения и до 29 лет (детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье, свободное время, обязательная воинская служба и т.д.). Во-вторых, под«молодежной политикой» подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных и муниципальных (местных) учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи. Они совместно с другими структурами решают частные вопросы, касающиеся проблем молодежной безработицы, преступности среди подростков, социальной незащищенности молодей семьи. В-третьих, термин «молодежная политика» охватывает только политику в сфере свободного времени и образования молодежи. В некоторых регионах комитеты по делам молодежи объединены с соответствующими комитетами по спорту и физической культуре, что отражает прямолинейное и узкое понимание сути молодежной политики на данной территории. Как узкое, так и широкое трактование сути молодежной политики подвергаются критике со стороны ученых и практиков. Такие подходы приводят или к сужению содержания этого вида социальной политики или к ее «размыванию» в других социально-экономических вопросах, решаемых правительственными и муниципальными органами в отношении различных категорий населения.
Молодежная политика – это своего рода «молодежный срез» государственной (общенациональной), муниципальной (региональной районной), социально-экономической политики. Она может осуществляться также частными, общественными организациями и фондами. Это система мер по «завоеванию», удержанию и поддержанию определенного социального (экономического правового, политического, этнического, культурологического и т.д.) статуса молодежи, которая в силу тех или иных причин оказывалась или может оказаться в перспективе в трудном, ущемленном положении по сравнению с другими группами (слоями) населения и при этом только собственными силами не в состоянии улучшить свое положение. Таким образом, цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества). Цель определяет две взаимосвязанные задачи: – создание объективных условий для цивилизованного социального становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики); – создание благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества; практической отработки новых общественных отношений и форм социальной жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики). Можно утверждать, что государственная молодежная политика – это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства. Традиционно выделяются следующие направления молодежной политики: – обеспечение соблюдения прав молодежи; – обеспечение гарантий в сфере труда и занятости; – государственная поддержка молодой семьи; – гарантированное предоставление социальных услуг;
– поддержка талантливой молодежи; – формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи; – поддержка деятельности молодежных и детских объединений; – содействие международным молодежным обменам. Указывается, что система формирования и реализации государственной молодежной политики включает три основных направления деятельности: социальное законодательство; государственное регулирование; плановое и финансовое обеспечение. В ряде стран Запада молодежная политика рассматривается как составная часть стратегии социально-экономического развития, причем речь идет не только о расходах на конкретные молодежные программы, а об инвестициях, направленных на подготовку новой рабочей силы, на развитие производительных сил в целом. Такой подход к молодежной политике имеет конечной целью всестороннее развитие личности молодых людей, их привлечение к сознательному и активному участию в жизни общества и государства. Среди множества глобальных проблем, находящихся в центре внимания ООН, забота о молодом поколении была провозглашена в качестве одной из важнейших ее задач, особенно после принятия в 1965 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами. Проблемы молодежи становятся постоянным объектом внимания всей системы ООН, в том числе ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ. Для реализации молодежных программ ЮНЕСКО уделяет большое внимание соблюдению основных прав и свобод человека, прежде всего права на жизнь. В этих целях ЮНЕСКО оказывает помощь в поиске новых и развитии существующих форм сотрудничества на местном, региональном и международном уровнях. Молодежная политика и деятельность ЮНЕСКО пользуются вниманием и поддержкой правительств многих стран мира, общественных сил, в том числе молодежных объединений и их руководящих органов. В решении проблем молодежи активное участие принимает Международная организация труда (МОТ). В своих решениях и практической деятельности она учитывает долгосрочные перспективы в связи с ростом числа молодых людей в мире, особенно в развивающихся странах, которые, по мнению экспертов МОТ, «встретятся с серьезными, а в отдельных случаях непреодолимыми, трудностями в поисках производственной занятости».
В развитых странах Запада реализуются две основные стратегии молодежной политики. Первая (ее называют иногда неоконсервативной) предусматривает государственную помощь лишь отдельным, наименее социально защищенным и «неблагополучным» категориям молодежи при жесткой регламентации расходования средств и категорий нуждающихся в помощи. Вторая, разработанная социал-демократическими правительствами ряда стран Центральной и Северной Европы, исходит из ответственности государства за интеграцию всей молодежи и предусматривает разработку социальных программ, доступных для всех молодых людей. В настоящее время в Европе наметилась тенденция перехода от всеобъемлющих, единых, централизованных общегосударственных (национальных) программ для всей молодежи к локальным, целевым, централизованным, гибким проектам, при реализации которых акцент делается на усилиях местных (муниципальных, районных) органов власти как более приближенных к конкретным потребителям и учитывающих демографические, социальные, экономические и политические особенности конкретной территории, где формируется и реализуется молодежная политика. В качестве приоритетных целей современной государственной молодежной политики выступает выравнивание социального статуса различных групп молодежи и становление ее субъективности в сфере труда, духовного и физического развития. Сильная молодежная политика должна дать молодым людям не набор лозунгов, а хотя бы небольшой опыт победы, вселить веру в возможность реальных социальных достижений. Молодежная политика должна носить дифференцированный характер по направлениям: образования, воспитания, профессиональной подготовки, занятости, здравоохранения, социального обеспечения и т.п. и реализовываться специальными государственными министерствами, ведомствами, структурами при участии общественности. Кроме того молодежная политика дифференцирована по уровням реализации.
Одним из важнейших элементов социальной политики в отношении молодежи является ее социальная защита. Ведущая цель государственной системы социальной защиты молодежи – помочь молодым людям обрести чувство собственного достоинства, веру в свои силы, желание собственным трудом добиться лучшей жизни, а не пассивно ожидать ее. Здоровый человек нуждается не только и не столько в социальной защите, сколько в предоставлении ему возможности самоопределиться, самоутвердиться. Социальная защита может быть рассмотрена в четырех аспектах: 1. Защита самого процесса формирования и развития личности молодого человека. 2. Защита среды формирования и развития личности. 3. Защита прав молодого человека. 4. Целевая социальная защита: Во-первых, это помощь молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с молодежью, для решения строго определенных конкретных задач. Во-вторых, это постоянная помощь тем, кто не в состоянии без нее обходиться, живет на пороге нищеты и бедности. В условиях всеобщего и ужесточающегося жизненного кризиса это направление становится наиболее важным и актуальным. Подводя итоги анализу социально-молодежной политики как элемента системы социальной защиты населения, можно резюмировать, что социальная политика – одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства, которая призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Выделяются различные типы и направления социальной политики, в том числе демографический тип, элементом которого является молодежная политика. Необходимость последней обусловлена наличием ряда объективно существующих проблем молодежи как социально-демографической группы современного общества. Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|