Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процедура и результаты исследования влияния личностных характеристик и мотивационной сферы на характер протекания синдрома профессионального выгорания




 

Обработка данных, полученных при помощи методики "MBI" для диагностики уровня "эмоционального выгорания" позволила классифицировать респондентов следующим образом:

§ 32 человека имеют высокий уровень эмоционального выгорания, причем у всех ярко выражен показатель по шкале "эмоциональное истощение", на втором месте показатель по шкале "редукция личных достижений".

§ 18 человек имеют низкий уровень "эмоционального выгорания" (в пределах нормы).

 

Таблица 1 Средние значения основных характеристик выгорания.

  Низкий уровень ЭВ Высокий уровень ЭВ
Эмоциональное истощение 35 48
Деперсонализация 8 11
Редукция личных достижений 23 28
Средние величины 66 87

 

Следующим этапом исследования стало исследование уровня тревожности с помощью методики "Шкала самооценки Спилбергера и Ханина".

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта.

Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной, деятельной личности. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озобоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным по времени.

Личности, относимые к категории высоко тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Обработка данных, полученных при помощи данной методики позволила классифицировать респондентов следующим образом:

§ у группы человек, с высоким уровнем "эмоционального выгорания", ярко выражен показатель личной тревожности, а реактивная тревожность умеренно выражена.

§ группа человек, имеющих низкий уровень "эмоционального выгорания", имеют умеренный показатель реактивной тревожности и низкий показатель личной тревожности.

 

Таблица 3 Средние значения показателей реактивной и личностной тревожности.

  Низкий уровень ЭВ Высокий уровень ЭВ
Реактивная тревожность 37 37
Личная тревожность 28 57

 

Из чего следует, что к эмоциональному выгоранию в большей степени склонны люди с высоким уровнем личной тревожности. В результате математической обработки полученных данных обнаружена положительная корреляционная связь эмоционального выгорания с высоким уровнем личной тревожности (r = 0,49).

На следующем этапе исследовалась мотивационная направленность личности испытуемых с помощью методики "Диагностика мотивационной структуры личности", автор В.Э. Мильман.

Данная методика имеет несколько шкал: "жизнеобеспечение" (Ж), "комфорт" (К), "социальный статус" (С), "общение" (О), "общая активность" (Д), "творческая активность" (ДР), "социальная полезность" (ОД).

Сумма всех баллов по шкалам Ж, К, С, О характеризует общежитейскую направленность личности, сумма баллов по шкалам Д,ДР,ОД характеризует "рабочую" направленность личности.

В результате данного исследования у всех респондентов, вне зависимости от уровня эмоционального выгорания, выражен "общежитейский" мотивационный профиль.


Таблица 2 Средние значения по шкалам мотивационной структуры личности.

  Низкий уровень ЭВ Высокий уровень ЭВ
Жизнеобеспечение (Ж) 12 11
Комфорт (К) 15 14
Социальный статус (С) 15 18
Общение (О) 19 20
Общая активность (Д) 11 10
Творческая активность (Д) 14 16
Социальная полезность (ОД) 17 13

 

Из чего следует, что мотивационная направленность личности ни как не влияет на уровень эмоционального выгорания. Коэффициент корреляции равен (- 0,04).

 


Заключение

 

В результате нашего исследования гипотеза подтвердилась частично. Уровень и характер протекания синдрома профессионального выгорания зависят от личностных особенностей социальных работников. Что касается показателя мотивационной направленности в данной выборке, он не оказывает влияния на возникновение выгорания. Данные, полученные в результате исследования, обработаны с помощью статистического анализа и являются достоверными.

Данное исследование открывает перспективы дальнейшего изучения в этой области, в частности исследование личностных характеристик. На наш взгляд подобные исследования будут интересными и перспективными, учитывая значимость проблемы эмоционального выгорания и его влияния на все сферы жизни человека, эффективность его работы, психическое и физическое здоровье.

 


Литература

 

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Изд. Казанского университета, 1987г.

. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: 1996.

. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Издт. Московского университета, 1990.

. Дывадов В.В. Леонтьев Д.А. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. М.: изд. АПН СССР, 1990г.

. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: "Питер", 2000.

. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб 2000г.

. Козлов А.А. Иванова Т.Б. Практикум социального работника. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2001г.

. Леонтьев А.А. Деятельностный ум (Деятельность, Знак, Личность). М.: Смысл, 2001г.

. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международн. Гуманитарный фонд "Знание", 1996.

. Мотивация и поведение человека в сфере труда. Сборник научных трудов. М.:1990г

. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Л.: Издт. Ленинградского университета, 1983.

. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 3

. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 3

. Симонов П.В. ВНД человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М.: "Наука", 1975.

. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.

. Форманюк Т.В. Синдром "эмоционального сгорания" учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.

. Х.Хекхаузен Мотивация и деятельность. Питер 2003г.

. Х.Хекхаузен Мотивация и деятельность. М.: Педагогика 1986. Т1,2.

. Maslach С., Jackson S.E., Leiter M.P. Maslach Bumout Inventory Manual (Third Edition). Palo Alto, California: Consulting Psychological Press, Inc., 1996.

. Maslach С., Letter M.P. The truth about bumout: How organization cause personal stress and what to do about in. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1997.

. Maslach С., Goldberg J. Preventionof bumout: New perspectives // applied and Preventive Psychology. 1998. V. 7. P. 63-74.

 


Приложение №1

 

Опросник "MBI"

Инструкция

Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний: "никогда", "очень редко", "иногда", "часто", "очень часто", "каждый день".

 

Бланк ответов

  Никогда Очень редко Иногда Часто Очень часто Каждый день
1.            
2.            

 

Текст опросника "MBI"

1.  Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. После работы я чувствую себя как "выжатый лимон".

.   Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

.   Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела.

.   Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

.   После работы на некоторое время хочется уединиться ото всех и всего.

.   Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

.   Я чувствую угнетенность и апатию.

.   Я уверен, что моя работа нужна людям.

.   В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.

.   Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

.   У меня много планов на будущее и я верю в их осуществление.

.   Моя работа все больше меня разочаровывает.

.   Мне кажется, что я слишком много работаю.

.   Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными.

.   Мне хочется уединиться и отдохнуть ото всех.

.   Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

.   Во время работы я чувствую приятное оживление.

.   Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

.   Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

.   На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

.   В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаше перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

 


Приложение №2.

 

Методика "Диагностика мотивационной структуры личности"

Инструкция.

Перед вами 14 утверждений, касающихся жизненных устремлений и некоторых сторон образа жизни человека. Просим вас высказать отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов (а. б. в. г. д. е. ж. з), проставив в соответствующих клетках бланка для ответов одну из следующих оценок каждого утверждения: "+" - "согласен", "-" - "не согласен", "=" - "когда как", "?" - "не знаю".

 

Бланк для ответов

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
а                            
б                            

 

Текст вопросника

1. В своем поведении в жизни нужно придерживаться следующих принципов:

а) "время - деньги". Нужно стремиться заработать их больше;

б) "главное - здоровье". Нужно беречь себя и свои нервы;

в) свободное время нужно проводить с друзьями;

г) свободное время нужно отдавать семье;

д) нужно делать добро, даже если это дорого обходится;

е) нужно делать все возможное, чтобы завоевать место под солнцем;

ж) нужно приобретать больше знаний, чтобы понять причину того, что происходит вокруг;

з) нужно стремиться открыть что-то новое, создать, изобрести.

2. В своем поведении на работе нужно следовать таким принципам:

а) работа - это вынужденная жизненная необходимость;

б) Главное - не допускать конфликтов;

в) нужно стремиться обеспечить себя спокойными, удобными условиями;

г) нужно активно стремиться к служебному продвижению;

д) главное - завоевать авторитет и признание;

е) нужно постоянно совершенствоваться в своем деле;

ж) в своей работе всегда можно найти интересное, то, что может увлечь;

з) нужно не только увлечься самому, но и увлечь работой других.

3. Среди моих дел в свободное от работы время большое место занимают следующие дела:

а) текущие, домашние;

б) отдых и развлечения;

в) встречи с друзьями;

г) общественные дела;

д) занятия с детьми;

е) учеба, чтение необходимой для работы литературы;

ж) "хобби";

з) подрабатывание денег.

4. Среди моих рабочих дел много места занимают:

а) деловое общение;

б) личное общение;

в) общественная работа;

г) учеба, получение новой информации;

д) работа творческого характера;

е) работа, непосредственно влияющая на заработок;

ж) работа, связанная с ответственностью перед другими;

з) свободное время, перекуры, отдых.

5. Если бы мне давали дополнительный выходной день, я бы скорее всего потратил его на то, чтобы:

а) заниматься текущими домашними делами;

б) отдыхать;

в) развлекаться;

г) заниматься общественной работой;

д) заниматься учебой;

е) творческой работой;

ж) делать дело, в котором чувствуешь ответственность перед другими;

з) делать дело, дающее возможность заработать.

6. Если бы у меня была возможность полностью по-своему планировать рабочий день, я бы стал скорее всего заниматься:

а) тем, что составляет мои основные обязанности;

б) общением с людьми по делам;

в) личным общением;

г) общественной работой;

д) учебой;

е) творческой работой;

ж) работу, в которой чувствуешь пользу и ответственность;

з) делать дело, дающее возможность заработать.

7. Я часто разговариваю с друзьями и знакомыми на такие темы:

а) где что можно купить;

б) об общих знакомых;

в) о том, что вижу и слышу вокруг;

г) как добиться успеха в жихни;

д) о работе;

е) о своих увлечениях;

ж) о своих успехех и планах;

з) о жизни, политике.

8. Моя работа дает мне прежде всего:

а) достаточные материальные средства;

б) общение с людьми;

в) авторитет;

г) интересные встречи;

д) удовлетворение от работы;

е) чувство полезности;

ж) возможность повышать свой профессиональный уровень;

з) возможность служебного продвижения.

9. Больше всего мне хочется бывать в таком обществе, где:

а) уютно, хорошие развлечения4

б) можно обсудить рабочие вопросы;

в) тебя уважают;

г) можно встретиться с нужными людьми;

д) можно приобрести новых друзей;

е) бывают известные заслуженные люди;

ж) все связаны общим делом;

з) можно проявить и развить свои возможности.

10. Я хотел бы на работе быть рядом с такими людьми:

а) с которыми можно поговорить на разные темы;

б) которым мог бы передать свой опыт;

в) с которыми можно больше заработать;

г) которые имеют авторитет;

д) которые могут научить чему-нибудь;

е) которые заставляют тебя становиться активнее;

ж) которые имеют много знаний;

з) которые готовы поддержать тебя в разных ситуациях.

11. К настоящему времени я имею в достаточной степени:

а) материальное благополучие;

б) возможность интересно развлекаться;

в) хорошие условия жизни;

г) хорошую семью;

д) возможность интересно проводить время в обществе;

е) уважение, признание других;

ж) чувство полезности для других;

з) созданного чего-то ценного, полезного.

12. Я думаю, что, занимаясь своей работой, имею в достаточной степени:

а) хорошую зарплату, другие материальные блага;

б) хорошие условия для работы;

в) хороший коллектив, дружеские взаимоотношения;

г) определенные творческие достижения;

д) хорошую должность;

е) самостоятельность и независимость;

ж) авторитет и уважение коллег;

з) высокий профессиональный уровень.

13. Больше всего мне нравится, когда:

а) нет насущных забот;

б) кругом - комфортное, приятное окружение;

в) кругом - оживление, веселая суета;

г) предстоит провести время в веселом обществе;

д) испытываю чувство соревнования, риска;

е) испытываю чувство активного напряжения;

ж) погружен в свою работу;

з) включен в совместную работу с другими.

14. Когда меня постигает неудача, не получается того, что я очень хочу:

а) я расстраиваюсь и долго переживаю;

б) стараюсь переключиться на что-нибудь другое;

в) теряюсь, злюсь на себя;

г) злюсь на то, что мне помешало;

д) стараюсь оставаться спокойным;

е) пережидаю, когда пройдет первая реакция, и спокойно анализирую, что произошло;

ж) стараюсь понять, в чем я сам был виноват;

з) стараюсь понять причины неудачи и исправит положение.

Обработка результатов.

Ответы испытуемого переводятся в баллы: "+" - 2 балла;

"=" - 1 балл; "?" и "-" - 0 баллов. Баллы суммируются по шкалам.

К шкале (Ж) относятся: 1 а, б, 2 а, 3 а, 4 е, 5 а, 6 з, 8 а, 10 д, 11 а, 12 а;

К шкале (С): 1 е, 2 г,7 в, г, 8 в, з, 9 в, г, е, 10 г, 11 д, 12 д, е;

К шкале (О): 1 в, 2 д, 3 в, 4 б, 6 в, 7 б, з, 8 б, г, 9 д, з, 10 а, 11 г, 12 в;

К шкале (Д): 1 г, з, 4 а, г, 5 з, 6 а, б, г, 7 д, 9 б, 10 в, 12 з;

К шкале (ДР): 1 ж, з, 2 е, ж, 3 ж, 4 д, 5 д, е, 6 е, 7 е, ж, 8 д, ж, 10 ж, 11 з, 12 г;

К шкале (ОД): 1 д, 2 з, 3 г, д, 4 в, ж, 5 г, ж, 6 ж, 8 е, 9 ж, 10 б, е, 11 е, ж, 12 ж.

Сумма всех баллов по шкалам Ж,К,С,О характеризует общежитейскую направленность личности, сумма баллов по шкалам Д, ДР,ОД характеризует рабочую направленность личности.

 


Приложение №3.

 

Методика "Шкала самооценки"

Порядок исследования: Текст состоит из двух шкал, по 20 утверждений в каждой, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность.

Испытуемые отвечая на утверждения первой части опросника, выбирают один из четырех вариантов ответов: 1) нет, 2) скорее нет, 3) скорее да,4) да. Напротив номера утверждения записывают число, соответствующее выбранному ответу, для второй части опросника варианты ответов иные: 1) почти никогда, 2) иногда, 3) часто, 4) почти всегда.

Текст опросника

1. Я спокоен;

2. Мне ни что не угрожает;

.   Я нахожусь в напряжении;

.   Я испытываю напряжение;

.   Я чувствую себя спокойно;

.   Я расстроен;

.   Меня волнуют возможные неудачи;

.   Я чувствую себя отдохнувшим;

.   Я встревожен;

.   Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения;

.   Я уверен в себе;

.   Я не нахожу себе места;

.   Я взвинчен;

.   Я не чувствую скованности, напряженности;

.   Я доволен;

.   Я озобочен;

.   Я слишком возбужден и мне не по себе;

.   Мне радостно;

.   Мне приятно.

.   Я нервничаю

.   Я испытываю удовольствие;

.   Я очень быстро устаю;

.   Я легко могу заплакать;

.   Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие;

.   Не редко я проигрываю из-за того, что не достаточно быстро принимаю решения;

.   Обычно я чувствую себя бодрым;

.   Я спокоен, хладнокровен и собран;

.   Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня;

.   Я слишком переживаю из-за пустяков;

.   Я вполне счастлив;

.   Я принимаю все слишком близко к сердцу;

.   Мне не хватает уверенности в себе;

.   Обычно я чувствую себя в безопасности;

.   Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей;

.   У меня бывает хандра;

.   Я доволен;

.   Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня;

.   Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть;

.   Я уравновешенный человек;

.   Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.

Обработка результатов проводтися по формуле:

 

РТ = Е1 - Е2 +35

 

Подсчитывается сумма чисел, записанных при ответе на утверждения: №3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 - (Е1), затем сумма остальных чисел, №1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 - (Е2). Затем высчитывается показатель уровня реактивной тревожности:

Аналогичным образом подсчитывается уровень личностной тревожности:

 

ЛТ = Е1 - Е2 +35,

 

Где Е1 - сумма цифр - ответов на утверждения № 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40.

Е2 - сумма остальных цифр по пунктам № 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

Если сумма меньше 30 - это показатель низкой тревожности, 31-45 - умеренная тревожность, 46 и более - высокая тревожность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...