Процедура и результаты исследования влияния личностных характеристик и мотивационной сферы на характер протекания синдрома профессионального выгорания
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Обработка данных, полученных при помощи методики "MBI" для диагностики уровня "эмоционального выгорания" позволила классифицировать респондентов следующим образом: § 32 человека имеют высокий уровень эмоционального выгорания, причем у всех ярко выражен показатель по шкале "эмоциональное истощение", на втором месте показатель по шкале "редукция личных достижений". § 18 человек имеют низкий уровень "эмоционального выгорания" (в пределах нормы).
Таблица 1 Средние значения основных характеристик выгорания.
Следующим этапом исследования стало исследование уровня тревожности с помощью методики "Шкала самооценки Спилбергера и Ханина". Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной, деятельной личности. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озобоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным по времени.
Личности, относимые к категории высоко тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Обработка данных, полученных при помощи данной методики позволила классифицировать респондентов следующим образом: § у группы человек, с высоким уровнем "эмоционального выгорания", ярко выражен показатель личной тревожности, а реактивная тревожность умеренно выражена. § группа человек, имеющих низкий уровень "эмоционального выгорания", имеют умеренный показатель реактивной тревожности и низкий показатель личной тревожности.
Таблица 3 Средние значения показателей реактивной и личностной тревожности.
Из чего следует, что к эмоциональному выгоранию в большей степени склонны люди с высоким уровнем личной тревожности. В результате математической обработки полученных данных обнаружена положительная корреляционная связь эмоционального выгорания с высоким уровнем личной тревожности (r = 0,49). На следующем этапе исследовалась мотивационная направленность личности испытуемых с помощью методики "Диагностика мотивационной структуры личности", автор В.Э. Мильман. Данная методика имеет несколько шкал: "жизнеобеспечение" (Ж), "комфорт" (К), "социальный статус" (С), "общение" (О), "общая активность" (Д), "творческая активность" (ДР), "социальная полезность" (ОД). Сумма всех баллов по шкалам Ж, К, С, О характеризует общежитейскую направленность личности, сумма баллов по шкалам Д,ДР,ОД характеризует "рабочую" направленность личности. В результате данного исследования у всех респондентов, вне зависимости от уровня эмоционального выгорания, выражен "общежитейский" мотивационный профиль.
Таблица 2 Средние значения по шкалам мотивационной структуры личности.
Из чего следует, что мотивационная направленность личности ни как не влияет на уровень эмоционального выгорания. Коэффициент корреляции равен (- 0,04).
Заключение
В результате нашего исследования гипотеза подтвердилась частично. Уровень и характер протекания синдрома профессионального выгорания зависят от личностных особенностей социальных работников. Что касается показателя мотивационной направленности в данной выборке, он не оказывает влияния на возникновение выгорания. Данные, полученные в результате исследования, обработаны с помощью статистического анализа и являются достоверными. Данное исследование открывает перспективы дальнейшего изучения в этой области, в частности исследование личностных характеристик. На наш взгляд подобные исследования будут интересными и перспективными, учитывая значимость проблемы эмоционального выгорания и его влияния на все сферы жизни человека, эффективность его работы, психическое и физическое здоровье.
Литература
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Изд. Казанского университета, 1987г. . Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: 1996. . Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Издт. Московского университета, 1990. . Дывадов В.В. Леонтьев Д.А. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. М.: изд. АПН СССР, 1990г. . Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: "Питер", 2000. . Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб 2000г. . Козлов А.А. Иванова Т.Б. Практикум социального работника. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2001г. . Леонтьев А.А. Деятельностный ум (Деятельность, Знак, Личность). М.: Смысл, 2001г. . Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международн. Гуманитарный фонд "Знание", 1996. . Мотивация и поведение человека в сфере труда. Сборник научных трудов. М.:1990г
. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Л.: Издт. Ленинградского университета, 1983. . Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 3 . Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 3 . Симонов П.В. ВНД человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М.: "Наука", 1975. . Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979. . Форманюк Т.В. Синдром "эмоционального сгорания" учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. . Х.Хекхаузен Мотивация и деятельность. Питер 2003г. . Х.Хекхаузен Мотивация и деятельность. М.: Педагогика 1986. Т1,2. . Maslach С., Jackson S.E., Leiter M.P. Maslach Bumout Inventory Manual (Third Edition). Palo Alto, California: Consulting Psychological Press, Inc., 1996. . Maslach С., Letter M.P. The truth about bumout: How organization cause personal stress and what to do about in. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1997. . Maslach С., Goldberg J. Preventionof bumout: New perspectives // applied and Preventive Psychology. 1998. V. 7. P. 63-74.
Приложение №1
Опросник "MBI" Инструкция Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний: "никогда", "очень редко", "иногда", "часто", "очень часто", "каждый день".
Бланк ответов
Текст опросника "MBI" 1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным. 2. После работы я чувствую себя как "выжатый лимон". . Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу. . Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела. . Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним). . После работы на некоторое время хочется уединиться ото всех и всего.
. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами. . Я чувствую угнетенность и апатию. . Я уверен, что моя работа нужна людям. . В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю. . Я замечаю, что моя работа ожесточает меня. . У меня много планов на будущее и я верю в их осуществление. . Моя работа все больше меня разочаровывает. . Мне кажется, что я слишком много работаю. . Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными. . Мне хочется уединиться и отдохнуть ото всех. . Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе. . Во время работы я чувствую приятное оживление. . Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного. . Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе. . На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами. . В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаше перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Приложение №2.
Методика "Диагностика мотивационной структуры личности" Инструкция. Перед вами 14 утверждений, касающихся жизненных устремлений и некоторых сторон образа жизни человека. Просим вас высказать отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов (а. б. в. г. д. е. ж. з), проставив в соответствующих клетках бланка для ответов одну из следующих оценок каждого утверждения: "+" - "согласен", "-" - "не согласен", "=" - "когда как", "?" - "не знаю".
Бланк для ответов
Текст вопросника 1. В своем поведении в жизни нужно придерживаться следующих принципов: а) "время - деньги". Нужно стремиться заработать их больше; б) "главное - здоровье". Нужно беречь себя и свои нервы; в) свободное время нужно проводить с друзьями; г) свободное время нужно отдавать семье; д) нужно делать добро, даже если это дорого обходится; е) нужно делать все возможное, чтобы завоевать место под солнцем; ж) нужно приобретать больше знаний, чтобы понять причину того, что происходит вокруг; з) нужно стремиться открыть что-то новое, создать, изобрести. 2. В своем поведении на работе нужно следовать таким принципам: а) работа - это вынужденная жизненная необходимость; б) Главное - не допускать конфликтов;
в) нужно стремиться обеспечить себя спокойными, удобными условиями; г) нужно активно стремиться к служебному продвижению; д) главное - завоевать авторитет и признание; е) нужно постоянно совершенствоваться в своем деле; ж) в своей работе всегда можно найти интересное, то, что может увлечь; з) нужно не только увлечься самому, но и увлечь работой других. 3. Среди моих дел в свободное от работы время большое место занимают следующие дела: а) текущие, домашние; б) отдых и развлечения; в) встречи с друзьями; г) общественные дела; д) занятия с детьми; е) учеба, чтение необходимой для работы литературы; ж) "хобби"; з) подрабатывание денег. 4. Среди моих рабочих дел много места занимают: а) деловое общение; б) личное общение; в) общественная работа; г) учеба, получение новой информации; д) работа творческого характера; е) работа, непосредственно влияющая на заработок; ж) работа, связанная с ответственностью перед другими; з) свободное время, перекуры, отдых. 5. Если бы мне давали дополнительный выходной день, я бы скорее всего потратил его на то, чтобы: а) заниматься текущими домашними делами; б) отдыхать; в) развлекаться; г) заниматься общественной работой; д) заниматься учебой; е) творческой работой; ж) делать дело, в котором чувствуешь ответственность перед другими; з) делать дело, дающее возможность заработать. 6. Если бы у меня была возможность полностью по-своему планировать рабочий день, я бы стал скорее всего заниматься: а) тем, что составляет мои основные обязанности; б) общением с людьми по делам; в) личным общением; г) общественной работой; д) учебой; е) творческой работой; ж) работу, в которой чувствуешь пользу и ответственность; з) делать дело, дающее возможность заработать. 7. Я часто разговариваю с друзьями и знакомыми на такие темы: а) где что можно купить; б) об общих знакомых; в) о том, что вижу и слышу вокруг; г) как добиться успеха в жихни; д) о работе; е) о своих увлечениях; ж) о своих успехех и планах; з) о жизни, политике. 8. Моя работа дает мне прежде всего: а) достаточные материальные средства; б) общение с людьми; в) авторитет; г) интересные встречи; д) удовлетворение от работы; е) чувство полезности; ж) возможность повышать свой профессиональный уровень; з) возможность служебного продвижения. 9. Больше всего мне хочется бывать в таком обществе, где: а) уютно, хорошие развлечения4 б) можно обсудить рабочие вопросы; в) тебя уважают; г) можно встретиться с нужными людьми; д) можно приобрести новых друзей; е) бывают известные заслуженные люди; ж) все связаны общим делом; з) можно проявить и развить свои возможности. 10. Я хотел бы на работе быть рядом с такими людьми: а) с которыми можно поговорить на разные темы; б) которым мог бы передать свой опыт; в) с которыми можно больше заработать; г) которые имеют авторитет; д) которые могут научить чему-нибудь; е) которые заставляют тебя становиться активнее; ж) которые имеют много знаний; з) которые готовы поддержать тебя в разных ситуациях. 11. К настоящему времени я имею в достаточной степени: а) материальное благополучие; б) возможность интересно развлекаться; в) хорошие условия жизни; г) хорошую семью; д) возможность интересно проводить время в обществе; е) уважение, признание других; ж) чувство полезности для других; з) созданного чего-то ценного, полезного. 12. Я думаю, что, занимаясь своей работой, имею в достаточной степени: а) хорошую зарплату, другие материальные блага; б) хорошие условия для работы; в) хороший коллектив, дружеские взаимоотношения; г) определенные творческие достижения; д) хорошую должность; е) самостоятельность и независимость; ж) авторитет и уважение коллег; з) высокий профессиональный уровень. 13. Больше всего мне нравится, когда: а) нет насущных забот; б) кругом - комфортное, приятное окружение; в) кругом - оживление, веселая суета; г) предстоит провести время в веселом обществе; д) испытываю чувство соревнования, риска; е) испытываю чувство активного напряжения; ж) погружен в свою работу; з) включен в совместную работу с другими. 14. Когда меня постигает неудача, не получается того, что я очень хочу: а) я расстраиваюсь и долго переживаю; б) стараюсь переключиться на что-нибудь другое; в) теряюсь, злюсь на себя; г) злюсь на то, что мне помешало; д) стараюсь оставаться спокойным; е) пережидаю, когда пройдет первая реакция, и спокойно анализирую, что произошло; ж) стараюсь понять, в чем я сам был виноват; з) стараюсь понять причины неудачи и исправит положение. Обработка результатов. Ответы испытуемого переводятся в баллы: "+" - 2 балла; "=" - 1 балл; "?" и "-" - 0 баллов. Баллы суммируются по шкалам. К шкале (Ж) относятся: 1 а, б, 2 а, 3 а, 4 е, 5 а, 6 з, 8 а, 10 д, 11 а, 12 а; К шкале (С): 1 е, 2 г,7 в, г, 8 в, з, 9 в, г, е, 10 г, 11 д, 12 д, е; К шкале (О): 1 в, 2 д, 3 в, 4 б, 6 в, 7 б, з, 8 б, г, 9 д, з, 10 а, 11 г, 12 в; К шкале (Д): 1 г, з, 4 а, г, 5 з, 6 а, б, г, 7 д, 9 б, 10 в, 12 з; К шкале (ДР): 1 ж, з, 2 е, ж, 3 ж, 4 д, 5 д, е, 6 е, 7 е, ж, 8 д, ж, 10 ж, 11 з, 12 г; К шкале (ОД): 1 д, 2 з, 3 г, д, 4 в, ж, 5 г, ж, 6 ж, 8 е, 9 ж, 10 б, е, 11 е, ж, 12 ж. Сумма всех баллов по шкалам Ж,К,С,О характеризует общежитейскую направленность личности, сумма баллов по шкалам Д, ДР,ОД характеризует рабочую направленность личности.
Приложение №3.
Методика "Шкала самооценки" Порядок исследования: Текст состоит из двух шкал, по 20 утверждений в каждой, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность. Испытуемые отвечая на утверждения первой части опросника, выбирают один из четырех вариантов ответов: 1) нет, 2) скорее нет, 3) скорее да,4) да. Напротив номера утверждения записывают число, соответствующее выбранному ответу, для второй части опросника варианты ответов иные: 1) почти никогда, 2) иногда, 3) часто, 4) почти всегда. Текст опросника 1. Я спокоен; 2. Мне ни что не угрожает; . Я нахожусь в напряжении; . Я испытываю напряжение; . Я чувствую себя спокойно; . Я расстроен; . Меня волнуют возможные неудачи; . Я чувствую себя отдохнувшим; . Я встревожен; . Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения; . Я уверен в себе; . Я не нахожу себе места; . Я взвинчен; . Я не чувствую скованности, напряженности; . Я доволен; . Я озобочен; . Я слишком возбужден и мне не по себе; . Мне радостно; . Мне приятно. . Я нервничаю . Я испытываю удовольствие; . Я очень быстро устаю; . Я легко могу заплакать; . Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие; . Не редко я проигрываю из-за того, что не достаточно быстро принимаю решения; . Обычно я чувствую себя бодрым; . Я спокоен, хладнокровен и собран; . Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня; . Я слишком переживаю из-за пустяков; . Я вполне счастлив; . Я принимаю все слишком близко к сердцу; . Мне не хватает уверенности в себе; . Обычно я чувствую себя в безопасности; . Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей; . У меня бывает хандра; . Я доволен; . Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня; . Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть; . Я уравновешенный человек; . Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах. Обработка результатов проводтися по формуле:
РТ = Е1 - Е2 +35
Подсчитывается сумма чисел, записанных при ответе на утверждения: №3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 - (Е1), затем сумма остальных чисел, №1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 - (Е2). Затем высчитывается показатель уровня реактивной тревожности: Аналогичным образом подсчитывается уровень личностной тревожности:
ЛТ = Е1 - Е2 +35,
Где Е1 - сумма цифр - ответов на утверждения № 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40. Е2 - сумма остальных цифр по пунктам № 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39. Если сумма меньше 30 - это показатель низкой тревожности, 31-45 - умеренная тревожность, 46 и более - высокая тревожность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|