Уровень сформированности здорового образа жизни старших дошкольников (контрольный эксперимент)
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Анализ данных, представленных в табл. 2 показывает, что в результате занятий дошкольников по программе в течение трех месяцев низкий уровень сформированности здорового образа жизни отмечен у 19% детей. Средний уровень сформированности здорового образа жизни был отмечен у 42% дошкольников. Высокий уровень сформированности здорового образа жизни показали 39% дошкольников. Наглядно сопоставим уровень сформированности здорового образа жизни старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах исследования на рисунке 2.
Рис. 2. Уровни сформированности здорового образа жизни дошкольников (констатирующий и контрольный эксперименты)
Таким образом, по данным рисунка 1 можно сделать вывод, что после применения программы формирования здорового образа жизни количество детей с низким уровнем снизилось на 25%, количество детей со средним уровнем увеличилось на 7%. Высокий уровень сформированности здорового образа жизни показали на 28% дошкольников больше, чем на констатирующем этапе исследования. Общий анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о том, что уровень сформированности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста при систематической коррекционно-развивающей работе повышается. Результаты проведенного экспериментального исследования показывают, насколько важна работа дошкольного образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни старших дошкольников, но это при условии систематической целенаправленной коррекционно-развивающей работы.
Таким образом, выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась, т. е. дошкольное образовательное учреждение играет важную роль в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников. Но попробуем доказать эффективность применения программы формирования здорового образа жизни старших дошкольников еще раз при помощи метода математической обработки данных. Используем в нашем случае T - критерий Вилкоксона. Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет у становить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом. Итак, мы будем использовать в данном случае средние показатели уровня сформированности здорового образа жизни старших дошкольников «до» и «после» применения программы. Сопоставим показатели уровня сформированности здорового образа жизни старших дошкольников (Приложение 4). Итак, сформулируем гипотезы. Н : Изменения показателей уровня сформированности здорового образа жизни дошкольников после применения программы статистически не значимы по сравнению с показателями уровня тревожности дошкольников до применения программы. Н : Изменения показателей уровня сформированности здорового образа жизни дошкольников после применения программы статистически значимы по сравнению с показателями уровня тревожности дошкольников до применения программы. Результат: TЭмп = 1 Критические значения T при n=26
Построим «ось значимости».
Т0,01 Т 0,05 Зона значимости Зона незначимости
Т эмп. ! ? … 1 84 110
Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости. Зона значимости простирается влево. Т эмп. < Ткр., следовательно Н отклоняется. Принимается Н . Ответ: изменения показателей уровня сформированности здорового образа жизни дошкольников после применения программы статистически значимы по сравнению с показателями уровня тревожности дошкольников до применения программы. Как видно из проведенной математической обработки результатов, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась. Теперь мы можем констатировать тот факт, что дошкольное образовательное учреждение играет важную роль в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников. В этом мы убедились при помощи метода математической обработки данных.
Во второй главе мы провели экспериментальное исследование, в котором выявили уровень сформированности здорового образа жизни детей, внедрили в учебно-воспитательный процесс программу формирования основ здорового образа жизни, которая способствовала повышению уровня сформированности здорового образа дошкольников. Повторное исследование уровня сформированности здорового образа жизни дошкольников и анализ полученных результатов показал, что после применения программы формирования здорового образа жизни количество детей с низким уровнем снизилось на 25%, количество детей со средним уровнем увеличилось на 7%. Высокий уровень сформированности здорового образа жизни показали на 28% дошкольников больше, чем на констатирующем этапе исследования. Далее мы провели математическую обработку показателей уровня сформированности здорового образа жизни дошкольников, полученные на констатирующем и контрольном этапах исследования. В результате мы смогли убедиться, в том, что изменения показателей уровня сформированности здорового образа жизни дошкольников после применения коррекционно-развивающей программы статистически значимы.
Все это говорит о важности работы дошкольного образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни старших дошкольников, при условии систематической целенаправленной коррекционно-развивающей работы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основы здорового образа жизни у дошкольников определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), эмоционально-положительным отношением к данным элементам и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку). Эффективность формирования основ здорового образа жизни у дошкольников обеспечивается следующими педагогическими условиями: организация и насыщение видов деятельности (игры, экспериментирования, познавательной, общения) информацией об основах здорового образа жизни и формирование на этой базе положительного эмоционально-положительного отношения к данному процессу; расширение предметно-пространственной среды для освоения детьми способов ведения основ здорового образа жизни; осуществление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного воздействия. Показатели и уровни сформированности основ здорового образа жизни у дошкольников характеризуются степенью осведомленности детей об элементах основ здорового образа жизни, способах ведения основ здорового образа жизни, полнотой, системностью и обобщенностью данной информации, степенью овладения способами ведения основ здорового образа жизни, адекватностью, целенаправленностью, инициативностью и самостоятельностью их использования в поведении и деятельности для достижения результатов. В первой главе работы мы рассмотрели теоретические аспекты роли дошкольного образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников. Во второй части исследования мы провели экспериментальное исследование, в котором выявили уровень сформированности здорового образа жизни детей, внедрили в учебно-воспитательный процесс программу формирования основ здорового образа жизни, которая способствовала повышению уровня сформированности здорового образа дошкольников.
После повторного исследования уровня сформированности здорового образа жизни дошкольников и анализа полученных результатов мы можем сделать вывод о важности работы дошкольного образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни старших дошкольников, при условии систематической целенаправленной коррекционно-развивающей работы. Таким образом, наша цель достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза подтвердилась. Дальнейшим направлением исследования может стать разработка и внедрение программы работы с родителями по формированию здорового образа жизни старших дошкольников.
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] /Н.М. Аксарина. - М.: Педагогическое общество России, 2007. 2. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка/ В.Г.Алямовская. - М.: 1993. - 122с. . Арсеньев А.С. Научное образование и нравственное воспитание [Текст] / А.С. Арсеньев // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. - М.: Педагогика, 2007. 4. Баль Л.В. Букварь здоровья для дошкольника и младших школьников: Учебное пособие/ Л.В.Баль, В.В.Ветрова. - М.: ЭКСМО, 1995. - 128 с. 26,Бальсевич, В.К. Физическая активность человека/ В.К.Бальсевич. - Киев: Здоровье, 1987. - 222 с. 5. Блонский П.П. Вопросы педагогики [Текст] / П.П. Блонский. - СПб.: Питер, 2009. 6. Болотина Л.Р., Комарова Т. С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. Заведений. [Текст] / Л.Р. Болотина. - М.: Академия, 1998. . Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников [Текст] / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская.- 3-е изд., перераб. И доп.-М.-: Издательство «Ювета», 2008. . Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства [Текст] / Р.С. Буре // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду - М.: Просвещение, 2009. 9. Васильева М.А., Гербова В.В. Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду - М.: Мозаика-Синтез, 2010. 10. Волосова Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста [Текст] / Е. Волосова. - М.: Гардарики, 2009. 11. Выготский Л.С. Воспитание детей [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Логос, 2010. . Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2008. . Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду [Текст] / Г.Н. Година // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2010.
. Гуськова Т.В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? [Текст] / Т.В. Гуськова //Д.в.-№8, 2009. . Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В. И. Даль. - М.: Просвещение, 2006. 16. Деркунская, В.А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ (опыт создания словаря)/ В.А.Деркунская // Управление дошкольным образовательном учреждением, - 2005. - № 3. - с. 119-122. 17. Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. Программа Радуга. - М.: «Просвещение», 1997 18. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Просвещение, 1986. - 415 с. 19. Дошкольная педагогика [Текст] / Под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2008. . Дуброва В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника: Методические рекомендации [Текст] / В.П. Дуброва. - М.: Просвещение, 2009. 21. Ильюшенков, В.В. Здоровье и образование/ В.В.Ильюшенков, Т.А.Берсенева. - СПб.:2008. 22. К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская, Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова, В. Н. Сахарова Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателей дет. сада - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 94 с. . Каплан Л.И. Первые проявления самостоятельности [Текст] / Каплан Л.И. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. . Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Схемы и таблицы. - М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с. 25. Колбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях/ В.В.Колбанов// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 2006. - с.139-147. 26. Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. [Текст] / Т. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 48с. 27. Котырло В.К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности [Текст] / В.К. Котырло, Т.М. Титаренко. - М.: Прогресс, 2007. . Кузавкова К.П. Формирование общественно-направленной самостоятельности у детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие [Текст] / К.П. Кузавкова. - Пермь, 2009. 29. Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др. Программа Детство. - Санкт-Петербург; «Акцент» 1997 г. 30. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. 2-е изд. испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2000. - 108 с. . Мухина В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Гардарики, 2009. 32. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание дошкольника [Текст] / В.Г. Нечаева. - М.: Педагогика, 2008. . Ожегов И. Толковый словарь русского языка [Текст] / И. Ожегов. - М.: 2-е издание, Просвещение, 2005. . Основы дошкольной педагогики [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Д. Маркова. - М.: Логос, 2010. 35. Педагогика и психология здоровья/ Под ред. Н.К.Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003. 36. Петленко В.П. Валеология и мудрость здоровья/ В.Алексеева, В.П.Петленко. - СПб, 1994. - 301с. 37. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности [Текст] / Д. В. Сергеева. - М.: Просвещение, 2009. 38. Сигел Э. Как воспитывать дошкольника [Текст] / Э. Сигел, Л. Сигел. - М.: Росмэн, 2008. 39. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 96 с. . Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения В 3-х т. [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 2009, т. 1. 41. Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Тулегенова: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 2005. . Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада [Текст] / Под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Просвещение: 2010. 43. Формирование нравственного здоровья дошкольников/ Е.В.Боровкова, Н.И.водина, М.К. Ефимова и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой, Панфиловой М.А. - М., Сфера, 2003. - 62с. 44. Хакимова Г.А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью старшего дошкольного возраста: авто-реф.дис....канд.пед.наук/ Г.А.Хакимова. - Екатеринбург, 2004. - 23с. 45. Эльконин В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Эльконин. - М.: Педагогическое общество России, 2008.
Результаты диагностики уровня сформированности здорового образа жизни старших дошкольников (констатирующий эксперимент)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тематический план . Что значит быть здоровым? 1 . Здоровье мое и моей семьи. 1 . Откуда берутся болезни? 1 . Здоровый образ жизни - путь к счастью и долголетию. 2 Итого: I блок - Здоровье - бесценный дар природы 5 . Движение - свойство всего живого 2 . Физическая культура - кладовая жизни и источник здоровья 2 . Физические упражнения - источник молодости, оптимизма и долголетия. 1 . Какие бывают движения? 1 . Самые древние виды движений человека. Азбука двигательного опыта. 7 . Гимнастика - путь к здоровью, красоте и гармоничности 2 . Игры - не только забава, но и здоровье. 3 . Туризм. 2 . Мой друг - Спорт. 2 . Двигательный режим. 1 Итого: II блок - Движение - путь к здоровью 23 . Что такое закаливание? 1 . Солнце - источник жизни на земле. 1 . Каким воздухом мы дышим? 2 . Чистая вода - для хвори беда. 2 . Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья! 2 . Массаж - средство профилактики болезней 2 Итого: III блок - Если хочешь быть здоров - закаляйся 10 Всего занятий 38 Конспект занятия Тема. Осанка - стройная спина Программное содержание. Продолжать формировать у детей представление о факторах, формирующих здоровье, Познакомить с правилами поддержания правильной осанки, с физическими упражнениями для укрепления мышц спины. Учить детей правильному использованию физической культуры, ее разнообразных средств в повседневной жизни, в игре; Развивать умение поддерживать беседу: правильно по форме и содержанию отвечать на вопросы. Развивать речедвигательные навыки, произвольную память; Способствовать воспитанию сознательной установки на здоровый образ жизни: гигиеническое поведение, обеспечение собственной безопасности. Предварительная работа. Рассматривание скелета человека и животного (иллюстрации). Настольная игра «В мире опасных предметов». Упражнения на развитие равновесия. П/и «Совушка». Материал. Куклы настольного театра обезьяна и мышонок, плакат с изображением скелета человека, детская майка с ярко прорисованной линией вдоль позвоночника, карточки с 3-4 изображенными предметами, один из которых представляет опасность при неправильном использовании, цветные карандаши. Ход . Введение в тему. ) Чтение детям стихотворения «Встреча» (автор С. Королева) с использованием кукол настольного театра Повстречала Обезьянка Мышонка Пика спозаранку, Как живешь? - его спросила. Ответ грустный получила. Очень трудно жить на свете Несовсем здоровым детям. У меня спина болит, Сердце медленно стучит, Задыхаюсь я немного, А еще ослабли ноги. Вот иду я к докторам… Тебе совет, дружочек, дам: Не спеши ты к докторам, Помочь себе ты сможешь сам. Сердце, ноги и спина - Это ведь беда одна: Плечи ты не расправлял? Спину прямо не держал? За столом сидел, как дед, Ты и в завтрак и в обед? Спортом ты не занимался? И сутулым ты остался! Вот и сердце заболело, Ногам тоже надоело, И тебе не мил весь свет… Ты запомни мой совет: Для тебя сейчас важна Осанка - стройная спина! Тут Мышонок разогнулся, Обезьянке улыбнулся И пошел к себе домой С приподнятой головой. По дороге думал Пик: Зря сутулиться привык. Если дальше так пойдет, То беда меня ведь ждет Не помогут доктора! Вы согласны, детвора? ) Беседа по содержанию: Почему был грустным Мышонок? Почему у него все болело? Что посоветовала Обезьянка? Что такое правильная осанка? Почему она важна . Определение цели занятия Вы считаете свою осанку правильной? Кто должен заботиться о вашей осанке? Что нужно делать, чтобы быть стройным и иметь ровную спину? Чтобы получить компетентный, грамотный ответ на этот вопрос, давайте обратимся к специалисту. В стране Здоровячков, где мы уже были с вами, есть Доктор Красивая Осанка. Он точно знает, что и как надо делать. Вы готовы отправиться в страну Здоровячков? . Физминутка + речевая зарядка Дети маршируют по группе, повторяя за воспитателем речевку (2-3 раза) Раз-два - нам нужна Осанка - стройная спина, Три-четыре - в путь готов - Идем в страну Здоровячков . Работа над темой ) Встреча с Доктором Красивая Осанка (далее КО) Дети формулируют проблему, просят его помочь - рассказать о том, как формировать правильную осанку. ) Рассматривание скелета человека (иллюстрация) КО - Ребята, вы знаете, что это такое? Из чего состоит скелет? Как называется главная часть нашего скелета, которая держит наше тело ровным? Найдите у себя позвоночник. А теперь друг у друга. Нащупайте его. Ровный ли позвоночник у вас и у вашего товарища? Когда позвоночник искривлен, то возникает скалеоз. От него страдают сердце, легкие и т. д. Чтобы этого не случилось с вами, необходимо соблюдать правила для поддержания правильной осанки. ) Знакомство с правилами для поддержания правильной осанки Первое правило. «Ходи всегда правильно: голову держи прямо, плечи развернуты, мышцы расслаблены» КО, не говоря детям правило, демонстрирует его и предлагает детям сформулировать его. Повторяют 2-3 ребенка. Давайте подойдем к зеркалу и посмотрим на свою осанку. А теперь походим, соблюдая это правило. Можно ходить с небольшим предметом на голове. Второе правило. «Правильно сиди за столом: не горбись, не наклоняй низко голову» КО предлагает ребенку надеть майку со схематическим изображением позвоночника и сесть, сначала сгорбившись и согнувшись, затем прямо. Остальные дети наблюдают, что происходит с линией, на майке. Что происходит с позвоночником при неправильном сидении? Каково второе правило? (повторяют 2-3 ребенка) Воспитатель: - Давайте покажем КО, как мы умеем правильно сидеть. Работа с карточками: КО - Найдите на карточке и раскрасьте предмет, который может быть опасен при неправильном обращении с ним Почему вы раскрасили этот предмет? Какую опасность он может представлять? Как правильно им пользоваться? Третье правило. «Выполняй упражнения по укреплению мышц туловища» КО показывает картинку с изображением упражнений. Дети догадываются, какое следующее правило (повторяют 2-3 ребенка). КО проводит «Гимнастику для спины» • Упражнение «Аист»: стоя на правой ноге, согнуть в колене левую, руки вверх ладонями наружу. • Упражнение «Вырастем большими»: стоя на носках, руки вверх ладонями наружу. • Упражнение «Лягушонок»: стоя, ноги на ширине плеч, кисти к плечам, ладони вперед, пальцы врозь • Упражнение «Силачи»: стоя, руки к плечам, пальцы в кулаки, лопатки сблизить • Упражнение «Пистолет»: Полуприсест на правой ноге, левую вперед, руки на пояс, локти назад. Подвижная игра «Совушка» (3 раза) Игроки стоят в кругу, взявшись за руки. Совушка (ребенок) в кругу. Дети идут по кругу со словами: Ах, ты, Совушка-Сова, Ты большая голова, Ты на дереве сидишь Ночь летаешь, днем ты спишь. Подается команда: День наступает, все оживает. Дети, изображая мышек, встают на носки и бегают в разных направлениях Подается команда: Ночь наступает, все замирает Дети замирают на месте, приняв позу с правильной осанкой (из предыдущего задания «Гимнастика для спины» Совушка осматривает игроков и хвалит тех, у кого правильная осанка. . Итог занятия КО - Ну что все правила усвоили? Так что нужно делать, чтобы сберечь правильную осанку? Готовы ли вы выполнять эти правила каждый день? Тогда вот вам еще один совет: чаще смотрите в зеркало, которое подскажет вам, какая у вас осанка. (Прощается с детьми) Воспитатель: Мы возвратимся в д/с, если будем говорить дружно речевку: За осанкой я слежу, Спину ровно я держу. Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу. (2-3 раза)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Результаты диагностики уровня сформированности здорового образа жизни старших дошкольников (контрольный эксперимент)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Расчет критерия Т при сопоставлении показателей сформированности здорового образа жизни дошкольников
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|