Вторая пуническая война. (218-201гг.)
с Карфагеном (Пунийцами) к 3 в. до н.э. На севере Африки – государство Карфаген с центром в городе Карфаген. Возникло государство к 9 в. до н.э. Изначально финикийская колония. Экономика на торговле выгодное положение в географическом смысле. Сильный флот, большая армия с боевыми слонами.
Социальная структура римского общества во 2-1 вв.
В годы 1ой пунической войны (264-261) -25 тыс. рабов. Во время 2ой пунической войны Карфаген сожжён, всё население в рабство. Работорговля развита (о. Делос), ежедневно там продавалось до 220 тыс. рабов «дешёвый как сард». Все рабы на разном положении, У кого-то есть римское гражданство, у кого-то его нет. 2-1 вв. – отпуск раба на пекулии. хозяин даёт имущество рабу – дело, в ктором раб специализируется. Раб отдаёт фиксированную сумму хозяину, остатки себе. Но положение рабов очень тяжёлое. Рабов «нужно держать в узде», чтобы не было восстаний. Появляются деклассированная масса – разорившиеся собственники, крестьяне. Политика Рима направлена на поддержание населения(раздача хлеба, низкие цены). Право голоса у люмпен-пролетариата, «хлеба и зрелищ» - всё, что нужно им – это выгодно политикам, которые используют их голоса в своих интересах. Рабовладельцы: - сенаторское сословие (нобилитет – консерваторы. Законы запрещали участвовать в некоторых делах – 218 г. – в торговых отношениях, т.е. не допускали к деньгам. политическое влияние. - всадники – римские денежные аристократы. нет доступа к политике, но владеют деньгами. (узкая пурпурная кайма на одежде). - муниципальная знать; - плепс (городской и сельский); - римская интеллигенция.
Социальные проблемы: противоречия между рабовладельцами и рабами. между сенаторами и всадниками. Между гражданами и негражданами. Между имущими и неимущими (за землю). Ряд гражданских войн: восстания рабов. борьба всадников и нобилитов. движение крестьян за землю.
Государственное устройство Рима 2-1 вв. Экономика Рима 2-1 вв.
с/х. аграрный вопрос смягчён. Рим завоёвывал территории, забирал 1/3,2/3 завоёванных земель. К середине 2 в. аграрный вопрос опять остро встал, т.к. значительная концентрация земель в руках немногих. В с/х по максимуму используется дешёвый рабский труд, из-за чего хозяйство велось успешно. От успешной внешней политики –большая масса денежного капитала. Этот капитал вкладывался в с/х. Но деньги вкладывались частично. Мало, но стабильно. Политическое господство нобилитета – слияние верхушки плебеев и патрициев. Они использовали землю в своих интересах. В 367 г. установлен земельный максимум, но де факто не соблюдался. Концентрирование в своих руках большого количества земли. италийские поместья 2-1 вв.- средние и крупные. средние: Север. Не зерновой характер (виноград и пастбища). крупные: Юг. Крупные зерновые хозяйства. Специфика итальянского производства не чисто римская. Поместье продолжало существовать, но товарного характера не имело. Почва позволяет выращивать виноград, значит ½ под него, остального понемногу, т.е. специализация труда. Обезземеливание мелких собственников. Причины: - участки не навсегда прикреплялись к поместьям. Конкуренция между мелкими собственниками и нобилитетом. - вводился дешёвый хлеб, значит те кто выращивали на своих участках зерновые разоряются; - активная внешняя политика. Мелкие предприниматели отрывались от своих участков. Войны опустошали, сжигали в т.ч. и сами, чтобы не досталось противнику. Рост денежного капитала:
Причины: - успешные войны вели к большим контрибуциям. - торговля, но пассивный характер. -военнаядобыча; римские банки появились из меняльных контор – Арегантории, т.к. серебряные монеты. В банке была бухгалтерия: вела счёт каждого клиента. Ремесло: В основном мелкое. Либо вольноотпущенники, либо рабы, Из-за активной внешней политики нет необходимости в развитии ремесла, промышленность не рентабельна, все необходимое вывозилось с завоёванных территорий. в ремесло деньги не вкладывались.
Римская религия. христианство – высшая религия. Язычество – низшая. Римский миф (с 5-3 вв до н.э.)его суть: представления о Риме, как об избранном богами городе. Уготовленный для великой миссии. Оправданы завоевания Рима. падение царской власти и становление империи - важный момент. Справедливое государство, город. В римской религии отсутствовал культ героев, т.е. царской власти – это прошлое и отрицательное. Особенности римской религии: - проблема источников (они специфичные, пространные; это археологические источники. полная информация с 3 в. до н.э) Их изучение даёт: 1. культ предков (характерно для любой языческой религии). Понятие фамилии (земля + рабы + постройки + имущество). Родовые культы (приобретают позже общее значение). Пенаты – хранители долга (добрые духи – божества, заботящиеся о благополучии семьи) они дома. Лары – вне дома заботятся, в рамках участка. Антари – на границе участков. Им приносили человеческие жертвы. Позже образы заменяют изображениями. У каждого члена семьи – свой гений – энергия, способности человека – выражение всего существа и одновременно его хранитель. Гений отца семейства особо почётен. Юнона – гений жены, она облегчает роды. Янус – бог дверей, охраняет дом. После смерти человеческий дух в могиле, туда приносили еду. Если о родственниках не заботились, то они мстили – их называли лемуры. Пантеон. особенностью римских представлений о богах была абстрактность и безличность. Боги далеки от антропоморф. черты. (богиня растущего хлеба сущ-ет вне этого зерна, они едины). Римская религия противоположна греческой. Обожествление надежды, чести, согласия. Дробность божеств – большое кол-во, они окружают всегда. Обожествление местной природы. Сакральное отношение к текущей воде. нельзя полностью закрывать воду в кране, т.к. энергия воды должна будет идти. Богами были фонтаны и колонки. 13 окт. праздновался фантанолий.
Появилась троица: - Юпитер (отец богов) = Зевс. «патер», высшее бодество. - Марс (бог войны, был и аграрным божеством), его щит символ непобедимости Рима. - Квирин (бог собинян,бог народного собрания и куриального собрания) другая ипостась Марса – мирного Культ весты – хранительница домашнего очага, школа весталок (девочки от 6 -10 л. служили 30 л. обед безбрачия, если нарушали, то их хоронили заживо). Пользовались большим уважением, право самостоятельного распоряжения имуществом (в отличие от др. девушек Рима). По просьбе весталок могли помиловать приговорённых к смерти. Венера – обилие, процветание прирды, богиня леса. Меневра = Афина – покровительница ремёсел. Сатурн – бог посевов. 1ый даёт римлянам пищу. Вулкан = Гефест – кузнечное ремесло. Римский пантеон не замкнутый. Римлянине не отказываются принимать и др. божеств. Многофункциональность божеств, некоторые теряли значение и меняли фу-ии. Во время войны римляне пытались узнать, кому молятся враги, чтобы переманить бога. Тюхе – справедливая богиня, правосудие (фемида + Деметра). Сильван – бог лесов, дикой природы, похититель новорожденных. Позже хранитель дома, покровитель соседства и честности. Обряды. от этрусков заимствована «дисциплина этрусков». Оказали внимание и греки. Вся религия сводится к обрядности. мелочные подробности, все правила должны быть соблюдены. Даже жрец не знали имени бога, чтобы враги не переманили. «Могущественный Юпитер, или как там тебе больше нравится». понтифики – главные жрецы. Во время праздников работать нельзя, только если очень необходимая работа. Ауспиии – гадание по полёту птиц. Молчание во время церемонии, желательно даже не думать. Не эмоциональная должна быть молитва. Практицизм римской религии. Специфика римской религии:
- нет откровения, книг; - ортопраксия – правильное использование ритуалов, обрядов. Римская религия – социальная, связана с сообществом. человек – часть сообщества. Популярны гадания: горуспики – гадатели по внутренностям животных. авгуры – следили за полётом птиц и разгадывали волю богов. Римская религия – сухая, не удовлетворяет эмоциональные потребности людей, они ищут прибежище в философии.
Кризис римской республии. 194-157 гг. массовая раздача земель. оптиматы (наилучшие): -защищали интересы сенаторов; - отражади интересы высших слоёв власти. Популяры (народ) -отражает интересы плепса; - стремление огр-ия аристократической власти; - за распространение прав римского гражданства на союзников. Во главе их братья Гракхи (Тиберий и Гай).
Движение братьев Гракхов. 133 г. – Тиберий Гракх выбран народным трибуном. он участвовал в военных компаниях, в 3ей пунической войне, видел проблемы бедноты, разорение мелких собственников, ощущал остроту аграрного вопроса. Он проводил реформы чтобы вернуть величие римской империи. Законопроекты: - предложил ввести земельный максимум (1000 югеров(1/4 га) на семью – максимум) излишки отрезались и раздавались среди безземельных по 30 югеров. Наследственное пользование без права продажи, Сенат против этого. (Марк – Октавий применил право вето, закон не принят. - приостановление действий гос. учреждений. Вновь ставит вопрос о земельном максимуме, но закон снова не проходит. Он обращается к Сенату. Тиберий ставит вопрос на народном собрании снять Марка- Октавия и Тиберий вводит этот закон. Создаётся аграрная комиссия. Все споры решались в пользу народа, а не собственников. Тиберий убит, его дело продолжил брат. В 123 г. – Гай на трибуне. - реформа в пользу плепсов и всадников возобновляет действие аграрного полиса. вопрос о злоупотреблении наместников решается комиссией всадников (создаются всадники подданные Гайя). Деятельность Гракхов: субъективно стремились возродить крестьянство, возглавить демократическое движение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|