Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вторая пуническая война. (218-201гг.)




 

с Карфагеном (Пунийцами) к 3 в. до н.э. На севере Африки – государство Карфаген с центром в городе Карфаген. Возникло государство к 9 в. до н.э. Изначально финикийская колония. Экономика на торговле выгодное положение в географическом смысле. Сильный флот, большая армия с боевыми слонами.

 

 

Социальная структура римского общества во 2-1 вв.

  1. Интенсивное развитие рабства системы. Источники рабства: войны.

В годы 1ой пунической войны (264-261) -25 тыс. рабов. Во время 2ой пунической войны Карфаген сожжён, всё население в рабство. Работорговля развита (о. Делос), ежедневно там продавалось до 220 тыс. рабов «дешёвый как сард».

Все рабы на разном положении, У кого-то есть римское гражданство, у кого-то его нет.

2-1 вв. – отпуск раба на пекулии. хозяин даёт имущество рабу – дело, в ктором раб специализируется. Раб отдаёт фиксированную сумму хозяину, остатки себе. Но положение рабов очень тяжёлое. Рабов «нужно держать в узде», чтобы не было восстаний.

Появляются деклассированная масса – разорившиеся собственники, крестьяне. Политика Рима направлена на поддержание населения(раздача хлеба, низкие цены). Право голоса у люмпен-пролетариата, «хлеба и зрелищ» - всё, что нужно им – это выгодно политикам, которые используют их голоса в своих интересах.

Рабовладельцы:

- сенаторское сословие (нобилитет – консерваторы. Законы запрещали участвовать в некоторых делах – 218 г. – в торговых отношениях, т.е. не допускали к деньгам. политическое влияние.

- всадники – римские денежные аристократы. нет доступа к политике, но владеют деньгами. (узкая пурпурная кайма на одежде).

- муниципальная знать;

- плепс (городской и сельский);

- римская интеллигенция.

Социальные проблемы:

противоречия между рабовладельцами и рабами. между сенаторами и всадниками. Между гражданами и негражданами. Между имущими и неимущими (за землю). Ряд гражданских войн: восстания рабов. борьба всадников и нобилитов. движение крестьян за землю.

 

Государственное устройство Рима 2-1 вв.

Экономика Рима 2-1 вв.

 

с/х. аграрный вопрос смягчён. Рим завоёвывал территории, забирал 1/3,2/3 завоёванных земель. К середине 2 в. аграрный вопрос опять остро встал, т.к. значительная концентрация земель в руках немногих. В с/х по максимуму используется дешёвый рабский труд, из-за чего хозяйство велось успешно. От успешной внешней политики –большая масса денежного капитала. Этот капитал вкладывался в с/х. Но деньги вкладывались частично. Мало, но стабильно.

Политическое господство нобилитета – слияние верхушки плебеев и патрициев. Они использовали землю в своих интересах. В 367 г. установлен земельный максимум, но де факто не соблюдался. Концентрирование в своих руках большого количества земли.

италийские поместья 2-1 вв.- средние и крупные.

средние: Север. Не зерновой характер (виноград и пастбища).

крупные: Юг. Крупные зерновые хозяйства.

Специфика итальянского производства не чисто римская. Поместье продолжало существовать, но товарного характера не имело. Почва позволяет выращивать виноград, значит ½ под него, остального понемногу, т.е. специализация труда.

Обезземеливание мелких собственников. Причины:

- участки не навсегда прикреплялись к поместьям. Конкуренция между мелкими собственниками и нобилитетом.

- вводился дешёвый хлеб, значит те кто выращивали на своих участках зерновые разоряются;

- активная внешняя политика. Мелкие предприниматели отрывались от своих участков. Войны опустошали, сжигали в т.ч. и сами, чтобы не досталось противнику.

Рост денежного капитала:

Причины:

- успешные войны вели к большим контрибуциям.

- торговля, но пассивный характер.

-военнаядобыча;
- налоги. Откупная система на завоёванных территориях;

римские банки появились из меняльных контор – Арегантории, т.к. серебряные монеты.

В банке была бухгалтерия: вела счёт каждого клиента.

Ремесло:

В основном мелкое. Либо вольноотпущенники, либо рабы, Из-за активной внешней политики нет необходимости в развитии ремесла, промышленность не рентабельна, все необходимое вывозилось с завоёванных территорий. в ремесло деньги не вкладывались.

 

Римская религия.

христианство – высшая религия.

Язычество – низшая.

Римский миф (с 5-3 вв до н.э.)его суть: представления о Риме, как об избранном богами городе. Уготовленный для великой миссии. Оправданы завоевания Рима. падение царской власти и становление империи - важный момент. Справедливое государство, город.

В римской религии отсутствовал культ героев, т.е. царской власти – это прошлое и отрицательное.

Особенности римской религии:

- проблема источников (они специфичные, пространные; это археологические источники. полная информация с 3 в. до н.э) Их изучение даёт:

1. культ предков (характерно для любой языческой религии). Понятие фамилии (земля + рабы + постройки + имущество). Родовые культы (приобретают позже общее значение). Пенаты – хранители долга (добрые духи – божества, заботящиеся о благополучии семьи) они дома.

Лары – вне дома заботятся, в рамках участка.

Антари – на границе участков.

Им приносили человеческие жертвы. Позже образы заменяют изображениями.

У каждого члена семьи – свой гений – энергия, способности человека – выражение всего существа и одновременно его хранитель. Гений отца семейства особо почётен.

Юнона – гений жены, она облегчает роды.

Янус – бог дверей, охраняет дом.

После смерти человеческий дух в могиле, туда приносили еду. Если о родственниках не заботились, то они мстили – их называли лемуры.

Пантеон.

особенностью римских представлений о богах была абстрактность и безличность. Боги далеки от антропоморф. черты. (богиня растущего хлеба сущ-ет вне этого зерна, они едины). Римская религия противоположна греческой. Обожествление надежды, чести, согласия. Дробность божеств – большое кол-во, они окружают всегда. Обожествление местной природы. Сакральное отношение к текущей воде. нельзя полностью закрывать воду в кране, т.к. энергия воды должна будет идти. Богами были фонтаны и колонки. 13 окт. праздновался фантанолий.

Появилась троица:

- Юпитер (отец богов) = Зевс. «патер», высшее бодество.

- Марс (бог войны, был и аграрным божеством), его щит символ непобедимости Рима.

- Квирин (бог собинян,бог народного собрания и куриального собрания) другая ипостась Марса – мирного

Культ весты – хранительница домашнего очага, школа весталок (девочки от 6 -10 л. служили 30 л. обед безбрачия, если нарушали, то их хоронили заживо). Пользовались большим уважением, право самостоятельного распоряжения имуществом (в отличие от др. девушек Рима). По просьбе весталок могли помиловать приговорённых к смерти.

Венера – обилие, процветание прирды, богиня леса.

Меневра = Афина – покровительница ремёсел.

Сатурн – бог посевов. 1ый даёт римлянам пищу.

Вулкан = Гефест – кузнечное ремесло.

Римский пантеон не замкнутый. Римлянине не отказываются принимать и др. божеств. Многофункциональность божеств, некоторые теряли значение и меняли фу-ии. Во время войны римляне пытались узнать, кому молятся враги, чтобы переманить бога.

Тюхе – справедливая богиня, правосудие (фемида + Деметра).

Сильван – бог лесов, дикой природы, похититель новорожденных. Позже хранитель дома, покровитель соседства и честности.

Обряды.

от этрусков заимствована «дисциплина этрусков». Оказали внимание и греки. Вся религия сводится к обрядности. мелочные подробности, все правила должны быть соблюдены. Даже жрец не знали имени бога, чтобы враги не переманили. «Могущественный Юпитер, или как там тебе больше нравится».

понтифики – главные жрецы.

Во время праздников работать нельзя, только если очень необходимая работа.

Ауспиии – гадание по полёту птиц.

Молчание во время церемонии, желательно даже не думать. Не эмоциональная должна быть молитва. Практицизм римской религии.

Специфика римской религии:

- нет откровения, книг;

- ортопраксия – правильное использование ритуалов, обрядов.

Римская религия – социальная, связана с сообществом. человек – часть сообщества.

Популярны гадания: горуспики – гадатели по внутренностям животных.

авгуры – следили за полётом птиц и разгадывали волю богов. Римская религия – сухая, не удовлетворяет эмоциональные потребности людей, они ищут прибежище в философии.

 

Кризис римской республии.

194-157 гг. массовая раздача земель.

оптиматы (наилучшие): -защищали интересы сенаторов; - отражади интересы высших слоёв власти.

Популяры (народ) -отражает интересы плепса; - стремление огр-ия аристократической власти; - за распространение прав римского гражданства на союзников. Во главе их братья Гракхи (Тиберий и Гай).

 

Движение братьев Гракхов.

133 г. – Тиберий Гракх выбран народным трибуном. он участвовал в военных компаниях, в 3ей пунической войне, видел проблемы бедноты, разорение мелких собственников, ощущал остроту аграрного вопроса. Он проводил реформы чтобы вернуть величие римской империи.

Законопроекты:

- предложил ввести земельный максимум (1000 югеров(1/4 га) на семью – максимум) излишки отрезались и раздавались среди безземельных по 30 югеров. Наследственное пользование без права продажи, Сенат против этого. (Марк – Октавий применил право вето, закон не принят.

- приостановление действий гос. учреждений. Вновь ставит вопрос о земельном максимуме, но закон снова не проходит. Он обращается к Сенату. Тиберий ставит вопрос на народном собрании снять Марка- Октавия и Тиберий вводит этот закон. Создаётся аграрная комиссия. Все споры решались в пользу народа, а не собственников. Тиберий убит, его дело продолжил брат. В 123 г. – Гай на трибуне.

- реформа в пользу плепсов и всадников возобновляет действие аграрного полиса.

вопрос о злоупотреблении наместников решается комиссией всадников (создаются всадники подданные Гайя).

Деятельность Гракхов: субъективно стремились возродить крестьянство, возглавить демократическое движение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...