Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос. Генетические и структурно-функциональные характеристики сознания

Проблема Сознания(лекция №6)

Вопрос: Основные традиции философского анализа сознания.

Возникает в новое время, впервые – Декарт.

Данное понятие стремится заменить представления о душе. Она воспринимала как связующее между человеком и Богом.

Попытки осмысления этого понятия.

Душа в античное время приравнивается к сознанию в новое время.

Проявляется в 2 формах:

1. Отражение действительности:

(«как сознание окружающий мир отражает»)

2. Св-во головного мозга

(как возможно существование сознания,бытие сознания)

 

Выделяют 2 подхода:

1. Классический: хар-но проведение сознания к разуму. Позволяет познавать окружающий мир.

1.1. Субстанциональное познание:

Хар-ся рассмотрением сознания как отдельного вида реальности(есть сознание,есть материя)

подходы:

1. Средневековая философия.

Сознание рассматривается проявлением в человеке божественного разума.

2. Философия нового времени(Декарт)

Сознание-замкнутый в себе внутренний мир

3. Теория психофизического параллелизма

Сознательное и физиологическое развиваются параллельно,не оказывают никакого влияния друг на друга.

4. Эпифеноменализм

Физическое состояние может оказывать влияние на формирование сознания,а сознание на физическое состояние – нет.

5. Теория дуализма свойств

Существует одна материальная субстанция,которая порождает системный эффект.(дальше я тут не знаю:)

 

1.2. Функциональное познание:

Созанание- функция материальных систем.

2 направления:

Механическое

Возникло в 17-18 в. Характерно для французских просветителей.

Сознание представляет собой ф-цию материальных систем,которые в своих исходных характеристиках не содержат чего-то идеального или мыслящего;

Сознание обеспечивается функционированием нервной системы и головного мозга,которые ограничены в соответствии с законами механики. ИХ единая природа обеспечивает согласованность чувственного опыта,который и явл-ся подлинным основанием мышления.

2. Натуралистическое

Возникло в 19 веке на основе вульгарного материализма: с развитием биологии стремилось к соматическим процессам.

Сознание – как следствие физиологических процессов

 

В начале 20 в кризис классической концепции сознания связан с:

1) Философией марксизма,которая вскрыла социально-практическую природу сознания и идеальную основу сознания

2) Философия жизни (Ницше): показала значимость иррациональных факторов повеления человека(воля,интуиция).

3) Психоанализ( Зигмунд Фрейд): значимость бессознательного поведения человека.

На рубеже 19 -20 вв. формируется неклассический подход.

Выделяют 2 разновидности:

1. диалектико-материалистическая(К.Маркс,Ф.Энгельс)

Рассматривает сознание как общественно-исторический процесс,как результат практической предметной деятельности(нельзя анализировать сознание в отрые от других явлений общественной жизни).

2. экзисетнционально-феноменологическая(Хайдегер,Гуссерль и т.д.)

Анализ индивидуального сознания,центральной характеристикой которого является интенциональность(направленность наших мыслей на какой-то объект).

Предполагает формирование определенных сознательных или мысленных содеражаний,которые характеризуют предмет как истинный или ложный. Сам по себе предмет истинным или ложным быть не может.

вопрос. Генетические и структурно-функциональные характеристики сознания

Сознание включает в себя: природно-психические, индивидуально-личностные и социо-культурные аспекты. Проблема происхождения сознания рассматривается с 3 течек зрения:

1. Общеприродной эволюции

2. Происхождения культуры и общества

3. Индивидуального развития человека

Природным основанием происхождения сознания является присущее материи свойство отражения. Отражение – это способность материальных систем воспроизводить с своих свойствах особенности других материальных систем в процессе взаимодействия с последними.

 

Выделяют (от ур-ня организации):

1. Отражения,присущие неживой природе – простейшая форма отражения.

2. Живой природе

3. Отражения в обществе

2 и 3 - это информационные отражения. Под информацией понимается свойство явлений быть побудителем ответных действий,способность активной ориентации в окружающем мире.

Отличаюся по признакам:

1. при простейшем воздействии одного предмета на другой не становится для последнего каким-либо ориентиром собственной активности.

При информационном воздействии – способствует проявлении вторым собственной активности.

2. При простейшем отражении внешнее воздействие влияет на изменение состояния системы прямо,а при информационном еще и косвенно.

 

Выделяют следующие св-ва простейшего отражения:

1. Первичная избирательность – проявляется в том,что не все в-ва взаимод-ют между собой.

2. Кумулятивность – приводит к изменению состояния системы.

Свойства информационного отражения:

1. Вторичная избирательность – сис-ма выбирает те факторы,на которые она будет реагировать

2. Опережающий характер отражения – сис-ма способна на основе информации предвидеть изменение окр. среды и заранее на нее реагировать.

 

В развитии информационного отражения выделяют этапы:

1.раздражительность

2.чувствительность

3.Нейрофизиологическое отражение

4. психическое отражение.

На основе психического отражения формир-ся сознание,если любая живая система стремится к достижению приятного и избеганию неприятного,то становление сознания связано с переносом акцента с приятного на полезное.

Человек стремится к достижению неприятного,но полезного и к избеганию приятного,но вредного.

Перенос приводит к разделению на предметную и познавательную,=>причина для возникновения идеального.

Сознание характеризуется:

1. наличием абстрактного мышления

2. наличием целеполагания

3. наличием языка

Формирование всех этих особенностей стало возможно благодаря формированию общества и культуры.

В развитии сознания как результата развития общества и культуры выделяют 2 стадии:

1. Конкретно-символьная стадия.

2. Логико-понятийная (переход от мифа к философии)

Эти стадии характерны для индивидуального развития человека(он проходит все эти этапы)

Можно выделить исследования Ж. Пиаже,котрый в индивидуальном развитии ребенка определил следующие стадии:

1.сенсомоторная стадия

2.дооперационная стадия

3.операционная стадия

В индивидуальном развитии – переход от действия к символам,от символов к понятиям.

В структуре сознания можно выделить следующие уровни:

1.с точки зрения анализа:

· Уровень бессознательного(оно)-импульсивные действия человека

· Ур-нь собственного сознания(я)-решает кем в данный момент будет

· Ур-нь сверх-сознания(сверх-Я)-результат освоения определенных общих правил,норм(ограничения импульсов).

Уровни с точки зрения совершенного взгляда:

1.чувственно-эмоциональный(отвечает за отражение внешней действительности)

2. рационально-дискурсивный(отвечает за интеллектуальную стр-ру чувственных данных)

3. интуитивно-волевой(включает в себя опыт самосознания)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...