Вопрос. Генетические и структурно-функциональные характеристики сознания
Проблема Сознания(лекция №6) Вопрос: Основные традиции философского анализа сознания. Возникает в новое время, впервые – Декарт. Данное понятие стремится заменить представления о душе. Она воспринимала как связующее между человеком и Богом. Попытки осмысления этого понятия. Душа в античное время приравнивается к сознанию в новое время. Проявляется в 2 формах: 1. Отражение действительности: («как сознание окружающий мир отражает») 2. Св-во головного мозга (как возможно существование сознания,бытие сознания)
Выделяют 2 подхода: 1. Классический: хар-но проведение сознания к разуму. Позволяет познавать окружающий мир. 1.1. Субстанциональное познание: Хар-ся рассмотрением сознания как отдельного вида реальности(есть сознание,есть материя) подходы: 1. Средневековая философия. Сознание рассматривается проявлением в человеке божественного разума. 2. Философия нового времени(Декарт) Сознание-замкнутый в себе внутренний мир 3. Теория психофизического параллелизма Сознательное и физиологическое развиваются параллельно,не оказывают никакого влияния друг на друга. 4. Эпифеноменализм Физическое состояние может оказывать влияние на формирование сознания,а сознание на физическое состояние – нет. 5. Теория дуализма свойств Существует одна материальная субстанция,которая порождает системный эффект.(дальше я тут не знаю:)
1.2. Функциональное познание: Созанание- функция материальных систем. 2 направления: Механическое Возникло в 17-18 в. Характерно для французских просветителей. Сознание представляет собой ф-цию материальных систем,которые в своих исходных характеристиках не содержат чего-то идеального или мыслящего;
Сознание обеспечивается функционированием нервной системы и головного мозга,которые ограничены в соответствии с законами механики. ИХ единая природа обеспечивает согласованность чувственного опыта,который и явл-ся подлинным основанием мышления. 2. Натуралистическое Возникло в 19 веке на основе вульгарного материализма: с развитием биологии стремилось к соматическим процессам. Сознание – как следствие физиологических процессов
В начале 20 в кризис классической концепции сознания связан с: 1) Философией марксизма,которая вскрыла социально-практическую природу сознания и идеальную основу сознания 2) Философия жизни (Ницше): показала значимость иррациональных факторов повеления человека(воля,интуиция). 3) Психоанализ( Зигмунд Фрейд): значимость бессознательного поведения человека. На рубеже 19 -20 вв. формируется неклассический подход. Выделяют 2 разновидности: 1. диалектико-материалистическая(К.Маркс,Ф.Энгельс) Рассматривает сознание как общественно-исторический процесс,как результат практической предметной деятельности(нельзя анализировать сознание в отрые от других явлений общественной жизни). 2. экзисетнционально-феноменологическая(Хайдегер,Гуссерль и т.д.) Анализ индивидуального сознания,центральной характеристикой которого является интенциональность(направленность наших мыслей на какой-то объект). Предполагает формирование определенных сознательных или мысленных содеражаний,которые характеризуют предмет как истинный или ложный. Сам по себе предмет истинным или ложным быть не может. вопрос. Генетические и структурно-функциональные характеристики сознания Сознание включает в себя: природно-психические, индивидуально-личностные и социо-культурные аспекты. Проблема происхождения сознания рассматривается с 3-х течек зрения:
1. Общеприродной эволюции 2. Происхождения культуры и общества 3. Индивидуального развития человека Природным основанием происхождения сознания является присущее материи свойство отражения. Отражение – это способность материальных систем воспроизводить с своих свойствах особенности других материальных систем в процессе взаимодействия с последними.
Выделяют (от ур-ня организации): 1. Отражения,присущие неживой природе – простейшая форма отражения. 2. Живой природе 3. Отражения в обществе 2 и 3 - это информационные отражения. Под информацией понимается свойство явлений быть побудителем ответных действий,способность активной ориентации в окружающем мире. Отличаюся по признакам: 1. при простейшем воздействии одного предмета на другой не становится для последнего каким-либо ориентиром собственной активности. При информационном воздействии – способствует проявлении вторым собственной активности. 2. При простейшем отражении внешнее воздействие влияет на изменение состояния системы прямо,а при информационном еще и косвенно.
Выделяют следующие св-ва простейшего отражения: 1. Первичная избирательность – проявляется в том,что не все в-ва взаимод-ют между собой. 2. Кумулятивность – приводит к изменению состояния системы. Свойства информационного отражения: 1. Вторичная избирательность – сис-ма выбирает те факторы,на которые она будет реагировать 2. Опережающий характер отражения – сис-ма способна на основе информации предвидеть изменение окр. среды и заранее на нее реагировать.
В развитии информационного отражения выделяют этапы: 1.раздражительность 2.чувствительность 3.Нейрофизиологическое отражение 4. психическое отражение. На основе психического отражения формир-ся сознание,если любая живая система стремится к достижению приятного и избеганию неприятного,то становление сознания связано с переносом акцента с приятного на полезное. Человек стремится к достижению неприятного,но полезного и к избеганию приятного,но вредного. Перенос приводит к разделению на предметную и познавательную,=>причина для возникновения идеального. Сознание характеризуется: 1. наличием абстрактного мышления
2. наличием целеполагания 3. наличием языка Формирование всех этих особенностей стало возможно благодаря формированию общества и культуры. В развитии сознания как результата развития общества и культуры выделяют 2 стадии: 1. Конкретно-символьная стадия. 2. Логико-понятийная (переход от мифа к философии) Эти стадии характерны для индивидуального развития человека(он проходит все эти этапы) Можно выделить исследования Ж. Пиаже,котрый в индивидуальном развитии ребенка определил следующие стадии: 1.сенсомоторная стадия 2.дооперационная стадия 3.операционная стадия В индивидуальном развитии – переход от действия к символам,от символов к понятиям. В структуре сознания можно выделить следующие уровни: 1.с точки зрения анализа: · Уровень бессознательного(оно)-импульсивные действия человека · Ур-нь собственного сознания(я)-решает кем в данный момент будет · Ур-нь сверх-сознания(сверх-Я)-результат освоения определенных общих правил,норм(ограничения импульсов). Уровни с точки зрения совершенного взгляда: 1.чувственно-эмоциональный(отвечает за отражение внешней действительности) 2. рационально-дискурсивный(отвечает за интеллектуальную стр-ру чувственных данных) 3. интуитивно-волевой(включает в себя опыт самосознания)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|