Принципы формирования и источники кадрового резерва
По виду деятельности. Резерв развития - группа спец-стов и рук-лей, готовящихся к работе в рамках новых направлений. Они могут выбрать 1 из 2 направлений карьеры - профес-ную либо руководящую карьеру. Резерв функционирования - группа спец-тов и рук-лей, кот должны в будущ обеспеч эффективное функционирование орг-ции. Эти сотрудники ориентированы на руководящую карьеру. По времени назначения: группа А — кандидаты, кот м.б выдвинуты на вышестоящие должности в наст время; группа В — кандидаты, выдвижение кот планируется в ближайшие 1-3 года. Принципы формирования и источники кадрового резерва Принцип актуальности резерва — потребность в замещении должностей д.б реальной. Принцип соответствия кандидата должности и типу резерва — требов к квалификации кандидата при работе в определенной должности. Принцип перспективности кандидата — ориентация на профес рост, требов к образов-ю, возрастной ценз, стаж работы в должности и динамичность карьеры в целом, сост здоровья. Источниками резерва кадров на руководящие должности могут стать: •руководящие раб-ки аппарата, дочерних акционерн общ-в и предпр-тий; •главн и ведущ спец-сты; •спец-сты, имеющ соотв-ющее образов и положительно зарекомендов себя в производ-ной деят-сти; •молодые спец-сты, успешно прошедшие стажировку. Первый ур-нь резерва кадров — все спец-сты предпр-я, следующ ур-нь — заме рук-лей различного ранга.
58. Этапы работы с резервом 1. Анализ потребности в резерве. Прежде чем начать процедуры формирования резерва, следует: •спрогнозировать изменение стр-ры аппарата; •усовершенств продвижение раб-ков по службе; •определить степень обеспеч-сти резервом номенклатурных должностей;
•определить степень насыщенности резерва по каждой должности. В рез можно определить текущ и перспективн потребность в резерве. Для опр-ния оптимал числ-сти резерва кадров необх установить: •потребность предпр-ия в кадрах упр-ния на ближайш или более длительн перспективу (до 5 лет); •фактич числ-сть подготовл-ного резерва каждого ур-ня; •примерный процент выбытия из резерва кадров отдельных раб-ков; •число высвобождающихся в рез-те изменения стр-ры упр-ния руководящих раб-ков. Для дальнейшего соверш-вания работы по формир резерва при составлении списков резерва необходимо учит след важнейш мом: •категории должностей; •возможность подбора заместителей группы рук-телей. •персональную ответственность рук-телей за рационал расстановку определенной категории кадров. 2. Формирование и составление списка резерва. Включ: •формир списка кандидатов в резерв; •созд резерва на конкретные должности. В процессе формирования резерва следует определить: •кого можно и необходимо включить в списки кандидатов в резерв; •кто из включенных в списки кандидатов в резерв должен пройти обучение; •какую форму подготовки применить к каждому кандидату с учетом его индив особ и перспективы использ-ия на руководящей должности. Для формир списка резерва использ след методы: 1.анализ документ-х данных - отчетов, автобиографий, хар-стик и др; 2.интервью (беседа) для выявл интересующ сведений (стремлений, потребностей и т. п.); 3.наблюдение за поведением раб-ника в различ ситуациях (на производстве, в быту и т.д.); 4.оценка рез-тов труд деят-сти – произв-ности труда, кач-тва выполн работы и т. п.; 5.метод заданной группировки раб-ков — сравниваются качества претендентов с требов должности того или иного ранга. При формир списков кандидатов в резерв учит такие факторы, как
•треб к должности; •проф хар-тика спец-ста; •перечень должностей, занимая кот работник может стать кандидатом на резервируемую должность; •предельные ограничения критериев (образование, возраст, стаж работы и т.п.); •рез-ты оценки формальных требований и индивид особенностей кандидатов; •выводы и рекомендации последней аттестации; •мнение рук-телей и спец-стов смежных подразделений, совета трудов коллектива; •рез-ты оценки потенциала кандидата. Наиболее весомыми факторами и критериями явл: •мотивация труда; •профессионализм и компетентность; •личностные качества и потенциальные возможности. На стадии формирования списка резерва решаются такие задачи, как: •оценка кандидатов; •сопоставление совокупности качеств кандидата с требованиями; •сравнение кандидатов на одну должность и выбор более соответствующего для работы в резервируемой должности. 3. Подготовка кандидатов. Для проф подг-ки использ след методы: •индивид подготовка под рук-вом вышестоящего рук-теля; •стажировка в должности на своем и др предпр-тии; •учеба в институте и на курсах в зав-сти от планируемой должности. Для подготовки резерва разрабат и утвержд администрацией 3 вида программ. Общая программа включ теоретич подготовку — обновл и пополн знаний по отдельным вопросам науки и практики упр-ния пр-вом; повыш образования кандидатов; обуч спец дисциплинам, Форма контроля — сдача экзамена (зачетов). Специальная программа предусматр разделение всего резерва по специальностям. Подготовка: деловые игры по общетехнич и спец проблемам; реш конкретн производств задач по специальностям. Форма контроля — разработка конкр рекомендаций по улучш пр-тва и их защита. Индивидуальная программа включ конкрет задачи по повыш ур-ня знаний, навыков и умений с помощ практики на передовых отеч и зарубеж предпр-ях, стажировка на резервной должности. Социально-психологическая подготовка. Для облегч процесса адаптации к нов должности необход включ кандидатов в новую для них сис-му управл предпр-ем, детально познакомить их с правилами и технологиями коммуникации и принятия решений, ввести в новом качестве в трудовой коллектив.
59. Корпоративная культура — совокупность моделей поведения, кот приобретены орг-цией в процессе адаптации к внешн среде и внутр интеграции, показавших свою эфф-ность и разделяемых большинством членов орг-ции. Компонентами явл:
•принятая сис-ма лидерства; •стили разрешения конфликтов; •действующая сис-ма коммуникации; •положение индивида в орг-ции; •особенности гендерных и межнациональных взаимоотнош; •принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы. «Корпорат (внутренняя или организационная) культура — сис-ма, состоя из комплекса правил поведения, символов, ритуалов, традиций и ценностей, принятых в орг-ции, обязат для всех её раб-ков, разделяемая и исполняемая ими.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|