Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кейс «Прогноз братьев Стругацких»

Два человека из разных концов города ехали одновременно в один офис – Частное книжное издательство «АЛЬФА-К».

Марина Александрова ехала к редактору для согласования корректорских поправок к её новому детективу. Её волновал вопрос: сколько человек уже читали её новую рукопись? Вспомнилась директор модельного агентства из фильма «Дьявол носит ПРАДО» с её требованием найти для дочек неопубликованную рукопись нового романа о Гарри Потере. И ведь нашли!!! А GOOGLE хочет выложить в Интернет книги, правда не последних лет, но…Еще придется опять торговаться с издателем по поводу качественной бумаги, обложки. Конечно, приходится оплачивать тираж самому писателю, а потом ждать продажи тиража. Есть издательства, где дают кредит доверия. Может сменить издателя?

Второй наш герой, Василий Акёнов, вез рукопись нового романа на суд директора издательства. Он готовился к оппонированию проблем, которые были подняты в романе. Это вопросы современной семьи, воспитания патриотизма, почему любовь все чаще предлагается как базовая, а не инструментальная ценность…Он вспоминал фантастический роман братьев Стругацких о людях, которых за чтение книг поместили в лепрозорий, как прокаженных, и прозвали обидным словом – мокрецы. Надо ли писать книги, если прогноз Стругацких сбудется и люди перестанут читать? Еще волновал вопрос денег. Согласится ли директор издательства на оплату тиража и возврат денег после продажи тиража?

Директор издательства, Иван Николаев был патриотом своего дела, читал лично все, что приносили писатели, ну или старался составить на все личное мнение.

Иван Николаев, основатель ведущего российского частного издательства «АЛЬФА-К», занялся издательской деятельностью, учась на третьем курсе Московского авиационного института (МАИ). Издательство было создано в 1991 году. Сегодня под лейблом «АЛЬФА-К» выпускается 10 % российской книжной продукции. В группу «АЛЬФА-К» входят издательство, полиграфический комбинат, фабрика печати и более 50 книжных магазинов. Объем ежегодных продаж группы приближается к 100 млн. долл.

Издательство «АЛЬФА-К» сделало ставку на открытие новых российских талантов и прочно заняло в этой категории рынка первое место. Определяя принципы работы издательства, нацеленные на создание и укрепление его лидерских позиций на рынке, Иван Николаев решил не копировать конкурентов, которые занимаются в основном перепечаткой известных книг, а открывать новые имена. Издательство открыло российской аудитории несколько популярных на сегодняшний день авторов, книги которых стали бестселлерами и помогли «АЛЬФА-К» выйти в лидеры книжного рынка. Не случайно миссией издательства является: «Открывали, открываем и будем открывать талантливых российских авторов!»

Открытие одного из авторов, Марины Александровой, было связано с большими трудностями, поскольку в то время российские читатели полагали, что женщина, если ее имя не Агата Кристи, не может писать хорошие детективы. Книги сначала продавались плохо. Тогда Иван Николаев проявил предпринимательскую изобретательность. Он не сдался, как на его месте поступили бы менее предприимчивые руководители, не пошел на поводу у рынка, а решил создавать его. В 1998 году для продвижения романов Александровой издательство предложило «КТВ-Кино» снять сериал. Затраты были внушительными, но выход на экран первых фильмов сломал читательский стереотип. Начался ажиотажный спрос на романы Александровой.

Поскольку на российском рынке образовалась большая ниша между крупными типографиями и маленькими, «АЛЬФА-К» заняло эту нишу, открыв «Фабрику печати» и вложив в немецкое оборудование 10 млн. евро. «Я не сомневаюсь: мы очень вовремя занялись полиграфией. Опять же инженерное образование подсказало: в бизнесе нельзя принимать решения только в двух плоскостях, например, искать оптимальную точку между качеством и ценой. Важно учитывать и третье измерение – время. Так что если бы мы хотя бы полгода протянули с открытием "Фабрики печати", кто-то вместо нас занял бы эту нишу», – говорит Иван Николаев.

Издательство «АЛЬФА-К» одним из первых на книжном рынке в 2005 г. разработало корпоративную стратегию развития на трехлетний период. В течение данного периода Издательство планирует концентрироваться на удержании лидерских позиций в сегментах «Взрослая развлекательная литература» и нишах сегментов «Детская развлекательная литература» и «Литература для хобби».

В 2005 году Иван Николаев перевел «АЛЬФА-К» на проектную структуру. Руководители проектов, действующих, по существу, как самостоятельные бизнес-единицы, наделены всеми необходимыми полномочиями. Они не просто редакторы, работающие с авторами и обеспечивающие качественную подготовку издания. Они контролируют весь процесс от начала до конца. Руководители проектов разбираются в маркетинге, отбирают книги для публикации, пишут техническое задание, контролируют все стадии процесса выпуска книги, принимают решение о сроках выхода книги, о ее цене и отвечают за финансовую отдачу от ее реализации. «Одному человеку легче довести до конца свои идеи. Он четко специализируется на своем направлении и ни на что не отвлекается, проекты получаются более цельными», – говорит Иван Николаев, - «АЛЬФА-К» проводит специальное обучение таких руководителей проекта, чтобы развить у них все перечисленные выше кросс-функциональные навыки.

Анализируя историю фирмы можно сделать вывод, что издательство «АЛЬФА-К» является настоящим бизнес-лидером в своей отрасли. С 1993 по 2007 годы издательство высокими темпами наращивало объем продаж, и в 2007 году он составил 90 млн. долл. К 2008 году объем продаж стал снижаться (на 20 %), и не только из-за пресловутого финансового кризиса… На одном из совещаний с руководителями проектов Иван Николаев анализировал проблемы издательства и отметил:

- «…настоящий бизнес-лидер создает не своих последователей, а новых лидеров. А за последние 5 лет многие издательства оценили привлекательность отрасли и стали активно копировать технологии и услуги, применяемые нами. Кроме того, судя по объему продаж 2008 года их технологии и услуги стали более совершенными и многие авторы стали отказываться от сотрудничества с нами. Не так ли Михаил?», - И Иван обратил взор к одному из руководителей проектов Михаилу Селиванову?

- «Иван, ты же знаешь, что я не первый год работаю с авторами. И в течение 15 лет мы создавали максимально благоприятные условия для авторов и для их «раскрутки»… Но сегодня они стали предпочитать наших прямых конкурентов, к сожалению, не объясняя причин», - ответил Михаил Селиванов.

Разговор поддержал руководитель другого проекта Сергей Семенов:

- «У нас пока нет проблем с авторами, но получить уровень прежних объемов продаж, прибыли и рентабельности вряд ли удастся. Сегодня спрос на книги реально упал. Статистика неумолима, и результаты социологических исследований демонстрируют нарастание негативных тенденций в этой области. Интерес россиян к чтению постепенно снижается, особенно это касается молодежи. К примеру, среди наших соотечественников старше 18 лет активно читают лишь 23%, а среди подростков эта цифра еще ниже. Я боюсь даже загадывать о перспективах издательского бизнеса, если Россия пойдет по сценарию развития, описанному братьями Стругацкими в романе «Гадкие лебеди…».

- «Никогда не мог предположить, что фантастика Стругацких может оказаться пророческой», - Откликнулся Иван, - «Нет, коллеги, я считаю, что книга-это основа культурной жизни любой нации и любого государства, это первоисточник внутренней культуры и национальной самоидентификации людей... Нам с вами необходимо подумать, провести необходимые исследования и разработать уникальную стратегию развития издательства, которая позволит сохранить первенство в конкурентной борьбе».

Вопрос:

Какую стратегию развития Вы предлагаете для компании «АЛЬФА-К»?


 

Приложение А

Млн. долл.

 

Рис.1 - Объем продаж издательства «Альфа –К» по различным группам литературы

 


 

Приложение Б

 

Сводная таблица оценки факторов конкурентоспособности Издательства «АЛЬФА-К»

 

№ п/п Факторы конкурентоспособности «АЛЬФА-К» Главные конкуренты
«ИНФРА» «ЭКМО» «ТРЕЙД»
  Цена        
  Качество полиграфии        
  Реклама        
  Дизайн        
  Опыт работы с авторами        
  Соответствие организационной структуры видам деятельности и целям организации        
  Динамика объема продаж за последние 5 лет Отрицат-ая (-5% ежегодно) Отрицат-ая (-7% ежегодно) Стабильная Прирост (+3,5% ежегодно)
  Занимаемая доля рынка 10% российского рынка 4% российского рынка 4% российского рынка 4,5% российского рынка
  Финансовое положение, рентабельность        
  Уровень технологии        
  Время деятельности предприятия 18 лет 15 лет 8 лет 5 лет

 

*Сводная таблица оценки факторов конкурентоспособности была составлена на основе анализа экспертных оценок (в баллах от 1 до 5).


 

Приложение В

 

Организационная структура издательства «АЛЬФА-К»

 

 
 

 

Приложение Г

Структура группы «АЛЬФА-К»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...