Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Федеральные нормативные правовые акты как источник конституционного права России




 

Все источники конституционного права различаются по юридической силе, которая определяется в зависимости от того, каким органом издана.

В данном разделе мы рассмотрим виды нормативных правовых актов общефедерального значения, поделенные на две группы[11]:

I.Группа – законодательные акты Российской Федерации:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральные конституционные законы.

3. Федеральные законы и законы Российской Федерации, законы РСФСР.

II. Группа – подзаконные акты Российской Федерации:

1. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

3. Распоряжения, инструкции, приказы и другие нормативные правовые акты законодательной, исполнительной и судебной власти на общефедеральном уровне.

III. Группа – судебные решения.

Конституция как источник конституционного права имеет первостепенное значение. Конституция Российской Федерации, была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в силу 25 декабря 1993 г.

Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст.15);

в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;

значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;

Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Осуществление конституционных норм в качестве источника конституционного права протекает в различных формах: соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение выражается в том, что субъекты конституционного права сообразуют свое поведение с юридическими запретами (характерной чертой данной формы является неактивное поведение, т. е. он не совершает действий, запрещенных Конституцией Российской Федерации). "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации" (ч. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации).

Исполнение конституционных норм (в отличие от соблюдения) предполагает активную деятельность субъектов, требуемую нормами Конституции Российской Федерации и направленную на достижение выдвинутых ею задач и целей: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы" (ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации); "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы" (ст. 57 Конституции Российской Федерации). В ней установлены три способа исполнения:

1. Все субъекты права обязаны точно и единообразно исполнять Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации

2. Государство обязано исполнять международные договоры Российской Федерации

3. Граждане обязаны исполнять свои конституционные обязанности

Использование связано с процессом реализации конституционных прав и свобод, т.е. субъект своими действиями осуществляет предоставленные ему права данным источником. "Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации" (ч.2 ст.27 Конституции Российской Федерации); "Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения" (ч.3 ст. 35 Конституции Российской Федерации).

Применение конституционных норм в качестве основного источника конституционного права предполагает властное вмешательство государства, его органов и других субъектов в реализацию непосредственно Конституции Российской Федерации. Выделяют три способа применения конституционных норм[12]:

1. Обособленное от других, самостоятельное применение субъектами норм Конституции Российской Федерации

2. Применение норм Конституции Российской Федерации совместно с иными нормами права

3. Использование конституционных норм для мотивировки судебных актов и толкования других правовых норм

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации и служащие также источниками конституционного права.

Второй вид источников конституционного права, имеющих особое значение в системе федеральных нормативных правовых актов, составляют федеральные конституционные законы. Согласно ст. 108 Конституции Российской Федерации они обладают следующими специфическими (присущими только им) чертами:

1. Развивают и дополняют Конституцию Российской Федерации

2. Принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией Российской Федерации

3. Обладают большей юридической силой, чем обычный закон

4. Подготавливаются в особом сложном порядке

5. Не могут быть отклонены Президентом Российской Федерации

По своей юридической силе федеральные конституционные законы занимают промежуточное место между Конституцией Российской Федерации и обычными федеральными законами, принимаются по более сложной процедуре, чем последние, требуя более высокой степени общественного согласия. Такое представление о соотношении юридической силы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов преобладает. Основанием для него могут служить положения части 1 статьи 15 ("Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации") и части 3 статьи 76 Конституции ("Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам").

На сегодняшний день у нас действуют 22 федеральных конституционных закона. Таким образом, законодатель реализовал свою обязанность принять предусмотренные Конституцией федеральные конституционные законы только наполовину. Действуют федеральные конституционные законы “О референдуме Российской Федерации”, “О судебной системе Российской Федерации”, “О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации”, “О Правительстве Российской Федерации”, “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” и другие ФКЗ[13]. Таким образом, остаются не урегулированными правом важнейшие конституционно-правовые отношения, касающиеся символов власти, устройства Федерации, статуса органов государственной власти, порядка пересмотра Конституции, непосредственно затрагивающие положение человека в государстве.

Источниками конституционного права являются обычные федеральные законы, если они регулируют конституционно-правовые отношения, то есть отношения по поводу установления системы органов государственной власти и местного самоуправления, их формирования и принципов деятельности, распределения полномочий по осуществлению властных функций, а также закрепляют различные формы правовой связи человека с государством (гражданство, состояние в гражданстве другого государства, состояние без гражданства, статус беженца и вынужденного переселенца), предусматривают правовой механизм реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, гарантируют со стороны государства обеспечение, охрану и защиту таких прав.

Третий вид источников конституционного права составляют федеральные законы, законы Российской Федерации и законы РСФСР. Особая роль федерального закона заключается в реализации положений Конституции РФ, являющейся основой всей правовой системы Российской Федерации

Проблему различного понимания федерального закона отметил и Конституционный Суд РФ в постановлении от 29 июня 2004 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"[14].

Термин "федеральный закон" употребляется в Конституции РФ двояко: в широком смысле, в качестве совокупности всех законов, имеющих общефедеральное значение, которые распространяют свое действие на всю территорию Российской Федерации, а также в собственном значении - как закон, принимаемый Федеральным Собранием РФ или на референдуме и по юридической силе стоящий после Конституции РФ, законов о поправках к Конституции и федеральных конституционных законов[15].

Так, реализация права избирать и быть избранным, которое закреплено в Конституции РФ, осуществляется посредством норм Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"[16]. С помощью федеральных законов могут быть конкретизированы не только положения Конституции РФ, в которых содержится указание на принятие того или иного закона, но и другие положения, в которых такое указание отсутствует. Обратить внимание следует на на тот факт, что в Конституции РФ не закреплен конкретный перечень вопросов, по которым необходимо принимать федеральные законы.

Среди обычных федеральных законов выделяют Основы законодательства и кодексы. Основы представляют важный кодифицированный акт отрасли или определенной сферы государственного управления. Они издаются по предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации (например, Основы законодательства Российской Федерации о культуре, о нотариате, об охране здоровья граждан). Кодексы – это законодательные акты, отличающиеся повышенной обобщенностью и систематизированностью правовых предписаний (Уголовный, Налоговый, Гражданский, Земельный кодексы и др.). Федеральные законы не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным конституционным законам[17], что определяет более высокое место федеральных конституционных законов по отношению к федеральным законам в иерархии источников права.

Некоторые из правовых актов СССР и РСФСР являются также источниками конституционного права Российской Федерации в силу правопреемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство. Раздел второй Конституции Российской Федерации устанавливает, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации[18]. Сохраняет свое значение ряд законов и постановлений, принятых Съездом народных депутатов и Верховным Советом РСФСР, а также постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, хотя по мере принятия новых законов и других правовых актов их количество постоянно снижается.

Среди второй группы источников конституционного права, относящихся к подзаконным нормативным правовым актам, обязательным для исполнения на всей территории Российской Федерации, первый вид источников составляют указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Такие акты обычны для главы государства. Они не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, что соответственно определяет их «подзаконность», т.е. они могут быть отменены федеральным законом. Указы Президента могут быть как нормативными[19], так и ненормативными. Первые издаются на основании конституционных полномочий Президента Российской Федерации или в случае пробелов в законодательстве. Вторые – это прежде всего акты непосредственного применения Президентом какого-либо закона. По кругу лиц и по времени действия они носят ограниченный характер. Президент издает указы в пределах своей компетенции. В случае возникновения вопросов, требующих оперативного решения, Президент издает указы по отдельным моментам, относящимся к полномочиям парламента, которые действуют до того момента, пока не будут изданы соответствующие федеральные законы.

Распоряжения Президента достаточно редко носят нормативный характер. Но, например, распоряжение Президента Российской Федерации «О перечне должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне»[20] от 16 апреля 2005 г. в соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" утверждает прилагаемый перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, тем самым внося существенную нормативную корректировку.

Ко второму виду источников конституционного права относятся постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Правительство осуществляет исполнительную власть, поэтому оно издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации. К числу источников конституционного права мы относим только те акты, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права. Все правительственные акты должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации. Нормативные правовые акты вышестоящих органов исполнительной власти обязательны для нижестоящих. Постановления и распоряжения Правительства должны быть официально опубликованы. Постановления Правительства Российской Федерации являются обязательными для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и её субъектов[21].

Права, свободы и обязанности человека и гражданина, правовой статус и многие другие отношения конституционного характера регламентируются подзаконными нормативными правовыми актами, относящимися к третьему виду источников конституционного права, такими как постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции; акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Верховного Суда Российской Федерации и др.. Все эти акты должны пройти обязательную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и обязательно опубликованы в официальных изданиях.

К третьей группе источников конституционного права относят судебные решения. Известно, что нормативными являются не только те акты, которые содержат новую норму права, но и те, которые отменяют, изменяют старую.

Акты правосудия могут двумя способами влиять на систему норм. Во-первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы, и тем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их. Во-вторых, в тех случаях, когда законом установлено, что решения определенных судов являются обязательными для судов той же или низшей инстанции.

В России акты правосудия не считаются правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм несоответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу.

Существуют два вида актов правосудия как источников права[22]. Во-первых, акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России. Второй вид актов правосудия, которые признаны источниками конституционного права, – постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Конституционному Суду РФ предоставлены полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции России федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в ст. 125 Конституции Российской Федерации. Акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Конституционный Суд РФ принял ряд постановлений, которыми признал несоответствующими Конституции РФ, федеральным законам многие правовые нормы, содержащие ограничения, связанные с регистрационным учетом (пропиской) граждан, регулирующие применение мер административного принуждения (задержания, конфискации), закрепляющих полномочия органов государственной власти.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, определяем, что

1.Конституция Российской Федерации – основной источник конституционного права Российской федерации как отрасли права.

2.С изданием юридических актов связано возникновение большинства конституционных правоотношений, участниками которых являются органы государства. Аналогичные свойства приобретают должным образом оформленные результаты выборов, референдума.

3.На федеральном уровне виды источников конституционного права можно классифицировать по трем группам:

-законодательные акты Российской Федерации

-подзаконные акты Российской Федерации

-судебные решения

4.Президент Российской Федерации в пределах своих полномочий, законодательная власть в лице Федерального Собрания Российской Федерации, судебная власть, исполнительная власть в лице федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств принимают и издают законные и подзаконные нормативные правовые акты общефедерального действия, т.е. обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации, которые являются источниками конституционного права как отрасли.

5.Конституционный Суд Российской Федерации формально не относится к числу правотворческих органов, но de fakto таковым является: любые акты, признанные Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными, утрачивают свою силу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...