Тема 6. Религиозная организация и опыт её социологического изучения.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Понятие "религиозной организации". Её возникновение и историческое развитие. Возникновение специализации в области религиозной деятельности и возникновение иерархической структуры религиозных организаций. Проблема социологического изучения религиозного лидерства. Харизма и харизматический религиозный лидер. Типология религиозных лидеров. Социальный аспект эволюции харизматической группы. Место и функции религиозного лидера в группе. Социальные функции религиозного лидера. Типология религиозных организаций (универсальная церковь, экклессия, деноминация, устойчивая секта, секта, культ). Внутренние и внешние (социальные) факторы развития различных видов и типов религиозной организации. Отечественный и зарубежный опыт социологического изучения религиозной организации. Тема 7. Теоретические и методологические проблемы социологического узучения религиозности. Религия и религиозность. Социологическое определение религиозности и производных понятий (верующий, религиозный индивид, неверующий и т.д.). Критерии религиозности. Признаки религиозного сознания и религиозного поведения как показатели (индикаторы) религиозности. Операционализация понятия "религиозность". Качественные и количественные характеристики религиозности. Зарубежный и отечественный опыт социологического изучения религиозности. Тема 8. Типология и особенности отношения к религии различных групп населения. Принципы построения типологии религиозности и нерелигиозности. Динамика и конфессиональные проявления религиозности в. современной России. Нетрадиционная религиозность и особенности её социологического изучения. Отношение к религии различных групп населения России по данным социологических исследований. Группирование верующих по степени знания и принятия вероучения и культовых предписаний своей конфессии. Влияние результатов социологического изучения религии на общественное мнение, выработку вероисповедной политики государства и церковно-государственные отношения, систему образования.
Образовательные технологии Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа. В процессе работы над курсом используются: · цикл лекций; · вопросы для семинарских занятий; · самостоятельная проработка рекомендованных источников по социологии религии. В учебном процессе широко используются активные и интерактивных формы проведения занятий. На семинарах и практических занятиях предусмотрено использование таких активных форм как: метод проектов, деловые игры, разбор конкретных ситуаций (кейс-метод) с их анализом и предложением возможных решений. Приветствуются выступления студентов на семинарах с использованием составленных ими презентаций (например, с помощью программного обеспечения Power Point) по теме доклада. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Самостоятельная работа студентов реализуется в форме подготовки к аудиторным занятиям (лекциях, коллоквиумах, семинарах, диспутах, практикумах) и участии в них, выполнении заданий на аудиторных практических занятиях (обсуждение вопросов на коллоквиуме, доклады, рецензии и их обсуждение на семинарах, участие в диспуте, выполнение практических заданий на практикуме). Задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов
Тема 1. Религия как структурный компонент (подсистема) общества. Вопросы для самостоятельного изучения (задания): 1. Религия как социальная подсистема. 2. Взаимосвязь и взаимовлияние религии с другими сферами общественной жизни. Тема 2. Религия и политика. Религия и война. Вопросы для самостоятельного изучения (задания): 1. Взаимоотношение религии и власти. Сакральные патерны власти. Религия и власть в демократических обществах. 2. Религиозная реформа и политика. Политические аспекты религиозных реформ. Политический фактор религиозной жизни. Влияние конфессиональной принадлежности на политическое поведение и политические ориентации верующих. 3. Религия и война. Сакрализация института войны в архаических обществах. Эволюция отношения общества к войне и отражение этой эволюции в религиозной идеологии и массовом религиозном сознании. Общая тенденция этих изменений - нарастающая демифологизация и десакрализация войны; осознание войны как феномена преимущественно земной политики. Отношение к войне в современной обществе и мировых религиях. Социальные корни религиозного пацифизма и его политическое содержание. Тема 3. Церковь, общество, государство: характер и динамика их взаимоотношений. Вопросы для самостоятельного изучения (задания): 1. Церковь (религиозные объединения) и общество в историческом и современном контексте. Церковь в структуре современного российского общества. Правовой статус и типология религиозных объединений по законодательству Российской Федерации. Изменение отношения российского общества и государства к религии и церкви (религиозным объединениям) в постсоветский период. 2. Социологическая интерпретация понятия "государственно-церковные отношения". Обеспечение права граждан на свободу совести и вероисповедания - главный предмет государственно-церковных отношений. Методика социологического изучения, социологические показатели, критерии и шкалы оценки состояния и динамики взаимоотношений государства, церкви (религиозных объединений) и общества. 3. Понятие "религиозная (конфессиональная) политика" государства, её задачи и направления. Понятие "религиозная безопасность" страны и его социально-политические аспекты.
4. Религия и право. Проблема религиозной толерантности и плюрализма. Религия в правовом государстве. Международное законодательство о свободе совести. Тема 4. Социологическое изучение религиозной ситуации в регионе. Вопросы для самостоятельного изучения (задания): 1. Содержание понятия "религиозная ситуация" и его социологическая интерпретация. 2. Социологические параметры религиозной ситуации и количественные показатели, шкалы её оценки. 3. Динамический характер религиозной ситуации, внутренние и внешние факторы её формирования и изменения. 4. Основные черты современной религиозной ситуации в России. Тема 5. Религия и этнос. Вопросы для самостоятельного изучения (задания): 1. Проблема взаимоотношений религиозных и этнических общностей в историческом и современном контексте. Этнический фактор в развитии религиозных процессов. Религия как источник межэтнической напряженности. Роль религии в межэтнических конфликтах и войнах. Специфика этноконфессиональных общностей, отношений и конфликтов. Специфика и природа религиозной жизни национально-этнических меньшинств в иноконфессиональной среде. 2. Религия, национализм и патриотизм. Религиозный национализм. Религиозный экуменизм и космополитизм. 3. Проблема конфессиональных и этнических отношений в современной России. Ислам и православие: динамика отношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|