Основы правового регулирования потребительских кооперативов и их союзов в Российской Федерации
Проводимая правительством России экономическая реформа изменила политическую и экономическую ситуацию в стране. Продвижение в рыночную экономику приходило болезненно и противоречиво. Это испытала на себе старейшая кооперация в России – потребительская кооперация. Социально-экономические условия развития потребительской кооперации были неблагоприятными. Общее кризисное состояние экономики, прежде всего, ее агропромышленного комплекса, отразилось на хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Инфляция, безработица снизили и без того низкие доходы населения, особенно сельского. Спрос на товары сократился. Резко снизились объемы деятельности потребительской кооперации. Идеологические предпосылки развития потребительской кооперации значительно ослабли. Многие руководители кооперативных организаций стали больше внимания уделять хозяйственной деятельности в ущерб ее социальной деятельности и интересов пайщиков. Пайщики выходили из потребительских обществ. Это подрывало социальные основы потребительской кооперации. Отсутствие правовых предпосылок – закона о потребительской кооперации ставило под вопрос ее существование. [9; 27] С 1 января 1991 года были введены в действия новые законы о собственности и о предприятиях и предпринимательской деятельности, положившие начало государственной регистрации всех предприятий страны в условиях преобразования экономических отношений. Так как в законе о предприятиях и предпринимательской деятельности не было предусмотрено такого предприятия, как кооператив, то во многих регионах государственные органы требовали зарегистрировать действующие потребительские общества в форме акционерных обществ. В результате потребительская кооперация потеряла 50% потребительских обществ а первые годы реформ.
Для сохранения и развития кооперативной системы важное значение имело принятие и введение в действие федерального закона «О потребительской кооперации» в 1992 году. Теоретическое обоснование правовых, организационных, экономических и социальных основ создания и деятельности потребительских обществ и их союзов Российской Федерации. В законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской кооперации» дано следующее определение потребительской кооперации: Потребительская кооперация – система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Таким образом, законом установлено, что система потребительской кооперации состоит из организации двух видов: потребительских обществ и союзов потребительских обществ. Потребительские общества могут учреждать и некооперативные организации – хозяйственные общества. [13; 30] Основу системы потребительской кооперации составляют потребительские общества. В соответствии с Гражданским кодексом (часть 1) организационно-правовой формой потребительского общества является потребительский кооператив. Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Потребительские общества – первичные основные организации системы потребительской кооперации. Они объединяют пайщиков и создают союзы. Если не будут созданы потребительские общества, то не будет и потребительских союзов, значит, не будет системы потребительской кооперации.
Союзы потребительских обществ, как и потребительские общества, являются юридическими лицами. В соответствии со статьей 32 закона «О потребительской кооперации в Российской Федерации» учредителями союза могут быть только потребительской общества. Поэтому в статье 1 выше названного законно дано следующее понятие союза: Районный, областной, краевой, республиканский, центральный союз потребительских обществ на основании решений общих собраний потребительских обществ. [14; 8] Члены союза сохраняют самостоятельность и право юридического лица. Этим законом государство продемонстрировало приверженность России к многовековой общечеловеческой ценности – кооперативной собственности и кооперативной форме ведения хозяйства. Конечно, закон имел существенные недостатки, но, в целом, этот нормативный документ признал общественную необходимость потребительской кооперации. Была прекращена перерегистрация потребительских обществ и их союзов в акционерные общества. Во всех регионах России и потребительские общества и их союзы подлежали регистрации государственными органами как полноправные юридические лица. В первые годы кардинальных преобразований России не были сформированы предпосылки, которые обеспечили бы функционирование организаций потребительской кооперации как равноправных субъектов рыночной экономики. Постепенно правовое положение потребительской кооперации укреплялось, особенно после принятия Конституции РФ (1993 году) ведение в действие 1 части Гражданского кодекса РФ (1995 году) и принятие других законов общеобязательного характера. В настоящее время правовые отношения возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов регулируются системой законов и иными нормативно-правовыми актами. Основу правового регулирования потребительских обществ и их союзов составляют: – Конституция РФ. – Гражданский кодекс РФ. – Другие законы и иные, принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты общественного характера: торговое, налоговое, трудовое право, законодательство о конкуренции и банкротстве. – Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах их союзах) в РФ»
– Законы и другие правовые акты субъектов РФ. – Уставы потребительских обществ и их объединений. Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ; федеральные законы, в том числе закон о потребительской кооперации; закон субъектов РФ, регулирующие деятельность потребительской кооперации и уставы потребительских обществ и их союзов создают правовое поле для деятельности организаций потребительской кооперации, как равноправных субъектов рыночной экономики. Конституция РФ, являясь основным законом России, предусматривает деятельность коммерческих и некоммерческих организаций на основе законов, которые вступают в действие после их официального опубликования. [1; 12] Гражданский кодекс РФ (часть 1) создает правовые предпосылки для функционирования потребительских обществ и их союзов как равноправных субъектов рыночной экономики. [2; 30] Таким образом, в первые годы реформ изменились условия развития потребительской кооперации. В этот период важное значение для сохранения организаций потребительской кооперации имело принятие и введение в 1992 году Федерального закона «О потребительской кооперации в Российской Федерации»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|