Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины и условия возникновения рынка

Курсовая работа

«Роль рынка в цивилизационном процессе»


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава I. Понятие рынка

1.1 Причины и условия возникновения рынка

1.2 Функции рынка

Глава II. Фридрих Август фон Хайек «Пагубная самонадеянность. Ошибки Социализма»

2.1 Анализ главы «Эволюция рынка: торговля и цивилизация»

Заключение

Список использованной литературы

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящей работе мы проанализируем роль рынка в цивилизационном процессе. Такая постановка вопроса, непосредственным образом подводит нас к наследию знаменитого австрийского ученого XX века Фридриха Августа фон Хайека (1899-1992), который, в своих работах, в ряде случаев, по новому взглянул на классические положения экономической теории. Наиболее важна для нас, в этом контексте, последняя работа экономиста - «Пагубная самонадеянность. Ошибки Социализма», которая была опубликована в 1988 году. Именно в ней Ф. Хайек представляет идеи о непосредственной связи развития торговли и развития цивилизации и подводит нас к пониманию места рынка в цивилизационном процессе. Указанная работа важна для нас и несколько по другой причине. Австрийский экономист более чем полвека изучал и критиковал социалистические идеи, которые, как мы знаем, в течении более чем семидесяти лет были основными лейтмотивом развития нашей страны. В этом контексте велась постоянная, заочная, дискуссия между Ф. Хайеком и советскими практиками и теоретиками социализма. К моменту опубликования последней работы ученого, в СССР уже полных ходом шла так называемая «перестройка» - совокупность политических и экономических реформ, которые, в целом, показали несостоятельность построения социализма в СССР. Таким образом, в «Пагубной самонадеянности», автор оценивал ход и, во многом, результаты социалистического эксперимента в самой большой стране мира, получив для своей критики социализма обширный «практический» материал. Таким образом, изучение роли рынка в цивилизационном процессе, по работе известного австрийского ученого, лауреата нобелевской премии Ф. Хайека позволит нам глубже понять те процессы, которые происходили в нашей стране, на протяжении значительного периода в ее развитии. Этим определяется актуальность нашей работы.

Основная цель нашей работы – изучить роль рынка в цивилизационном процессе, по работе Ф. Хайека «Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма».

Исходя из указанной цели, выделяются следующие задачи работы:

- теоретически раскрыть сущность понятия «рынок»: рассмотреть причины и условия возникновения рынка, изучить основные функции рынка.

- изучить взгляды Ф. Хайека о роли и месте рынка в цивилизационном процессе, воспользовавшись его последней работой - «Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма», особое внимание, уделив анализу третьей главы работы «Эволюция рынка: торговля и цивилизация».

Указанные цели и задачи формируют структуру работы, которая состоит из введения, главы I, структурно разбитую на два параграфа, главы II, состоящую из одного параграфа, заключения и списка использованной литературы.

В своей работе мы пользовались рядом специальных работ и исследований. В первую очередь хотелось бы отметить непосредственно само русскоязычное издание работы Ф. Хайека «Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма» (1988 г., перевод 1991 г.). Кроме этого, основополагающего для нашей работы исследования, хотелось бы отметить монографии В. Радаева, Н. Розановой и Г.Рузавина. Ряд данных мы также почерпнули из учебников и пособий по экономике и экономической теории, а также из курса лекций И. Агаповой «История экономической мысли».

 


Глава I. Понятие рынка

Причины и условия возникновения рынка

 

Итак, для анализа роли рынка в цивилизационном процессе, нам представляется необходимым проанализировать, в начале, саму теоретическую сущность понятия «рынок». В науке «рынок» изучается с XVI века[1].

Итак, рынок – это совокупность отношений между субъектами рынка (продавцы и покупатели), которые основываются на конкуренции, взаимном согласии, эквивалентности. При этом объектами рынка выступают товары, услуги, средства производства, интеллектуальная собственность, рабочая сила, деньги[2].

Это понятие можно конкретизировать, и рынок рассматривать как любое взаимодействие, при котором люди вступают в отношения, главным условием для которых, является торговля[3].

Понятие «рынок», необходимо рассматривать, в контексте нашей темы, с точки зрения причин и условий возникновения рынка и с точки зрения основных его функций: так мы лучше поймем его цивилизационную роль.

Итак, проанализируем основные причины возникновения рынка.

Среди них обычно выделяют[4]:

- развитие общественного разделения труда;

- наличие обособленных товаропроизводителей;

- появление товарно-денежных отношений.

Рассмотрим каждый из этих пунктов подробнее.

Итак, развитие общественного разделения труда, характерно для всех цивилизационных этапов в развитии человечества. На протяжении многих веков, происходило отделение скотоводства от земледелия, возникновение натурального обмена, и выделением ремесла, как самостоятельной отрасли[5];

- появление обособленных производителей связано с тем, что ремесло, стало быть, более специализированным, появлялись новые отрасли ремесла, которые потом трансформировались в отдельные производства. Как следствие этого процесса происходил рост производительности труда и рост числа товаров[6];

- товарно-денежные отношения появилась, как следствие роста числа товаров и числа производителей привели к формированию национальных рынков, обязательным условием которых стал выделяться всеобщий эквивалент товаров, который называется деньгами[7].

Исходя из причин возникновения рынка, выделяют несколько основных условий для возникновения национальных и глобальных рынков, это[8]:

- наличие специализации и общественного разделения труда;

- экономическая обособленность производителей;

- решение проблем связанных с транзакционными издержками;

- наличие свободного обмена ресурсами.

Проанализируем их:

- первым условием выступает наличие таких экономических реалий как специализация и общественное разделение труда. Это одно из наиболее важных условий возникновения рынка. Наличие специализации и общественного разделения труда, помогло, на определенном историческом этапе, отказаться от натурального, рабовладельческого и феодального хозяйств (в зависимости от специфики региона)[9];

- второе значимое условие – экономическая обособленность производителей, которые являются независимыми в той степени, в которой это необходимо, для принятия и реализации хозяйственных решений. Такая обособленность исторически обоснована появлением частной собственности[10];

- третья связана с разрешением проблем, которые обычно возникают в связи с самим функционированием рынка (транзакционные издержки) и включают различные технологические издержки[11];

- четвертое обязательное условие для функционирования рынка – это свободный обмен ресурсами между предпринимателями, их самостоятельность и свобода самой предпринимательской деятельности. Свободный обмен подразумевает формирование свободных цен, которые в свою очередь представляются ориентирами, для наиболее эффективных действий предпринимателя[12].

Таковы основные причины и условия для возникновения рынка. Однако, формирование рынка продолжается до сих пор, и для нормального его функционирования, в современных условиях, необходимо обеспечение целого ряда условий[13]:

- свобода экономической деятельности;

- ответственность хозяйственных субъектов за итоги своей деятельности;

- ценообразование, которое должно быть свободным (а не плановым);

- конкуренция производителей, которая служит для гарантий от монополизации отдельных рынков:

- ограниченное воздействие государства на субъектов хозяйственной деятельности;

- ориентация национальных рынков на участие в мировых хозяйственных связях.

Таковы основные причины и условия для возникновения рынка.

Таким образом, выскажем ряд промежуточных выводов по данной части нашего изложения:

- рынок – это совокупность отношений между субъектами рынка (продавцы и покупатели), которые основываются на конкуренции, взаимном согласии, эквивалентности. При этом объектами рынка выступают товары, услуги, средства производства, интеллектуальная собственность, рабочая сила, деньги;

- выделяют несколько основных условий для возникновения национальных и глобальных рынков, это: наличие специализации и общественного разделения труда; экономическая обособленность производителей; решение проблем связанных с транзакционными издержками; наличие свободного обмена ресурсами;

- исходя из причин возникновения рынка, выделяют несколько основных условий для возникновения национальных и глобальных рынков, это: наличие специализации и общественного разделения труда; экономическая обособленность производителей; решение проблем связанных с транзакционными издержками; наличие свободного обмена ресурсами;

- В целом появление рынка обусловлено эволюцией общественных форм производства и хозяйства. Со времени своего возникновения, рынок, решает множество проблем и вопросов, которые характерны для общественной жизни людей. Формирование рынка не завершено и продолжается до сих пор. Развитие рынка непосредственным образом связано с: свободой экономической деятельности; ответственностью хозяйственных субъектов за итоги своей деятельности; ценообразованием, которое должно быть свободным; конкуренцией производителей; ограниченным воздействием государства на субъектов хозяйственной деятельности; ориентацией национальных рынков на участие в мировых хозяйственных связях.

Значимость института рынка для экономики и общественной жизни людей вытекает из основных его функций, которые мы рассмотрим в последующем изложении.

 

Функции рынка

 

В настоящей части изложения мы кратко проанализируем основные функции рынка, которые в том числе, формируют всю его значимость для экономики и общественных отношений.

Итак, к основным функциям рынка обычно относят[14]:

- функцию информационную;

- функцию посредническую;

- ценообразующую;

- регулирующую;

- стимулирующую.

Эти функции определяются самой сущностью рынка, и в самом общем смысле решают такие проблемы рынка, как что, как и для кого производить?[15]

Каждая из этих функций обладает определенным набором свойств, с которыми необходимо ознакомиться подробнее.

Информационная функция заключается в том, что цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит информацию, необходимую всем участникам хозяйственной деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия[16].

Посредническая функция заключается в том, что рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика[17].

Ценообразующая функция реализуется в результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги. Она отражает полезность товара и издержки на его производство. В рыночной экономике эта оценка происходит в ходе обмена. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей.[18].

Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Когда растет цена – это расценивается как сигнал к расширению производства, когда она падает – это сигнал к его сокращению. В этом плане регулирующая функция тесным образом связана с уже рассмотренной нами выше информационной функцией. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции. В то же время, являясь регулятором, рынок демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования подвластны его регулированию - периодические спады, инфляция и безработица тому подтверждение[19].

Стимулирующая функция рынка заключается в том, что рыночный механизм – это, в известной мере, жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий, тем самым стимулируя других хозяйственных субъектов[20].

Таким образом, мы осветили основные функции рынков в рамках классической экономической теории. В то же время в рамках экономических воззрений Ф. Хайнека рынок[21] рассматривается несколько иначе. Подробнее с его взглядами мы ознакомимся при анализе некоторых значимых положений его работы «Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма», однако, для логики изложения материала представляется необходимым, вначале сформулировать основные выводы по данной части нашей работы:

- функции рынка обусловлены самой сущностью рынка, и в самом общем смысле решают такие проблемы рынка, как что, как и для кого производить.

- к основным функциям рынка обычно относят: функцию информационную; посредническую; ценообразующую; регулирующую и стимулирующую. Каждая из этих функций обладает определенным набором свойств;

- информационная функция подразумевает то, что цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит информацию, необходимую всем участникам хозяйственной деятельности; посредническая заключается в том, что рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи; ценообразующая реализуется в результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги; регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности; Стимулирующая заключается в том, что рыночный механизм постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности, тем самым стимулируя его участников;

- настоящие функции характерны для классической экономической теории. В то же время в рамках экономических воззрений Ф. Хайнека функции и значимость рынок рассматриваются несколько по-иному.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...