Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы и экономические механизмы взаимодействия малых и крупных предприятий в Белгородской области

В развитии взаимоотношений малых и крупных предприятий можно выделить два основных периода:

1. ранний период реформ (1990 – 1996гг.), в котором преобладала специфическая российская модель их взаимодействия;

2. период становления рыночных отношений (1997 – н/в), когда эта модель стала сближаться с классической западной моделью.

Большую роль в формировании российского варианта модели взаимодействия имели способы и экономические механизмы образования малых предприятий.

В первый период значительная доля малых предприятий (более 30%) образовывалась в результате непосредственного дробления предприятий и означала по сути перетекание средств из государственного сектора в частный. [12]

На базе различных цехов крупного комбината возникало несколько автономных фирм, различных по специализации: столярный цех порождал малое предприятие по производству окон, дверей и другой столярной продукции; механический цех – малую фирму по оказанию услуг в ремонте машин и выпуску запасных частей и т.д.

Другая часть предприятий образовывалась путем создания дочерних фирм. Они образовались при крупном предприятии; их учредителем или одним из учредителей выступало само предприятие. Такие фирмы обычно были ориентированы на решение конкретных задач, связанных с деятельностью “материнского” предприятия.

Третья группа малых предприятий образовывалась как автономные фирмы, которые в последствии становились аффилированными структурами крупных предприятий. Многие малые предприятия, относящиеся к этой группе, были созданы в ходе процессов приватизации (полной или частичной) государственной собственности. Таким путем прошли почти все предприятия розничной торговли, предприятия пищевой промышленности и другие предприятия, небольшие по количеству работающих и номенклатуре выпускаемой продукции.

Другие предприятия образовались в результате консолидации физических лиц (несколько будущих предпринимателей объединяли свои капиталы для совместной деятельности). Это была наиболее распространенная форма для мелкооптовых и розничных торговых, посреднических фирм, компаний, оказывающих услуги населению.

Однако, независимо от способов образования малых фирм, их взаимоотношения с крупным производством были многоаспектными, как правило, выходящими за рамки прямой профессиональной деятельности. Малые предприятия выполняли особые функции, становились фирмами-ширмами, “карманными” структурами для крупных предприятий, позволяющими лучше приспособиться к сложным условиям переходного периода.

Второй период взаимодействия малых и крупных предприятий связан с процессами структурной перестройки промышленности и реструктуризации предприятий, избавляющихся от балласта и утяжеленной структуры (процесс аутсорсинга как способа выведения за границы предприятия функций, не имеющих прямого отношения к производственному циклу).

Этот период характеризуется значительным разнообразием форм совместного функционирования малых и крупных структур, что соответствует более зрелым этапам развития всего предпринимательства в целом.

В стационарной экономике на базе крупных предприятий малая предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм:

1) интрапренерство (образование небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или под разработку некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня крупного предприятия);

2) инкубаторство (“выращивание” малой формы, оказание различной помощи на этапах ее становления);

3) сателлитная форма (организация малых фирм-сателлитов – различных дочерних фирм, сохраняющих “родственные связи” с “родителем”, образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически тесно связанных от коренной структуры и т.д.). [13]

Такие формы взаимодействия малого и крупного предпринимательства как интрапренерства и инкубаторства, в российских условиях пока не получили должного развития, сателлитные формы возникают более часто, особенно в последнее время как результат реструктуризации предприятий.

Относительная неустойчивость положения значительной части российских крупных фирм не позволяет им использовать такие формы взаимодействия с малыми предприятиями, которые требуют долговременного и достаточно существенного отвлечения усилий и материальных средств.

Сателлитная форма взаимодействия малых и крупных структур в стационарной экономике преимущественного реализуется на основе субконтрактации.

Субконтрактация как разновидность делового партнерства предполагает такую кооперацию мелких и даже мельчайших предприятий (в том числе мини-фирм, семейного подряда, надомничества и т.д.), при которой крупное предприятие на основе договора (контракта) размещает заказ, определяет спецификацию изделий, предоставляет сырье или полуфабрикат для дальнейшей переработки и т.д., а исполнители (малые фирмы) осуществляют частичную или завершающую обработку предоставленного материала.

Крупное предприятие может заключить контракт либо на производство готового изделия, без собственного участия в его производстве (коммерческий вариант), либо на участие малых фирм в отдельных стадиях технологического процесса (производственный вариант). На условиях субконтракции может осуществляться и реализация продукции крупного предприятия.

В России субконтрактация только в последние годы она начинает развиваться в отраслях с активно функционирующим крупным бизнесом (нефтяной, строительной и т.д.).

В зависимости от характера взаимосвязей между малыми и крупными фирмами определяется разновидность новообразованной структуры:

а) “дипольная” (пара предприятий с доминированием крупного). Примером дипольной структуры является взаимодействие малой и крупной структуры на основе франчайзинга, т.е. базе двухстороннего контракта, в соответствии с которым крупной компанией выдается лицензия на производство или продажу товара под ее маркой малой фирме.

Система франчайзинга обычно представляет собой комплекс, состоящий из множества элементов – дипольных структур и объединяет в себе преимущества крупного производства (экономия на управленческих расходах, рекламе, затратах на внедрение новых технологий и видов продукции, обучении персонала) и малого предпринимательства (высокая “проникающая” способность, возможных локальных контактов и знание местных условий).

б) “атомарная” (множество независимых фирм, тяготеющих к крупной структуре как к “ядру”). Атомарные структуры возникают не только в результате развития франчайзинга, но и как следствие реструктуризации крупной фирмы в том случае, если на ней имеется ряд непрофильных или убыточных производств.

в) “сетчатая” (сеть взаимосвязанных малых предприятий, обслуживающих крупное производство);

г) “корпоративная” (взаимодействие нескольких крупных предприятий осуществляется через сетчатую структуру малых фирм) и т.д.

Учитывая, что одним из тормозов развития малого бизнеса является труд- ность получения банковских кредитов из-за нехватки у предпринимателей ресурсов для залогового обеспечения кредитов, в Белгородской области сделан акцент на необходимости поддержки малого предпринимательства со стороны крупного бизнеса.

И крупный бизнес Белгородчины готов к этому. Его представители выступили с инициативой предоставления субъектам ма­лого бизнеса поручительств (гарантий) в качестве обеспечения банковских кредитов для реализации социально значимых инвестиционных проектов.[14]

Разработка мер, стимулирующих взаимодействие малых и больших предприятий в целях их взаимного развития — это одна из задач, решение которой начато в области. В 2003 году предприятиями области выданы поручительства по банковским кредитам субъектам малого бизнеса на сумму 14 млн. рублей. Такую поддержку предпринимателям оказали ОАО «Белгородский абразивный завод», ОАО «Лебединский ГОК», ОАО «Алексеевский Химмаш», крестьянское фермерское хозяйство «Горби».

Как показывает практика, малые фирмы легко сотрудничают с субъектами среднего и крупного бизнеса, выполняя роль субподрядческих организаций по выполнению непрофильных работ или производству необходимых фирме-заказчику материалов.

Помощь же в поиске партнёров по бизнесу в области оказывают общественные организации, такие как Белгородская торгово-промышленная палата, «Гильдия купцов и промышленников», «Содействие развитию малого предпринимательства», Ремесленная палата Белгородской области.

Всё важнее становится необходимость получения профессиональных знаний по повышению эффективности малого бизнеса и подготовке менеджеров. Для этой цели в Белгородской области при областном государственном учреждении «Белгородский областной центр развития предпринимательства» организованы образовательные курсы «Начни и совершенствуй свой бизнес».

Вторым большим образовательным проектом является создание на базе Центра бизнес-инкубатора Белгородского государственного университета, где, одновременно с учёбой, студенты могут поупражняться в организации собственного бизнеса в смягчённых условиях инкубатора.


Заключение

 

В результате проведённого исследования по теме: «Производственный менеджмент и перспективы его развития в Белгородской области» можно сделать ряд выводов:

Главной задачей производства является переработка ресурсов в готовую продукцию. Основные ресурсы включают людей и энергию, а также сырье и машины. В каждом бизнесе процесс переработки происходит по своей технологии и руководитель должен понимать, как в целом функционирует производство.

2. Производственный менеджмент имеет дело с производством и производственными системами. Составляющими цикла производственного менеджмента являются планирование, анализ, контроль. Применение методов планирования, анализа и контроля является необходимым условием для четкого функционирования производственных систем.

 3. Производство - это объект управления. Производственный менеджмент предполагает разработку стратегии и тактики управления производственными структурами.

Управление производством предполагает, что соответствующие службы менеджмента осуществляют управление процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде.

Для этого менеджмент осуществляет следующие операции:

• управление разработкой и проектированием продукта;

• выбор технологического процесса, расстановку кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта;

• управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов;

• управление запасами на складах, включающее в себя управле­ние хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции;

• контроль качества.

4. Об эффективности производственного менеджмента или эффективности управления производством, можно говорить как об отношении количественно измеренного "выхода" производственной системы к количественно измеренному ее "входу".

5. Экономической особенностью малого предпринимательства является совпадение здесь базовых функций предпринимательства как вида деятельности и предпринимателя как собственника. Этот тезис имеет выраженное прикладное значение. Отсутствие традиционного для крупных предприятий разделения прав и функций между собственниками и наемными менеджерами обеспечивает малому предпринимательству многие конкурентные преимущества.

6. В большинстве случаев малые предприятия создаются для преумножения капитала и удовлетворения связанных с его использованием общественных и личных интересов. Поэтому вполне естественно, что именно рост стоимости предприятия является наиболее простым и наглядным критерием эффективности его менеджмента. Предприятие с растущими оборотами, прибылью и капитализацией способно лучше удовлетворять потребности и амбиции клиентов, менеджеров, работников и общественности. Однако, если одновременно с ростом масштабов не происходит качественное развитие системы управления предприятием, оно теряет управляемость и вместо роста капитала может принести убытки.

7. Перспектива устойчивого экономического роста Белгородской области неразрывно связана с развитием малого предпринимательства. Малый бизнес создает благоприятные условия для расширения возможностей человека, проявления деловой инициативы, позволяет создать новые рабочие места, обеспечить постоянный источник дохода граждан и тем самым решает задачи улучшения благосостояния жителей области.

В малом бизнесе Белгородской области по состоянию на начало 2004 года функционировало 9,2 тыс. малых предприятий, на которых занято 55 тыс. человек. Кроме того, в области зарегистрировано 60 тыс. предпринимателей без образования юридического лица. Выпуск товаров и услуг в сфере малого бизнеса за 2004 год оценивается в пределах 21,2 млрд. рублей, что составляет около 15% от его объема по области.

8. Устойчивому развитию малого бизнеса в нашей области во многом способствует организационная и финансовая поддержка, оказываемая правительством области в рамках программ и мероприятий по поддержке этого сектора экономики. Стимулирование деятельности субъектов малого бизнеса всегда являлось приоритетной задачей правительства области.

9. Малый бизнес постепенно становится фактором социальной стабильности и служит развитию экономики области. Однако предстоит еще много сделать для того чтобы малый бизнес стал стратегическим фактором социально-экономического развития области.

Предприятия малого бизнеса сосредоточены преимущественно в сфере торговли и услуг. Приоритетные отрасли реального сектора экономики развиваются недостаточно активно. Невелика доля предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально новой продукции. Инвестиционная активность малых предприятий находится пока на невысоком уровне.

Актуальной остается проблема выравнивания потенциала развития предпринимательства в городах и районах области, стимулирование развития малого бизнеса в сельской местности, что важно для обеспечения занятости населения. Решение этих проблем требует дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы, развития схем кредитно-гарантийных механизмов и имущественной поддержки, устранения имеющихся административных барьеров.

Библиографический список литературы

 

1. Закон РФ от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ " О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ).

2. Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. №1485 "Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ".

3. Постановление Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 "О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" (с изм. и доп. от 5 января, 12 декабря 1995 г., 6 марта 1996г.,31 марта 1998 г).

4. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. "Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции товаров (услуг) для федеральных государственных нужд" (с изм. и доп. от 1 июля 1997 г.).

5. Постановление губернатора Белгородской области от 18 июля 2003 г. № 12 „О дополнительных мерах по поддержке малого предпринимательства области “ (в редакции постановления губернатора от 7 июня 2004 г. № 135).

6.  Постановление главы администрации Белгородской области от 4 ноября 1999 г. „О создании областного государственного учреждения «Белгородский областной центр развития предпринимательства»“.

7. Бусыгин А.В. Предпринимательство: начальный курс. — М.: Незави­симый институт российского предпринимательства, 2002. — 134 c.

8. Вершигора Е. Е. Менеджмент. Учебное пособие. 2-е изд, перер. и доп. — М.: Инфра-М, 2001- 283 с.

9. Виханский О. С., Наумов А. И.Менеджмент. — М.: Экономистъ, 2003 — 528 с.

10. Егорова Н.Е., Мати Е.Р. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. – М.: ЦЭМИ РАН, ИСЭПП РАН, 2001.- 56с.

11. Егорова Н.Е., Хачатрян С.Р. и др. Методы измерения взаимодействий малого и крупного бизнеса в ходе реструктуризации предприятий. М.: ЦЭМИ РАН, 2001. – 176 с.

12. Как организовать и развить малый бизнес. Справочник. — Белгород: 2004. – 105 с.

13. Курс менеджмента. // под ред. Д. Д. Вачугова. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. — 512с.

14. Л.И.Кошкин, А.Е.Хачатуров, И.С.Булатов, 2000. Менеджмент на промышленном предприятии. — М.: Эколайн, 2000. — 456с.

15. Менеджмент. //Под ред. проф. А. С. Пелиха. — М.: Изд. центр «МарТ», 2003. – 384 с.

16. Немкович Е.Г., Курило А.Е. Менеджмент малого и среднего бизнеса. — М.: Юнити, 2002. – 346 с.

17. Сирополис Николас К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей. – М.: Дело, 2000 – 672 с.

18. Справочник директора предприятия (4-е издание). –М.: ИНФРА-М, 2000. —

19. Фархутдинов Р. А. Производственный менеджмент. – М.: Интел-Синтез, 2000. – 464 с.

20. Шуртухина И.В. Производственный менеджмент. Краткий курс лекций. — Иваново: 2001. – 67 с.

21. Яковлев Д.В. Малый бизнес Белгородской области // Сбербанк России, сентябрь 2003. — 102 с.


Приложение 1

 

Таблица 1

Схема управления производством

 

Проведение НИОКР Обеспечение развития производства Обеспечение сбыта Организационные структуры управления производством
1. Разработка научно-технической политики фирмы   2. Разработка и внедрение новой продукции 3. Организация научно-технической деятельности 1. Разработка и обеспечение политики по важнейшим направлениям производственной деятельности фирмы 2.Развитие технологии производства 3. Обеспечение производства материально-техническими ресурсами 4. Повышение качества и конкурентоспособности продукции 5. Повышение производительности труда 1.Разработка сбытовой политики     2. Выбор каналов и методов сбыта 3. Организация сбыта 1. Функциональная   2. Линейно- функциональная 3. Проблемно-целевое управление     4. Матричная структура   5.Программно-целевое управление

 

Приложение 2

 

Рис.1. Структура системы производственного менеджмента

Условные обозначения к рис. 1:

· 1.1 — повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг;

· 1.2 — ресурсосбережение;

· 1.3 — расширение рынка сбыта товара;

· 1.4 — организационно-техническое развитие производства;

· 1.5 — социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды;

· 2.1 — методическое обеспечение;

· 2.2 — ресурсное обеспечение;

· 2.3 — информационное обеспечение;

· 2.4 — правовое обеспечение;

· 3.1 — маркетинг;

· 3.2 — планирование;

· 3.3 — организация процессов;

· 3.4 — учет и контроль;

· 3.5 — мотивация;

· 3.6 — регулирование;

· 4.1 — управление персоналом;

· 4.2 — социология и психология менеджмента;

· 4.3 — разработка и реализация управленческого решения;

· 4.4 — анализ в принятии решений;

· 4.5 — прогнозирование в принятии решений.


[1] Современное управление. Энциклопедический справочник. Том второй -М.:"Издацентр",1997, с разд. 8.

[2] Вершигора Е. Е. Менеджмент. Учебное пособие. 2-е изд, перер. и доп. — М.: Инфра-М, 2001с. 32-33

[3] Курс менеджмента. // под ред. Д. Д. Вачугова. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. – с. 344

[4] Реинжиринг - перестройка на современной информационной и технологической основе организации производственно-хозяйственной деятельности и управления предприятия

[5] Постановление Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 95.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...