Этапы адаптации ребенка в замещающей семье
Тема 3. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей Вопросы: 1.Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей: а) усыновление; б) опека и попечительство; в) приемная семья; г) патронат; д) семейная воспитательная группа; е) гостевая семья; 2. Адаптация ребенка в замещающей семье. Замещающая семья - не закрепленный законодательно термин, обозначающий любую семью, в которую ребенок помещается на воспитание (кроме усыновления). Замещающая семья – это очень широкое понятие, сюда относится любая семья заменяющая ребенку кровную, биологическую семью. Это может быть семья усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатная, временная или гостевая семья. Усыновление (удочерение) -это принятие ребенка в семью на правах кровного, оформляется в судебном порядке, дает возможность усыновителям присвоить ребёнку свою фамилию, поменять имя, отчество и дату рождения. При этом государство гарантирует сохранение тайны усыновления, но не оказывает никакой помощи после усыновления за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец. Законом установлены самые жесткие требования к кандидатам в усыновители их материальному положению, жилью по сравнению с другими формами устройства. Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен. Крепкие отношения можно построить только на честности и доверии, но ни в коем случае не на обмане. Если в семье есть тайна, страдают все. Рассказывая ребёнку о его происхождении, вы не наносите вреда ни его самооценке, ни его самолюбию. Вы просто констатируете факт, каким образом ваш любимый малыш появился в семье. И именно от вашего отношения к этому факту зависят и ваши интонации, и эмоции, которые вы испытываете.
Разговоры об усыновлении не отличаются от разговоров на другие темы, с которыми родители и дети сталкиваются в жизни. Усыновление – это реальность, в которой живёт семья, реальность, вызывающая у членов семьи определённые мысли и чувства, которыми они делятся друг с другом. Разговаривая с ребёнком, нужно постараться услышать, о чём он в действительности спрашивает, и помочь правильно сформулировать вопрос. В то же время нужно остерегаться ошибок: не приписывать ребёнку своего представления о предмете разговора, не навязывать ему свою точку зрения относительно того, о чём в данный момент нужно говорить и что он должен понять. Тайна усыновления Психологи и специалисты в области усыновления во всех странах давно уже не спорят, нужно или нет говорить ребёнку, что он приёмный. Нужно. Сохранение тайны подчас даётся чрезмерными усилиями – ведь гарантии этого сохранения практически нет. Иногда сами родители или ближайшие родственники, посвящённые в секрет, могут оговорками, своими страхами или неадекватной реакцией на вполне невинную ситуацию невольно спровоцировать ребёнка на мысли именно в этом «запретном» направлении. Разговаривая с ребёнком, нужно постараться услышать, о чём он в действительности спрашивает, и помочь правильно сформулировать вопрос. В то же время нужно остерегаться ошибок: - не приписывать ребёнку своего представления о предмете разговора, - не навязывать ему свою точку зрения относительно того, о чём в данный момент нужно говорить и что он должен понять. Известна история о том, как малыш спросил у отца, откуда он появился на свет? Отец совершил экскурс в мир птиц и пчёл. Когда он закончил свою лекцию, ребёнок заметил: «Пап, я только хотел узнать, из какого я города».
Приёмные родители, обеспокоенные необходимостью рассказать ребёнку о его статусе, часто предлагают ему свою, «взрослую», картину усыновления, которая его совсем не интересует. Когда родитель говорит с ребёнком об усыновлении на доступном ему языке, так, что ребёнок в состоянии понять и осознать всё то, о чём ему рассказывают, факт усыновления становится неотъемлемой частью его представления о себе. Задача приёмных родителей не просто сообщить ребёнку, что он усыновлён, а дозировать информацию по мере его взросления. Родитель должен научиться слушать ребёнка – так он сможет понять, как ребёнок переживает усыновление и что оно значит для него в тот или иной момент жизни. Разговор об усыновлении включает в себя двух участников, различающихся не только уровнем развития, но и отношением к этому событию. Терапия сказками Сказка, которую рассказывают ребёнку, – это не просто некая история об известных героях. Она помогает ребёнку сориентироваться в нашем взрослом мире. Огромная ценность сказок состоит в том, что когда родители готовы и знают, что они хотят сказать ребёнку, но совершенно не знают, с чего начать, сказки дают возможность с лёгкостью приступить к беседе. Поэтому истории и сказки – прекрасное начало для очень важного разговора. Родители могут придумать свои истории, взяв за основу сюжет известной сказки «Мама для мамонтёнка». «Жили на свете две женщины, которые друг друга не знали. Одну ты не помнишь, другую называешь мамой. Две разные женщины, создавшие твою жизнь. Одна была твоей путеводной звездой, другая стала твоим солнцем. Первая дала тебе жизнь, а вторая учила, как её прожить. Первая дала тебе желание быть любимым, а вторая подарила тебе любовь. Одна дала тебе национальность, другая дала тебе имя. Одна подарила тебе талант, другая дала тебе цель. Одна подарила тебе чувства, другая умиротворила твои страхи. Одна не смогла предоставить тебе дом, другая молила о ребёнке, и Бог услышал её. И сейчас ты задаёшь мне сквозь слёзы вопрос, на который ещё никто не нашёл ответа: чей я ребёнок? Ничей, дорогой мой, ничей! Просто это две разные любви». Для сочинения собственной сказки можно использовать следующий алгоритм:
- обдумайте проблему, попробуйте понять, как ребёнок сам воспринимает ситуацию; - сформулируйте основную идею своего рассказа, какие мысли вы хотели бы донести до ребёнка; - рассказ следует начинать с описания героев, у которых были бы сходные с вашими проблемы, – ребёнку будет проще идентифицироваться с персонажем истории, если вы сделаете его максимально похожим на ребёнка. - Желательно дать герою сказки похожее имя или хотя бы на ту же букву; Опека и попечительство -это принятие в семью ребенка в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Опека устанавливается решением органов местного самоуправления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребенка. • ему должно быть столько же лет, сколько ребёнку, и внешне он должен напоминать ребёнка; • рассказывая о «сказочном» герое, не забудьте упомянуть о его достоинствах, сильных сторонах его характера, качествах и талантах; • внимательно следите за ребёнком во время рассказа, привлекайте его для совместного составления сюжета вашей истории. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка, и ответственности за ребенка. На содержание ребенка государством ежемесячно выплачиваются денежные средства. Органы опеки и попечительства обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка, оказывать содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения подопечного, защите его прав и интересов.Ребенок считается воспитуемым, родственные права и обязанности не возникают, права опекуна прекращаются по исполнению 18 лет ребенку. Опекун выполняет свои обязанности безвозмездно. Не назначаются опекунами лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут исполнять обязанности по воспитанию ребенка.
Приёмная семья -это форма опеки (попечительства), которая осуществляется на возмездной основе. Такая семья заменяет пребывание ребёнка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создаётся на основе договора между приемными родителями и органами опеки и попечительства. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, например для воспитания в одной семье 2-3 и более детей - братьев, сестер. Срок помещения ребенка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приемных семьях может воспитываться от 1 до 8 детей. На содержание ребенка выплачиваются ежемесячные денежные средства, как на подопечного на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг. Кроме того, приемному родителю платится заработная плата и засчитывается трудовой стаж. Патронат - это форма воспитания ребенка (детей) в профессионально замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Под патронат передаются дети, которым временно требуется замещающая семья или необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребенка в семье. Основная цель данной формы устройства – социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье, замена пребывания его в интернате или приюте. Срок помещения ребёнка под патронат может быть разным, и зависит от ситуации. Ответственность разделена между патронатным воспитателем, учреждением, родителями ребёнка и территориальными органами опеки. На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленного в регионе норматива. Патронатному воспитателю платится заработная плата и засчитывается трудовой стаж. В патронатную семью ребенок может помещаться временно до решения его дальнейшей судьбы: возврат к биологическим родителям, усыновление или опекунство, устройство в учреждение интернатного типа. В таком случае патронатная семья выполняет функцию как бы "скорой помощи", в которую помещаются дети, в срочном порядке изъятые их кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни. Психологи, педагоги, практические работники сходятся во мнении, что полный отрыв детей от своих биологических родителей во многих случаях крайне нежелателен. В идеи патроната, в отличие от всех остальных, должна быть заложена программа сохранения и поддержания контактов ребенка с его биологическими родителями. Форму патронатного устройства ребенка в семью можно также использовать для обеспечения социализации, и подготовки к самостоятельной семейной жизни через приобретение опыта проживания в семье, усвоение семейных ролей и гендерных моделей поведения в семье. Особенно это актуально для выпускников интернатных учреждений.
Главная цель приемной и патронатной семьи -создать благоприятные условия для временного пребывания ребенка. Задачи же специалистов-психологов, социальных педагогов заключаются в следующем: 1) подобрать семью, готовую стать патронатной (через тестирование, собеседование, сбор информации); 2) подготовить ее к патронату (через систему обучения); 3) провести социальную, педагогическую, психологическую, медицинскую диагностику детей при поступлении в патронатную семью; 4) обеспечить условия для реабилитации, адаптации ребенка через его пребывание в патронатной семье; 5) обеспечить социальную защиту прав ребенка при его дальнейшем устройстве после ухода из патронатной семьи. Временная или гостевая семья – это форма помощи ребенку, без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу. Если такой режим предполагается как переходной этап перед опекой, усыновлением, то это хороший способ присмотреться ребенку и семье друг к другу, позволяет понять принято ли верное решение. Гостевая семья Гостевой режим (семья выходного дня) - форма помощи ребенку без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок на правах гостя посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать, как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения с взрослыми и другими детьми в семейном кругу. В некоторых случаях наставничество используется как подготовка ребенка и семьи к постоянному размещению на опеку или усыновление. • Более простое оформление, не требующее прохождения полного медицинского освидетельствования и сбора справок. • Возможно взять ребенка/детей отобранных из многодетных семей или осужденных родителей, которым сложно найти постоянную семью. • Крайне не желательно, а часто и невозможно брать в гости детей младше 7-8 лет, т. к. они не понимают, почему их берут и возвращают. • Эта форма крайне редко поддерживается властями финансово.
Семейная воспитательная группа -форма реабилитации воспитанников Центра в условиях семьи и подготовка их к дальнейшему жизнеустройству. Семейная воспитательная группа (СВГ) - это помощь ребенку, лишенному возможности жить в родной семье. Пребывание ребенка в семейной воспитательной группе - это один из реальных шансов его дальнейшего жизнеустройства, так как есть надежда, что ребенок останется в этой семье. Социальное сопровождение СВГ осуществляется специалистами Приюта. Воспитатель семейной воспитательной группы: • зачисляется в штат сотрудников; • получает заработную плату в размере 1/3 максимальной ставки воспитателя за каждого принятого в семью ребенка; • получает довольствие на ребенка согласно нормам; • имеет право на социальные льготы; пользуется ежегодным отпуском в размере 56 календарных дней. С потенциальными воспитателями СВГ занимаются специалисты, в основном психологи отделения социальной реабилитации. Предварительно проводится оценка психологической совместимости воспитателя с воспитанником. Специального образования не требуется. Главный критерий - готовность взять ребенка под опеку. Готовят потенциальных воспитателей как приемных родителей - инструктажи, психологическая подготовка. Основные различия семейных воспитательных групп и других форм профессиональной замещающей семьи: • а) различная ведомственная принадлежность (патронатные и приемные семьи создаются в системе органов образования, семейные воспитательные группы - в системе учреждений социального развития); • б) в патронатные и приемные семьи определяются дети со статусом (сироты либо дети, оставшиеся без попечения родителей), в СВГ - без статуса (т. е. нет решения суда об ограничении или лишении родительских прав); • в) рассчитаны на различный срок пребывания детей в семье (пребывание детей в патронатной семье рассчитано на более длительный срок, в приемной - до совершеннолетия, в СВГ - срок пребывания ограничен сроками реабилитации ребенка, как правило, нахождение ребенка в СВГ продолжается шесть месяцев). Преимущества семейных воспитательных групп перед другими формами воспитания а) возможность формирования грамотных представлений о семейных ролях, традициях, взаимосвязях; б) возможность помещения в семейную воспитательную группу детей, оставшихся без попечения родителей и оказавшихся в трудной жизненной ситуации; в) возможность помещения детей и подростков, не имеющих формальных признаков, позволяющих дать им статус оставшихся без попечения родителей, но фактически являющихся таковыми; г) возможность взаимодействия воспитателей семейных групп в процессе комплексной реабилитации воспитанника со специалистами различных учреждений. Главной отличительной особенностью СВГ от приоритетных форм устройства детей в семью является создание условий для возврата ребенка в кровную семью, а также разделение прав и обязанностей по воспитанию ребенка между органом опеки и попечительства, семейным воспитателем и нередко кровным родителем. Необходимо отметить, что ребенок, находясь на воспитании в СВГ, юридически остается воспитанником детского сиротского учреждения, при котором создана семейная группа, сохраняет за собой все личные и имущественные права, получает содержание и сохраняет за собой все льготы, обретая при этом заботливую и внимательную семью. Положительные результаты а) семейные отношения благотворно влияют на эмоциональное и интеллектуальное развитие детей; б) наблюдается положительная динамика в улучшении состояния здоровья, развитии и социальной адаптации детей; в) создается семейное окружение для полноценной социализации личности ребенка; г) экономятся бюджетные средства; д) создаются дополнительные рабочие места; е) появляется перспектива для усыновления и т.д.
ЭТАПЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
Можно проследить некоторые общие закономерности взаимной адаптации/дезадаптации семьи и ребенка/детей. Можно говорить о том, что интеграция ребенка в семью состоялась, когда ребенок и члены семьи начинают идентифицировать (отождествлять) себя друг с другом. То есть местоимение "мы" уверенно произносится всеми членами семьи, а по выражению лиц и реакциям на ситуацию становится трудно различить, где кровные, а где приемные дети. Для этого семье в течение 1,5 - 2 лет после приема ребенка необходимо пережить 4 достаточно непростых этапа. ПЕРВЫЙ ЭТАП можно назвать периодом "базисного шлейфа". В это время процесс интеграции ребенка в семью "тормозится" из-за нерешенных проблем базисной (кровной) семьи и проблем самого ребенка, обусловленных последствиями его травматического опыта. Эти проблемы обостряются под влиянием стресса, который переживают все участники ситуации. Например, при появлении приемного ребенка кровный может пережить состояние регресса, т.е. "предъявить" родителям поведение, свойственное более младшему возрасту (у него могут возобновиться симптомы давно прошедшего энуреза, ухудшиться речь, способность выполнять интеллектуальные задачи). Такой же регресс может наблюдаться и у приемного ребенка. Эта фаза обычно очень быстро проходит и сменяется значительным скачком в интеллектуальном развитии, особенно у приемного ребенка. Сложнее идет процесс его эмоционального восстановления. Ребенок начинает "вспоминать" трагические события своей жизни, которые были вытеснены из его сознания. Так, приемная девочка пяти лет "вдруг" вспоминает, как на ее глазах погибла мать. С этими страшными воспоминаниями ребенку крайне трудно справиться - он часто, порой навязчиво рассказывает о пережитых событиях, у него обостряются проявления "сиротских симптомов" (он начинает раскачиваться всем телом при первых признаках утомления или напряжения, плохо спит, его крайне сложно успокоить). Также ребенок постоянно жаждет внимания приемных родителей и всеми известными ему способами старается его привлечь. Он пытается "освоить" пространство семьи: раскидывает вокруг себя игрушки, оккупирует место около лидера (чаще всего матери, так как в приемных семьях, как правило, лидерство принадлежит женщинам). В результате возрастает эмоциональная нагрузка, особенно на мать. В этот период состояние эйфории у членов семьи сменяется шоком. Семьи, которые действительно способны интегрировать ребенка (чаще всего это тщательно подобранные и обученные службой социального сопровождения родители, регулярно получающие помощь специалистов), справляются с ситуацией. Понимая причину их поведения, они позволяют ребенку "отреагировать" свои травматические переживания и способствуют тому, чтобы в дальнейшем отношения меду ними стали более сбалансированными. Так случилось в приемной семье N: родители - сорокалетние Наталья и Павел, их дети - студентка Елена и подросток Павел. Наталья всегда мечтала иметь многодетную семью и, когда дочь поступила в вуз, всерьез задумалась о приемной дочке. Рожать самой ей не советовали врачи. В итоге в семью попала пятилетняя Маша, которая поначалу очень легко приняла новых родителей. Однако вскоре ее поведение изменилось - она стала капризной, лгала, постоянно жаловалась на нового брата. Перед сном девочка становилась на четвереньки, раскачивалась всем телом, издавала странные звуки. Она постоянно, в одних и тех же выражениях рассказывала о сексуальной распущенности биологической матери и о ее страшной смерти. У Павла в это время начался энурез, который наблюдался в раннем возрасте. Семья с трудом, но пережила первый этап адаптации. Маша заняла свое пространство и почувствовала себя более спокойной. Обследование уровня ее интеллектуального развития показало, что она значительно опережает тех детей, с которыми воспитывалась в детском доме. Девочка окрепла, выросла и по всем показателям практически сравнялась со своими сверстниками. Семьи, неспособные "принять" ребенка, начинают сплачиваться, выстраивая незримые барьеры между кровными членами семьи и приемным ребенком/детьми. Пример неудачного окончания первого этапа адаптации - семья С: мать 60 лет и 30-летняя дочь. У дочери диагностировали бесплодие, и встал вопрос о приемном ребенке. Женщины мечтали о мальчике лет семи-восьми, ярком (обе творческие личности) и мужественном - таком, который мог бы постоять за женщин, когда вырастет. Поначалу все складывалось хорошо. Но первые проявления мужественности испугали семью. Бабушка стала усматривать в нем какие-то параллели со своим бывшим мужем. Дочь, которую ребенок называл мамой, пугалась каждого крика мальчика и ждала от своей матери, что та как-нибудь справится с ситуацией. Ребенок становился все более неуправляемым, в результате мать и дочь объединились в коалицию и отказались от "неудачного" ребенка.
ВТОРОЙ ЭТАП можно назвать этапом "перестройки". Приемные дети обретают свое пространство в доме, и оно признается другими членами семьи. Это снижает общий уровень конфликтности, кровные и приемные дети начинают соблюдать нейтралитет. Отношения матери и приемного ребенка становятся ближе. У ребенка значительно повышается уровень эмоционального благополучия, снижается внутренняя напряженность. Начинает формироваться вторичная привязанность, и это дает новый всплеск агрессивности, которая может выражаться в кражах, обмане, упрямстве и т.д. В успешных семьях справляются и с этими проблемами. Вот как протекал второй этап в семье N: сначала у Павла, а потом у Маши прошел энурез. Паша почувствовал себя более взрослым. Ему было смешно вспоминать, как он с Машей делил место перед телевизором. Он теперь увлекался радиоделом, а Маша больше времени проводила с новой мамой. Часто к ним присоединялся отец. Девочка все реже вспоминала биологическую мать, однако память о ней мешала ей принять новых родителей. И в этот период Маша совершила кражу у родителей. Семья была потрясена таким поступком. Мать переживала противоречивые чувства: обиду, свою вину за эту обиду, жалость к Маше (ребенок так много пережил). На семейном совете решался вопрос, что делать с Машей, но никому не пришло в голову отдать ее обратно в сиротское учреждение. "Неуспешные" семьи, если даже они выстояли на первом этапе, на втором ждут новые разочарования, результатом чего может стать отказ от продолжения отношений с ребенком. В благополучной семье D мать двоих детей Татьяна была педагогом в детском доме. Она решила взять на патронатное воспитание брата и сестру Сашу и Наташу. От помощи специалистов Татьяна отказалась наотрез, полагаясь на собственный опыт. Первый этап проходил по обычной схеме, и семья пережила его. Второй этап адаптации принес много проблем. Кровная дочь избегала общения с семьей, у сына появились кожные высыпания, оба жаловались на плохое настроение и снижение успеваемости. В то же время приемные дети делали необыкновенные успехи в школе - занятия с отцом, общение со старшими, успешными и ориентированными на обучение кровными детьми не пропали для них даром. Но ситуация в семье оставалась сложной. Саша и Наташа звали свою мать по имени-отчеству, а она их, как раньше, по фамилии. Любой их проступок вызывал бурную реакцию у членов семьи. Когда дети украли у матери кошелек, семья сразу же от них отказалась. По данным обследования, несмотря на неуспех адаптации в семье, опыт семейной жизни пошел детям на пользу. Из коррекционного класса они перешли в обычный, стали более уверенными в себе, повысилась их успеваемость. После этого брат и сестра недолго жили в детском доме, а вскоре были переданы в другую семью, где и живут около четырех лет. ТРЕТИЙ ЭТАП характеризуется объединением кровных и приемных детей, которые начинают ощущать себя единой группой. Многие проблемы уже решаются без вмешательства родителей. Поведение всех детей становится более независимым. У приемного ребенка продолжает формироваться чувство привязанности. Если на предыдущем этапе он боялся "предать" биологических родителей, то сейчас переживает этап "отречения" от них. Он может отказаться от встречи с кровными родственниками, даже самыми близкими, становится "борцом" за целостность семьи в большей степени, чем ее "базисные" члены. Снижается уровень агрессии внутри семьи, но учащаются конфликты с окружающими. Приемные дети все чаще начинают жаловаться на сверстников. В успешной семье N на третьем этапе Павел и Маша часто употребляли местоимение "мы". "Это моя младшая сестра", - с гордостью представлял мальчик приемную сестру, она сама называла себя только по фамилии приемной семьи. Девочка уже не бегала "хвостиком" за мамой - она не сомневалась, что найдет ее дома, когда вернется из школы. Говорить по телефону с родной тетей Маша отказывалась, все ее усилия были направлены на то, чтобы ею гордилась приемная мать. С этой целью она вырывала из школьного дневника страницы с жалобами учительницы. На ЧЕТВЕРТОМ ЭТАПЕ семья начинает осознавать свою целостность. Это означает переход на качественно новый уровень развития. Все члены семьи становятся необыкновенно похожими друг на друга - как внешне, так и по своим реакциям. Можно говорить и о сформировавшейся привязанности к семье у приемного ребенка. Он чувствует свою идентичность с приемной семьей, но в то же время способен "принять" и кровную. В семье N на данном этапе Елена получает большую поддержку от Маши, хотя, конечно, проблемы остаются. "Если я плохо себя чувствую, то Маша готова все за меня сделать, принести еду в постель", - с гордостью рассказывает она. Случаи воровства больше не повторяются. К концу второго года ни у кого уже нет сомнений в том, что они - единая, любящая друг друга семья. Не стоит забывать, что адаптация прошла успешно благодаря тому, что рядом с родителями были специалисты, которые помогали справиться с проблемами адаптационного периода. Что может быть хуже для ребенка, чем остаться без семьи, без родителей, которые заботятся о нем, защищают и любят его. Сиротство - тяжелый жребий, который накладывает отпечаток на всю жизнь ребенка и нередко сталкивает его на социальное дно. Мир для такого ребенка превращается в пустыню, где нет никого, кто мог бы его поддержать. Выходом является воспитание ребенка в замещающей семье. Только в близких отношениях с членами семьи ребенок сможет вновь обрести чувство привязанности и любви, преодолеть состояние одиночества и беспомощности, научиться доверять другим. Воспитание приемного ребенка - безусловно благое с позиции истинных человеческих ценностей, почетное дело - с точки зрения социальной значимости и трудное - по психологическим задачам, которые приходится решать на пути соединения ребенка, чья судьба нередко искалечена, и семьи, которая привыкла жить по своим правилам, в единое целое - замещающую семью.
Основные понятия к теме: 1. Замещающая семья - не закрепленный законодательно термин, обозначающий любую семью, в которую ребенок помещается на воспитание. 2. Усыновление (удочерение) -это принятие ребенка в семью на правах кровного, оформляется в судебном порядке, дает возможность усыновителям присвоить ребёнку свою фамилию, поменять имя, отчество и дату рождения. 3. Опека и попечительство -это принятие в семью ребенка в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. 4. Приёмная семья -это форма опеки (попечительства), которая осуществляется на возмездной основе. Такая семья заменяет пребывание ребёнка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создаётся на основе договора между приемными родителями и органами опеки и попечительства. 5. Патронат - это форма воспитания ребенка (детей) в профессионально замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Под патронат передаются дети, которым временно требуется замещающая семья или необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребенка в семье. 6. Временная или гостевая семья – это форма помощи ребенку, без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника. 7. Гостевая семья -форма помощи ребенку без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок на правах гостя посещает и кратковременно проживает в семье наставника. 8. Семейная воспитательная группа -форма реабилитации воспитанников Центра в условиях семьи и подготовка их к дальнейшему жизнеустройству. Основные понятия: 1. Замещающая семья –не закрепленный законодательно термин, обозначающий любую семью, в которую ребенок помещается на воспитание (кроме усыновления). Замещающая семья – это очень широкое понятие, сюда относится любая семья заменяющая ребенку кровную, биологическую семью. Это может быть семья усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатная, временная или гостевая семья. 2. Усыновление (удочерение) -это принятие ребенка в семью на правах кровного, оформляется в судебном порядке, дает возможность усыновителям присвоить ребёнку свою фамилию, поменять имя, отчество и дату рождения. 3. Опека и попечительство -это принятие в семью ребенка в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. 4. Приёмная семья -это форма опеки (попечительства), которая осуществляется на возмездной основе. Такая семья заменяет пребывание ребёнка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создаётся на основе договора между приемными родителями и органами опеки и попечительства. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, например для воспитания в одной семье 2-3 и более детей - братьев, сестер. 5. Патронат - это форма воспитания ребенка (детей) в профессионально замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Под патронат передаются дети, которым временно требуется замещающая семья или необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребенка в семье. Основная цель данной формы устройства – социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье, замена пребывания его в интернате или приюте. 6. Временная или гостевая семья – это форма помощи ребенку, без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу. Если такой режим предполагается как переходной этап перед опекой, усыновлением, то это хороший способ присмотреться ребенку и семье друг к другу, позволяет понять принято ли верное решение. Гостевая семья Гостевой режим (семья выходного дня) - форма помощи ребенку без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок на правах гостя посещает и кратковременно проживает в семье наставника.
Литература: Интернет-источники: 1. Бессчастнова, О.В., Юмашева Т.А. Приемная семья: сущность, проблемы, перспективы развития: монография / О.В. Бессчастнова, Т.А. Юмашева – Саратов: Изд. центр «Наука», 2007. 2. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учеб.-метод. пособ. /Под ред. Г.И.Климантовой. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. Журнальные статьи: 1. Байер, Е.А. Проблемы и их решение в воспитании детей-сирот в России //Социальная педагогика – 2011. - № 3. – С. 40-44. 2. Иванова, Н. Замещающая семья как социокультурное явление - 2008г.- №1- С. 24-26. 3. Лесина, Е.А. Приемная семья для ребенка и ребенок для приемной семьи //Социальная педагогика – 2012. - № 3. – С. 78-84.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|