«Mysterium Coniunctionis». Мандала
«Mysterium Coniunctionis» Основной задачей этой книги, ставшей для Юнга последней опубликованной работой, было исследование центральной проблемы алхимии — единства противоположностей, из которого, как воображали алхимики, и возникает сама цель алхимической процедуры, по-разному описанная в типично алхимической манере — как золото, камень (лапис), гиеросгамос (или священный инцестуозный брак) и т. д. Таким образом, Юнг исследовал массу образных структур в алхимической литературе, в которой описываются самые разные противоположности, подлежащие объединению, совокупности противоположностей, которые алхимики персонифицировали главным образом как маскулинно-фе-минные пары. Три таких маскулинно-феминных пары в алхимии: Солнце и Луна, Король и Королева, Адам и Ева — составляют основу юнговского исследования. Почти энциклопедическое знание алхимических текстов побуждало Юнга обнажить и увязать друг с другом психологические и духовные значения этих алхимических персонификаций со всем обслуживающим их символизмом. Поскольку алхимия была преимущественно мужским занятием, гораздо больше материала сосредоточено на мужской половине этих пар противоположностей. Единственное исключение — обширный раздел о Луне, посвященный феминному аспекту. В пандан исследованию индивидуальных членов этих противоположных пар Юнг продолжает изучать образы и символы, которые и составляют mysterium coniunctionis, тайну союза, рассматривает, как он осуществляется, каким является, каково его духовное и психологическое значение. В то время как эта книга является превосходным примером юнговского метода символической амплификации, само ее чтение несколько затруднено разнообразными ссылками и намеками Юнга на мифологию, легенды, христианскую теологию и средневековую философию.
В связи с алхимией следует упомянуть еще пять работ Юнга, переведенных на русский язык. Первая из них — «Комментарий к " Тайне Золотого Цветка" » — посвящена китайскому алхимическому трактату, остальные имеют отношение к западной алхимической традиции. Это «Видение Зосимы», «Философское дерево», «Дух Меркурий» и «Парацельс как духовное явление». Все они представляются значимыми в корпусе работ Юнга о психологической и духовной необходимости и о важности алхимического символизма. Литература Боснак Р. В мире сновидений. — М., 1992. Уильяме Д. Пересекая границу. Психологическое изображение пути знания Карлоса Кастанеды. - Воронеж, 1994. Франц М. -Л. фон. Алхимия: Введение в символизм и психологию. — СПб., 1997. Человек и его символы / К. Г. Юнг и др. — СПб., 1996. Юнг К. Г. AION. - М.; Киев, 1997. Юнг К. Г. Mysterium Coniunctionis. - M.; Киев, 1997. Юнг К. Г. Видения Зосимы // Юнг К. Г. О природе психе. - М.; Киев, 2002. С. 327-383. ЮнгК. Г. Дух Меркурий. - М., 1996. С. 7-70. Юнг К. Г. Комментарий к «Тайне Золотого Цветка» // Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. — М., 1994. С. 149-222. ЮнгК. Г. Парацельс // ЮпгК. Г. Дух Меркурий. - М., 1996. С. 186-196. Юнг К. Г. Парацельс как врач // Юнг К. Г. Дух Меркурий. - М., 1996. С. 164-185. Юнг К. Г. Парацельс как духовное явление // Юнг К. Г. Дух Меркурий. - М., 1996. С. 71-163. Юнг К. Г. Психология и алхимия. — М.; Киев, 1997. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Т. 15: Феномен духа в искусстве и науке. -М., 1992. Юнг К. Г. Философское дерево // Юнг К. Г. О природе психе. - М.; Киев, 2002. С. 183-326. Edinger E. The Anatomy of the Psyche: Alchemical Symbolism in Psychotherapy, - La Scalle, III.: Open Court, 1990. Franz M. -L. von. Alchemical Active Imagination. — Spring Publications, 1979. Мандала Юнг обнаружил, что самость воплощается в символах, кратных четырем и имеющих круговую структуру. Он назвал эти символы «мандолами», использовав санскритское слово, означающее «магический круг». Геометрически мандала представляет фигуру, в которой круг заключен в квадрат или квадрат в круг. Мандала обладает более или менее регулярными кратными отношениями, разделена на четыре или кратное четырем число частей; лучи расходятся из центра или направлены в центр, что зависит от перспективы. Мандалы на Востоке символизируют объединение и используются для медитации.
Юнг интерпретировал мандалу как зримую проекцию психического, его выражение и, в частности, как представление Самости. В процессе анализа мандалы могут обнаруживаться в сновидениях или различных изображениях (рисунках, пластике, архитектуре). Кроме того, что мандалы выражают стремление к целостности или свидетельствуют о ней на космическом уровне (мандалы традиционных религий), они также способны выполнять защитную функцию в случаях психологической дезинтеграции, расщепленности психики и служить целям исцеления — компенсации, наложения упорядоченной структуры. Мандалы находят в культурных продуктах всех времен и народов, они представляют основной определяющий и интегрирующий принцип, лежащий в самой основе психического (Человек и его символы, 1996, с. 312 и далее). Литература Аргуэлес X., Аргуэлес М. Мандала. — М., 1993. Человек и его символы / К. Г. Юнг и др. — СПб., 1996. Юнг К. Г. Мандала // Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. - М., 1996. С. 220-222. Юнг К. Г. Относительно символизма мандалы // Юнг К. Г. О природе психе. -М., 2002.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|