Система арбитражных судов и их место в судебной системе Российской Федерации
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ЛЕКЦИЯ 6 Арбитражные суды Российской Федерации и иные арбитражные органы Учебные задачи: — формирование общих теоретических знаний о современном месте в судебной системе Российской Федерации арбитражных судов и иных органов по рассмотрению споров в экономической сфере; — усвоение основных понятий, раскрывающих организационные и процессуальные особенности деятельности в Российской Федерации арбитражных судов и иных органов по рассмотрению споров в экономической сфере; — усвоение состава, структуры, системы арбитражных судов и иных органов по рассмотрению споров в экономической сфере Российской Федерации. В результате изучения этой главы обучающиеся должны. знать — место арбитражных судов и иных органов по рассмотрению споров в экономической сфере в судебной системе Российской Федерации; — порядок формирования, структуру, состав и компетенцию арбитражных судов и иных органов по рассмотрению споров в экономической сфере; — состав и полномочия аппарата арбитражных судов и иных органов по рассмотрению споров в экономической сфере; уметь — анализировать нормативные правовые акты, регулирующие порядок формирования, структуру, состав и компетенцию арбитражных судов и иных органов по рассмотрению споров в экономической сфере; владеть — юридической терминологией; — навыками работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими правовой статус арбитражных судов и иных органов по рассмотрению споров в экономической сфере; — навыками анализа правоприменительной практики арбитражных судов и иных органов по рассмотрению споров в экономической сфере. Ключевые слова: система арбитражных судов; арбитражные суды субъектов РФ; арбитражные апелляционные суды; Суд по интеллектуальным правам; арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); Верховный Суд РФ (до 07.02.2014 - Высший Арбитражный Суд РФ) [1]; Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ[2]; третейские суды; Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ; структура суда; секретарь судебного заседания; помощник Судьи; администратор суда; аппарат суда[3].
Система арбитражных судов и их место в судебной системе Российской Федерации
Конец 80-х гг. XX в. ознаменовался фундаментальными преобразованиями в экономической сфере Российской Федерации. Государство признало частную собственность на средства производства. Были приняты законы, в соответствии с которым в Российской Федерации появилась возможность создавать предприятия, находящиеся в частной, государственной, корпоративной, муниципальной собственности, в собственности общественных организаций, нормативные правовые акты об акционерных обществах и других формах негосударственных предприятий. Декларирование равенства форм собственности потребовало создание специальных органов, способных рассматривать споры в экономической сфере с позиции равенства форм собственности перед законом, и разработку нового процессуального законодательства, обеспечивающего процессуальное равенство прав сторон при рассмотрении экономических споров. Арбитражи, в чьей компетенции было разрешение споров в экономической сфере, являлись одним из органов исполнительной власти и в силу этого не могли обеспечить равенство сторон, особенно при разрешении споров с государством. Это и явилось причиной облачения хозяйственной юрисдикции в форму правосудия, специально приспособленной для рассмотрения споров в экономической сфере: была создана система арбитражных судов[4]. Главной целью создания арбитражных судов являлось обеспечение в равной степени полноценной судебной защитой прав всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности.
Организация системы арбитражных судов регулируется Законом об арбитражных судах и Регламентом арбитражных судов, утвержденными постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996 г. № 7. Система арбитражных судов является составной частью судебной системы Российской Федерации. Категория «суд» в юридической науке и законодательстве применяется, по меньшей мере, в трех значениях (подробнее об этом см. гл. 3 данного учебника). Первое, суд как общеправовой феномен — конституционно-правовая категория, определяемая в науке теории государства и права, конституционного права. В этом значении категории «суд» и «судебная власть» применяются в ряде статей Конституции РФ: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 10), «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации» (ст. 11), «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118). В этом же значении категория «суд» применяется в процессуальном законодательстве: «Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов» (ст. 3 ГПК РФ); «Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом». Второе значение категории «суд» — суд как государственное казенное учреждение, конкретный организационно обособленный орган судебной власти, основные функции которого — организационное, методологическое и материально-техническое обеспечение деятельности по осуществлению правосудия судей — носителей судебной власти. Форма реализации этих функций — внепроцессуальная (приказы, инструкции, другие нормативные и ненормативные акты органов судебной власти (информационные письма, постановления и др.). В этом значении понятие «суд» используется как в Конституции РФ, например в ст. 125, 126, 127, так и в законодательстве о судоустройстве.
Суд как государственное учреждение имеет организационную структуру, систему органов управления, соответствующие структурные подразделения, наделяется правомочиями юридического лица (за исключением районного суда общей юрисдикции), возглавляется председателем суда, но не является субъектом правосудия. Например, закон определяет: «Арбитражный суд является юридическим лицом и имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации» (ст. 50 Закона об арбитражных судах); «Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются юридическими лицами» (ст. 41 Закона о судах общей юрисдикции). Отличительным признаком деятельности суда как органа судебной власти от деятельности суда как органа правосудия является то, что соответствующие полномочия суда как органа судебной власти реализуются в непроцессуальной форме и, как правило, только председателем суда или по его поручениям заместителями председателя суда и иными лицами.
Соответственно этим функциям выстраивается двухуровневая система административной подчиненности всех нижестоящих арбитражных судов одному вышестоящему суду — Верховному Суду РФ с 06.08.2014, черезСудебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ (до 07.02.2014 - Высший Арбитражный Суд РФ) [5] (высшему государственному учреждению). Причем административная подчиненность обеспечивается обычными административными методами, свойственными для любой администрации — изданием нормативных правовых актов и пределах полномочий, соответствующих приказов. Построение системы арбитражных судов в административном аспекте как органов судебной власти хорошо иллюстрирует рис. 11.1, из которой видно, что все арбитражные суды независимо от того, какую судебную инстанцию они «олицетворяют» в процессуальном значении, равнозначно подчинены в административном аспекте одному органу высшей судебной власти системы — Верховному Суду РФ с 06.08.2014[6]
Третье значение, в котором применяется понятие «суд» как в науке судебной власти, так и в законодательстве — это суд как орган правосудия, который является субъектом судопроизводственного процесса, осуществляемого только судьями — носителями судебной власти: «Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд» (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ); «суд — любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные настоящим Кодексом» (ст. 5 УПК РФ); «Законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах» (ст. 6 АПК РФ). В этом третьем своем процессуальном значении категория «суд» тождественна категории «судья», ибо по российскому законодательству судья является носителем судебной власти (ст. 1 Закона о статусе судей). Строго говоря, в процессуальном аспекте построения системы арбитражных судов в качестве субъекта системы фигурирует не суд как таковой, а субъект правосудия (судья, судебный состав, рассматривающий конкретное дело, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ. Президиум Верховного Суда РФ. Действительно, с одной стороны, ни один судебный акт, принятый в процессе осуществления правосудия (постановление, приговор, решение, определение и т.д.), не является актом должностного лица судейского корпуса суда (председателя суда, его заместителя или иного должностного лица), он является персональным актом конкретного судьи — носителя судебной власти. С другой стороны, должностное лицо судейского корпуса суда, осуществляя непосредственно судейские полномочия, выступает не как должностное лицо, а только и исключительно как судья — носитель судебной власти и подписывает в этом качестве принимаемые им в этом персональном качестве судебные акты.
Российское законодательство устанавливает три правовых формы субъекта правосудия (судопроизводственного процесса): единолично судья — носитель судебной власти, судебный состав, президиум суда. В отличие от двухуровнего административного аспекта построения, система арбитражных судов в процессуальном аспекте является четырехуровневой (первая инстанция, апелляционная инстанция, кассационная инстанция, надзорная инстанция).
Первым таким специализированным арбитражным судом является Суд по интеллектуальным правам. В пределах своей компетенции он уполномочен рассматривать дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанции (подробнее о Суде по интеллектуальным правам см. ст. 11.4 данной главы и Федеральный конституционный закон от 6 декабря 2011 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам»). Каждая судебная инстанция в арбитражном процессе представляет собой организационно самостоятельный орган судебной власти: арбитражный суд любой инстанции — это юридическое лицо, орган государственной судебной власти федерального уровня, имеющий полномочия, определенные ФКЗ об арбитражных судах. Современная система арбитражных судов основана на принципиально иных, чем система судов общей юрисдикции, подходах. Вся территория Российской Федерации разделена на десять арбитражных кассационных округов (Волго-Вятского округа, Восточно-Сибирского округа, Дальневосточного округа, Западно-Сибирского округа, Московского округа, Поволжского округа, Северо-Западного округа, Северо-Кавказского округа, Уральского округа, Центрального округа). В каждом округе действует арбитражный суд округа[7] (до 07.02.2014 – назывался Федеральный арбитражный суд округа). В свою очередь, каждый арбитражный кассационный округ разделен на два арбитражных апелляционных округа (общее количество которых по России — 21). В апелляционный округ входят территории нескольких субъектов РФ, в каждом из которых действует арбитражный суд субъекта РФ. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными апелляционными судами в отдельных местностях, по решению Пленума Верховного Суда РФ в составе арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов. Постоянное судебное присутствие арбитражного суда субъекта РФ (арбитражного апелляционного суда) является обособленным подразделением соответствующего суда вне места постоянного пребывания этого суда, осуществляет его полномочия и возглавляется заместителем председателя соответствующего арбитражного суда. Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших и законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено Законом об арбитражных судах. Арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. Задача апелляционной инстанции — по жалобе сторон проверять законность и обоснованность решений суда первой инстанции в полном объеме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|