Бухгалтерский учет затрат на ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств
ГЛАВА 2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ЗАТРАТ НА РЕМОНТ, РЕКОНСТРУКЦИЮ И МОДЕРНИЗАЦИЮ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 2. 1. Документальное оформление и учет затрат на проведение текущего и капитального ремонта основных средств Текущий и капитальный ремонт основных средств выполняется хозяйственным и подрядным способами. При хозяйственном способе ремонтные работы выполняются либо силами своих рабочих по месту эксплуатации основных средств, либо силами специализированных ремонтных служб предприятия. Для проведения ремонта хозяйственным способом достаточно составить дефектный акт и примерный перечень восстановительных работ, содержащий конкретные данные по видам работ, их объему и месту проведения (его форма может быть произвольной). Эти документы в обязательном порядке должны быть подписаны уполномоченными лицами организации, а в случае выполнения ремонтных работ подрядным способом — еще и представителями подрядчика. [2, c. 33] Подрядный способ предполагает, что все ремонтные работы выполняет подрядчик, а предприятию, пользующемуся его услугами, остается только произвести оплату по результатам проделанной работы. До начала капитального ремонта составляется дефектная ведомость ремонтируемого объекта, в которой указывается начало и окончание ремонта, перечень подлежащих замене деталей и сметные затраты на ремонт. Затраты на капитальный ремонт машин, оборудования и т. д. в сметной стоимости рассчитываются по нормативам на единицу сложности, которая характеризует трудоемкость ремонта конкретного вида оборудования. На капитальный ремонт зданий и сооружений составляется проектно-сметная документация в соответствии с СНБ 1. 03. 02-96 «Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве».
Ремонт, производимый подрядным способом, оформляется договором, в котором указывается наименование ремонтируемого объекта, объем, сроки выполнения работ, сметная (договорная) стоимость и порядок расчетов за выполненные работы. После приемки работ в соответствии с заключенным договором подрядчик предъявляет к оплате заказчику платежное требование. [3, с. 62] Для оформления приема-сдачи объектов основных средств, подвергшихся указанным видам работ, применяется форма ОС-3. Акт составляется в одном экземпляре, если работы проводятся средствами организации, а если ремонт, модернизацию, реконструкцию, дооборудование, достройку выполняет сторонняя организация, то в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй – передается организации, проводившей восстановительные работы. Указанный акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей работы, и утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом, после чего сдается в бухгалтерию. На основании оформленного акта формы ОС-3 данные о проведении соответствующих работ вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма ОС-6). [9, с. 63] Существует несколько методов отнесения затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции, выполненных работ и оказанных услуг. 1 метод. Фактические затраты на ремонт относятся на себестоимость продукции, выполненных работ и оказанных услуг того отчётного периода, в котором были проведены ремонтные работы. Ремонтные работы могут проводиться хозяйственным и подрядным способами. При текущем ремонте затраты сразу могут относится на счета учёта затрат на производство.
Списание материалов, запасных частей использованных на ремонт основных средств отражается по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы» и по кредиту счёта 10 «Материалы» соответствующие субсчета. Начисление заработной платы работникам, за выполненные ремонтные работы, а также суммы отчислений в фонд социальной защиты населения от суммы начисленной заработной платы отражается по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства, 25 «Общепроизводственные расходы» и кредиту счетов 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению». При капитальном ремонте объектов основных средств, осуществляемом подрядным способом, все работы осуществляются подрядной организацией, с которой заключается договор подряда. Затраты подрядчика состоят из фактически произведенных расходов, связанных с производством подрядных работ. Между заказчиком и подрядчиком могут осуществляться расчёты за выполненные работы по завершению конструктивных этапов или по завершению всего объёма работ. При этом составляются следующие бухгалтерские записи: Дебет счёта 23 «Вспомогательные производства» и кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Одновременно на сумму начисленного НДС составляется бухгалтерская запись: Дебет счёта 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым товарам, работам, услугам» кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Оплата подрядной организации отражается бухгалтерской проводкой: Дебет счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» Кредитов счёта 51 «Расчётный счёт» или 55 «Специальные счета в банках» и др. Принятие НДС к возмещению отражается по дебету счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам» и кредиту счёта 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым товарам, работам, услугам». 2 метод. Он предполагает создание ремонтного фонда для более равномерного распределения затрат на производство по периодам времени. Создаётся он по утверждённым организацией нормативам отчислений от стоимости соответствующих видов основных средств. Норматив разрабатывается сроком на 5 лет в твёрдой фиксированной сумме или в процентах к первоначальной стоимости основных средств. Резерв на ремонт основных средств может также рассчитываться исходя из средней суммы фактических расходов на ремонт за последние три года. Порядок формирования резерва на ремонт должен быть закреплён в учётной политике. [20, с. 78]
Для отражения информации о формировании и использовании ремонтного фонда предназначен счёт 96 «Резерв предстоящих расходов». Формирование резерва на ремонт отражается по кредиту счёта 96 «Резерв предстоящих расходов» и дебету счетов учёта затрат и расходов на реализацию – на сумму отчислений в ремонтный фонд в бухгалтерском учёте составляются следующие записи: Дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производства», 25 «Общепроизводственные расходы» и др. Кредит счёта 96 «Резерв предстоящих расходов и платежей». После завершения ремонтных работ и приёмки отремонтированных объектов, если ремонт производился в собственной ремонтно-механической мастерской, расходы на ремонт списываются бухгалтерской проводкой: Дебет счёта 96 «Резерв предстоящих расходов». Кредит счёта 23 «Вспомогательные производства». Списание стоимости выполненных работ сторонней организацией отражается бухгалтерской записью: Дебет счёта 96«Резерв предстоящих расходов». Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Когда расходы, связанные с текущим ремонтом не относятся на счёт 23, то их прямо относят и списывают за счёт созданного резерва бухгалтерской проводкой: Дебет счёта 96 «Резерв предстоящих расходов». Кредит счётов 10 «Материалы», 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению» и др. 3 метод. Данный метод может применяться, когда организация не создаёт ремонтный фонд или резерв, а расходы на ремонт являются значительными. Фактические затраты на ремонт основных средств при использовании данного метода предварительно учитываются на счёте 97 «Расходы будущих периодов».
Стоимость израсходованных материалов на ремонт, сумма начисленной заработной платы рабочих занятых ремонтом отчислений в фонд социальной защиты населения отражается бухгалтерской проводкой: Дебет счёта 97 «Расходы будущих периодов» Кредит счётов 10 «Материалы», 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда»; 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению». Если ремонт производился сторонней организацией, то расходы, связанные с ремонтом, списываются бухгалтерской проводкой: Дебет счёта 97 «Расходы будущих периодов» Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». НДС отражается по дебету счёта 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам и услугам» и кредиту счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Затем расходы, связанные с ремонтом, отражённые на счёте 97 «Расходы будущих периодов» списываются равными частями на счета учёта затрат в зависимости от места эксплуатации и назначения основных средств, срок списания затрат организацией устанавливается самостоятельно. Списание стоимости ремонтных работ отражается бухгалтерской записью: Дебет счётов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общехозяйственные расходы» 26 «Общепроизводственные расходы» и кредит счета 97 «Расходы будущих периодов». Организация самостоятельно выбирает один из трёх вышеперечисленных методов включения в себестоимость продукции, выполненных работ и оказанных услуг, расходов на ремонт основных средств и отражает его в учётной политике. [20, с. 80] В некоторых случаях подрядчику могут выдаваться авансы или оплачиваться промежуточные счета за выполненные работы по частичной готовности объекта. На выданный аванс с учетом НДС составляется следующая бухгалтерская проводка: Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит счета 51 «Расчетный счет» Погашение задолженности подрядчику в окончательный расчет за минусом ранее выданного аванса отражается записью: Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит счета 51 «Расчетный счет» Затраты на ремонт основных средств уменьшаются на стоимость пригодных для дальнейшего использования материалов, запасных частей и других ценностей, полученных при замене ремонтируемых частей. Приходование стоимости материалов, пригодных для дальнейшего использования, отражается записями: Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счета 23 «Вспомогательные производства» - на стоимость полученных товарно-материальных ценностей в зависимости от назначения ремонтируемых основных средств и места проводимого ремонта. [12, с. 72]
На предприятии ОАО «Пружанский молочный комбинат» ремонтный фонд не создается, поэтому фактические затраты по ремонту объектов основных средств относятся на себестоимость продукции того периода, в котором были проведены ремонтные работы. Операции по проведению текущего ремонта автотранспорта хозяйственным способом отражены в таблице 2. 1. 1. Таблица 2. 1. 1 – Затраты на текущий ремонт (хозяйственный способ)
Продолжение таблицы 2. 1. 1
П р и м е ч а н и е – Источник: собственная разработка Предприятие проводило 22 октября 2010 года текущий ремонт подрядным способом транспортного средства. Согласно заказ-наряда подрядчика ИП «Автохаус Атлант-М» стоимость заказа составила 1 802 478 руб. Таблица 2. 1. 2 – Затраты на текущий ремонт (подрядный способ)
П р и м е ч а н и е – Источник: собственная разработка В марте 2010 года проводился капитальный ремонт цеха СОМ ОАО «Пружанский молочный комбинат» подрядным способом. Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат за март 2010 года СМП-678 РУП «Трест Белтрансстрой» затраты на капитальный ремонт составили 19 702 468. Затраты по проведению капитального ремонта представлены в таблице 2. 1. 3.
Таблица 2. 1. 3 – Затраты на капитальный ремонт
П р и м е ч а н и е – Источник: собственная разработка
Затраты по проведению как текущего, так и капитального ремонта не увеличивают стоимости объектов основных средств, а относятся на затраты основного производства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|