Правление Сахура (К. Рыжков: 2458 – 2446 )
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Правление Неферикара Какаи (К. Рыжков: 2446 – 2427) Сохранилась надпись первого министра этого фараона, которого звали Уашптах. Он же был главным строителем. В ней говорится о внезапной смерти министра. Когда фараон с детьми и свитой прибыл на строительные работы и стал осматривать их. Выразив удовлетворение, он заметил, что тот не отвечает. Оказалось, что он потерял сознание, по приказу фараона его перенесли во дворец, позвали врачей. Они пришли, нос пасти не успели, министр уже умер. При фараоне Нефериркара была составлена летопись, которая сохранилась в виде известного Палермского камня, она охватывает период в 6—7 столетий, начиная с додинастического периода.
Правление Шепсескара (К. Рыжков: неизвестно)
Правление Неферафра (К. Рыжков: неизвестно
Правление Ниусерра (К. Рыжков: 2420 – 2396)
Правление Менкаухора (К. Рыжков: 2396 – 2388)
Правление Джедкара (К. Рыжков: 2388 – 2355)
Правление Униса (К. Рыжков: 2355 – 2325)
Гробницы знати больше, чем погребения фараонов. Ученые считают, что это признак усиления знати. Важные должности занимали не столько родственники фараона, сколько представители знатных родов.
VI династия (2423 – 2263) Фараоны: 1. Тети, Усеркара, Мерира Пиопи I, Меренра, Неферкара Пиопи II, Меренра II, Нитокрида, Менкар Всего 8. Столица как и раньше в Мемфисе.
Как и при каких обстоятельствах династия пришла к власти, неизвестно. Продолжается укрепление номовой и служилой знати.
Правление Тети (К. Рыжков: 2325 – 2300) По словам Манефона, был убит собственными телохранителями. Известна усыпальница его первого министра Мерерука (по Коростовцеву, с. 59). В ней 31 помещение, стены которых расписаны эпизодами земной жизни вельможи. Отметим, что на многих он изображен вместе с женой. Например, на челне с женой во время рыбной ловли; с женой на охоте в пустыне. Но он один присутствует при наказании палками. Здесь же изображения поднесения заупокойных даров ему после смерти.
Правление Усеркара (К. Рыжков: 2300 – 2280) 3. Правление Мерира Пиопи I (К. Рыжков: 2280 – 2258) Сильный правитель. Следы правления рассеяны по всему Египту. Активные внешние походы: против ливийцев и на Нубию. На севере армия доходила до Палестины.
Правление Меренра I (К. Рыжков: 2258 – 2254) Сын. Вел успешные войны в Нубии.
5. Правление Неферкара Пиопи II Брат. Пришел к власти в малолетнем возрасте. Правил в Египте исключительно долго – почти 100 лет. При нем – наивысшее могущество династии.
Есть ряд стел с надписями. 1. В надписи Хархуфа, правителя самого южного нома Элефантины, рассказано о его походах. В ней приведено письмо фараона к нему, в котором он просил прислать ему пигмея. Она интересна тем, что в ней выражены этические характеристики достойного чиновника: «… Я отцом моим, хвалим матерью моею, постоянно любим всеми братьями моими. Я давал хлеб голодному и одеяние нагому. … Я говорил хорошее и повторял желаемое. Я никогда не сказал ничего плохого о ком-либо власть имущему … Никогда я не [разбирал дела братьев] так, чтобы лишить сына собственности отца его». Появившаяся этика как условие загробного воздаяния постепенно усиливается, а требование просто придерживать ритуала ослабевает.
2. Стела с биографией Уни, высокопоставленный чиновник, который выполнял особые поручения фараона. Возглавлял поход против соседей на Ближнем Востоке. В нем сохранилась стихотворная строфа: «Вернулось это войско благополучно, разорив страну жителей песков, Вернулось это войско благополучно, растоптав страну жителей песков.
Вернулось это войско благополучно, разрушив укрепления ее. Вернулось это войско благополучно, срубив смоковницы ее и виноградные лозы. Вернулось это войско благополучно, предав огню все Вернулось это войско благополучно, истребив воинство ее — многие десятки тысяч Вернулось это войско благополучно, с множеством пленников. Похвалил меня его величество за этого большего всех».
После его смерти Египет распадается на отдельные владения, в каждом своя династия.
6. Правление Меренра II 7. Правление Нитокриды (женщина) Эта правительница известна из рассказа Геродота. Она стала править после того как был убит ее брат. По преданию, похожа на княгиню Ольгу. Расправилась с убийцами брата – заманила убийц в подземные покои дворца, заперла гостей и впустила воды Нила. После этого она покончила с собой.
8. Правление Менкара (? – 2155)
*** Итог политической истории. Это время усиления борьбы между представителями номовой администрации и центральной власти за политическую и экономическую самостоятельность. Они, возможно, добиваются от фараона освобождения от налогов и повинностей. Прямых письменных свидетельств этой борьбы нет, но о многом говорит сопоставление гробниц фараонов и номархов. Гробницы номархов становятся более роскошными, а гробницы царей – пирамиды – опрощаются. Постепенно номы подрывают могущество центральной власти, и фараону приходится идти на уступки их правителям. Происходит перераспределение материальных и людских ресурсов страны в пользу номов, в ущерб центру. Подрывается экономическое могущество мемфисских царей, ослабевает их политическое влияние После смерти Неферкара Пиопи II власть в отдельных номах переходит к представителям местной знати. Египет распадается на самостоятельные центры власти, состоящие из одного или нескольких номов. Независимость номов восстанавливается. Возможно, эти годы связаны с голодом, вызванным климатическими изменениями, по крайней мере, в Верхнем Египте. Эпоха Древнего царства завершилась.
*** Социальная структура Постепенно усложняется. Носитель верховной власти – фараон и его семья,
Наследственная знать: носители власти в номах – правителей номов и их семьи. Фараона называли «царем верхней и нижней земли». Благородные (египт. сутенхрех): родовая знать. Имели во владении деревни, поля. Часто имели родственную связь с носителем власти. Некоторые из них получали специальные навыки и становились сановниками, жрецами, архитекторами и т.п. Жречество: имели высокий статус. Жрецами могли стать сыновья фараона (например Хамус, сын Рамзеса 2). Писцы: Так называли чиновников самого разного положения, а совсем не только стенагрофистов. Обучались грамоте в школах, в которых учились выходцы из разных слоев, специалист, не смотря на происхождение, имел условия для карьерного роста. Выходцы из простонародья могли стать служилой знатью. Ученые (егип. хир-сешта) учителя «таинственных» наук: учитель неба, бездны, таинственных слов, священного языка, при царе, всех приказание при фараоне, исследующие слова (возможно судья) Воины: в качестве полководцев часто выступали сыновья фараона. Нижние слои – свободные общинники, которые работали на своей земле; работники на царских, храмовых и вельможных землях; ремесленники. Слуги: выходцы из народа, обслуга знати. Особая прослойка – рабы (егип. бак) – из числа военнопленных на тяжелых работах – сфера применения ограничена. Благородные были заложниками, неблагородные работали на принудительных работах.
Есть сведения о военном деле в Египте Древнего царства (Авдиев «Военная история древнего Египта», 1948; Е. А. Разин «История военного искусства», т.1, 1999) Вооружение: булава, боевой топор из меди, копье с каменным наконечником, боевой кинжал из камня или меди. Основное оружие – лук и боевой топор. Защитное оружие: щит. Были крепости. Например, около Абидоса. В форме прямоугольника, длина сторон – 125Х68 м., высота стен 7 – 11 метров. Толщина в верхней части – ок. 2 м. Имела один главный и два дополнительный выхода. Известны крепости в Семнэ и Куммэ. Это сложные оборонительные сооружения. При штурме крепостей египтяне применяли штурмовые лестницы. Имелся флот речной и морской.
Войска были и у фараона и у номархов. Экономическая ситуация Сохранилось большое количество медных орудий и их уменьшенных моделей. По-прежнему широко применялись разнообразные каменные орудия, деревянные мотыги, серпы с кремневыми зубьями, первобытный деревянный плуг. Медное орудие было большой ценностью. Начало строительства из мягкого известняка. Широко распространено земледелие и скотоводство. Разводится крупный рогатый скот, овцы, козы, ослы, свиньи. Развиваются (особенно в Дельте) садоводство, огородничество, виноградарство. Развивается льноводство и ткачество. Как и раньше основными были хозяйства царей, храмов, сановников. Хозяйство сановников состояло из двух частей: унаследованной или купленной и полученной за службу. Их положение было достаточно прочным.
Религиозная ситуация Боги
Представления о человеке и его душе. Важной понятие КА. Иногда переводят как двойник. Поэтому погребальный обряд предполагал заботу о теле умершего, поскольку от его целостности зависело существование КА. Отсюда возникло искусство мумификации. КА было у людей и у богов. У богов было несколько КА. Несколько КА было и у фараонов. Важной задачей заупокойного культа было увековечивание имени покойного.
Культурная ситуация Литература (По М.А. Коростовцев, Литература Древнего Египта — «История Всемирной литературы, т.1, 1983) С эпохи Древнего царства начинается и история египетской литературы. В 1852 г. англичанка леди д’Орбиней купила в Италии египетский папирус и показала ее в Париже египтологу Эммануэлю де Руже, который позже издал перевод некоторых фрагментов. Произведение получило название «Сказка о двух братьях». В 1868 г. она была переведена и опубликована В.В.Стасовым в журнале «Вестник Европы» (октябрь). Древнейшими литературными памятниками принято считать так называемые «Тексты пирамид», надписи на стенах внутренних помещений фараонов 5 и 6 династий. Они впервые были опубликованы Г. Масперо. Их считают религиозно-магическими текстами, поскольку они связаны с погребальным обрядом и с представлениями о КА. Б.А. Тураев относил их к области ритуальной поэзии, ее тексты могли читаться жрецами. Среди них есть «Гимн богине неба Нут».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|