Зарубежный опыт развития управленческого консалтинга
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Сегодня уровень развития сферы профессионального обслуживания является одним из основных критериев оценки потенциала отдельного государства или группы стран в мировой экономике. По многообразию форм и видов экономических отношений сфере услуг нет равных, а по характеру протекающих в ней процессов она является самой динамичной. В последнее десятилетие рынок консалтинговых услуг является одним из самых быстро развивающихся рынков в мире. Его рост составляет 15-20% в год, что в 2-3 раза выше, чем темпы развития рынков наукоемкой продукции и потребительских услуг. Консультированием также стали заниматься многие хозрасчетные научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации. Первоначально они получили развитие в Венгрии и несколько позже в Болгарии, Польше и Чехословакии. Кроме того, создавались совместные консалтинговые фирмы с участием зарубежного капитала. Можно считать достаточно обоснованными утверждения некоторых специалистов-международников, что консалтинговые услуги стали ключевым фактором мировой глобализации экономики через финансово-промышленные группы (ФПГ), международные альянсы, транснациональные компании (ТНК). Более того, усиливается тенденция возникновения ФПГ, ТНК и международных альянсов, в которых главная объединительная функция принадлежит провайдерам услуг. Особенно это относится к банкам, трастам, страховым и лизинговым компаниям, строительным и транспортным организациям. Самый заметный рост удельного веса добавленной стоимости сферы услуг в общем объеме ВВП в Ирландии обусловлен высокими темпами экономического роста, благодаря которым значительно возросла покупательная способность населения; активным развитием туризма (охватывающий целый ряд отраслей сферы услуг); привлечением иностранного капитала в такие направления, как финансовые услуги, телекоммуникации и центры обслуживания клиентов.
По мере развития национальной экономики США соотношение показателей занятости в сельском хозяйстве, промышленности (включая обрабатывающую и добывающую) и в сфере услуг постоянно и существенно меняется. Повышение производительности труда и автоматизация многих процессов в сельском хозяйстве и промышленности, с одной стороны, и быстрое увеличение спроса на новые и традиционные услуги - с другой, привели к стремительному росту доли трудовых ресурсов страны, задействованных в сфере обслуживания. Так, например, Япония уступает США лидерство по доле трудовых ресурсов, занятых в сфере обслуживания, однако рост занятости в сфере услуг в этой стране в последние годы значительно ускорился. По статистике Мирового банка, сфера услуг превышает половину валового национального продукта (ВНП) многих стран Латинской Америки и Карибского бассейна и задействовано в ней свыше половины их трудовых ресурсов. Следует отметить, что в большинстве стран очень развита теневая экономика, деятельность которой в официальной статистике никак не отражается. По оценке специалистов, в Мексике 40% коммерческих операций носит неофициальный, "неформальный" характер. Значительную долю общего объема услуг здесь составляет не оформленная документально помощь по ведению домашнего хозяйства и услуги, предоставляемые малыми предприятиями, работающими за наличный расчет: семейными ресторанами, прачечными, пансионами, таксопарками и т.д. Подобную ситуацию в разной степени можно наблюдать во многих азиатских и европейских странах, хотя, как правило, не в таких масштабах. В бывших соцстранах в конце 70-х годов создавались специализированные консалтинговые фирмы в виде малых предприятий. Прежде всего, они получили развитие в Венгерской Народной Республике, где уже в начале 70-х годов наметилась тенденция к дифференциации организационных структур. Несколько позже такие фирмы начали развиваться в Народной Республике Болгарии, Польше, Чехословакии и СССР.
В Народной Республике Болгарии проблемы управленческого консультирования начали разрабатываться в середине 60-х годов. В 1968 г. было создано специальное бюро под названием "Изучение и консультации” при Центре по совершенствованию руководящих кадров. Методическую поддержку оказал проект Международной организации труда. Впервые в штатном расписании появились должности консультант и старший консультант. В настоящее время в вышеперечисленных странах консалтинговая деятельность развернулась в полном объеме и рынок таких услуг можно назвать развитым. Консалтинг, став всемирной отраслью экономики и находясь в расцвете своего развития, имеет тенденцию к созданию различного рода консалтинговых объединений не только на региональном, но и на международном уровне. Среди них можно выделить следующие виды: профессиональные ассоциации и институты, ассоциации делового сотрудничества и совместного продвижения услуг (маркетинговые ассоциации), консорциумы, аффилиальные (сетевые) фирмы. Профессиональные консалтинговые ассоциации существуют в 42 странах мира. Заключение
Выполненное исследование состояния рынка консалтинговых услуг, государственного регулирования развития консалтинга за рубежом, позволило нам сформулировать следующие выводы по определению потенциала для развития и функционирования рынка консалтинговых услуг: Одной из основных причин проблем, сопровождающих переходный период любого государства, является недостаток опыта работы в условиях новой (рыночной) экономики, а также почти полное отсутствие знаний в области оценки и управления рыночными процессами. При этом непрерывные и довольно существенные изменения в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов стали обычным явлением, и предприятия, стремясь сохранить свою конкурентоспособность, вынуждены постоянно перестраивать корпоративную стратегию и тактику. В самом широком смысле под консалтингом понимается вид интеллектуальной деятельности, основная задача которой заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента. Фактически консалтингом является любая помощь в решении стоящих перед предприятием проблем, оказываемая внешними консультантами. Рынок консалтинговых услуг формируется под влиянием внешних и внутренних факторов, определяющихся, с одной стороны, его спецификой как вида профессиональной деятельности, а с другой - необходимостью управления им. Под потенциалом рынка консалтинговых услуг предлагается понимать совокупную способность консультантов (участников рынка) предоставлять услуги населению и предприятиям, исходя из количества затраченного времени, качества предоставляемых работ, профессиональной подготовки, сферы услуг. Потенциал рынка консалтинговых услуг обеспечивает устойчивость развития отрасли предоставления услуг, профессионального роста консультантов, системы государственной статистики, экономических взаимоотношений среди участников рынка за рубежом. Изучение зарубежного опыта государственного регулирования рынка консалтинговых услуг показало:
активную поддержку государством экспортной ориентации консалтинговых услуг. Консалтинговые услуги относятся к нематериальным активам, не материалоемки, что не требует затрат на транспортировку по сравнению с материальными товарами, обладают более высокой добавленной стоимостью; развитие рынка консалтинговых услуг за рубежом обуславливает необходимость опережающего развития информационно-коммуникационных технологий, качественного образования и является индикатором более высокого уровня развития экономики - экономики знаний; бюджетная поддержка консалтинговых услуг оказывает мультипликативный эффект на другие сферы экономики различного уровня: национальной экономики, региональной и отраслевой экономики. Консалтинговые услуги генерируют спрос на инновационные, информационные, образовательные, культурные и другие виды экономической деятельности.
существуют традиционно ориентированные или национально специфические конкурентные рынки консалтинговых услуг различных стран: Япония, Германия - прорывные технологии качества товаров и услуг, США - информационных услуг, Швейцарии - финансовых услуг. Список использованной литературы
1. Аристов О.В. Управление качеством: Учеб. Пособие для вузов - М.: ИНФРА-М, 2009. - 240с. 2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент Спб.: Питер Ком, 2010.596 с. . Годин А.М. Маркетинг: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2009. - 756с. . Карен Ли. Консалтинг будущего: Экспресс-курс /Под редакцией. - пер. с англ.В. Петрашек. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2011. - 256с. . Николайчук Н.Е. Маркетинг и менеджмента услуг. Деловой сервис. - СПб.: Питер, 2010. - 608с. РозоваН.К. Менеджмент качества. - СПб.: "Вектор", 2010. - 192с. . Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник - М.: ИНФРА - М, 2008. - 383с. . Хилл Т. Конкуренция и конкурентоспособность: Учебноепособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Менеджмент", "Экономика"/ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 271с. . Шарков Ф.И. Консалтинг в связях с общественностью: Учебник - М.: Издательство "Экзамен", 2010. - 416с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|