Совместная деятельность (работа в парах, рисование на одном листе).
Пояснительная записка Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг. Особенно сложно «перестроиться» тем детям, которые еще эмоционально не готовы к роли школьника – для них период адаптации к школе может быть травмирующим. Смена обстановки и окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности. Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой. Многие дети в это время нуждаются в поддержке и помощи взрослых, поэтому важно, чтобы родители и педагоги вместе с психологом вникли в проблемы ребенка, его переживания. Только тогда они смогут оказать ребенку эффективную помощь. Предлагаемая программа позволяет ребенку легче адаптироваться к условиям образовательного учреждения, к группе детей, с которыми он будет обучаться; создает безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности. Основная цель программы – помощь детям в адаптации к школе, развитие коммуникативных навыков. В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи программы:
Ø формирование чувства принадлежности к группе, способности ребенка почувствовать себя более защищенным;
Ø развитие навыков социального поведения;
Ø развитие эмоциональной регуляции поведения детей;
Ø предупреждение и снижение тревожности и страхов;
Ø повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности;
Ø развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию, умению выражать свое отношение к другим людям разными способами;
Ø формирование позитивного отношения к сверстникам.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Идея игрового персонажа, который становится центральным при проведении игр и организации общения в рамках данной программы, была заимствована у американского психолога Джилла Андерсона, автора программы «На пути к совершенству». На ее основе была создана оригинальная разработка, предназначенная для учащихся российских школ. Кроме этого используются следующие методы: · имитационные и ролевые игры; · психогимнастика; · рисуночные методы; · элементы групповой дискуссии; · техники и приемы саморегуляции; · метод направленного воображения.
Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения и развитию коммуникативных навыков. Отработка навыков проходит в три этапа: Ø - получение информации о содержании того или иного навыка;
Ø - применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);
Ø - перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребенка.
Важно отметить, что последнее осуществимо только при тесной связи педагога-психолога с учителями и родителями детей, посещающих занятия.
Программа рассчитана на детей 6 – 7 лет – будущих первоклассников и их педагогов и состоит из 3 занятий, которые проводятся ежедневно в форме мини-тренингов продолжительностью 2 часа.
Примерные темы занятий: 1 занятие – Знакомство. 2 занятие – Правила поведения. 3 занятие – Королевство чувств. Ведущие: педагоги-психологи I категории, члены Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Завьялова Светлана Сергеевна и Михеева Марина Владимировна Занятие 1. Знакомство Цель занятия: создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять себя и учитывать потребности окружающих; познакомить детей друг с другом и с педагогами; развить у ребят чувство принадлежности к группе.
Приветствие. 2. Разминка: Ø Игра «Волшебный клубок» (цель – знакомство и сплочение детей). Ø Игра с мячом (цель этого упражнения – настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания). Ø «Минутка шалости» (цель – создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу).
Основная часть. Введение игрового персонажа (дракончик «Памси»). Обсуждение проблемных вопросов (например: что такое дружба? Для чего нужно учиться в школе? Что я знаю о правилах, которые существуют в школе? Хочу Я или не хочу идти в школу и почему? и т.д.). Совместная деятельность детей. Игра «Собери друзей», Конструирование домов (работа в мини- группах). Комплекс психофизических упражнений (цель – снятие эмоционального и психофизического напряжения): «Ураган», «4 стихии», «Доброе животное».
4. Релаксация. (Цель – научить детей успокаиваться и расслабляться; подготовить к новой форме проявления себя) Упражнение «Полет на воздушном шаре».
Совместная деятельность (групповое взаимодействие). Изобразительная деятельность. Рисование шара (цель – групповое сплочение, умение разрешать возникающие конфликтные ситуации). Обсуждение.
6. Прощание (цель – подведение итогов занятия, создание положительного эмоционального фона). Упражнение «Я – хороший (ая)! Мы – хорошие!»
Занятие 2. Правила поведения Цель занятия: развивать чувство единства, сплоченности; учить детей действовать согласованно; вырабатывать умение подчиняться определенным правилам поведения, реагировать на педагога.
Приветствие. 2. Разминка: Ø Игра на винмание «Сосчитай до пяти» (цель – установление хороших взаимоотношений, включение в совместную работу). Ø Игра «Лови ритм» (цель этого упражнения – настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания). Ø «Минутка шалости» (цель – создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу). Ø Игра «Путаница» (цель – концентрация внимания, готовность к смене деятельности).
Основная часть. Обсуждение прошлого занятия. Объединение воздушных шаров. Общение с игровым персонажем (дракончик «Памси»). Обсуждение проблемных вопросов (например: Какие правила хорошего поведения вы знаете? Какие правила поведения существуют в школе? Зачем нужно соблюдать правила и что будет, если правила не соблюдать? и т.д.). Игра «Зеркало» (цель – осознание важности правил, установление контакта, развитие чувства эмпатии). Комплекс психофизических упражнений (цель – снятие эмоционального и психофизического напряжения, введение действий по правилам): 4. Релаксация. (Цель – научить детей успокаиваться и расслабляться; подготовить к новой форме проявления себя) Упражнение «Волшебная поляна».
Совместная деятельность (работа в парах, рисование на одном листе). Совместная творческая работа – рисунок «Волшебная поляна» (цель – групповое сплочение, умение разрешать возникающие конфликтные ситуации). Игры с активным участием педагога (Цель: развитие умения видеть, слышать и реагировать на педагога).
6. Прощание (цель – подведение итогов занятия, создание положительного эмоционального фона).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|