Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совместная деятельность (работа в парах, рисование на одном листе).

Пояснительная записка

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг. Особенно сложно «перестроиться» тем детям, которые еще эмоционально не готовы к роли школьника – для них период адаптации к школе может быть травмирующим. Смена обстановки и окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой.

Многие дети в это время нуждаются в поддержке и помощи взрослых, поэтому важно, чтобы родители и педагоги вместе с психологом вникли в проблемы ребенка, его переживания. Только тогда они смогут оказать ребенку эффективную помощь.

Предлагаемая программа позволяет ребенку легче адаптироваться к условиям образовательного учреждения, к группе детей, с которыми он будет обучаться; создает безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.

Основная цель программы – помощь детям в адаптации к школе, развитие коммуникативных навыков.

В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи программы:

Ø формирование чувства принадлежности к группе, способности ребенка почувствовать себя более защищенным;

 

Ø развитие навыков социального поведения;

 

Ø развитие эмоциональной регуляции поведения детей;

 

Ø предупреждение и снижение тревожности и страхов;

 

Ø повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности;

 

Ø развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию, умению выражать свое отношение к другим людям разными способами;

 

Ø формирование позитивного отношения к сверстникам.

 

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Идея игрового персонажа, который становится центральным при проведении игр и организации общения в рамках данной программы, была заимствована у американского психолога Джилла Андерсона, автора программы «На пути к совершенству». На ее основе была создана оригинальная разработка, предназначенная для учащихся российских школ. Кроме этого используются следующие методы:

· имитационные и ролевые игры;

· психогимнастика;

· рисуночные методы;

· элементы групповой дискуссии;

· техники и приемы саморегуляции;

· метод направленного воображения.

 

Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения и развитию коммуникативных навыков.

Отработка навыков проходит в три этапа:

Ø - получение информации о содержании того или иного навыка;

 

Ø - применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);

 

Ø - перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребенка.

 

Важно отметить, что последнее осуществимо только при тесной связи педагога-психолога с учителями и родителями детей, посещающих занятия.

 

Программа рассчитана на детей 6 – 7 лет – будущих первоклассников и их педагогов и состоит из 3 занятий, которые проводятся ежедневно в форме мини-тренингов продолжительностью 2 часа.

 

Примерные темы занятий:

1 занятие – Знакомство.

2 занятие – Правила поведения.

3 занятие – Королевство чувств.

Ведущие: педагоги-психологи I категории, члены Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Завьялова Светлана Сергеевна и Михеева Марина Владимировна


Занятие 1. Знакомство

Цель занятия: создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять себя и учитывать потребности окружающих; познакомить детей друг с другом и с педагогами; развить у ребят чувство принадлежности к группе.

 

Приветствие.

2. Разминка:

Ø Игра «Волшебный клубок» (цель – знакомство и сплочение детей).

Ø Игра с мячом (цель этого упражнения – настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания).

Ø «Минутка шалости» (цель – создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу).

 

Основная часть.

Введение игрового персонажа (дракончик «Памси»). Обсуждение проблемных вопросов (например: что такое дружба? Для чего нужно учиться в школе? Что я знаю о правилах, которые существуют в школе? Хочу Я или не хочу идти в школу и почему? и т.д.).

Совместная деятельность детей. Игра «Собери друзей», Конструирование домов (работа в мини- группах).

Комплекс психофизических упражнений (цель – снятие эмоционального и психофизического напряжения):

«Ураган», «4 стихии», «Доброе животное».

 

4. Релаксация. (Цель – научить детей успокаиваться и расслабляться; подготовить к новой форме проявления себя)

Упражнение «Полет на воздушном шаре».

 

Совместная деятельность (групповое взаимодействие).

Изобразительная деятельность. Рисование шара (цель – групповое сплочение, умение разрешать возникающие конфликтные ситуации).

Обсуждение.

 

6. Прощание (цель – подведение итогов занятия, создание положительного эмоционального фона).

Упражнение «Я – хороший (ая)! Мы – хорошие!»

 


Занятие 2. Правила поведения

Цель занятия: развивать чувство единства, сплоченности; учить детей действовать согласованно; вырабатывать умение подчиняться определенным правилам поведения, реагировать на педагога.

 

Приветствие.

2. Разминка:

Ø Игра на винмание «Сосчитай до пяти» (цель – установление хороших взаимоотношений, включение в совместную работу).

Ø Игра «Лови ритм» (цель этого упражнения – настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания).

Ø «Минутка шалости» (цель – создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу).

Ø Игра «Путаница» (цель – концентрация внимания, готовность к смене деятельности).

 

Основная часть.

Обсуждение прошлого занятия. Объединение воздушных шаров.

Общение с игровым персонажем (дракончик «Памси»). Обсуждение проблемных вопросов (например: Какие правила хорошего поведения вы знаете? Какие правила поведения существуют в школе? Зачем нужно соблюдать правила и что будет, если правила не соблюдать? и т.д.).

Игра «Зеркало» (цель – осознание важности правил, установление контакта, развитие чувства эмпатии).

Комплекс психофизических упражнений (цель – снятие эмоционального и психофизического напряжения, введение действий по правилам):

4. Релаксация. (Цель – научить детей успокаиваться и расслабляться; подготовить к новой форме проявления себя)

Упражнение «Волшебная поляна».

 

Совместная деятельность (работа в парах, рисование на одном листе).

Совместная творческая работа – рисунок «Волшебная поляна» (цель – групповое сплочение, умение разрешать возникающие конфликтные ситуации).

Игры с активным участием педагога (Цель: развитие умения видеть, слышать и реагировать на педагога).

 

6. Прощание (цель – подведение итогов занятия, создание положительного эмоционального фона).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...