Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика системных трактов?

      Системные тракты – это латеральные фациальные ряды, сформированные во время определенного положения относительного уровня моря. Они состоят из «обмеляющихся кверху» элементарных циклитов – парасеквенций. Строение системных трактов зависит от соотношения скорости изменения относительного уровня моря (ОУМ) и скорости седиментации (рис. 11.1).

 

Формирование тракта высокого стояния или верхнего системного тракта (HST)

 

происходит в фазу замедления темпов роста относительного уровня моря (на рис. 11.1 – это отрезок от т. 1 до т. 2). Особенно контрастно такое замедление проявляется в прибрежных участках бассейна седиментации, где последовательное сокращение объема приращиваемого аккомодационного пространства в условиях сохраняющейся скорости поступления осадочного материала провоцирует проградацию береговой линии, т.е. вызывает нормальную регрессию (НР).

С падением относительного уровня моря (на рис. 11.1 – от т. 2 до т. 3) связано резкое смещение прибрежных обстановок в сторону глубоководья (форсированная регрессия). Накопление осадков в это время (они выделяются в виде тракта падения уровня моря – FSST) происходит только в глубоководной впадине. К кровле этого тракта приурочена граница секвенции.

Стабилизации падения и началу подъема относительного уровня моря отвечает формирование системного тракта низкого стояния – LST (на рис. 11.1 – от т. 3 до т. 4).

Поскольку бóльшая часть грубообломочного материала накапливается в это время на узком побережье, прилегающем к склону глубоководной впадины, во впадину выносятся значительные массы алевро-пелитового материала, который образует так называемые клинья низкого стояния. Накопление песчаного материала в прибрежной зоне продолжается до тех пор, пока привнос осадков не перестанет компенсировать вновь добавляемое аккомодационное пространство, и не начнется трансгрессия.

Рис. 11.1.СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНЫХ ТРАКТОВ СЕКВЕНЦИИ.

НР - нормальная регрессия; mfs – граница, маркирующая момент максимального затопления; SB - граница секвенции; TST - трансгрессивный системный тракт; HSТ - тракт высокого стояния уровня моря; FSST - тракт падения относительного уровня моря; LSST - тракт низкого стояния уровня моря.

    Образование трансгрессивного системного тракта – TST (на рис. 11.1 – от т. 4 до т. 5) инициируется первым значительным событием затопления (т.н. поверхностью затопления) после времени максимальной регрессии. Он характеризуется в целом ретро градационным строением, отображающим отступление береговой линии. Толщины этого тракта очень изменчивы и зависят от скорости подъема уровня моря. Поскольку затопление шельфа происходит в тот момент, когда уровень моря растет очень интенсивно, депоцентры осадконакопления смещаются резко и достаточно быстро в сторону суши, приводя к отсутствию или только небольшому осадконакоплению трансгрессивных отложений малой пространственной протяженности.

В глубоководном бассейне и на его склоне отложения трансгрессивного системного тракта присутствуют всегда, правда, толщины их очень малы, поскольку формируются в условиях дефицита осадков. С этими частями секвенции ассоциируются конденсированные отложения, характеризующиеся очень низкими скоростями осадконакопления. Верхней границей трансгрессивного тракта выступает поверхность максимального морского затопления.

Рассмотрим образование системных трактов и слагаемых ими парасеквенций на седиментационных моделях (рис. 11.2).

 

Рис. 11.2. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНЫХ ТРАКТОВ И ПАРАСЕКВЕНЦИЙ.

Примем:

 

Тектоническое погружение и накопление осадков в бассейне седиментации происходит с постоянной скоростью.

 

Тогда:

 

Точки А, B, C, D – соответствуют переломным моментам в темпе изменения относительного уровня моря.

Нижняя кривая представляет собой результат комбинации кривой изменения относительного уровня моря и кратковременных изменений аккомодационного пространства; каждый из равновременных интервалов (t0-tn) принят в качестве времени, необходимого для образования парасеквенции.

Рисунок 11.3 иллюстрирует основные моменты формирования тракта падения уровня моря (FSST). На теоретической кривой изменения относительного уровня моря (рис. 11.3 А) его падению будет отвечать отрезок времени от t7 до t16, охватывающий фазу увеличения, а затем уменьшения скорости падения относительного уровня моря. На рис. 11.3 Б пунктирные горизонтальные линии показывают количество аккомодационного пространства, утерянного в течение каждого временного интервала во время падения ОУМ и, следовательно, отражающего потенциальную глубину, на которую могут врезаться речные долины.

Рис. 11.3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТА ПАДЕНИЯ УРОВНЯ МОРЯ (The sedimentary record…, 2003):

А - теоретическая кривая изменения относительного уровня моря; Б – изменение аккомодационного пространства, В – блок-диаграмма, отображающая образование FSST

Уменьшение аккомодационного пространства в удаленных зонах приводит к формированию проградационного набора парасеквенций, часть которых эродируется до тех пор, пока уровень моря продолжает свое падение.

 

Тракты падения относительного уровня моря представлены подводными донными конусами выноса (рис. 11.3 В). Мелководный шельф в это время осушается, и в его пределах формируются врезанные долины (рис. 11.4), по которым обломочный материал транспортируется в глубоководные участки морского бассейна.

Следы таких проносов в виде эрозионных форм хорошо картируются по сейсмическим данным (рис. 11.5).

Подводные конусы выноса представляют собой конструктивные образования, размер и морфология которых зависит от многих факторов. Основными элементами конуса выноса являются следующие:

-      одно или несколько питающих русел;

-      оползневой уступ;

-      скопления отложений обломочных потоков;

-      намывные валы;

-      лопасти, формирующиеся на окончании русел и потоков;

-      области между лопастевых выносов.

По морфологии глубоководные конусы выноса подразделяются на два типа: радиальные и вытянутые. Первые имеют типичную веерообразную форму, образующуюся вокруг единичного питающего канала или русла; к ним относятся, например, конуса выноса, развитые на западном побережье Северной Америки; их слагают преимущественно песчаные осадки.

Вытянутые конусы протягиваются в продольном направлении и, как правило, ориентированы перпендикулярно к питающим окраинам; чаще всего они имеют несколько русел. По сравнению с радиальными конусами, в них больше глинистого материала. Примерами вытянутых конусов выноса в океанических впадинах являются конусы выноса, образованные крупнейшими реками мира – Миссисипи, Амазонкой, Конго, Св.Лаврентия, Роной, Нилом и др.

В зависимости от условий развития этих долин, осадки FSST могут образовывать различные по морфологии и размерам осадочные тела (рис. 11.6).

 

Рис. 11.6. ТИПЫ СИСТЕМНЫХ ТРАКТОВ ПАДЕНИЯ УРОВНЯ МОРЯ.

 

      Во время стабилизации падения уровня моря и в начале его подъема формируется тракт низкого стояния или нижний системный тракт (LST). На теоретической кривой изменения ОУМ ему отвечает отрезок времени от t16 до t21(рис. 11.8 А). Увеличение аккомодационного пространства в течение этого времени (рис. 11.8 Б) приводит к образованию агградирующего комплекса отложений прибрежного клина низкого стояния. Иногда (особенно это характерно для бассейнов с крутыми склонами) в начале подъема ОУМ здесь могут развиваться склоновые конусы выноса. Но прилегающая к глубоководному бассейну часть шельфа в это время остается еще осушенной.

С началом быстрого повышения относительного уровня моря (рис. 11.9), фиксируемого первой трансгрессивной поверхностью, происходит накопление ретроградирующего комплекса морских и прибрежно-морских осадков, которые объединены в трансгрессивный системный тракт (TST). Его верхней границей считается поверхность максимального морского затопления (mfs).

По мере затопления шельфа береговая линия отступает, и осадки трансгрессивного системного тракта последовательно перекрывают размытые породы FSST, LST, HST. Быстрое повышение уровня воды приводит к заполнению врезанных долин аллювиальными осадками; по мере дальнейшего повышения уровня на их месте образуются эстуарии. Удаленные от источников сноса более глубоководные части морского бассейна начинают испытывать недостаток поступления осадочного материала, что приводит к образованию конденсированных разрезов.

Эта ситуация продолжается до тех пор, пока скорость повышения относительного уровня моря не начинает замедляться. Это замедление вызывает, как уже было рассмотрено ранее, уменьшение прироста аккомодационного пространства, необходимого для размещения сносимого с континента осадка. Начинается нормальная регрессия, определяющая проградационный характер строения накапливающихся отложений, выделяемых как тракт высокого стояния или верхний системный тракт (HST).

На рис. 11.10 показано образование этого тракта, отвечающее на теоретической кривой изменения ОУМ фазе замедления скорости поднятия ОУМ. Уменьшение аккомодационного пространства в течение времени t0-t7 (рис. 11.10 Б) вызывает смещение береговой линии в сторону моря. Правая сторона этого рисунка показывает комплекс осадков, накопившихся в каждом временном интервале. Обратите внимание, что в данном случае уменьшение аккомодационного пространства в удаленных областях приводит к переходу от агградационного к проградационному накоплению осадков.

        Формирование границ секвенций иллюстрирует рис. 11.11. Парадоксально, но этот процесс начинается практически одновременно с максимальным затоплением! Правда, лишь в самых «прибереговых» участках акватории.

 

 

 

Рис. 11.11. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАНИЦ СЕКВЕНЦИЙ.

А – теоретическая кривая изменения ОУМ; t0 – начало формирования границы секвенции; t0 - t7 - нормальная регрессия; t7 - t16 - форсированная регрессия; t16 – последняя точка, когда образуются врезы на шельфе. Б – геометрия, особенности и характеристика границы вдоль берега с крутым внешним склоном шельфа. В - хроностратиграфическая диаграмма от t0 - t 22 иллюстрирует время, отвечающее этапу формирования поверхности несогласия, т.е. границе секвенции (закрашено розовым), а также соотношение во времени несогласных поверхностей и поверхностей коррелятивного согласия.

Поскольку изменения уровня Мирового океана происходят циклично, то каждый из этих циклов отвечает за архитектуру секвенции того или иного ранга (рис. 11.12).

 

 

Билет №6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...