Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешняя торговля и внешнеторговая политика Австрии

 

Международная торговля играет все возрастающую роль в хозяйственных связях между странами. Внешняя торговля является важнейшим фактором экономического роста и повышения уровня жизни населения.

Международная торговля для Австрии занимает главное место в ее экономике. Страна поддерживает торговые отношение более чем со 150 странами мира. Экспортная квота (доля экспорта в ВВП) в 2001 году была равна 35%, а импортная квота 38%. Структура экспорта и импорта Австрии представлена в Приложении А.

Важную роль играют связи с европейскими странами, входящими в интеграционную группировку. На государства ЕС приходится более 60% австрийского экспорта, и около 65% импорта в республику поставляется из данных стран. Из стран ЕС доминирующее место во внешнеторговом обороте Австрии в занимает Германия, на долю которой приходится около 58% товарообмена Австрии с этой группой стран и 36,6% всей внешней торговли республики. Для внешнеторгового оборота Австрии с ФРГ и ЕС в целом характерно отрицательное для страны сальдо торгового баланса.

Кроме того, Австрийская республика поддерживает отношения с США, поставляя в это государство около 5% своего экспорта. Торговая связь с Америкой всегда характеризовалась превышением стоимости импорта над стоимостью экспортной продукции. В последние годы Австрия улучшает свои экономические позиции на данном рынке. За первые 10 месяцев 2002 года австрийский экспорт в США вырос на 2,8%, что составило около 3,4 млрд. евро, тогда как американский импорт снизился на 6,6%, достигнув 3,2 млрд. евро. Таким образом, Австрия впервые смогла свести торговый баланс с США с положительным сальдо.

Австрия давно поддерживает тесные экономические связи с центрально- и восточноевропейским регионом. На страну приходится всего лишь 2% населения ЕС, тогда как объем торговли составляет около 8% от торговли Европейского Союза с данными государствами. Около 17,4% австрийского экспорта приходится на страны Центральной и Восточной Европы, что является наивысшим показателем в ЕС. За период с 1989 года, после падения «железного занавеса», до сегодняшних дней экспорт Австрии в данный регион утроился. Примерно 12% экспорта альпийской республики приходится на 10 стран, собирающихся вступить в ЕС, что также является наивысшим показателем в Европе (8% - Германия; 5,4% - Италия). Особенно динамично в последнее время развиваются торгово-экономические связи Австрии с Венгрией, Чехией, Словакией, Словенией, Польшей, Румынией. При этом в торговле с восточноевропейскими странами республика имеет положительное сальдо торгового баланса.

Австрия также расширяет свои торговые связи с южно-европейскими странами: Францией, Андоррой, Португалией, Испанией, Италией, Грецией, Турцией, Мальтой и Кипром. На данные государства приходится примерно 17,8% австрийского экспорта. В этом регионе он вырос на 7,9% за первые 10 месяцев 2002 года, составив 11,5 млрд. евро. Экспорт в государства Центральной и Восточной Европы увеличился за этот же период на 8,3%, достигнув 10,3 млрд. евро. Таким образом, доля экспорта, приходящаяся на оба эти региона вместе взятые, практически равняется доле Германии, которая является самым главным торговым партнером Австрии [10].

Вступление в ЕС дало Австрии возможность использовать преимущества единого большого рынка. Таким образом, страна смогла увеличить свой экспорт в соседние страны, в которых сложилась благоприятная экономическая конъюнктура. В 1997 году рост экспорта составил 10,1% (в среднем по ЕС - 10,7%), в 1998 - 8,7% (6,8%), в 1999 - 4,7% (4,1%). По оценке банковских аналитиков, экспортный бум во второй половине 1990-х годов был обеспечен в основном за счет традиционной продукции (металлы, химия, машиностроение).

В последующие годы (с 2000 г.) Австрия продолжала наращивать объемы своего экспорта. Стоимость экспортируемых товаров выросла с 69,7 млрд. евро в 2000 году до 74,45 млрд. в 2001 году, тогда как стоимость импортируемых товаров увеличилась менее заметно с 74,9 млрд. евро до 78,65 млрд. евро. В 2002 году австрийский экспорт вырос на 4,1%, так что торговый баланс страны впервые оказался положительным. Из стран ЕС лишь экспорт Германии и Италии превысил соответствующие показатели Австрии.

Таблица 3.1

Товарооборот Австрии в 2000-2001 гг. (в млрд. евро)

  2000 г. 2001 г. 2001 г. в % к 2000 г.
Товарооборот, всего 144,6 153,1 105,8

в том числе:

Экспорт 69,7 74,45 106,8
Импорт 74,9 78,65 105,0
Сальдо -5,2 -4,2  

 

В товарной структуре внешней торговли Австрии существенных изменений не произошло. Свыше 80% экспорта и около 74% импорта составляли обработанные изделия, при этом около 43,8% экспорта и 40% импорта приходилось на машины, оборудование и транспортные средства. Химические продукты составляли 9,5% экспорта и более 10,5% импорта. Доля непродовольственного сырья и топливно-энергетических товаров в экспорте была равна 4,9%, а в импорте - 10,4%. Удельный вес пищевкусовых товаров в экспорте приближался к 3,8%, а в импорте - 4,9%. Австрия в значительной степени зависит от импорта энергоносителей. За счет импорта более чем на 80% обеспечиваются потребности страны в природном газе, на 70% - в твердом топливе, на 85% - в нефти. Потребности в каменном угле целиком покрываются за счет его ввоза из других стран. В целом в 2000 году около 75% потребностей страны в энергоносителях покрывалось за счет их импорта [10].

Главным направлением экспорта австрийских услуг является туризм. Лыжные курорты, живописная природа и богатое культурное наследие страны ежегодно привлекают большое количество туристов.

Наибольшее количество туристов приезжает из Германии, за ней следуют Нидерланды и Англия. С каждым годом сфера туризма в Австрии расширяется, принимая все большее количество иностранцев. Туризм - один из главных источников доходов Австрийской республики (20% ВВП). Он является одним из самых прибыльных секторов экономики. В этой отрасли на более чем 52 тыс. различного рода средних и мелких туристических предприятиях (гостиницы, рестораны, курортно-лечебные учреждения, бассейны и пляжи, спортивные сооружения и т.п.) занято более 220 тыс. человек. По удельному весу валовых поступлений от туризма в ВВП (в 2001 году 19,4 млрд. евро, что составило 9,1% от ВВП) Австрия занимает одно из ведущих мест в мире, а по среднедушевым доходам населения от сферы туризма - 1636 евро - является мировым лидером. В 2002 году, несмотря на слабый экономический рост, количество ночевок туристов выросло на 1,3%.

Характеризуя внешнеторговую политику Австрии, отметим, что на экономические отношения Австрии с третьими странами существенное влияние оказывает членство в ЕС.

В 1951г. Австрия присоединилась к Ген. соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) и в 1995г. в составе ЕС стала членом ВТО. В 1960г. Австрия вошла в число стран-учредителей ОЭСР и постоянно принимает участие в ее работе.

С вступлением в ЕС с 1 янв. 1995г. Австрия полностью восприняла внешнеторговый режим ЕС, включая его тарифный и нетарифные меры.

Основным инструментом тарифного регулирования товарных потоков в торговле Австрии со странами - не членами ЕС является действующий в Австрии Единый таможенный тариф ЕС в редакции Австрийского таможенного тарифа практического пользования.

В нетарифной сфере действуют количественные ограничения и специальные нормы регулирования ЕС для ряда товаров, а также применяются антидемпинговые меры Евросоюза.

Ввозимые в Австрию товары облагаются импортным налогом с оборота (соответствует внутреннему НДС) и потребительскими налогами (налог на нефтепродукты, налог на табачные изделия, налог на спиртные напитки, пиво, игристые и некоторые другие вина). В Австрии действуют жесткие нормы и стандарты, в первую очередь по безопасности и экологичности, а также существует контроль за вывозом товаров военного и двойного назначения [4, c.24-25].

Таким образом, основной товарообмен Австрии (около 2/3 внешнеторг. оборота) осуществляется со странами ЕС, среди которых особое место занимает ФРГ. Важное значение во внешнеэкономических связях Австрии традиционно сохраняют другие соседние страны. Особенно динамично развивается экспансия австрийского капитала на рынках Венгрии, Чехии, Словении, Польши, Словакии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...