Нормы, институты и основные отрасли российского права.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Источники права Право – это один из регуляторов общественных отношений. Воздействуя на волю и сознание людей, оно самым авторитетным образом склоняет их к определенному поведению. Право не единственный социальный регулятор, в систему нормативного регулирования общественных отношений входят следующие виды норм: 1) обычаи (в форме традиций, ритуалов, обрядов и т.д.); 2) религиозные нормы; 3) нормы общественных объединений (корпоративные нормы); 4) нормы морали и др. Особое место занимают нормы права. Правовые нормы — это общеобязательные правила поведения людей в обществе, возникающие не сами по себе как обычаи, а специально созданные и охраняемые государство. Будучи велениями государства, они обязательны для исполнения всеми, кто находится на его территории, независимо от их родовой принадлежности, и государство обеспечивает их соблюдение. Нормы устанавливают права и обязанности участников регулируемых отношений. Их разрабатывают специально созданные государственные органы. Эти органы называются правотворческими, поскольку они творят, т.е. создают, устанавливают нормы права. Для контроля за соблюдением правовых норм создаются правоохранительные органы (полиция, жандармерия, прокуратура, милиция и др.). Они могут применять к нарушителям правовых требований меры государственного воздействия вплоть до жестких мер принуждения (даже через смертную казнь). Нормы права закрепляются в письменной форме в официальных актах государства. Рассмотрим признаки, отличающие нормы права от других социальных норм. Во-первых, нормы права направлены на выполнение строго определенных, регулятивных, охранительных и иных функций, на достижение единых целей.
Во-вторых, нормы права установлены или санкционированы государством. В-третьих, нормы права всегда имеют общеобязательный характер, нормы права имеют не персонифицированный характер. Это означает, что их требования обращены не к конкретным лицам, а ко всем, кто окажется в тех обстоятельствах, на которые рассчитано действие нормы, причем не только в настоящее время, но и в будущем. Если законом устанавливается размер штрафа за какое-то нарушение (например, Правил дорожного движения), то такой штраф взыскивается со всех лиц, совершивших подобное нарушение, в течение всего времени действия данного закона. Следовательно, любая норма права рассчитана на многократное применение и обращена в будущее. В-четвертых, нормы права всегда сохраняются и обеспечиваются государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то органами, действующими строго в рамках закона, на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными им процессуальными правилами. Следовательно, нормы права или правовые нормы – это общее правило поведения, установленное или санкционированное государством направленное на регулирование общественных отношений. Нормы права классифицируются в соответствии с различными критериями. В качестве последних могут быть характер и содержание норм права, предмет их регулирования, принадлежность к тем или иным институтам и отраслям права. 1. В зависимости от характера регулируемых ими отношений нормы права делятся на материальные нормы права и процессуальные нормы права. Материальные нормы права регулируют экономические, политические, социальные, идеологические и иные отношения; определяют правовой статус граждан, их права и обязанности. Материальные нормы права опосредуют деятельность политических партий, государственных органов и организаций, должностных лиц. Ими определяются компетенция государственных органов, их структура, сфера деятельности, характер взаимоотношений с гражданами и между собой, форма правления, государственный режим, форма государственного устройства.
Процессуальные нормы права закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав. Процессуальные нормы содержатся в основном в таких отраслях права, как гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право и уголовно-процессуальное право и др. 2. Нормы права классифицируются также в зависимости от их отраслевой принадлежности и их прямого отношения к тем или иным институтам права. По отраслевому принципу нормы права подразделяются соответственно на нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права. 3. В зависимости от характера содержащихся в них предписаний нормы права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Под управомочивающими понимаются нормы права, предоставляющие возможность участникам правоотношений действовать тем или иным образом. В них акцентируется внимание на правах субъектов, на допустимости совершения ими определенных действий. Специфика обязывающих норм права, заключатся в том, что они обязывают субъекта права совершить определенные положительные действия. В случае отказа лица совершить эти действия наступают негативные для него юридические последствия. 4. В зависимости от времени действия нормы права подразделяются на нормы постоянного действия, или обычные нормы (действуют до их отмены в установленном порядке), и нормы временного действия (указывается срок, по истечении которого они теряют юридическую силу). 5. По месту действия нормы права подразделяются на нормы, распространяющиеся на всю территорию страны, и нормы, действующие на части территории (в пределах определенной административно-территориальной единицы или региона, например, Крайнего Севера). 6. В зависимости от круга лиц, на которые распространяется действие норм права, они подразделяются на общие и специальные нормы. Первые охватывают собой всех лиц, проживающих на данной территории. Регулятивное воздействие вторых распространяется лишь на определенную категорию субъектов права, например на ветеранов, военнослужащих, пенсионеров.
Роль права в жизни общества проявляется в том, что одни правовые нормы выполняют его регулятивную функцию: с их помощью обеспечивается общий порядок в экономических, торговых, семейных и других отношениях. Достигается это тем, что государство устанавливает общие для всех участников таких отношений права и обязанности. Например, правила торговли или порядок наследования имущества умершего. С помощью других норм права осуществляется охранительная функция, заключающаяся в том, что государство защищает от различных посягательств жизнь, здоровье людей, их имущество и другие социальные ценности, устанавливая меры ответственности за убийство, кражу и другие опасные для общества деяния. Структурными элементами системы права являются не только нормы права, но и их объединения в институты и отрасли права. Институты права представляют собой относительно обособленные группы взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих определенные разновидности общественных отношений. Институты права функционируют в пределах отраслей права. Например, Семейное право РФ включает институты, связанные с заключением брака, прекращением брака, правами и обязанностями родителей и детей, отношениями супругов, алиментными обязательствами, устройством детей, оставшихся без попечения родителей и др. В трудовом праве России есть институты, связанные с заключением и осуществлением трудовых договоров, начислением и выплатой заработной платы, соблюдением трудовой дисциплины, оформлением и уходом на пенсию и др. Институты права и нормы права, регулирующие большую группу общественных отношений образуют отрасль права. Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Так, совокупность норм права, опосредствующих трудовые отношения, образует отрасль трудового права России; нормы права, опосредствующие финансовые отношения, формируют отрасль российского финансового права; нормы права, закрепляющие и регулирующие земельные отношения, создают отрасль земельного права и т.д.
В зависимости от значимости для жизнедеятельности государства, общества и граждан регулируемых общественных отношений каждая отрасль занимает в системе права определенное положение. Ведущую роль среди отраслей российского права занимает Конституционное право. За ним в системе права следуют остальные отрасли права, а именно: административное право, гражданское право, трудовое право, финансовое право, экологическое право, земельное право, семейное право, уголовное право, уголовно-исполнительное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и др. Отрасли права подразделяются на публичные и частные отрасли. К публичным отраслям относятся: Конституционное, административное, муниципальное право, финансовое, уголовное, арбитражно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. Они выражают интересы государства, регулируют отношения между государством и частными лицами, для которых характерен принцип подчиненности. К частным отраслям права относятся: Гражданское, семейное, банковское, трудовое, торговое, право и т.д. Они регулируют частные интересы, отношения граждан и частных объединений между собой. Для них характерен принцип равноправия участников. Отрасль права может содержать подотрасли, включенные в отрасль. Например, Гражданское право содержит такие подотрасли, как обязательственное право, наследственное право, право интеллектуальной собственности и др. Особое место среди отраслей и институтов права занимает международное право. Оно не входит ни в одну национальную систему права. Предметом его регулирования являются межгосударственные отношения. Международное право состоит из двух частей – международного публичного права и международного частного права. Источники права Анализ юридической литературы и правовой жизни разных стран показывает, что в мире существовало и существует огромное множество форм (источников) права. Наиболее важными и широко известными источниками права являются следующие: правовые обычаи, нормативно-правовые акты, принимаемые с санкции государства, правовые договоры, правовые прецеденты.
1. Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения. Он является одним из древнейших и важнейших источников права. Разделяются Правовые обычаи, санкционированные государством (приобретают юридическую силу и обеспечиваются государством (обычаи торгового мореплавания, обычаи портов, обычаи делового оборота и др.), а в случае их нарушения государственным принуждением) и Неправовые обычаи, которые обеспечиваются лишь общественным мнением. 2. Важнейшее место среди форм (источников) права ряда стран занимает прецедент. Под прецедентом понимается решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел. Существует два вида прецедентов: судебный (например, решение, принимаемое по гражданскому или уголовному делу) и административный (решение, принимаемое административным органом). Наиболее распространенной формой права является судебный прецедент. Его наличие свидетельствует о том, что в странах, где он признается в качестве источника права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы. Судебная практика является источником права. В настоящее время это один из основных источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады, США и многих других стран. 3. Определенную роль в правовых системах разных стран играет правовой договор. В отличие от обычных договоров, заключаемых в сферах хозяйственной деятельности, торговли, обмена товарами и др. он содержит в себе правила общего характера, нормы поведения, обязательные для всех. В отечественной и зарубежной практике правовые договоры имеют место, например, Это могут быть и договоры, регулирующие взаимоотношения между государствами и государственными образованиями, так, например, на основе Федеративного договора от 31 марта 1992 г. строятся взаимоотношения между субъектами Российской Федерации в настоящее время. Действующая Конституция Российской Федерации устанавливает, что с помощью договоров могут регулироваться, также, взаимоотношения внутри субъектов Федерации (между субъектом и автономным округом). 4. Ярко выраженным примером правового договора может служить коллективный договор, регулирующий на предприятиях и в учреждениях между работодателем (администрацией) и работниками трудовые, социально-экономические и иные взаимоотношения. 5. Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно-правовые акты. Понятие и особенности нормативно-правовых актов. НПА - это выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы. Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством устанавливаются также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов, орган, издающий тот или иной нормативный акт, процедура его издания. Все нормативно-правовые акты подразделяются на два основных вида: законы и подзаконные акты. Основание их классификации – юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и соответственно характеров самих издаваемых актов. В каждой правовой системе устанавливается строгая иерархия, т.е. система расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов. Вверху иерархии – нормативно-правовые акты (законы, статуты и т.п.), издаваемые высшими представительными органами. Эти акты – законы – обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим, подзаконным, актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона. Данные требования, несомненно, касаются и актов правительства, которые среди всех подзаконных актов обладают самой высокой юридической силой и играют ведущую роль. Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые местными органами государственной власти. Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процессов правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности. В юридической литературе существует много определений понятия «закон». Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Если закон принят большинством голосов депутатов Государственной Думой РФ (нижняя палата Федерального собрания), он в течение пяти дней передается в Совет Федерации (верхняя палата Федерального собрания). Если ФЗ одобрен им в течение 14 дней, то закон считается принятым и в течение пяти дней поступает Президенту РФ, который в течение 14 дней подписывает и обнародует его. ФКЗ и ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней со дня подписания Президентом. В РФ принятый законодательный акт вступает в действие по истечении 10 дней со дня официального опубликования. Официальное опубликование - это опубликование полного текста Федерального закона в "Парламентской газете", "Российской газете" и в Собрании законодательства РФ. Правоотношения В любом обществе существуют самые разнообразные отношения между отдельными людьми, между людьми и различными органами и организациями. Значительная часть из них регулируется нормами права. Такие отношения существуют во всех сферах жизни общества, они создают в нем правопорядок, придают ему стабильный и целенаправленный характер. Их именуют правовыми отношениями, или, кратко, правоотношениями. Правоотношение понимается как урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством. Существуют разные критерии классификации правоотношений. 1. В зависимости от отраслевой принадлежности норм, на основе которых они возникают, изменяются или прекращаются все правоотношения подразделяют на административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые, трудовые и т.д. Следовательно, предметом отрасли права являются общественные отношения в определенной сфере - семейной, трудовой, наследственной, финансовой и т.д. 2. В зависимости от количества участвующих в правоотношениях сторон и характера распределения между ними прав и обязанностей различают односторонние, двусторонние и многосторонние правоотношения. Основная отличительная особенность односторонних правоотношений заключается в том, что каждая из двух участвующих в них сторон имеет по отношению к другой или только права, или только обязанности, например, договор дарения, согласно которому у одной стороны имеется только субъективное право (требовать передачи подаренной автомашины, строения и т.п.), а у другой – только обязанность (передать подарок). Характерным признаком двустороннего правоотношения является наличие у каждой из двух участвующих в нем сторон взаимных прав и обязанностей. В качестве примера могут служить договор подряда, найма, купли-продажи. Отличительной особенностью многостороннего правоотношения является участие в нем трех или более сторон и наличие у каждой из них прав и обязанностей по отношению друг к другу. В таком правоотношении каждому субъективному праву одной стороны соответствует субъективная юридическая обязанность другой. Примером многостороннего правоотношения может служить любая гражданско-правовая сделка, в которой помимо двух основных сторон участвует третья сторона – посредник. 3. Существуют и другие критерии классификации правоотношений. Так, например, подразделение правоотношений на регулятивные, связанные с установлением субъективных прав и обязанностей сторон и их реализацией, и на охранительные, возникающие в случае нарушения субъективных прав и обязанностей сторон и способствующие их восстановлению и др. Правоотношение состоит из трех обязательных элементов: субъектов, объекта и содержания правоотношения. 1. Под субъектом права понимаются физическое или юридическое лицо, за которыми государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей. К физическим лицам относятся все граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. К юридическим лицам – государственные и общественные организации и учреждения. Для того, чтобы лицо или организация имели право полностью распоряжаться своим имуществом, самостоятельно совершать сделки, быть участниками правоотношений, они непременно должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность означает установленную законом способность лица или организации быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Она выступает в качестве первоначального условия, общей предпосылки к участию в правоотношениях. Наличие правоспособности означает наличие юридической возможности у лиц своими действиями порождать субъективные права и юридические обязанности. В правовой теории и на практике различают три основных вида правоспособности: общую, отраслевую и специальную. Общая правоспособность – это способность любого лица или организации быть субъектом права как такового, вообще. Она признается государством за лицами с момента их рождения. Отраслевая правоспособность означает юридическую способность лица или организации быть субъектом той или иной отрасли права. В каждой отрасли права сроки ее наступления могут быть неодинаковы. Специальная правоспособность – способность быть участником правоотношений, возникающих в связи с занятием определенных должностей (президент, судья, член парламента) или принадлежностью лица к определенным категориям субъектов права (работники ряда транспортных средств, правоохранительных органов и др.). Возникновение специальной правоспособности всегда требует выполнения особых условий. В настоящее время правоспособность во всех странах рассматривается как всеобщий принцип, распространяется на всех граждан. Определенные ограничения устанавливаются лишь в отношении дееспособности граждан и организаций. Дееспособность представляет собой установленную законом способность лица – участника правоотношений своими непосредственными действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности. Характер и объем дееспособности, как и правоспособности, определяются государством и закрепляются в различных нормативно-правовых актах. Дееспособность находится в тесной связи и взаимозависимости с правоспособностью. Наличие ее является непременным условием для возникновения субъективных прав и юридических обязанностей. У государственных и общественных органов и организаций – субъектов права, как правило, нет разрыва между правоспособностью и дееспособностью. Они возникают, осуществляются и прекращаются одновременно. Что же касается граждан, то здесь существует значительный разрыв, т.к. правоспособность возникает и признается государством за человеком с момента его рождения, а полная дееспособность – с момента достижения им совершеннолетия. Признание лица полностью или частично недееспособным допускается лишь в том случае, когда оно вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими. Недееспособность лица может устанавливаться только судом и в том порядке, который предусмотрен гражданско-процессуальным законодательством. 2. Под объектом правоотношения иногда понимается то, на что направлено правоотношение или по поводу чего оно возникает. Можно выделить следующие их виды объектов правоотношения: а) материальные блага, предметы материального мира – вещи; б) результаты духовного, интеллектуального творчества (художественные или документальные фильмы, научные и художественные книги и т.п.); в) поведение людей – их определенные действия или бездействие, а также последствия, результаты того или иного поведения; г) личные неимущественные и иные социальные блага, которые служат удовлетворению интересов и потребностей участников правоотношений и по поводу которых возникают у сторон юридические обязанности и субъективные права. 3. Содержанием правоотношения являются с одной стороны права и обязанности его участников - субъекта правоотношения, установленные нормативными правовыми актами или договором (соглашением) сторон, относящиеся к юридической составляющей правоотношения, а с другой стороны - поведение участников, действия или бездействие субъектов правоотношения, относящиеся к материальной составляющей правоотношения.
Вопросы для проверки знаний: 1.
Тесты для проверки знаний:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|