Альтернативы развития российской политической культуры
Политическая культура 1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу: а) активистская политическая культура; б) политический стереотип; в) патриархальная политическая культура; г) политическая социализация; д) политическая культура; е) политический символ;;) подданническая политическая культура; з) политический миф; и) гражданская политическая культура; к) социализант; л) гомогенная политическая культура; м) агентуры социализации; н) фрагментарная политическая культура; о) агенты социализации; п) смешанная политическая культура; р) искусственно гомогенная политическая культура; с) субкультура; т) политическая идентификация. 1) статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить и интегрировать приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего; 2) совокупность ориентации граждан на локальные ценности — общину, род, клан и т.п. и на конкретные личности, осуществляющие власть — вождей, шаманов, военачальников; 3) упрощенное, схематическое, деформированное и ценностно-ориентированное представление о политических объектах; 4) совокупность ориентации граждан, характеризующихся пассивным отношением к политической системе; 5) знак, выполняющий коммуникативную функцию между личностью и властью; 6) «смешанный» тип политической культуры, в котором преобладает политическая культура участия; 7) «совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы, субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение» (Г. Алмонд и Г. Пауэлл);
8) процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества; 9) совокупность ориентации граждан на активное включение в политическую жизнь, воздействие на политическую систему; 10) объект социализации, тот, на кого направлено социализирующее воздействие; 11) политическая культура, характеризующаяся единством общества по основополагающим ценностям и толерантностью; 12) непосредственные субъекты политической социализации (преподаватели, журналисты, общественные деятели и др.); 13) политическая культура, характеризующаяся апатичностью и мобилизованным участием; 14) институты, осуществляющие процесс социализации (политические партии, средства массовой информации, общественные организации, образовательные учреждения; 15) политическая культура, характеризующаяся конфликтной оппозиционностью различных субкультур; 16) политическая культура, характеризующаяся наличием ценностных ориентации, отличающихся от норм и ценностей существующего режима; 17) система специфических политических ориентации; 18) ощущение принадлежности к определенной социальной группе, партии, чувство сопричастности с ними.
2. Какое из приведенных ниже определений политической культуры представляется вам наиболее подходящим и содержательным? а) «Политическая культура — это те элементы культуры, которые имеют отношение к правлению и политике» (Р. Такер). б) «Политическая культура — это набор подходов, чувств и представлений, придающих упорядоченность и значение политическому процессу и обеспечивающих основополагающие, исходные положения и правила, которые определяют поведение в политической системе. Она включает как политические идеалы, так и ориентирующие нормы политического устройства. Политическая культура, таким образом, это проявление психологического и субъективного измерений в политике в агрегированной форме» (Л. Пай).
в) «Политическая культура — это система политических символов, включенная в более широкую систему, которую можно обозначить термином «политическая коммуникация» (Г. Дитмер). г) «Политическая культура общества состоит из системы эмпирических убеждений, экспрессивных символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие. Она формирует субъективную ориентацию на политику» (С. Верба). д) «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение. Указанные политические ориентации включают в себя несколько элементов: — познавательную ориентацию — истинное или ложное знание о политических объектах и идеях; — активную ориентацию — чувство связи, ангажированности, противодействия и т.д. в отношении политических объектов; — оценочную ориентацию — суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование в отношении к политическим объектам и событиям оценочных критериев» (Г. Алмонд и Г. Пауэлл); е) «Политическая культура — это система исторически сложившихся, относительно устойчивых и репрезентативных («образцовых») убеждений, представлений, установок сознания и моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов и образуемой ими системы, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, определяющих ее основные направления и тем самым обеспечивающих воспроизводство и дальнейшую эволюцию политической жизни на основе преемственности» (Э. Баталов).
3. Американский политолог Р. Такер приводит такой пример: в какой-то стране X большинство граждан убеждены, что чиновники, берущие взятки, ведут себя дурно. Между тем, несмотря на мнение большинства, чиновники продолжают собирать мзду. Что характеризует политическую культуру данной страны? а) убеждения граждан; в) и то, и другое; б) поведение чиновников; г) ни то, ни другое.
4. Структура политической культуры включает в себя:
а) политический опыт; в) политические символы; б) ориентации; г) политическую социализацию. Какие компоненты политической культуры не указаны в данном перечне? Дополните приведенный список элементов политической культуры.
5. Раскройте содержание таких функций политической культуры, как: а) идентификация; г) интеграция; б) ориентация; д) коммуникация, в)адаптация и социализация;
6. Какие из нижеприведенных положений и оценок соответствуют ориентациям относительно: а) институтов государственного управления; б) «других» в политической системе; в) своей собственной деятельности. 1)«правила игры» — представления об основных правилах и нормах, которые должны регулировать деятельность политической системы; 2)политическая действенность — представления о влиянии политических действий индивидов на вырабатываемую политику; 3)оценки и реакций индивидов относительно государственных органов власти, их норм, символов и лиц, осуществляющих политические функции; 4)оценки индивидом собственных политических «ресурсов»; 5)ощущение принадлежности к определенной социальной группе, партии, чувств сопричастности и лояльности к ним; 6)оценки различных требований к политической системе; 7)политические убеждения, отражающие отношение к другим политическим группам.
7. Выберите из приведенных ниже высказываний те, которые относятся к а) политическим стереотипам и б) политическим мифам:
1)«Если бы Президентом стал не победивший на выборах кандидат, а, его соперник, все было бы по-другому. Простые люди сразу бы почувствовали улучшение жизни, с преступностью было бы покончено, будущее определено». 2)«Причиной всех наших бед и несчастий является деятельность тайной 3)масонской организации, члены которой проникли в высшие органы власти, захватили основные богатства страны и теперь эксплуатируют народ». 4)«Этот человек действительно обладает величайшей проницательностью. Он видит то, чего не могут увидеть другие. Он знает, как спасти народ, и может это сделать. Его мужество, энергия и воля позволяют ему справиться с самыми сложными проблемами».
5)«Раньше все было хорошо: государство заботилось о человеке, который чувствовал уверенность в завтрашнем дне, люди были добрее, более открытыми, бескорыстными». 6)«Политика — дело нечистое. Честный человек никогда не пойдет в политику. Все политики, несмотря на различия в политических ориентациях, едины — им бы только народ обмануть, да у власти удержаться». 7)«Государство всегда в нашей стране обманывало человека. Все реформы, проводимые им, приносили лишь бедствия и страдания простым людям. От всех этих перемен выигрывают лишь проходимцы да жулики». 8)Может ли общество полностью избавиться от мифов? Если вы считаете, что «нет», то почему? Если вы считаете, что «да», то каким образом?
8. Приведите примеры мифов, сюжетами и темами которых были бы: а) заговор; в) действия героя-спасителя; б) представления о золотом веке; г) необходимость единства в борьбе против...
9. Попробуйте с серьезным видом поведать придуманные вами мифы лицам с различными политическими убеждениями. Проследите за их эмоциональной реакцией. Сравните ее. Объясните Полученные результаты. 10. Назовите основные государственные символы Российской Федерации. Объясните их смысл. Сравните свой ответ с ответами ваших товарищей по учебной группе. Выявите общие, схожие черты в интерпретации символов. Чем объясняется одинаковое толкование символов? 11. Какая из указанных характеристик соответствует патриархальной политической культуре? а) почтительное отношение к старшим (патриархам); б) ориентации на местные ценности — общину, род, клан, племя и т.п.; в) в политике участвуют только лица старшего возраста (патриархалы);
12. Какова истинная характеристика подданнической политической культуры? а) ориентация на политические авторитеты; б) стремление оказывать влияние на политическую систему; в) пассивное отношение к политической системе.
13. Выберите из приведенных ниже характеристик ту, которая отвечает активистской политической культуре: а) ориентация на активную деятельность государства; б) ориентация на активное включение индивидов в политическую жизнь, стремление оказать влияние на политическую систему с целью реализации личных и групповых интересов; в) ориентация на активное неучастие в политической жизни; г) ориентация на активное противостояние с политической системой и противодействие власти.
15. По некоторым данным в современной России доля политически активного населения составляет чуть более 50%. От 10 до 30% принимают участие в выборах в местные органы власти. Около 37% не проявляют интереса к политике и политически апатичны. Попытайтесь на основе этих данных определить профиль российской политической культуры.
16. Что представляет собой гражданская политическая культура? а) культуру граждан данной страны; в) «смешанный» тип политической культуры, характеризующийся преобладанием активистской культуры; б) «идеальный» тип политической культуры; г) культуру власти, учитывающей интересы граждан. 17. Основываясь на типологизации политических культур, предложенной Д. Каванахом, определите тип российской политической культуры: а) гомогенная культура; в) искусственно гомогенная политическая культура; б) фрагментарная политическая культура; г) смешанная политическая культура. 18. Попытайтесь сформулировать и назвать основные традиционные черты российской политической культуры. Сопоставьте ваш ответ с ответами ваших товарищей по учебной группе. Назовите общие позиции и ориентации.
19. Накануне президентских выборов в 1996 г. группой российских ученых проводились исследования в фокус-группах. В результате проведенных опросов оказалось, что на втором или третьем месте среди недостатков Б.Н. Ельцина отмечалось то обстоятельство, что он не подготовил себе преемника. О какой черте политической культуры свидетельствует данный результат? 20. В политической науке существуют две противоположные точки зрения относительно российской политической культуры. Согласно одной из них, политическая культура российского общества носит авторитарный и автаркический характер. Она практически не подвержена никаким изменениям и потому любые реформы обречены на провал. Согласно другому подходу русская политическая культура постепенно меняется. На характер ее изменений влияние оказали индустриализация, урбанизация, рост образования, изменение структуры занятости, развитие коммуникативных технологий и др. В конечном итоге, российская политическая культура вынуждена будет заимствовать и интегрировать большинство западных ценностей. Дайте оценку данным подходам. Выскажите свое мнение относительно характера развития российской политической культуры. 21. Английский этнолог Дж. Горер объясняет особенности русского национального характера, в том числе и свойственное для российской политической культуры почтительное отношение к власти, традицией русских семей туго пеленать младенцев. Именно с помощью тугого пеленания родители, зачастую бессознательно, передают детям чувство необходимости сильной власти и бессилия передней. Американские этнопсихологи Э. Крэнкшоу и У. Миллер стремятся установить связь между российскими климатическими условиями и русским национальным характером. «Долгие зимние периоды... долгие осень и весна породили в русском национальном характере чередование долгой летаргии с бурной активностью», Д. Пибоди также подчеркивает, что «бесконечные русские равнины привели к появлению в русском национальном характере тенденций к неумеренности, стремление к экстремальным ситуациям и воистину космической эмоциональности». Приведенные высказывания о причинах формирования отличительных черт русского национального характера, российской политической культуры могут показаться несколько экстравагантными. Как вы относитесь к подобным подходам?
22. В политологии достаточно часто противопоставляют западную и восточную политические культуры. Попробуйте сравнить их позиции и ориентации между собой. Какие ценности российской политической культуры близки западным, а какие — восточным? Заполните таблицу.
23. Российский политолог И.Б. Градинар выделяет четыре типа отечественной политической культуры: а) политическую культуру необольшевизма; б) либерально-технократическую культуру; в) национально-традиционалистскую политическую культуру; г) социалистическую политическую культуру. Определите особенности каждого типа. Какие специфические позиции и ориентации составляют содержание этих типов культур? Какие ценности могут стать основой согласия между ними?
24. «Мистер Блэйк воспитывался в строгой пуританской семье. В доме, где прошло его детство, все подчинялись воле авторитарного отца, его мнение и решения имели решающий характер. Став взрослым, Блэйк голосует за консервативные партии, призывающие к сохранению традиций и политического порядка. Его мировоззрение более авторитарно, нежели демократично»: Скажите, какой тип политической социализации повлиял на формирование политических ориентации мистера Блэйка?
25. Вы считаете, политическая социализация... а) означает, что человек приобретает политические качества стихийно; б) это целенаправленный процесс со стороны государства, политических партий; в) означает, что человек рождается с набором политических качеств, а потом их просто развивает; г) происходит тогда, когда человек сам влияет на приобщение к политическим ценностям. 26. На первом этапе политической социализации - политизации... а) под влиянием родителей и близких формируются первые представления о политике; б) под влиянием средств массовой информации формируются основные политические ориентации политической культуры участия; Какое из этих суждений является верным?
27. Какая из трактовок второго этапа социализации — персонализации — может быть признана правильной? а) в этот период формируются индивидуальные (персональные) политические предпочтения; б) в этот период формируется политическая идентичность; в) в этот период восприятие власти персонифицируется; г) в этот период происходит переоценка основных политических лидеров.
28. Какое из приведенных положений характеризует третий этап социализации — идеализации?
а) на этом этапе идеализируются основные политические нормы и ценности; б) на этом этапе важнейшим политическим лидерам приписываются определенные качества и на этой основе формируются устойчивое эмоциональное отношение к политической системе; в) на этом этапе происходит разрушение идеальных представлений о политике; г) на этом этапе формируется идеальный тип гражданина.
29. Конечным результатом четвертого этапа политической социализации — институционализации — является...
30. Сравните, чем отличаются процессы политической социализации студентов и пенсионеров 31. Какие субъекты относятся к агентурам социализации? а) семья; д) преподаватели политологии; б) журналисты; е) политические партии; в) друзья и знакомые; ж) система образования; г) средства массовой информации; з) декан вашего факультета.
32. К каким моделям политической социализации относятся: а) социализация, формирующая личность, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме своей; б) социализация, формирующая лояльное отношение к определенной группе и готовность поддержать ее в борьбе против других; в) социализация, формирующая представления граждан о своих политических интересах, высокий уровень гражданской активности; г) социализация, формирующая позитивное отношение к власти, правовому порядку, традиционным институтам.
33. В чем состоит специфика процесса политической социализации в России? 34. Какая из моделей политической социализации должна стать, на ваш взгляд, базовой для России? Почему? Укажите предполагаемые достоинства и преимущества предлагаемой вами модели от остальных. 35. Назовите политические ценности и ориентации, к которым, по вашему мнению, должны приобщаться российские граждане и которые могут, в свою очередь, обеспечить стабильность политической системы? 36. П. Шаран в работе «Сравнительная политология» (М., 1992) отмечает, что «процесс социализации происходит благодаря различным посредникам, которые в большинстве случаев имеют много общего, различаясь, однако, в своих специфических характеристиках и формах воздействия». К посредникам политической социализации он относит семью, школу, молодежные организации, политические партии, группы интересов, родственные группы, средства массовой информации. Покажите общее и специфическое влияние этих посредников на процесс политической социализации личности. 37. П. Шаран утверждает, что современное национальное государство, будь оно демократическое или диктаторское, многопартийное или однопартийное, основанное на частной или государственной собственности, поощряет свою деятельность по формированию активного гражданского участия в управлении делами. Почему это происходит? Дискуссия. Альтернативы развития российской политической культуры Развитие отечественной политической культуры протекает в результате взаимодействия традиционных ценностей российской культуры и либерально-западных. Этот процесс взаимодействия носит сложный и неоднозначный характер. От его развития зависит будущее политической культуры России, а значит, и ее будущее. В целом возможно несколько вариантов развития политической культуры в России. Рассмотрите эти варианты. Какой из них кажется вам наиболее оптимальным, а какой — наиболее вероятным? Возможно, вы сможете предложить свою версию перспектив развития отечественной политической культуры. Вариант I. Либеральные ценности проникают в политическое сознание российского общества. Происходит постепенное «размывание» традиционных ценностей и ассимиляция западных политико-культурных ориентации. Либерализм оказывает значительное влияние на характер целеполагания и политического участия (экспансионистская модель взаимодействия политических культур). Вариант 2. Распространение либеральных ценностей носит прежде всего сегментарный характер. Наибольшее их усвоение наблюдается среди молодежи, а также социальных групп, выигрывающих в результате проводимых реформ (ограниченная экспансия). Вариант 3. Либеральные ценности наиболее распространены среди элитных групп. В маргинализированном же обществе усиливается ностальгический синдром, проявляющийся в активизации архаических ценностей (модель непонимания и неприятия иной культуры). Вариант 4. В российском обществе происходит некритическое освоение либеральных идей, чреватое массовым отказом от последних в ситуации усиливающейся социальной фрустрации (модель псевдопонимания). Вариант 5. Взаимодействие ценностей носит характер конфликта (модель конфликтного взаимодействия). Вариант 6. «Открытие» либеральных ценностей создало ситуацию вызова российской политической культуре. Ответом на этот вызов может быть обретение политико-национальной идентичности на основе понимания как иных форм политической культуры, так и уникальности собственной (модель открытого интеркультурного взаимодействия).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|