Понятие и признаки правосудия. Характеристика отдельных принципов правосудия
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3 1. Судебная власть и система ее органов. 4 1.1. Понятие и отличительные черты судебной власти. 4 1.2. Понятие и признаки правосудия. Характеристика отдельных принципов правосудия. 5 1.3. Статус судей в РФ.. 16 1.4. Органы судейского сообщества. 18 ЗАДАЧА 1. 20 ЗАДАЧА 2. 21 Заключение. 22 Список использованной литературы.. 23
Введение
Процесс формирования в России правового государства, провозглашающего человека, его права и свободы высшей ценностью в обществе, предполагает создание отвечающего изменяющимся социальным условиям законодательства и строжайшего обеспечения его исполнения. Уровень воплощения в жизнь воли законодателя, реализации права показывает не только степень авторитетности государства, но и эффективность деятельности его органов по обеспечению прав и свобод граждан. В правовом государстве признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. В рамках реализации данной конституционной нормы уголовно-процессуальное законодательство закрепило, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно повергся уголовному преследованию (ч. 2 ст. 6 УПК РФ). При таком понимании назначения уголовного судопроизводства полнота обеспечения прав и свобод граждан зависит не только от эффективности деятельности органов правосудия, но и от состояния правонарушений против правосудия. Правосудие - вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ). Правоприменительные органы играют особую роль в системе властных государственных структур, поскольку являются важнейшим инструментом реализации принципов законности, справедливости и гуманизма. Судебная власть и система ее органов
Понятие и отличительные черты судебной власти
Судебная власть — это способность и возможность специально уполномоченного государственного органа (суда) воздействовать на поведение государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, общественных организаций, физических и юридических лиц с помощью специальных, присущих этому органу средств. Отличительные черты судебной власти: • судебная власть - одна из ветвей государственной власти, построенной в соответствии с принципом разделения властей. Судебная власть занимает свое особое место в системе разделения властей и выполняет свои специфические функции; • судебная власть осуществляется только судом как специально уполномоченным государственным органом; • судебная власть реализуется с помощью специальных средств, которыми обладает суд: рассмотрение гражданских и уголовных дел и вынесение по ним общеобязательных решении, вынесение частных определений, признание нормативно-правовых актов противоречащими Конституции РФ и т. п.; • важнейший элемент судебной власти — это правосудие — деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел. Однако судебная власть не ограничивается осуществлением правосудия, а включает в себя также конституционный контроль; рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам; дачу руководящих разъяснений судебной практики применения законодательства; обеспечение исполнения приговоров и других судебных решений; участие в формировании судейского корпуса; контроль за законностью действий и решений государственных и муниципальных органов, должностных лиц, общественных организаций. Каждая из указанных функций обладает собственной задачей, которую она призвана решать, однако большинство из этих функций в конечном счете направлено на создание необходимых условий для правильного и эффективного осуществления правосудия;
• авторитет судебной власти поддерживается возможностью применения мер государственного принуждения.
Понятие и признаки правосудия. Характеристика отдельных принципов правосудия
В науке общепринятым является представление о правосудии как о деятельности суда, заключающейся в разрешении конкретных правовых вопросов в процессуальном порядке путем применения норм права к установленным фактам и отношениям. При этом разные авторы включают в данное определение некоторые дополнительные характеристики. Например, М.С. Строгович указывал, что правосудие — это «государственная деятельность, осуществляемая. судом, заключающаяся в том, что суд путем разбирательства и разрешения уголовных и гражданских дел в установленных законом правовых (процессуальных) формах защищает от всяких посягательств. государство, права и законные интересы граждан., учреждений, организаций, обеспечивает законность в деятельности учреждений, организаций, должностных лиц, в поведении граждан».[1] А.А. Мельников дал определение, согласно которому «правосудие — это одна из форм государственного управления, средство выполнения государством внутренней функции охраны. правопорядка., собственности, прав и свобод граждан путем разрешения специальным органом государственной власти — судом гражданских и уголовных дел по правилам, предусмотренным гражданским и уголовно-процессуальным правом, т.е. путем применения от имени государства норм права к установленным в судебном заседании фактам и правоотношениям, а в необходимых случаях и мер принуждения к правонарушителям».[2]
В.М. Семенов полагает, что «правосудие — это деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и правовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения к правонарушителям или оправданию невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства».[3] Таким образом, мы видим, что различные авторы считают необходимым включать в определение правосудия разное количество характеристик, совокупность которых отражает, по их мнению, сущность правосудия. Любой признак, так или иначе, помогает раскрыть сущность правосудия, однако каким бы ни был перечень признаков, его всегда можно расширить за счет ряда подробностей, «мелких деталей». Про некоторые из подобных признаков можно сказать, что они не являются необходимыми атрибутами определения правосудия. Так, например, по нашему мнению, излишне указывать в определении правосудия, что это государственная деятельность. Уже сам факт того, что именно суд осуществляет правосудие судом, свидетельствует о государственном характере последнего. Также излишне указывать на независимость суда в дефиниции правосудия. Суд независим по определению, в силу соответствующего конституционного принципа (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ), и лишний раз указывать на его независимость значит лишь усложнять понятие правосудия. Правосудие обладает рядом признаков, позволяющих отграничить его от других видов деятельности (в том числе, осуществляемых судами). Именно такой перечень признаков является необходимым и достаточным для раскрытия сущности правосудия. В литературе разными авторами предлагается различный набор признаков правосудия. Каждый из этих признаков в большей или меньшей степени раскрывает сущность данного явления, однако, как известно, любая дефиниция и, следовательно, любой перечень признаков явления обедняют его сущность.
Признаки правосудия: • принятие окончательных решений по важнейшим вопросам, касающимся прав и свобод человека, интересов общества и государства (признание виновным или невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворении исковых требований); • общеобязательная сила судебных решений. Вступившее в законную силу решение суда (приговор, постановление) обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, юридических и физических лиц на всей территории РФ. Неисполнение судебного решения влечет применение определенных мер государственного принуждения (вплоть до лишения свободы); • правосудие осуществляется только двумя способами: а) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций; б) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдание невиновных; • правосудие осуществляется только судом (судьей), • правосудие осуществляется в строгом соответствии с установленной законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. Закон определяет все важнейшие вопросы порядка осуществления правосудия: законный состав суда; лиц, принимающих участие в судебном заседании, их права и обязанности; стадии судебного разбирательства и т. п. Характеристика отдельных принципов правосудия 1. Принцип законности - это принятие только нормативно-правовых актов, соответствующих нормативно-правовым актам с большей юридической силой и с соблюдением процедуры, установленной для их принятия, а также неукоснительное и добросовестное исполнение и соблюдение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими и физическими лицами. В сфере правосудия принцип законности означает соблюдение и исполнение законов и иных нормативных актов в первую очередь судом. Суд вправе не применять законы и иные нормативные акты, противоречащие Конституции РФ. При определении нормативного акта, подлежащего применению при разрешении конкретного дела, суд обязан учесть юридическую силу нормативных актов, а при их противоречии друг другу,- применить нормативный акт, обладающий большей юридической силой. Суд также не вправе применять закон или иной правовой акт, противоречащий международному договору РФ. Принцип законности является универсальным правовым принципом, однако в сфере правосудия он приобретает особое значение в силу важности и ответственности этого вида деятельности.
2. Осуществление правосудия всегда связано с определенным ущемлением прав и свобод человека и гражданина. Поскольку такое ущемление может быть очень существенным (вплоть до лишения свободы и даже жизни), то особое значение приобретает принцип соблюдения прав и свобод личности при осуществлении правосудия. Особой защиты требуют права и свободы человека, привлекаемого к уголовной ответственности, - в первую очередь неприкосновенности личности, частной жизни и жилища. Правовые гарантии обеспечения прав человека при осуществлении правосудия включают в себя: • право на жизнь и исключительный характер смертной казни; • запрещение любых действий, причиняющих вред жизни или здоровью человека или унижающих его достоинство (пытки, истязания и пр.); • неприкосновенность личности и запрещение произвольного задержания или заключения под стражу, а также возможность человека обжаловать указанные действия (в т. ч. и в судебном порядке); • специальный порядок производства действий, нарушающих неприкосновенность частной жизни человека (выемка почтовой корреспонденции, прослушивание телефонных переговоров и т. п.); • неприкосновенность жилища и особый порядок производства обыска. Недопустимость, по общему правилу, проникновения в жилище без согласия лица, в нем проживающего; • установление ответственности виновных лиц за нарушение прав и свобод человека и гражданина. 3. Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". В РФ не допускается создание иных (в т. ч. чрезвычайных) судов. Правосудие осуществляется только Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов, районными судами, военными судами, мировым» судьями, федеральными арбитражными судами округов и арбитражными судами субъектов РФ. Не могут осуществлять правосудие никакие иные государственные или негосударственные органы. Отменять или изменять вынесенные судебные решения также вправе лишь суды. 4. Принцип независимости судей. Судьи, народные, присяжные и арбитражные заседатели независимы и принимают решения, руководствуясь лишь законом и своим правосознанием. Указанный принцип направлен на предотвращение какого-либо влияния на судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей при осуществлении ими правосудия со стороны кого бы то ни было (включая органы законодательной, исполнительной властей, а также вышестоящих судов). Любые действия, направленные на оказание давления на судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей при осуществлении правосудия, расцениваются как административное правонарушение или даже преступление и влекут применение соответствующих мер ответственности. Гарантии независимости судей: • жесткая регламентация процедуры осуществления правосудия; • определение оснований и порядка приостановления или прекращения полномочий судей; • неприкосновенность судей; • право судей на отставку; • создание органов судейского сообщества; • материальное и социальное обеспечение судей. (Подробнее о гарантиях независимости судей смотри в гл. IV данного пособия). 5. Принцип законности, компетентности и беспристрастности суда. Данный принцип призван способствовать правильному и справедливому разрешению гражданских и уголовных дел. Это достигается с помощью следующих средств: • компетентность суда обеспечивается путем установления жесткого порядка наделения судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, в т. ч. определения требований, которым должны соответствовать кандидаты на указанные должности; • обеспечение каждому права на рассмотрение его дела тем судом, которому оно подсудно. Для этого в законе существуют особые правила определения подведомственности и подсудности различных категорий дел. Изъятие дела из одного суда и передача его в другой допускается только в случаях, предусмотренных в законе, с соблюдением определенной процедуры; • рассмотрения дела надлежащим составом суда. Возможные составы суда при рассмотрении уголовных дел по первой инстанции: а) судья федерального суда общей юрисдикции рассматривает большинство уголовных дел о преступлениях (за исключением уголовных дел, указанных в подпунктах "б - г"); б) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей рассматривает по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ; в) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со ст. 231 УПК РФ; г) мировой судья рассматривает уголовные дела, подсудные ему в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ. Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично. Уголовные дела в кассационном порядке рассматривает суд в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции. Гражданские дела в судах общей юрисдикции рассматриваются по первой инстанции судьей единолично (большинство дел) либо судьей и двумя народными заседателями. Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, тремя судьями-профессионалами или судьей и двумя арбитражным заседателями. Рассмотрение дел в кассационной, апелляционной и надзорной инстанциях производится всегда в коллегиальном составе суда; для обеспечения беспристрастности суда от участия в разбирательстве дела отстраняются судебные заседатели: а) имеющие прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела (родственники сторон или обвиняемого, друзья, свидетели и т. п.); б) участвовавшие в выполнении каких-либо функций по делу (следователи, эксперты, адвокаты и пр.). 6. Правосудие осуществляется на основе равенства всех перед законом и судом. Равенство перед законом означает одинаковое применение норм закона ко всем лицам: наделение их одинаковыми правами, возложение равных обязанностей и единообразное возложение ответственности. Равенство перед судам предполагает равное наделение всех лиц, предстающих перед судом в одинаковом статусе (истец, ответчик, подсудимый, свидетель, потерпевший и т. п.), процессуальными правами и обязанностями для защиты своих интересов. Это означает, что порядок судопроизводства остается неизменным вне зависимости от того, кто конкретно привлечен к участию в деле. Законодательство устанавливает определенные изъятия из принципа равенства всех перед законом и судом в отношении отдельных категорий лиц: депутатов, прокурорских работников, судей, членов избирательных комиссий и пр. 7. Принцип состязательности и равноправия сторон Принцип состязательности и равноправия сторон предполагает наделение сторон (истца и ответчика, обвинителя и подсудимого) равными правами и возможностями по отстаиванию своих прав и законных интересов при осуществлении правосудия. Стороны имеют равные права по отстаиванию своей позиции, предоставлению доказательств, аргументированию своих доводов, заявлению отводов и ходатайств, исследованию доказательств и т. п. При этом суд, не становясь на позицию ни одной из сторон, принимает необходимые меры по ведению судебного заседания, разъясняет сторонам их права и обязанности, исследует доказательства и т. п. 8. Право граждан на судебную защиту. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод: действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 9. Каждый подозреваемый, обвиняемый и подсудимый имеют право на защиту, что предполагает: • наделение подозреваемого, обвиняемого, подсудимого широким комплексом прав, позволяющим ему самому эффективно защищать свои права и законные интересы, то есть подозреваемый, обвиняемый, подсудимый вправе защищаться всеми средствами, не запрещенными законом: он вправе знать, в чем его обвиняют; давать объяснения и показания; обжаловать действия должностных лиц; представлять доказательства и участвовать в их исследовании и т. п.; • предоставление подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права пользоваться помощью защитника с момента задержания, ареста или предъявления обвинения. В предусмотренных законом случаях юридическая помощь предоставляется бесплатно. Защитник обладает практически тем же комплексом процессуальных прав для защиты интересов подзащитного, что и последний; • возложение на лиц, ведущих дознание, следователей, прокуроров и суд обязанности содействовать эффективной защите прав подозреваемого, обвиняемого, подсудимого; разъяснять им их право, выявлять как уличающие, так и оправдывающие их доказательства и т. п. 10. Презумпция невиновности. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Следствия из презумпции невиновности: • обвиняемый (подсудимый) не обязан доказывать свою невиновность, а следователь, суд не вправе перелагать на него обязанности по доказыванию; • недоказанная виновность равняется доказанной невиновности; • неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого (подсудимого). 11. Принцип открытого разбирательства дел. Разбирательство дел во всех судах открытое. Это означает предоставление гражданам, не участвующим в рассмотрении дела, права присутствовать на судебном заседании, что повышает ответственность всех его участников и в первую очередь суда. Закрытое судебное разбирательство допускается в случаях, когда: • разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны; • рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет; • рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство; • этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебно го разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом, и происходит с соблюдением всех правил судопроизводства. Приговор или принятое решение всегда оглашается публично. 12. Принцип языка судопроизводства. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке РФ. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. Переводчик обязан осуществлять перевод полно и правильно под угрозой уголовной ответственности. Следственные и судебные документы вручаются лицам, не владеющим языком судопроизводства, переведенные на понятный им язык. Услуги переводчика всегда предоставляются бесплатно. 13. Участие граждан в осуществлении правосудия. Формы привлечения граждан к осуществлению правосудия: • народные -заседатели - избираются собраниями коллективов по месту жительства или работы, в воинских частях и учреждениях на срок до I недели из числа граждан РФ, достигших 25-летнего возраста (для военных СУДОВ народные заседатели могут избираться из числа военнослужащих, но достигших возраста 25 лет) и отвечающих нравственным требованиям, предъявляемым к судьям. При разбирательстве уголовных и гражданских дел народные заседатели пользуются теми же правами, что и председательствующий судья-профессионал, кроме полномочий по ведению хода рассмотрения дела; присяжные заседатели - привлекаются к разбирательству уголовных дел. В постановлении о назначении уголовного дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей определяется количество кандидатов в •присяжные заседатели (не менее 20). Отбираются кандидаты из находящихся в суде общего и запасного годовых' списков путем случайной выборки. Одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза. Включенным в предварительный список кандидатам не позднее чем за 7 суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд. При рассмотрении и разрешении уголовных дел присяжные заседатели вправе принимать решение о виновности или невиновности подсудимого (вердикт) с соблюдением установленной в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ) процедуры; • арбитражные заседатели - при рассмотрении арбитражных дел пользуются равными процессуальными правами и исполняют обязанности судьи-профессионала; • представители общественных организаций и трудовых коллективов - при разбирательстве в судах гражданских дел
Статус судей в РФ
Судейским корпусом принято называть совокупность государственных служащих, занимающих должности судей. Круг таких должностных лиц сравнительно широк и разнообразен. Он охватывает всех судей начиная от Председателя и членов Конституционного суда РФ, председателей и членов других высших судебных инстанций до судей основного звена судов общей юрисдикции. Всего их насчитывалось на конец 1995 года около 15 тыс. С 1992 года в судейский корпус входят также судьи, пребывающие в отставке. Статус судей в Российской Федерации определяется Законом РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», являющемся основополагающим документом регламентирующим все стороны осуществления судьями своих полномочий а также гарантии их независимости, социальные и правовые особенности их деятельности. Помимо Закона «О статусе судей в РФ» существуют ряд документов, как законов, так и иных нормативных актов, также касающихся специфики осуществления судьями своих профессиональных обязанностей, регламентирующих специфические условия отправления судебной деятельности (например, «Положение о квалификационной аттестации судей» от 13 мая 1993 года, Указ Президента РФ «О назначении судей военных судов» от 13 марта 1995 года и др.). В соответствии с Законом «О статусе судей в РФ» судьи - носители судебной власти в государстве. Только судам в лице судей, принадлежит вся судебная власть в Российской Федерации. Это налагает огромную ответственность на лиц, на которых законом возложено полномочие по осуществлению правосудия, возможность решать вопросы связанные не только с решением судьбы отдельных членов общества, но и самой жизни. Согласно ст. 2 Закона «О статусе судей в РФ» «все судьи в Российско федерации обладают единым статусом и правовым положением, пользуются едиными, для всей территории России, правовыми гарантиями осуществления судебной деятельности, гарантиями социальной и правовой защиты, едиными нормами материального обеспечения». Некоторые отличия от общих положений настоящего Закона имеется в отношении судей Конституционного Суда Российской Федерации, чей правовой статус установлен Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации». Характер этих отличий в статусе будет раскрыт в дальнейшем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|