Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторный анализ влияния инфляции

В методологической схеме измерения и анализа влияния инфляции на результаты коммерческой деятельности предприятия – прибыль и рентабельность – являются результативными показателями, а показатели, определяющие их поведение (изменение "продажных цен", "покупных цен", изменение заработной платы и другие) – факторными показателями.

Применение факторного метода предполагает выделение следующих основных этапов проведения данного анализа: выбор базовых показателей; расчёт относительных показателей прибыли и рентабельности и факторов, влияющих на их величину в фактически действующих ценах; расчёт индексов инфляции; измерение влияния инфляции на каждый фактор изменения прибыли и рентабельности предприятия в отдельности и на общее финансовое положение в целом.

Базовыми показателями являются: выручка от реализации продукции, работ, услуг; себестоимость реализованной продукции; прибыль от реализации продукции, работ, услуг; балансовая прибыль; материальные затраты; зарплата с начислением; амортизационные отчисления; средняя стоимость производственных фондов; средняя стоимость основных производственных средств и нематериальных активов; денежные средства; собственный капитал; рентабельность капитала; рентабельность собственного капитала.

Основные факторы, воздействующие на прибыль и рентабельность, могут быть сгруппированы таким образом: рост (снижение) выручки от реализации продукции в сопоставимых ценах; изменение себестоимости продукции; изменение цен на товары и услуги предприятия; изменение цен на покупные товарно-материальные ценности; изменение оценки основных средств и капиталовложений; изменение оплаты труда в связи с инфляцией; изменение прибыли от прочей реализации и внереализационных операций; изменение стоимости активов предприятия; рост (снижение) собственного капитала. Эти факторы при необходимости могут быть дополнены, детализированы или сгруппированы.

Для применения факторного метода в анализе влияния инфляции необходимо выделить хотя бы четыре группы условных индексов цен, которые применяются в расчётах: индекс изменения "продажных цен" для продукции товаров и услуг, производимых предприятием; индекс изменения "покупных цен" для сырья, топлива, материалов, услуг и т.д., приобретаемых предприятием; индекс изменения стоимости основных средств и капиталовложений по балансовой оценке; индекс изменения средней заработной платы в связи с инфляцией.

Располагая подготовленной информацией о значимости каждого фактора, воздействующего на величину прибыли и рентабельности, а также данными об индексах инфляции на соответствующие факторы, можно переходить к измерению влияния инфляции на каждый фактор изменения прибыльности и рентабельности.

1)Влияние изменения цен на стоимость продукции товаров и услуг. Пересчитывается в постоянные цены объём выручки от реализации путём деления данного в фактически действующих ценах на индекс оптовых цен предприятий.

2)Изменение себестоимости продукции под влиянием инфляции. Для этого используется стоимостная структура себестоимости продукции: материальные затраты, оплата труда, амортизационные отчисления и прочие затраты. Все эти элементы переоценивают в постоянные цены, используя соответствующие индексы цен.

Таким же образом определяется влияние инфляции и на другие показатели. В результате можно оценить влияние на прибыль и рентабельность.

Основным источником статистической информации являются формы №1-ф "Отчёт об основных показателях финансовой деятельности предприятия", №2-ф "Отчёт о составе средств предприятия и источниках их образования", №1-ПД "Показатели производственной деятельности предприятий".

При анализе инфляции, на мой взгляд, наибольший практический интерес представляет изучение изменения финансовых результатов деятельности предприятия под влиянием инфляционных процессов (это важно как для правильной оценки деятельности, так и при планировании на будущие периоды).

Применим факторный анализ на примере ОАО "АвтоВАЗ".

Информация о предприятии
Полное фирменное наименование эмитента Открытое акционерное общество ''АВТОВАЗ'' PublicJoint-Stock Company ''AVTOVAZ''

Сокращенное наименование ОАО ''АВТОВАЗ'' JSC ''AVTOVAZ''

Место нахождения, почтовый адрес 445633, Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, 36

Дата государственной регистрации 5 января 1993 г., регистрационный номер - 2925

Орган, осуществивший государственную регистрацию Администрация Автозаводского района г. Тольятти

Аудитор общества ЗАО ''ПрайсвотерхаусКуперс Аудит'' 113054, Москва, Космодемьянская наб. 52, стр. 5 Тел. (7-495) 967-60-00 Факс (7-495) 967-60-01

Держатель реестра акционеров ОАО ''Центральный Московский депозитарий'' 105082, г. Москва, ул. Большая Почтовая, дом 34, стр. 8 Тел. (495) 221-1333 Web-сайт: www.mcd.ru

 

 

ОАО "АВТОВАЗ" - крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Его доля в валовом внутреннем продукте нашей страны составляет около 1%.

За период 1970 – 2002 годов предприятием выпущено более 21 млн. автомобилей. Существующий производственный потенциал автомобильного комплекса позволяет выпускать свыше 700 000 автомобилей в год.

ОАО "АВТОВАЗ" является градообразующим предприятием для почти миллионного Тольятти. Именно поэтому в состав акционерного общества входят подразделения, обеспечивающие питание, транспортные услуги, медицинское обслуживание, отдых, а также оказывающие помощь в воспитании детей.

Сборка малолитражных автомобилей по лицензии ОАО "АВТОВАЗ" организована в городах Сызрань, Ижевск (Россия), Луцк, Херсон, Запорожье, Кременчуг (Украина), Кито (Эквадор), Каир (Египет), Монтевидео (Уругвай). В Серпухове и Набережных Челнах собирают "Оку" ВАЗ-1111.

АВТОВАЗ всегда был и остается локомотивом технического прогресса для многих отраслей отечественной промышленности.

Таблица 1

Применение факторного анализа

Базовые показатели

Величина показателя, млн. руб.

2003 год 2004 год
Выручка от реализации продукции, работ, услуг 130772 160536
Себестоимость реализованной продукции 110120 133687
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг 20652 26849
Балансовая (валовая) прибыль, включая амортизацию 20652 26849
Структура себестоимости реализованной продукции (%): 100 100
 промежуточное потребление (материальные затраты) 80 80
 зарплата с начислением 7 8
 амортизационные отчисления 13 12
 прочие затраты - -
Средняя стоимость производственных фондов 101454 103158
Средняя стоимость основных производственных средств и нематериальных активов 11334 13758
Средняя стоимость материальных оборотных средств 19060 20742
Денежные и прочие средства 71060 68658
Отношение стоимости всех активов предприятия к собственному капиталу, раз 1,91 1,99
Рентабельность всего капитала (%) 20,4 26
Рентабельность собственного капитала (%) 39 51,7

Источник информации: форма № 1-ф

Для применения факторного метода в анализе влияния инфляции на прибыль и рентабельность предприятия в данном условном примере необходимо выделить четыре группы условных индексов цен (инфляции), которые применяются в расчетах:

индекс изменения "продажных цен" для продукции, товаров и услуг, производимых предприятием: I1=1,2;

индекс изменения "покупных цен" для сырья, топлива, материалов, услуг и т.д., приобретаемых предприятием: I2=1,18;

индекс изменения стоимости основных средств и капиталовложений по балансовой оценке: I3=1,21;

индекс изменения средней заработной платы в связи с инфляцией: I4=1,17.

Вышеуказанные индексы инфляции определяются на основе имеющейся на предприятии информации о движении цен при неизменной структуре продукции и затрат. Важно лишь постоянство наблюдения и выделение для этого достаточно представительной группы товаров и затрат на обследуемом предприятии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...