Тема 2. Основные закономерности строения человека
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Правительство Российской федерации Санкт-Петербургский государственный университет Биологический факультет Кафедра цитологии и гистологии РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Морфология человека с основами антропогенеза» Human morphology with basis anthropogenesis Язык обучения – русский Трудоемкость 3 зачетных единицы Регистрационный номер рабочей программы
Санкт-Петербург РАЗДЕЛ 1. Характеристика, структура и содержание учебных занятий. 1.1. Цели и задачи учебных занятий: Основной целью курса является знакомство и освоение студентами общих закономерностей организации человеческого организма, его основных систем и органов. Курс имеет ярко выраженную биологическую направленность, поскольку в процессе проведения курса человек рассматривается не столько как высшее существо на Земле, а как представитель биологического сообщества (в частности как представитель приматов – одного из самых древних отрядов среди современных млекопитающих). Необходимо представлять не только, как устроен тот или иной орган или система органов человека, знать основные анатомические понятия и термины, но и понимать, почему они так устроены, какова их взаимосвязь, как это сформировалось в эволюции человека. Эти идеи были заложены в трудах выдающегося Российского анатома П.Ф. Лесгафта, многие годы работавшего в Санкт-Петербургском университете. Для биологов также очень важным является введенные в курс элементы антропологии – науки об анатомических вариациях и приспособлениях органов к определенным функциональным нагрузкам. Большое внимание уделяется вопросам морфологической изменчивости органов, как проявление общебиологических законов эволюции и изменчивости живых организмов. В курсе также даются основные сведения о микроскопической анатомии ряда органов - сведений, предшествующих курсам гистологии и цитологии. Тем самым создается преемственность и последовательность в формировании у студентов представления о разных уровнях организации живых организмов (и человека в частности)
Заключительная часть курса посвящена рассмотрению вопросов происхождения и эволюции человека. Приведены современные палеотологические и молекулярно-генетические данные о предках современного человека, путях его расселения по Земле и положении в Природе. Поставленная цель достигается путем выполнения следующих задач:
- дать студентам представление об общих и частных особенностях организации человеческого организма - сформировать у студентов биологический и эволюционный подход к пониманию принципов организации и функционирования основных систем и органов человека. - заложить основы анатомической и медицинской терминологии и ознакомить с современными методами анатомических и микроанатомических исследований - уметь применить полученные знания при изучении других биологических дисциплин, тем или иным образом связанных с человеком - сформировать современное понимание сложных вопросов происхождения человека Требования к подготовленности студентов к освоению содержания учебных занятий Студенты должен иметь подготовку в объеме базовых курсов средней школы по анатомии и физиологии человека, зоологии и общей биологии
Перечень формируемых компетенций (результаты обучения) 1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися: Студент должен быть ознакомлен:
- с современными знаниями о строении человеческого организма, его основных функциональных систем и органов - с задачами и проблемами современной анатомии и медицины - с азами микроскопической анатомии органов, как элемент преемственности при дальнейшем изучении курсов гистологии и цитологии Студент должен знать: - строение человеческого организма - принципы организации, особенности и элементы функционирования органов и систем органов человека - основные этапы эволюционного развития человека Студент должен уметь: - анализировать анатомические данные и микроанатомические препараты - знать основные латинские названия органов и их частей - уметь применять полученные знания при решении мультидисциплинарных задач в области анатомии, сравнительной зоологии и микроскопической анатомии - уметь применять полученные данные в различных жизненных ситуациях Студент должен владеть следующими навыками: - способностью чтения и анализа представленных анатомических схем, рисунков, фотографий и муляжей - использовать полученные знания по морфологии человека при изучении других биологических дисциплин для интегрированного понимания процессов, происходящих в организме человека. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий Активные формы учебных занятий Изучение натуральных анатомических препаратов, плакатов и таблиц по строению человека 1.5.1. Изучение и зарисовка анатомических препаратов по остеологии (учения о скелете) 1.5.2. Изучение и зарисовка анатомических препаратов по ЦНС человека
Интерактивные формы учебных занятий 1.5.3. Знакомство с методами анатомических и микроанатомических исследований (по материалам пособий и СD – диска) 1.5.4. Изучение схем и фотографий различных органов и их частей (по материалам пособий и CD- диска) 1.5.5. Работа с анатомическими препаратами (с использованием учебных материалов и пособий) 1.5.6. Работа с микроскопом по изучению микроанатомии основных систем органов человека (с использованием учебных материалов и пособий)
1.6. Структура и содержание учебных занятий Организация учебных занятий
1.7. Структура и содержание учебных занятий Раздел 1. Общая морфология человека. Тема 1. Введение. Введение в морфологию человека. Предмет, методы и задачи современной морфологии человека. Краткий исторический очерк истории мировой и отечественной анатомии. Работы П.Ф. Лесгафта – как основоположника теоретической и функциональной анатомии и их значение в общебиологической подготовке студентов. Уровни организации человеческого организма: системный, органный, тканевой, клеточный. Тема 2. Основные закономерности строения человека Основные законы строения, роста и развития человека. Человек – как представитель приматов (основные признаки и особенности строения важнейших систем человека). Конституция человека – определение и основные типы конституции человека. Связь конституции человека с его физиологическими и психическими особенностями. Анатомическая изменчивость – структурная основа жизнедеятельности организма. Формы и законы анатомической изменчивости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|