Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование Правительства РФ

 

Конституция РФ, устанавливающая вопросы ведения Государственной Думы, к одному из важнейших вопросов относит дачу согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, что, в свою очередь, обеспечивает реализацию конституционного принципа разделения властей и систему сдержек и противовесов в процессе взаимоотношений между законодательной и исполнительной ветвями государственной власти.

В случае временного отсутствия Председателя Правительства Российской Федерации его обязанности исполняет один из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей[4].

В случае освобождения от должности Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе до назначения нового Председателя Правительства Российской Федерации поручить исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации одному из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации на срок до двух месяцев.

Следует иметь в виду, что решение о передаче своих полномочий одному из заместителей Председатель Правительства принимает самостоятельно в каждом конкретном случае, согласовывая свои действия с Президентом Российской Федерации.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Установлены и точные сроки, в течение которых Президент должен представить Государственной Думе кандидатуру главы федерального Правительства. Эти сроки зависят от обстоятельств, в связи с которыми происходит внесение кандидатуры Председателя Правительства:

1. не позднее 2-недельного срока, после вступления в должность вновь 2. избранного Президента РФ;

3. не позднее 2-недельного срока, после отставки Правительства РФ;

4. в течение недели со дня отклонения внесенной кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой.

Кандидатуру на пост Председателя Правительства представляет Государственной Думе Президент или его полномочный представитель в федеральном собрании. Согласно Конституции Государственная Дума рассматривает кандидатуру, предложенную Президентом в течение недели. Кандидат на должность главы Правительства докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства РФ, отвечает на вопросы депутатов. После чего происходит тайное голосование за предложенную кандидатуру или против нее. Решение принимается большинством голосов.

Если предложенная кандидатура отклонена в ходе голосования, то Президент обязан выставить на должность Председателя Правительства новую или ту же самую кандидатуру, обсуждение которой происходит в том же порядке. В случае отклонения три раза представленной кандидатуры Президентом РФ на должность Председателя Правительства РФ, Президент в праве назначить главу Правительства сам, а Государственную Думу распустить и объявить новые выборы Государственной Думы. Эту возможность Конституция дает Президенту в связи с тем, что при отсутствии Председателя Правительства исполнительная власть не может эффективно исполнять свои обязанности и это ведет к правительственному, а значит и государственному кризису. Однако есть случаи, когда даже после трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства Президент не имеет права разогнать Думу, например, в период действия на всей территории РФ чрезвычайного или военного положения, а также за шесть месяцев до срока окончания полномочий Президента[5].

В соответствии с Конституцией РФ Председатель Правительства не позднее недельного срока после его утверждения на данной должности должен представить Президенту предложение о структуре федеральных органов и исполнительной власти.

Таким образом, Правительство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти общей компетенции. Правительство Российской Федерации обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации. Правительство и другие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России. Федеральное правительство самостоятельно решает вопросы. Отнесенные к его компетенции. Направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Заместители Председателя Правительства ведут конкретные вопросы основных направлений деятельности Правительства, координируют работу закрепленных за ними федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения, контролируют их деятельность, участвуют в заседаниях коллегий этих органов, а также в работе ассоциаций регионального взаимодействия, рассматривают разногласия, возникающие при подготовке и реализации решений Правительства. По отдельным поручениям Председателя Правительства исполняют дополнительные обязанности.

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры относятся к лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, имеют особый юридический статус и в связи с высоким занимаемым положением в иерархии федеральной исполнительной власти назначаются Президентом Российской Федерации. Кандидатуры на эти государственные должности предлагаются Президенту Российской Федерации Председателем Правительства. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры являются членами Правительства.

В настоящее время установлено, что координацию деятельности государственных комитетов Российской Федерации, федеральных комиссий России, федеральных служб России, российских агентств и федеральных надзоров России осуществляют Председатель Правительства Российской Федерации, его заместители и федеральные министры. Установлено также, что в случае, если координация деятельности федерального органа исполнительной власти возложена на федерального министра, то руководитель координируемого федерального органа исполнительной власти входит по должности в состав коллегии соответствующего министерства Российской Федерации.

По сравнению с правительствами зарубежных стран правовой статус Правительства Российской Федерации в значительной степени законодательно урегулирован и определяется Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом, федеральными законами. Нормативными указами Президента Российской Федерации.

Положение Правительства среди других органов российского государства определяется его полномочиями, закрепленными в указанных законодательных и нормативных актах.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Правительство обеспечивает их исполнение.

Председатель Правительства Российской Федерации, его заместители, федеральные министры представляют сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности, при назначении на соответствующую должность, а впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по установленной форме[6].

Члены Правительства Российской Федерации сообщают следующие сведения:

о доходах, полученных за отчетный период, куда включаются доход по основному месту работы, доходы от педагогической, научной и творческой деятельности, доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях, доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях и иные доходы;

об имуществе, принадлежащем члену Правительства Российской Федерации на праве собственности, в том числе и на праве общей собственности. Это - недвижимое имущество, включающее земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и т.п., транспортные средства, к которым относятся: легковые и грузовые автомобили, автоприцепы, мототранспортные средства, сельскохозяйственная техника, водный и воздушный транспорт, а также иные транспортные средства.

Члены Правительства Российской Федерации представляют сведения о доходах и имуществе супругов, детей и иных членов семьи.

К членам семей Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей и федеральных министров относятся:

супруги;

дети, в том числе совершеннолетние, если они постоянно проживают совместно с членами Правительства Российской Федерации, независимо от того, зарегистрированы ли они по месту проживания;

родители и иные лица, находящиеся в родстве с членом Правительства Российской Федерации, если они постоянно проживают совместно с ним, независимо от того, зарегистрированы ли они по месту проживания;

иные лица, о которых член Правительства желает сообщить[7].

Если кто-либо из членов семьи члена Правительства Российской Федерации сам является лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, или федеральным государственным служащим, то декларация и справка в качестве члена семьи не заполняются.

 


3. Компетенция Правительства РФ

 

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации наделено довольно широкими полномочиями. Эти полномочия, в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией (Основным законом) Российской Федерации и федеральными законами.

Конституция определяет роль Правительства в организации бюджетного процесса, т.е. в регламентированной законом деятельности органов государственной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального бюджета. В обязанности Правительства входят разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета, обеспечение его исполнения. Правительство представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

Организуя разработку федерального бюджета, порядок участия в этой работе федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, Правительство решает вопросы, связанные с составлением бюджета, исходя из основных направлений своей деятельности, принятых программ и приоритетов развития отраслей народного хозяйства и отдельных регионов[8].

В области государственных финансов к важнейшим проблемам, решаемым Правительством, относятся сокращение дефицита федерального бюджета, предотвращение неконтролируемого роста расходов бюджета, укрепление его доходной части и усиление социальной направленности расходов. Правительство признало необходимость проведения реформы бюджета и бюджетного процесса, построения всех его элементов на принципе рационализации государственных расходов, усиления контроля за распределением и эффективным использованием бюджетных ассигнований и других государственных ресурсов, скорейшего введения в хозяйственную практику эффективных процедур организации расчетов и кредитования

В программных документах Правительства определены основные ориентиры единой финансовой, кредитной и денежной политики, намечен комплекс мероприятий по всем ее главным направлениям с учетом федеративного устройства Российского государства. Достижение программных целей в этой области, рассчитанных как на ближайшую, так и на более отдаленную перспективу, требует скоординированных действий органов исполнительной власти[9].

Сферы приложения усилий Правительства здесь весьма широки, они включают прежде всего:

- в области культуры - охрану культурного наследия народов России, разработку и осуществление федеральных программ сохранения и развития общенациональной культуры, стимулирование ее многообразия, формирование комплексной системы поддержки культуры, ее творцов, их профессиональных объединений;

- в области здравоохранения - как минимум недопущение снижения объема медицинской и лекарственной помощи населению, объединение и концентрацию различных источников финансирования на наиболее важных направлениях здравоохранения, реформирование системы медицинской помощи, в том числе переход к обязательному медицинскому страхованию российских граждан, принятие мер по развитию современной производственной базы для изготовления высококачественных медикаментов и медицинской техники;

- в области образования - реализацию федеральной программы развития образования, совершенствование управления системой образования, более эффективное использование как образовательного, так и научного потенциала высшей школы, укрепление ее материальной базы, усиление социальной защиты студентов и работников высшей школы.

Соблюдение основных социальных прав человека должно находиться под контролем исполнительной власти, как и других ветвей власти Российской Федерации. Требования, предъявляемые к деятельности Правительства, направляемых им структур, увязываются сегодня самым непосредственным образом с изменениями в качестве жизни населения, с обеспечением прав граждан. Объединяя и координируя работу подведомственных министерств и ведомств, Правительство определяет степень их ответственности за проведение в жизнь социальной политики, необходимые для этого функции и полномочия.

Управление федеральной собственностью - одно из основных полномочий Правительства Российской Федерации. Законодательными актами определены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, и объекты, которые являются федеральной собственностью, но могут быть переданы в государственную собственность субъектов Федерации. Исключительно к федеральной собственности отнесены:

1) объекты, составляющие основу национального богатства страны;

2) объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;

3) объекты оборонного производства;

4) объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, а также некоторые другие[10].

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Правительство Российской Федерации утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство Российской Федерации устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Компетенция Правительства Российской Федерации неразрывно связаны с реализацией норм ст. 71 Конституции, определяющей предметы ведения Российской Федерации. Непосредственное отношение к деятельности Правительства имеет указание на такие предметы ведения, как федеральная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в конкретных областях развития страны; установление правовых основ единого рынка, федеральный бюджет, федеральные налоги, внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность.

Регулирование в социально - экономической сфере обусловливает целый комплекс функций, которые призвано осуществлять Правительство. Это, во-первых, разработка прогнозов развития экономики в целом и отдельных ее отраслей. Во-вторых, государственная поддержка развития отдельных отраслей и видов производства и управление объектами федеральной государственной собственности. В-третьих, последовательное проведение приватизации и обеспечение более гибкого влияния государства на развитие рыночных отношений. В-четвертых, создание равных условий для всех участников рыночных отношений, защита прав и законных интересов предпринимателя. В-пятых, обеспечение государственного контроля и надзора за деятельностью всех участников экономических отношений в целях охраны прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства[11].

При этом важное значение имеют такие формы государственного регулирования, как лицензирование отдельных видов деятельности, установление правил, направленных на обеспечение производства продукции надлежащего качества в целях охраны здоровья населения: сертификация, введение стандартов и иных правил и т.д.

В современных условиях повышается роль государства и его ответственность в обеспечении нормального хода социально - экономического развития, воссоздания на новой основе системы государственного регулирования экономики. В этом процессе велика роль федерального Правительства, которое призвано возглавить систему государственного управления в социально - экономической сфере, в проведении государственной производственной и структурной политики.

В сфере регулирования экономических процессов, помимо перечисленных выше функций Правительства, особое значение имеет его деятельность по координации и определению общих направлений развития экономических отношений, определению приоритетов в структурной политике, внедрению и использованию экономических методов управления, а в необходимых случаях и строгих административных предписаний и запретов.

Правительство Российской Федерации установлены общие полномочия:

· осуществляет реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

· осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

· разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

· обеспечивает в России единую финансовую кредитную, денежную политику;

· осуществляет управление федеральной собственностью;

· обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны и государственной безопасности;

· обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

· формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

· реализует предоставленное ему право законодательной инициативы[12].

Следует иметь в виду, что прогноз социально - экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. На его основе Правительство организует разработку концепции социально - экономического развития на этот же период, а также определяет порядок разработки прогноза социально - экономического развития и порядок разработки концепции социально - экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу[13].

Прогноз социально - экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. В этом состоит существенная процедурная особенность реализации данного прогноза. Порядок его разработки определяется Правительством Российской Федерации.

Систему административно - правовых актов по вопросам управления государственной собственностью в Российской Федерации и ее субъектах образуют многочисленные акты, содержащие административно - правовые нормы, различные по юридическим характеристикам и целевому назначению. Эти акты отражают возрастающую роль государственного регулирования и административного права в условиях перехода к рыночной экономике. Они занимают особое место в системе управления федеральной, государственной и муниципальной собственностью, поскольку реформу государственных предприятий и меры по обеспечению эффективного использования государственного имущества объединяют и синтезируют с общегосударственными программами приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Таким образом, с точки зрения административного права перед нами субъективное право на управление государственным имуществом, т.е. закрепленное нормами о компетенции федерального органа исполнительной власти правомочие организовывать и направлять работу экономических структур, обеспечивать правовыми средствами эффективное функционирование объектов государственной собственности в условиях рынка.

 


Заключение

 

Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти.

Правительство РФ, как орган исполнительной власти самостоятелен, осуществляя специфический вид государственной деятельности, которая по своему юридическому содержанию является исполнительной и распорядительной. В соответствии с законодательством Правительство обладает государственно-властными полномочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации. В целом они наделены широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны. Но оно самостоятельно только в пределах, очерченных правом. Из Конституции вытекает общее правило: Правительство РФ действует в пределах установленных ему компетенций, в определенном порядке и в установленных правовых формах, хотя бы на этот счет и не было специальной оговорки в правовых актах, закрепляющих его задачи, функции и полномочия.

Во всей своей деятельности оно должно строго следовать требованиям Конституции, законов, выполнять и в пределах своей компетенции способствовать их выполнению другими.

Управление - творческий, интеллектуальный процесс, направленный на инновационное изменение общественных явлений и отношений. Оно всегда связано с преломлением норм законов, положений программ и концепций, пожеланий и замыслов в реальную практику поведения и деятельности людей и их коллективов. Но поскольку термин "государственное управление" не употребляется в Конституции Российской Федерации, некоторые ученые и практики стали полагать, что исполнительная власть не обладает управленческими свойствами и представляет собой некое формальное явление, лишь отвечающее на импульсы общества. Исполнительную власть пытаются лишить активного, созидательного, конструктивного, преобразующего характера.

Подводя итог работе, хотелось бы добавить, что формула разделения осуществления государственной власти ориентирует на адекватную интерпретацию сущности исполнительной власти. Важно также учитывать, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации «органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Следовательно, и исполнительная власть Российской Федерации, т.е. всего государства, должна иметь самостоятельные характеристики.

 


Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. – М., Эксмо, 2007

2. ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 № 2 – ФКЗ

3. Об обеспечении взаимодействия президента РФ и Правительства РФ: Указ Президента РФ от 11.07.1994.

4. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ № 867 от 17.05.2000

5. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. “Административное право Российской Федерации”, Москва, изд. Юридическая литература 2001.

6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 3-е. изд. исп., доп. М., 2001. 776 с.

7. И.Т. Беспалый. Государственное право Российской Федерации. Учебное пособие. Часть 1. Изд-во «Самарский университет». Самара, 2004. 140 С.

8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. – М., Изд-во БЕК, 2004. – 416 с.

9. Никулин В.В. Конституционное право России: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2003, 96 с

10. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М., Изд-во Юристъ., 2003. 432 с.

11. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. / Отв. Ред. Д-р юрид. Наук Бачило И.Л. – М.: Юристъ 1998. – Стр. 29.

12. Окуньков Л.А. Правительство и Президент (Грани взаимодействия) // Журн. рос. права. 1998. № 9.

13. Комментарий к ФЗ «О Правительстве Российской Федерации»., под редакцией Окунькова Л.А., изд-во Юридическая литература., 1999

14. Комментарий к Конституции РФ под Редакцией Окунькова Л.А., Изд-во Бек, 1999 г

15. Ноздрачев А.Ф. “Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ. 1993г.”, М., изд. Государство и право. 1997.

16. Пронин В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти // Журн. рос. права. 1998. № 2

17. Салищева Н.Г. Правительство Российской Федерации // Человек и закон. 1994. № 7


[1] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 3-е. изд. исп., доп. М., 2001. 776 с.

[2] Комментарий к Конституции РФ под Редакцией Окунькова Л.А., Изд-во Бек, 1999 г

[3] Салищева Н.Г. Правительство Российской Федерации // Человек и закон. 1994. № 7

[4] Пронин В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти // Журн. рос. права. 1998. № 2. С. 16 – 21.

[5] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. – М., Изд-во БЕК, 2004. – 416 с.

[6] Салищева Н.Г. Правительство Российской Федерации // Человек и закон. 1994. № 7

[7] Комментарий к ФЗ «О Правительстве Российской Федерации»., под редакцией Окунькова Л.А., изд-во Юридическая литература., 1999

[8] Комментарий к Конституции РФ под Редакцией Окунькова Л.А., Изд-во Бек, 1999 г

[9] Комментарий к ФЗ «О Правительстве Российской Федерации»., под редакцией Окунькова Л.А., изд-во Юридическая литература., 1999

[10] ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 №-2 ФКЗ

[11] Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. / Отв. Ред. Д-р юрид. Наук Бачило И.Л. – М.: Юристъ 1998. – Стр. 29.

[12] Ноздрачев А. Ф. “Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ. 1993г.”, М., изд. Государство и право. 1997.

[13] Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М., Изд-во Юристъ., 2003. 432 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...