Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методики для дополнительной диагностики.




Методика «Братья и сестры»

(Пиаже, 1997).

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Возраст: начальная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка

Метод оценивания: беседа

Инструкция:

1. «В семье моих знакомых два брата — Саша и Володя. Сколько братьев у Саши? А у Володи?»

2. «У девочки Наташи есть две сестры — Оля и Маша. Сколько сестер у Оли? А у Маши?»

3. «Сколько сестер в этой семье?»

Критерии оценивания:

· понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,

· координация разных точек зрения.

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень: ребенок занимает эгоцентрическую позицию: неправильные ответы во всех трех пробах.

Средний уровень: правильные ответы в 1-й или 1-й и 2-й пробах; ребенок правильно учитывает отношения принадлежности, может стать на точку зрения одного из персонажей, но не координирует разные точки зрения.

Высокий уровень: правильные ответы во всех трех пробах, ребенок учитывает позиции других людей и координирует их.

 

Методика «Ваза с яблоками»

(модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967).

Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

Форма (ситуация оценивания): групповая работа с детьми

Метод оценивания: анализ детских рисунков

Описание задания: детям раздаются бланки с текстом задания и рисунками.

Материал: бланк задания и четыре разноцветных карандаша (можно фломастера): красный, желтый, зеленый и розовый.

Инструкция (текст задания на бланке):

На занятии в кружке рисования за квадратным столом сидят четверо школьников – Настя, Люба, Денис и Егор. Они рисуют разноцветные яблоки, лежащие в вазе в центре стола (рис. 1.: ваза с красным, желтым, зеленым и розовым яблоком). Раскрась и подпиши рисунок каждого из четырех художников (рис. 2: четыре рамки с одинаковыми изображениями вазы с не закрашенными яблоками).

 

 

Настя

 

Р

З
Ж
Люба Денис

К

 


Егор

Рис. 1.

Рис. 2.

Критерии оценивания:

· понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной,

· соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень: ребенок не учитывает различие точек зрения наблюдателей: рисунки одинаковые или яблоки закрашены в случайном порядке и не соответствуют позиции художника.

Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает наличие разных точек зрения, но не любую точку зрения может правильно представить и учесть: по крайней мере на двух из четырех рисунков расположение яблок соответствует точке зрения художника.

Высокий уровень: ребенок четко ориентируется на особенности пространственной позиции наблюдателей: на всех четырех рисунках расположение яблок соответствует позиции художников.

Методические рекомендации

 

При низких общих показателях нужно обратиться к психологу и разработать программу коррекционной работы. При средних показателях развивать коммуникативные способности.

 

Для развития коммуникативных способностей нужно:

 

  • постараться создать в классе атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе;

 

  • стремитесь привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе;

 

  • используйте в работе с детьми коллективные игры, развивающие мышление, творческую активность, а так же деятельный подход, работу в парах, группах;

 

  • проводите беседы на тему «этикет», «как правильно общаться».

 

 


Циклограмма мероприятий

УУД Характеристика УУД Инструментарий Методы Периодичность проведения Сроки проведения
  Самопознание и самоопределение   Самооценка Тест на определение самооценки «Лесенка» тестирование 1 раз в год Март- апрель
  Смыслообразование Мотивация · Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации Приложение · Опросник мотивации тестирование 1 раз в год Март- апрель
  Нравственно-этическая ориентация   · Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» · Методика «Незаконченные предложения» анкетирование 1 раз в год Март- апрель
  Регулятивные УУД контроль
  • Рисование по точкам
  • Корректурная проба
тестирование 1 раз в год февраль- апрель
  Познавательные УУД Логические УУД
  • Сравни картинки
  • Выделение существенных признаков
  • Логические закономерности
  • Исследование словесно-логического мышления
тестирование 1 раз в год февраль- апрель
  Коммуниникативные УУД  
  • «Рукавички»
  • «Левая и правая сторона»
  • «Узор под диктовку»
  • «Совместная сортировка»
  • «Дорога к дому»
  • «Кто прав?»
Тестирование   Беседа   Тестирование   Тестирование тестирование беседа 1 раз в год февраль- апрель

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...