Тема 7. Алексей Федорович Греков (А. Вокерг, И. Гутт, В.Окергиескел) – изобретатель, дагерротипист, первый российский светописец
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Алексей Федорович Греков (1799, Ярославская губерния – 25.08.1851, Москва) - первым предложил: - использовать изобретение русского ученого Б.С. Якоби, с помощью гальванопластики серебрить медные или латунные пластинки, что позволяло удешевить процесс дагерротипии; - способ золочения дагерротипов, опередивший исследования французского ученого Ипполита Физо; - опыты в области получения прочного изображения, лишенного зеркального блеска; - существенно усовершенствовал процесс изготовления светочувствительных пластинок для дагерротипии, что позволило готовить пластинки за 12 часов до фотосъемки, и это стало большим достижением в практике фотографии того времени; - первым в России овладел не только техникой дагерротипии, но и методом Фокса Тальбота получения изображения на светочувствительной бумаге, о чем было сообщено 25 мая 1840 г. в газете «Московские ведомости»; - для портретной фотосъемки кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека (выдержка при фотосъемке на солнце длилась 23 мин., а в пасмурную погоду достигала 45 мин). Псевдонимы Алексея Грекова. Первый российский фотограф-портретист. «Художественный кабинет» для всех желающих получить портрет «величиною с табакерку» (июнь 1840). Автор книг: «Описание металлографии и новейшего способа», СПб., 1834. (подпись «Соч. В.Окергиескела»); «Живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и проч. в настоящем их цвете и со всеми оттенками в несколько минут», М., 1841; «Теоретическое и практическое руководство к золочению, платинированию…», СПб., 1844.
Тема 8. Сергей Львович Левицкий - родоначальник русской светописи Сергей Львович Левицкий (Львов-Львицкий),1819, Москва – 1898, Санкт-Петербург. «Родоначальник русской фотографии, начавший свои работы в Петербурге с даггеротипов и доведший портретную фотографию до высокой степени технического и художественного искусства», - В. Срезневкий на юбилейном вечере фотографии (1914).
Дагерротипный фотоаппарат Грекова - первые занятия фотографией Левицким. Путешествие на Кавказ в составе Государственной комиссии. Дагерротипные виды городов Пятигорска и Кисловодска - золотая медаль на Парижской выставке, роль Венсена Шевалье в судьбе Левицкого. Путешествие по Италии - виды Рима, портрет Н.В. Гоголя в кругу русских художников, проживающих в Италии. История создания дагерротипа (1845). Два названия ателье: «Дагерротипное заведение Сергея Левицкого» и «Светопись Левицкого». Золотая медаль за серию портретов, выполненных на фотопластинках 30x40 и 24x30, на Всемирной выставке в Париже. Первая золотая медаль на Всемирной выставке за фотографические работы (1851). Лучшие фотографическое заведение Парижа - фотографический салон Левицкого (1859). Левицкий первым предложил: - объект фотосъемки изображать на фотографии в двух позах, иногда даже в разной одежде. - декоративные сменные (рисованные и комнатные) фоны (1860), передвижной пол в павильоне (1867). - ретушь негативов для уничтожения (уменьшения) технических недостатков, в дальнейшем выступил против злоупотребления ретушью («Фотограф», 1880, № 3). - нововведения в разработку фотографического процесса: применил раздвижные меха в камере (1847) и чугунные штативы; - эксперименты с вольтовой дугой (1857), с конца 1870-х использовал электрический свет в ателье. Автор записок «Из воспоминаний старого фотографа» и «Из времен дагерротипии», многочисленных критических статей.
Тема 9. Портретная фотография XIX – начала ХХ веков. Портретная фотография XIX века – исторический документ XXI века. Соотношение документальности и художественности в портретной фотографии.
Устройство первых ателье. Съемочный павильон. Верхнее, фронтальное или боковое освещение с помощью занавесей и ширм-отражателей. Круг профессиональных вопросов фотографов: ограниченные условия ателье, использование рисованных фонов или смонтированных из отдельных предметов интерьерных обстановок, различных наборов мебели и других аксессуаров; использование освещения, применение негативной и позитивной ретуши, придание цвета снимку (вираж). Особенности портретного жанра (комплиментарность первых портретных дагерротипов, получение оптимального изображения с учетом технических возможностей, постановка модели перед аппаратом, выбор позы, выразительность жеста.). История создания группового дагерротипного портрета С.Левицкого «Н.В. Гоголь в группе русских художников в Риме» (1845). Роль композиции в портретной фотографии (фронтальное построение - диагональ, овал). Заимствование фотографией жанра акварельного портрета. Сценическая непроизвольность групповых портретов, фотографические мизансцены – искусство театральной постановки. Естественный свет и его роль в композиционном построении. Первый учебник по фотографии. «В портрете должно показать некоторый род действия, т.е. чтобы голова и все тело не оставались в одном направлении: если первая (голова) будет в профиле или в три четверти, то второе (тело) должно быть в анфас и наоборот. Из этого не следует заключить, что правило не может иметь исключения», - М.К. Мигурский. Технические возможности портретной фотографии: малая глубина резкости изображаемого пространства; отсутствие ракурса; ретушь позитивов и негативов. Роль экспозиции в портрете. Примеры новаторства и мастерства в техническом усовершенствовании процесса портретной фотографии (способ Дагерра, способ Деньера и др.). Андрей (Генрих) Иванович Деньер (1820-1892)добивался признание светописи в кругу Академии художеств, занимался репродуцированием картин живописи. Карл Иванович Бергамаско (1830-1896)– фотограф императорских театров. «Весь модный Петербург с себя снимает маски и выставляет их в витринах Бергамаски», эпиграмма П.К.Мартьянова из «Альбома русских деятелей XIX века» (1890).
Михаил Михайлович Панов (1836 – 25 февраля 1894) - по словам современников, «художник-фотограф», художественное видение натуры умело выражал средствами фотографии. Устраивал в своей мастерской выставки - «… здесь можно видеть применение к фотографии различных родов освещения, составлявших отличительное качество знаменитых живописцев. Альберт (Генрих) Иванович Мей (1842 – 1913) - владелец фирмы «Шерер, Набгольц и К», член РФО с 1895. Фирма сотрудничала с Императорскими театрами, по их заказам были отсняты целые спектакли, и фототипии (открытки) пускались в широкую продажу. Портреты Л.Н. Толстого получались настолько удачными, что их за основу для гравировальных работ брали А.Бем (1900), Г.Вейль (1901), Н.Карпунин (1910), И.Рудальцев (1910). Открыл в мастерской «Новую отрасль фотографии - фотолитография». Форматы и виды портретов форматы бланков и фотографий в 1890 г.: миньон (36х70, 40х78); променадный (93х200, 105х210); будуарный (123х189, 135х220); империаль (160х217, 175х250); панель (160х300, 180х320); История визитной карточкиили вид портретов визитный или виктория (54х92, 62х101; 70х105, 82х127). Изобретение француза А.Диздери (1854) Индустриализация фотодела с внедрением формата «визит». Феномен «фотовизиток» его социальная функция и значимость. кабинетный (100х137, 82х127) – впервые появился в Англии в 1865-1866 гг., возможности в композиционном и художественном решении, размеры основаны на экономическом расчете. Возникновение течений художественной фотографии в конце XIX века. Слабая резкость – стилистическое средство, сознательно стремятся к мягкости контуров. Критика «бездушных» снимков, производимых фотоателье. Первая форма «фотографической книги» - фотоальбом - сочетание семейной хроники и Белой книги общества. Причины возникновения фотоальбомов: с одной стороны - стремление к индивидуальной саморепрезентации и выражению своей неповторимости, с другой стороны – соблюдение определенных общественных норм и изобразительных шаблонов. Художественные и фотографические журналы о проблемах портретной фотографии. Фотопортреты и коллекционные фотографии. Создание «галереи современников», в эту галерею вошли члены монарших домов, деятели политики, церкви, искусства и науки - альбом фотографических портретов «известных лиц России» А. Деньер. Популярные объекты коллекционирования: костюмированные карнавальные в исторических костюмах портреты; памятные снимки военных парадов и маневров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|