Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика предпринимательских структур

 

В отличив от домашних хозяйств предприятия созданы для удовлетворения общественных потребностей. В условиях рыночной экономики они относительно автономно решают, какую продукцию и в каком количестве производить, какой цене продавать. Однако сами предприятия возникав не автоматически, а по воле людей, которые управляют и, если сочтут нужным, закрывают их. Что побуждает людей открывать предприятия? Ответить на этот главный вопрос в теории предпринимательства непросто. Ученые-экономисты не имеют единого мнения и по другим вопросам: почему вообще существует предприятие, при каких условиях оно приобретает определенные организационные формы, какова мотивация людей при его создании? Австрийский экономист Ф. Махлуп приводит 21 концепцию фирм [4, с.33] Его соотечественник Й. Муглер, обобщив подходы ученых к уяснению сущности предприятия, предложил собственную модель ее определения исходя из следующих критериев [2, с.55]:

субъекта принятия решений - устанавливается, является ли основным субъектом принятия решений о судьбе предприятия один человек или решение - результат взаимодействия большого числа людей;

мотива предпринимательской деятельности - выявляется главный мотив предпринимателя. Это может быть получение дохода (сторонники данного подхода представляют так называемую экономическую концепцию в экономической теории) или многообразный пакет мотивов, в составе которого стремление к доходу не играет решающей роли (социальная концепция в экономической теории).

В экономической концепции предприятие рассматривается исключительно как инструмент получения дохода, а тип поведения предпринимателя - исходя из законов, управляющих процессами получения и использования дохода. По данной концепции экономика ориентирована на удовлетворение потребностей, которые могут быть реализованы только посредством купли-продажи. Поэтому предпринимательская деятельность направлена на стимулирование роста доходом и, соответственно, покупательной способности людей. Шпротин, социальной концепции предприятие выступает преимущественно как инструмент удовлетворения потребностей, по поскольку значительную их часть невозможно удовлетворить путем прямой купли-продажи, то доход как мотив предпринимательской деятельности не играет доминирующей роли.

Разногласия между сторонниками обеих гипотез периодически обостряются.

В соответствии с указанными критериями можно составить типологию предприятий и определить место каждого типа в экономической системе, а также условия его функционирования.

Условия функционирования предприятия типа 1. В классической и неоклассической экономической теории предприятие определяется не как социальный союз, а как субъект, руководствующийся рациональным мышлением. Предприниматель, действующий рационально с позиции выгодности, стремится получить имущественные права, способствующие достижению поставленных им целей. Эти права должны позволять ему:

заключать с другими предпринимателями договоры, которые могут сделать его предприятие (и его самого) богаче или беднее;

принимать решения самому или передавать это право другим;

свободно распоряжаться остаточным доходом своей предпринимательской деятельности;

передавать другим индивидуумам свои права и обязанности, вплоть до передачи предприятия как целого.

Предприниматель типа 1 является константой рыночной экономики. Массовое появление таких субъектов было связано с формированием капиталистической системы хозяйствования. Ключевыми предпосылками к тому послужили:

возникновение гражданского общества и правового государства;

формирование идеи личности, которая наделена от рождения комплексом неотчуждаемых прав и свобод и интересы которой могут вступать в конфликт с интересами общества и государства;

формирование и утверждение идеи неотчуждаемого права на частную собственность в современном ее понимании и связанной с ней идеи экономической свободы, или свободы экономического выбора;

отделение собственности от государственной власти и, соответственно, экономической власти от политической;

отделение друг от друга экономической, социальной и политической сфер жизни;

возникновение рыночной экономики [4, с.42].

Среди названных предпосылок выделим предоставляемые

экономической системой права частной собственности, экономической свободы (и как следствие - свободы выбора экономической деятельности), а также рыночный конкурентный режим хозяйствования.

Предоставленные предпринимателю права не гарантируют, однако, стабильного развития на рынке. Его успех определяется ценами, по которым продается продукция и покупаются ресурсы, а также уровнем технологий, превращающих ресурсы в готовую продукцию. Эти параметры ограничивают поле игры предпринимателя, внутри которого он главным образом и добивается своей естественной цели - максимизации прибыли.

При известных ценах и спросе на продукцию эта цель достижима, если на рынке складываются благоприятные условия. Иными словами, предпринимателю необходимо постоянно знать ответы на вопросы: что, сколько, какого качества, из чего, где и когда должно быть произведено? Это означает, что он ограничен по количественным, качественным, пространственным и временным параметрам и должен постоянно добиваться снижения затрат на производство.

предпринимательский типология предприятие экономический

Если информация о состоянии рынка не ограничена и ее получение не требует денег, то добиться снижения затрат в производстве и его обслуживании возможно двумя путями:

) выпускать один вид продукции, что обеспечит при определенном объеме производства более низкие затраты, чем средние у конкурентов, производящих аналогичную продукцию;

) производить несколько видов продукции и снизить затраты за счет использования отходов производства или изготовления разновидной продукции в одном технологическом потоке.

Оба типа производства конкурируют между собой в отношении издержек: получение выгоды от специализации производства исключает выгоду от его комбинации. Разрешение этого противоречия предполагает поиск оптимальной номенклатуры выпускаемой продукции по критерию затрат.

Для размера затрат весьма важна временная и пространственная близость предприятия к рынку, позволяющая снизить расходы на транспортировку и хранение ресурсов и готовой продукции. Следует, однако, иметь в виду, что чем реже производятся транспортные операции, тем больше возрастают производственные запасы и затраты на их хранение. Необходимо находить оптимальное соотношение этих факторов. К тому же расходы на транспортировку и хранение могут перекрываться экономией в производстве, и наоборот.

В соответствии с классической экономической теорией благополучие предпринимателя во многом зависит от наличия у него информации о состоянии рынка (ценах, конкурентах, партнерах и др.). Предприниматель, не располагающий такой информацией, как правило, будет уступать более осведомленному. Таким образом, наличие информации о состоянии рынка является важным фактором роста доходов предприятия.

Получение информации о состоянии рынка связано, как известно, со значительными затратами, и далеко не все предприниматели идут па это. Некоторые ученые усматривают сущность предпринимательства в том, что более осведомленные бизнесмены используют неосведомленность о рынке других для увеличения своих доходов. Но открытый на рынке одним предпринимателем источник роста доходов стремятся использовать и другие, учитывая решающую роль рынка в достижении цели предпринимателей - получении максимального дохода, - западные экономисты пытались теоретически обосновать механизм взаимодействия предпринимателей и рынка. Так, американский ученый Г. Лайбенштейн в 1951-1968 гг. работал над концепцией, согласно которой существует ряд причин, препятствующих максимально эффективной работе предпринимателя (предприятия), однако стремление к максимальной прибыли заставляет его добиваться снижения дефицита эффективности: он изыскивает рынки ресурсов, приводит в действие новые факторы повышения эффективности производства (например, усиливает мотивацию сотрудников, изменяет масштабы производства и т.д.).

Иную концепцию взаимодействия предприятия и рынка выдвинул в 1980 г. другой американский ученый И.М. Кирцнер, которому близки традиции австрийской экономической школы. По его мнению, предпринимательская прибыль возникает на рынке как результат сопоставления цен продавцов и покупателей. Рынок является своеобразным арбитражем. Предприниматель знает, что покупатель готов заплатить за продукт больше, чем составили затраты на производство. В этом источник предпринимательского дохода, но только до тех пор, пока растущее предложение не снизит цену настолько, что она не будет покрывать даже понесенные затраты. В связи с изменением спроса и предложения на рынке постоянно возникает неравновесие, которое так же постоянно восстанавливается стремящимися к прибыли предпринимателями. На равновесном рынке, по мнению Кирцнера, нет места предпринимателю. Поэтому главным объектом исследования австрийской экономической школы является, как и прежде, не равновесие на рынке, а сам рыночный процесс.

Теоретическое осмысление роли малого бизнеса в рыночной экономической системе позволяет обосновать необходимость его государственной поддержки и проводить эффективную экономическую политику в стране.

Условия функционирования предприятия типа 2. В классической и неоклассической экономических теориях предприниматель рассматривается как индивидуум, который в одиночку выходит на рынок и добивается максимальной прибыли, так как располагает достаточной информацией о возможностях рынка. Все свои товары он может продать или обменять на рынке. Такое представление о функционировании экономики пришло в противоречие с действительностью. Отдельный предприниматель давно уступил место предприятию, на котором для совместной деятельности объединяются не только наемные работники, но и собственники капитала.

Ученые пытались объяснить причины возникновения подобных объединений (предприятий), выявить мотивацию предпринимателей, их взаимоотношения с рынком. Наиболее продуктивные идеи высказал в 1937 г. американский ученый Р. Коуз. В статье "Природа фирмы" [5] он задался вопросом, почему в условиях рынка, где с помощью ценового механизма складываются горизонтальные добровольные отношения между предпринимателями, возникают такие чужеродные рынку структуры, как фирмы. В них различные производственные решения принимаются не вследствие движения цен, а по приказам - командам, которые вырабатываются в вертикальных иерархических структурах, устроенных по принципу административного подчинения.

По мнению Коуза, главная причина, по которой капиталовладельцы вкладывают деньги в создание нерыночных структур, состоит в том, что осуществление сделок на рынке требует все больше и больше трансакционных (от слова "трансакция" - сделка) затрат. Они связаны с поиском информации о ценах и качестве товаров, заключением контрактов, контролем за их исполнением, юридической защитой. В той мере, в какой механизм прямого, директивного управления позволяет экономить трансакционные издержки, фирма вытесняет рынок. На основе сопоставления издержек рыночной координации с издержками бюрократического централизованного контроля при совершении сделок можно, по мнению Коуза, определять оптимальные размеры фирмы. На границе равенства этих издержек и находится оптимальный размер: если до границы выгодна иерархия, то после - рынок. Однако, по мнению некоторых исследователей, воспользоваться этой теорией на практике не всегда возможно вследствие сложности получения достоверной инфор. мации о трансакционных издержках.

В соответствии с теоретическими положениями Коуза само предприятие можно рассматривать как своеобразный рынок, где между работниками и подразделениями происходят сделки, аналогичные сделкам на внешнем рынке. Именно распоряжения руководителей (т.е. внутрипроизводственная организация) обеспечивают снижение затрат или вовсе исключают их.

Таким образом, предприятие может экономить благодаря низким затратам на информацию о рынке. Если же затраты велики, целесообразно создавать собственные информационные структуры, добиваясь снижения затрат благодаря организации.

Исходя из теории о затратах на сделки можно уяснить различие ролей рынка и организации в координации хозяйственной активности, а также доказать, что в современной экономике рынок и организация не столько альтернативны, сколько естественно дополняют друг друга.

Критерием перехода от рынка к организации является продолжительность действия договора.

Формы взаимодействия рынка и организации в предпринимательстве весьма разнообразны. Так, при хорошо развитой кооперации между предприятиями (предпринимателями) возможно использование и рыночного, и административного механизмов координации хозяйственных отношений. Например, предпринимателям выгодно договориться о кооперации в области исследований и развития и тем самым снизить расходы на сделки, хотя при продаже товаров на рынке они встретятся как конкуренты. Это касается и долгосрочных соглашений. Так, при поставках товара мелкими партиями или комплектующих изделий выгоднее заменять ценовой механизм чисто административными решениями.

На предприятии типа 2 в связи с увеличением масштабов деятельности возникает необходимость в передаче функций по управлению приглашенному со стороны специалисту-менеджеру.

Почему собственники передают свою предпринимательскую компетенцию, а специалисты по управлению переходят на службу как менеджеры? Согласно неоклассической теории, все участники подобной сделки стремятся получить прибыль: собственники - с помощью искусного менеджера увеличить доходы предприятия, а менеджер - добиться для себя высшего дохода, пусть и не будучи собственником предприятия.

На этой основе складывается конфликт целей собственника и менеджера. Последний склонен повышать свой доход более легкими способами, например, увеличивая не предпринимательскую прибыль, а оборот или бюджет управляемого предприятия.

Конфликты целей, когда (как в данном случае) не только должность менеджера, но и его личный интерес вызывают затраты собственника, нашли толкование в теории информационной асимметрии. Собственник, передавший компетенции по управлению, не всегда в состоянии оценить, насколько точно действует менеджер в достижении поставленной перед ним цели по увеличению дохода предприятия. Излишне затраты, связанные с удовлетворением интересов менеджера, неустранимы. При отсутствии контроля собственниц несет их в форме снижения дохода, а при усилении контроля - в форме затрат на надзор. Нередко на крупных предприятиях создаются наблюдательные советы, действующих независимо от управленческого персонала.

Предприятия типа 2 были доминирующей бизнес-структурой. в экономике до середины XX в. Конкурентный режим хозяйствования и уровень развития техники и технологии вынуждали их постоянно укреплять свои позиции на рынке.

Условия функционирования предприятия типа 3. Два первых типа предприятий базируются на принципе максимизации прибыли, который издавна подвергается сомнению. В экономической науке сложилась традиция считать стремление предпринимателя к максимизации прибыли относительным. Австро-американский экономист Р. Хайек писал, что он внимательно изучал труды Адама Смита и не нашел в них "признака человека экономического" [5, с.11].

В ранних попытках объяснить сущность предприятия в его персонифицированной форме на передний план ставилась уже не максимизация прибыли, а способность предпринимателя взять на себя риск. По мнению многих западных ученых, английский экономист Р. Кантильон был первым, кто в 1755 г. обратил внимание на этот аспект. Столетие спустя (в 1848 г.) другой англичанин, знаменитый Дж. Миль, выделял способность взять на себя риск как существенный критерий отличия предпринимателя от менеджера. Данный мотив оставался в поле зрения ученых долгое время. Его поддерживали некоторые немецкие ученые в 1960-е гг. и американские - в 1970-х гг.

Стремление рисковать как главный мотив стал подвергаться серьезной критике в начале XX в. Наиболее обстоятельно это делал Й. Шумпетер, категорически отвергавший риск как отличительный мотив деятельности предпринимателя. В 1911 г. он писал: "Предприниматель никогда не является носителем риска. И если предпринимателю приходится отвечать имуществом, то это имущество не является основным, а скорее случайным. Но если предприниматель финансирует себя из ранее полученной прибыли или увеличивает размеры средств, то он рискует как собственник капитала или имущества, но не как предприниматель. Взятие риска ни в коем случае не является элементом предпринимательской функции" [8, с.12].

По мнению австрийского экономиста Й. Муглера, принятие на себя риска как отличительного признака предпринимателя может быть полезно, но только во взаимодействии с другими признаками. Только фанатик-игрок рискует ради риска. Другие делают это ради достижения особенно важной цели, например предотвращения большой беды.

Для Шумпетера другие признаки сути предпринимателя имеют наибольшее значение: "Предприниматель - это тот, кто вырывается из рыночного равновесия и своей деятельностью способствует развитию экономики. В познании и осуществлении новых возможностей в области экономики состоит сущность предпринимателя.

Большое значение предпринимательской деятельности, по Шумпетеру, состоит не только в том, что предприниматель прокладывает в экономике новые пути, но и в том, что он вместе с тем преодолевает сопротивление социальной среды.

Творческому предпринимателю Шумпетер противопоставляет имитатора-педанта. Если первый (новатор) постоянно приводит рынок в неравновесное состояние, препятствуя появлению имитатора, то второй стремится сохранить рыночное равновесие и тем самым снизить новаторскую прибыль.

Позиция Шумпетера не укладывалась в классическую модель экономической теории. При объяснении причин нарушения рыночного равновесия он отказался от мотива максимальной прибыли как главного в предпринимательской деятельности, поставив его в один ряд со стремлением достичь высокого социального положения, радостью творческого состояния и стремлением к успеху ради успеха. Иными словами, Й. Шумпетер был одним из первых ученых, представителей экономической концепции, кто отвернулся от традиционного представления о целевой функции предпринимательства - максимизации прибыли - и проложил цуТц к социально-экономической концепции. Он исходил из того что побудительные силы человеческой деятельности не опре' деляются каким-либо одним мотивом или равнодействующей многих мотивов. Так же и предприниматели руководствуются многими мотивами. Именно такой позиции придерживаются современные ученые - последователи Шумпетера в Европе и Америке.

В США наиболее системно исследованием мотивации предпринимателей занимался Д. Макклелланд [4]. В своей концепции он обосновал тезис о том, что предприниматель мотивирует свою деятельность по принципу "потребность по результату". Такой предприниматель хорошо планирует и организует свое дело, а если и рискует, то оправданно, проявляет новаторство и добивается заслуженного успеха. Прибыль здесь не является самоцелью и выступает как масштаб этого успеха.

Последователи Макклелланда открыли много новых нюансов в объяснении мотивации предпринимательской деятельности. Так, Дж. Тиммонс в числе признаков предпринимателя назвал уверенность в своих силах, обладание инициативой, несение ответственности.

Ученые Мичиганского государственного университета предприняли попытку описать личность предпринимателя психологическими методами. По их мнению, исходным пунктом анализа является факт основания предприятия. В этом выражается сознательное решение человека коренным образом изменить свое экономическое поведение. Основание предприятия можно рассматривать не как изолированное событие в жизни предпринимателя, а как шаг его развития на жизненном пути, который (путь) по определенным признакам можно прогнозировать до рождения индивидуума. Этот шаг представляется квалифицированным ответом на социальное, эмоциональное и экономическое окружение личности.

Американские ученые описывают предпринимателей как людей, которые не всегда справляются с традиционными и предписанными обществом ролями, но могут найти выход своей творческой энергии в форме создания предприятия. В обобщенном анализе мотивов основания предприятий в немецком языковом пространстве доминируют следующие представления: стремление к хозяйственной независимости, достижение свободы принятия решений и деятельности, стремление к наибольшему доходу.

Австрийский ученый Г. Плашка [1, с.78] сформулировал признаки удачливого и неудачливого предпринимателей: первый стремится к результату, успеху, новаторству; второй - к независимости и накопительству, часто меняет дело. Исследования показали, что побудительный мотив к независимости может осуществиться, только если он связан с нацеленностью на результат. Для удачливого предпринимателя стремление к прибыли нередко отходит на задний план, но им нельзя пренебрегать, так как прибыль определяет масштаб желанного успеха.

В современной глобализирующейся экономике стремление к самореализации, успеху не исчезло в бизнес-среде. Бурное развитие электроники, информатики, лазерных технологий открывает большие возможности для независимой индивидуальной предпринимательской деятельности или для достижения больших масштабов бизнеса в короткие сроки.

Условия функционирования предприятия типа 4.

Теория предпринимательства рассматривает предприятие типа 4 как кооперацию многих персон, имеющих индивидуальные мотивы и представления о целях предпринимательской политики. Деятельность объединившихся предпринимателей ориентируется не на максимальную прибыль, как в экономической концепции, а на удовлетворение разносторонних собственных потребностей. Одни считают организацию ключевым условием осуществления своих целей, другие - возможностью облегчить себе достижение целей.

Немецкий ученый Р. - Б. Шмидт [2, с.96] писал, что работающее на удовлетворение чужой потребности предприятие необходимо рассматривать как инструмент человека, так как он пытается с помощью своего функционирующего хозяйства реализовать наилучшим образом личные, поставленные жизнью цели. Масштаб удовлетворения потребностей или достижения целей для каждого человека на предприятии ограничен столкновением конкурирующих потребностей или целей. Предприятие правомерно представлять как коалицию партнеров или партнерство, поскольку оно является местом, где встречаются, взаимодействуют интересы, силы отдельных партнеров.

Большое число взаимовстречающихся на. предприятии интересов не позволяет в обозримое время вырабатывать оптимальную, всех устраивающую политику, к тому же отдельные ученые предлагают не тратить понапрасну время на достижение оптимума, а искать наилучшие методы разрешения проблем. Противостояние целей совладельцев предприятия неизбежно. Однако предприятие есть та форма, в которой подобные конфликты разрешаются ненасильственным путем.

Наилучший способ разрешения проблем совладельцев предприятия не экстремальный, а тот, который находят предприниматели при ограниченных ресурсах в установленное время и который одобрен большинством из них. Отдельные лица и (или) группы предпринимателей, претендующие на доходы и рассматривающие предприятие с точки зрения полезности для осуществления своих целей, действуют умнее, если определяют в предпринимательской политике минимальные претензии вместо экстремальных целей.

Минимальные претензии могут касаться как ожидаемого дохода, так и других материальных и нематериальных целей. Добиваться их удовлетворения возможно в двух плоскостях: формальной (путем выработки согласованных и хорошо разъясненных предпринимательских целей) либо неформальной (путем учета реального поведения участников совместного бизнеса). Влияние участников совместного бизнеса на ход осуществления предпринимательских целей в большей или меньшей степени случайно и зависимо от того, какие именно люди договорились о совместном решении какой-либо задачи.

Для того чтобы предотвратить произвол со стороны как менеджеров, так и нанятых работников, выдвигаются аргументы в пользу долгосрочной формализации процесса достижения цели. С точки зрения работников защита их интересов требует выработки и официального закрепления предпринимательской политики. Для менеджеров желание работников влиять на процесс управления и принятия решений предсказуемо и потому планируемо. Поскольку предприятие не ограничивается чисто экономическими функциями, аппарат управления берет на себя как экономическую, так и социальную ответственность. Соответственно, менеджмент должен учитывать интересы всех групп, претендующих на долю дохода, и сглаживать возникающие противоречия.

С развитием науки представление о сути предприятия постепенно приобрело системный, кибернетический характер. Предприятие стало восприниматься не как чисто экономическое образование, а как общественное учреждение, характеризуемое понятием "эволюционирующая суперсистема". Оно является частью более общего, подсистемой не только общественной, но и экологической суперсистемы, подчиняется единому эволюционному процессу. Эволюция предприятий протекает по соответствующим правилам и только в определенных рамках управляется посредством осознанного и планируемого вмешательства.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...