Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Монтаж устройств СЦБ и конструкция оборудования





 

Устройства электрической централизации делятся на путевые (напольные) и постовые. К напольным устройствам относятся: стрелочные электроприводы; светофоры мачтовые, карликовые, на консолях и мостиках; релейные шкафы и батарейные колодцы или шкафы; электрические рельсовые цепи (изолирующие стыки, трансформаторные и релейные ящики, рельсовые соединители, дроссель трансформаторы и др.); маневровые колонки; кабельные сети. К постовым устройствам относятся: реле и релейные стативы, аппараты управления (пульт, табло), питающая установка, а также конструкции для разделки, коммутации и прокладки кабеля.

Напольное оборудование

Рельсовыми цепями оборудуют все стрелочные и путевые участки, чем создается непрерывный контроль их состояния, исключается возможность перевода стрелок и задания маршрута при их занятости, определяется местонахождение подвижного состава на элементах путевого развития станции. Стрелочные электроприводы обеспечивают дистанционный перевод, запирание и контроль положения остряков стрелок в соответствии с заданным маршрутом. Светофоры регулируют движение поездов с проверкой всех условий по безопасности. По кабельным сетям к стрелочным приводам, светофорам, рельсовым цепям и другим приборам передается электрическая энергия. В релейных шкафах находится необходимая аппаратура, а в батарейных шкафах и колодцах - аккумуляторные батареи.

Светофоры располагают с правой стороны по направлению движения или над осью ограждаемого им пути, также допускается установка светофоров с левой стороны.

При монтаже важным условием обеспечения безопасности движения поездов является соблюдение габаритов приближения строений и устройств СЦБ в соответствии с требованиями государственных стандартов и ПТЭ (на общей сети в соответствии с требованиями габарита С, а на территориях промышленных предприятий - габарита Сп). В кривых участках пути эти габариты увеличиваются в зависимости от радиуса кривой и высоты возвышения наружного рельса, при этом вертикальные габариты отсчитывают от УГР внутреннего рельса, а горизонтальные - от вертикальной линии, проходящей внутри колеи на расстоянии 760 мм от рабочей грани головки ближайшего к сооружению или устройству рельса. Если по условиям габарита нельзя установить светофор в междупутье, его располагают на мостиках или консолях. Для работ по монтажу устройств наружной и внутренней установки прилагается проектная документация, в состав которой входят схематические планы станций с осигнализованием, двухниточные планы станций, путевые планы перегонов, принципиальные и монтажные схемы, документация и кабельные работы.        



Светофоры в зависимости от назначения подразделяются на входные, выходные, маршрутные, прикрытия, маневровые, проходные, горочные, предупредительные, заградительные, переездные. В зависимости от конкретных условий светофоры устанавливают мачтовые или карликовые, а также светофоры на мостиках или консолях. Входные, выходные с главных путей и путей безостановочного пропуска поездов, групповые, горочные и проходные светофоры устанавливают мачтовые. Мачтовыми, как правило, предусматривают маневровые светофоры с вытяжных тупиков, заградительные светофоры и светофоры с ветвей примыкания. Остальные светофоры применяют карликовые. По оптической системе светофоры подразделяют на прожекторные и линзовые; ввиду сложности и ненадежности прожекторные в настоящее время не используют.

Светофорные головки мачтовых светофоров размещают на железобетонных центрифигурированных мачтах в виде конических трубы двух типов (длиной 8 или 10 м). На мачте I типа длиной 8 м имеется пять отверстий с металлическими втулками: 4 в верхней части для подключения проводов к лампам светофорных головок и указателей и 1 на расстоянии 2250 мм от комля для ввода проводов о кабельной муфты или трансформаторного ящика. На мачте II типа длиной 10 м имеется 12 отверстий в верхней части и 1 на расстоянии 2400 мм от комля. Металлические мачты укрепляют в специальных чугунных стаканах с одной или двумя кабельными муфтами. Стакан с муфтами и мачтой укрепляют на 4 болтах бетонного фундамента. Бетонные и железобетонные фундаменты для установки светофоров поступают в готовом виде. В зависимости от оснастки светофора, его значимости, типа лестницы для установки мачтовых светофоров применяют фундаменты 4-х типов, для установки карликовых светофоров - двух. На объекты строительства детали светофора поставляют комплектно согласно спецификации чертежей. В комплект в зависимости от типа светофора входят корпуса головок светофоров, фоновые щиты, козырьки и планки для их крепления, линзовые комплекты, кронштейны для установки головок на светофорных мачтах, шланги бронированные, маршрутные указатели, указатели скорости, трансформаторные ящики, кабельные муфты, номерные и оповестительные щиты, арматура для крепления оборудования. Головки светофоров собирают из корпусов, линзовых комплектов, фоновых щитов и козырьков. Линзовые комплекты поступают в собранном виде: корпус, ламподержатель, наружные бесцветные ступенчатые линзы и линзы-светофильтры красного, зеленого, синего или лунно-белого цвета, закрепленные в корпусе с ламподержателями; в комплект карликовых линзовых светофоров входят также отклоняющие вставки, которые отклоняют часть светового потока для обеспечения лучшей видимости показания сигнала. В линзовых комплектах светофоров, расположенных на кривых участках пути, устанавливаются бесцветные рассеиватели светового потока в горизонтальной плоскости в оправе. Линзовые комплекты фокусируют на заводе и разбирать их на объекте строительства запрещается.

Кронштейны служат для установки светофорных головок на мачтах. Кронштейны светофоров с металлическими и железобетонными мачтами отличаются конструкцией, размерами и количеством хомутов для крепления к мачте.

Шланги бронированные предназначены для защиты от повреждений сигнальных проводов на участке от мачты светофора до головки или маршрутного указателя.

Указатели маршрутные световые служат для обозначения пути приема, отправления или направления следования поезда. На мачтах светофоров посредством кронштейнов с хомутами могут быть установлены указатели скорости с зеленой светящейся полосой, указатели с вертикальной светящейся полосой, указатели положения, условно-разрешающий сигнал.

Для размещения сигнальных трансформаторов с помощью специальной гарнитуры, состоящей из кронштейна, скобы и двух болтов с гайками и шайбами, на светофорных мачтах закрепляют трансформаторные ящики. Сборку и монтаж светофоров производят на строительной площадке с соблюдением технологии. Путевые трансформаторные ящики типов ПЯ-1, ТЯ-1, ТЯ-2 предназначены для установки в них трансформаторов, реле, резисторов и других приборов СЦБ, применяемых в рельсовых цепях, схемах управления и контроля положения стрелок, а также для непосредственного подключения приборов с помощью перемычек к рельсам и разделки кабеля. Путевой трансформаторный ящик представляет собой прямоугольный чугунный корпус с 4 приливами для крепления болтами к основанию. При помощи запорного устройства ящик плотно закрывается крышкой с резиновой прокладкой, предотвращающей попадание влаги. В дне ящика имеется 4 отверстия для ввода кабелей, а на боковых стенах - отверстия для болтов гибких тросовых перемычек, подключаемых к рельсам. Болты перемычек изолируют от корпуса ящика фибровыми шайбами и втулками. Внутри корпуса установлены выводы, к винтовым зажимам которых подключают жилы кабеля и провода внутреннего монтажа приборов, для установки приборов СЦБ предусмотрены деревянные полки. Перемычки к путевым ящикам предназначены для соединения аппаратуры путевого ящика с рельсовой цепью. В комплект поставки ПЯ входят 2 предохранительные трубы для защиты кабеля от механических повреждений, 2 или 4 тросовые перемычки и один висячий замок с ключом.

Путевые ящики устанавливают на обочине пути или в междупутье на двух железобетонных основаниях. Монтаж ПЯ выполняется на основе схем рельсовых цепей, приведенных в проектах и соответствующих этим схемам вариантов размещения аппаратуры.

Маневровые колонки предназначены для местного управления централизованными стрелками, расположенными в районе станции с систематической маневровой работой, и для связи производителя маневров с дежурным по станции или диспетчером. Чугунные корпуса колонок имеют две дверцы - переднюю с внутренним замком для доступа к рукояткам управления и заднюю монтажную, запираемую висячим замком с винтовой накладкой. Места установки маневровых колонок определяет комиссия в составе представителей различных служб дороги с учетом требований обеспечения хорошей видимости управляемых с колонок стрелок, безопасности производителя маневров, габаритов приближения строения. Маневровые колонки устанавливают на обочине пути на расстоянии не менее 3100 мм от оси пути или в междупутье шириной не менее 5410 мм. На железобетонных или металлических светофорных мачтах маневровые колонки устанавливают и закрепляют болтами на специальном кронштейне.

Путевые дроссель-трансформаторы служат для пропуска по рельсам в обход изолирующих стыков обратного тягового тока при устройстве рельсовых цепей на железных дорогах с электрической тягой, подключения отсасывающих фидеров тяговых подстанций, а также для заземления на тяговые рельсы путевых устройств СЦБ и ряда других сооружений. Дроссель-трансформатор состоит из чугунного корпуса, в котором помещен сердечник с основной и дополнительной обмотками. Основную обмотку изготавливают из медной шины, дополнительную выполняют в виде плоской катушки. Концы и средняя точка основной обмотки выведены из корпуса при помощи медных шин, концы дополнительной обмотки заведены в установленную в установленную на корпусе муфту, предназначенную для разделки подводимого кабеля. Сердечник собирают из листовой электротехнической стали. Корпус закрывают крышкой, на которой имеется отверстие. На объекты строительства ДТ поступают вместе с перемычками, предназначенными для соединения ДТ между собой и подключения их к рельсам. Тип ДТ и место его установки определяются проектом. Путевые ДТ на станциях устанавливают на крестообразных основаниях или конструкциях в виде плит. У крайних путей станций ДТ размещают на обочине пути, у остальных - в междупутье.

Для размещения аппаратуры автоматики и телемеханики вне помещений предназначены релейные шкафы. Эти шкафы имеют односкатную крышу и двух / многостворчатые дверцы с лицевой (приборной) и монтажной сторон, представляют собой сварную каркасную или бескаркасную конструкцию и могут поставляться заводами как в смонтированном виде, так и в несмонтированном виде. Внутри шкафов установлен амортизационный статив для размещения штепсельных, а также нештепсельных приборов, требующих амортизации.

Для установки аккумуляторов типа АБН вне служебно-технических зданий (у сигнальных точек автоблокировки на перегонах, у входных светофоров на станциях, на переездах) предназначены батарейные шкафы, состоящие из железобетонного корпуса с двухстворчатой утепленной металлической дверью, оборудованной ригельными запорами и внутренним замком. Внутри шкафа установлена деревянная полка, разделяющая его на 2 отделения: нижнее для размещения аккумуляторов и верхнее для выпрямителей. В верхней части расположен вводный щиток, к которому прикрепляют шурупами клеммы для подключения проводов и жил кабелей. Батарейный ящик применяется в тех случаях, что и батарейный шкаф.

Релейные и батарейные шкафы устанавливают на двух железобетонных стойках, располагают на обочине пути на расстоянии не менее 3100 мм от оси пути. Батарейные шкафы устанавливают на расстоянии 800 мм от релейного шкафа. Установка релейных и батарейных шкафов производится грузоподъемными механизмами. К работам по вводу и монтажу кабелей приступают только после проверки устойчивости шкафа.

Стрелочные электроприводы, которые служат для перевода, запирания и контроля положения стрелок, состоят из корпуса, блока электродвигателя, редуктора со встроенной фрикционной муфтой, главного вала, блока автопереключателя, рабочего шибера, контрольных линеек, обогревательного элемента, панели освещения и блокировочного устройства. Корпус закрывается сварной крышкой, имеющей по краям уплотнение из резины. Привод изнутри запирается замком. Электропривод соединяется с остряками стрелочного перевода рабочим шибером. Завод поставляет электроприводы с выходом линеек с правой или с левой сторон корпуса, если смотреть со стороны электродвигателя. Электроприводы устанавливают на стрелочных переводах при помощи гарнитур. В комплект гарнитуры входят фундаментальные угольники, служащие опорной конструкцией электропривода; связные полосы, служащие для соединения фундаментальных угольников между собой, а также для крепления их к стрелочным брусьям; стрелочные тяги, соединяющие между собой остряки для их одновременного перевода; рабочие тяги, которые соединяют шибер электропривода с тягой; контрольные тяги, соединяющие контрольные линейки с серьгами остряков и служащие для получения контроля положения остряков; угольники к стрелкам (с комплектом изоляции) для крепления фундаментальных угольников к рельсам; комплект изоляции сережек стрелочного перевода, исключающий шунтирование рельсовых цепей рабочими или контрольными тягами. Фундаментальные угольники, связная полоса и привод образуют жесткую раму.

Кабели для цепей управления стрелочными электроприводами и контроля положения стрелок монтируют в ящиках ПЯ, ТЯ, РЯ или в универсальных муфтах УПМ-24. Тип ящика определяется проектом и обусловливается размерами и числом устанавливаемых приборов, а также числом жил, кабелей, подключаемых к зажимам двухконтактных клеммных панелей, установленных в ящике (жилы цепей управления и контроля одиночной или спаренной стрелки, к которой относится ящик, и жилы транзитных кабелей, прокладываемых к другим стрелкам, жилы цепей магистрального питания и др.). Электроприводы, ящики с приборами и универсальные муфты монтируют в соответствии с типовыми схемами, отличающимися в зависимости от системы электропитания (центральное, магистральное, местное), тока, используемого для работы электродвигателей (переменный трехфазный, постоянный), схемы управления и контроля (двухпроводная, пятипроводная, четырехпроводная, девятипроводная), стрелки (одиночная, первая или вторая спаренная, тяжелого типа и др.), наличия местного управления, электрообогрева контактов автопереключателя, автоматической очистки стрелок и др.

Жгут монтируют с учетом положения ножевых рычагов автопереключателя при плюсовом положении, которое определяется в соответствии с таблицей маршрутов. Жгуты проводов изготавливают, как правило, в мастерских строительно-монтажного поезда с использованием шаблонов.

Путем установки в местах стыкования рельсовых звеньев стыковых соединителей создается непрерывная рельсовая цепь. Стальной штепсельный соединитель состоит из 2-х стальных оцинкованных проволок диаметром 5 мм, загнутых по концам спиралью, к которым приварены конусные штепселя. Спиралеобразный изгиб проволок на концах исключает их обрыв в случае угона рельсов. Для установки штепсельных соединителей в середине шеек рельсов с обеих сторон стыка на расстоянии 470 мм просверливают отверстия диаметром 9,8 мм, в которые с наружной стороны колеи забивают штепселя до получения плотного контакта. Стальные приварные стыковые соединители изготавливают из стального троса диаметром 6 мм, концы которого заделывают в стальные манжеты. Стальные приварные стыковые соединители устанавливают на участках с автономной тягой, медные стыковые соединители площадью поперечного сечения 70 мм2 - на участках с электротягой постоянного тока, а площадью поперечного сечения 50 мм2 - при электротяге переменного тока.

С целью повышения надежности работы рельсовых цепей на главных и боковых путях станций, по которым предусматривается безостановочный пропуск, а также по маршрутам следования пассажирских и пригородных поездов, на всем протяжении не обтекаемых током ответвлений разветвленных рельсовых цепей и на перегонах нужно устанавливать дублирующие стыковые соединители. На участках с деревянными шпалами стрелочные и междупутные соединители прокладывают по шпалам, а в междупутьях - по деревянным брусьям, прикрепляя к ним соединители через каждые 30-40 см скобками из стальной проволоки. Для крепления соединителей на участках с железобетонными шпалами в шпальных ящиках и у торцов шпал укладывают специальные бруски.

Изолирующие стыки устанавливают на границах изолированных участков, оборудованных рельсовым цепями. Изолирующие стыки перед остряками стрелок ЭЦ располагаются на расстоянии, определяемом расчетом из условий скорости движения и времени перевода стрелок. Для исключения шунтирования рельсовых цепей на стрелках крестовинами, связными полосами и стрелочными тягами на обыкновенном и перекрестном стрелочных переводах, глухих пересечениях и двойных перекрестных съездах устанавливают изолирующие стыки. Изолирующие стыки размещают на стрелочном переводе таким образом, чтобы сигнальный ток проходил по рамным рельсам всех стрелок, входящих в изолированный участок, и через все стрелочные соединители, а тяговый ток - по крестовинам стрелочных переводов и наружным рельсам крайних боковых путей. Все оборудование подлежит заземлению.

Постовое оборудование

Реле (релейные стативы) и другие приборы осуществляют необходимые логические и контрольные функции по заданию маршрутов и открытию сигналов, пульт управления с рукоятками или кнопками служит для наблюдения, контроля и управления стрелками, сигналами, световое табло с изображением плана станции показывает положение стрелок и сигналов, занятость стрелочных и путевых участков подвижным составом, аккумуляторные батареи служат для питания устройств ЭЦ в аварийном режиме.

Для размещения аппаратуры управления и контроля строят посты электрической централизации (ЭЦ), посты горочной централизации (ГАЦ), объединенные посты горочной и электрической централизации (ГАЦ-ЭЦ), центральные посты диспетчерской централизации (ДЦ), маневровые вышки, маневровые посты. Для строительства используют панельные и каркасно-панельные конструкции, крупные блоки, керамзитобетонные объемные блоки и кирпичи. Здания, как правило, оборудуют внутренним хозяйственным и противопожарным водопроводом, канализацией, отоплением, вентиляцией, электроосвещением, радиофикацией, телефонизацией, электрочасофикацией, автоматической охранной и пожарной сигнализацией и др. здания строят по типовым проектам, площадки для них выбирают в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП) и ведомственными нормами технологического проектирования. Посты ЭЦ различных типов размещают в непосредственной близости от железнодорожных путей станции на расстоянии не менее 3,1 м от оси крайнего пути с учетом ее перспективного развития. Посты отличаются полезной площадью для размещения аппаратуры СЦБ, связи и электроснабжения, этажностью, конструкцией стен и др. При выборе поста учитывают число централизуемых стрелок подходов к станции и характеристику устройств СЦБ на подходах, род тяги на участке, систему централизации (БМРЦ, РЦЦ, УЭЦ и др.), систему питания стрелочных электроприводов; видимость управляемых и контролируемых устройств из поста ЭЦ не является обязательной.

В аппаратном помещении поста ЭЦ размещают пульт управления, кабельный шкаф, стол с аппаратурой связи, пульт пожарной сигнализации, пульт управления разъединителями и др.

В релейной находятся релейные стативы и стативы панельных блоков, кроссовый статив, вводная и релейная панели.

На посту ЭЦ имеются аккумуляторная, содержащая аккумуляторный стеллаж с аккумуляторами; резервная электростанция, в состав которой входит дизель-генератор, блок автоматического управления и стартерная батарея.

В связевой расположены шкаф, промежуточная и вводная кабельная стойки, автоматическая установка для поддержания кабеля под давлением, баллон со сжатым воздухом, стойка-каркас, стойка выпрямителей, а также стойки дополнительного оборудования.

Площади служебных помещений рассчитывают в соответствии с требуемыми эксплуатационной технологией габаритами. Помещения для ввода кабелей располагают в подвальном или цокольном этаже. Из помещений ввода кабели прокладывают в помещения верхних этажей по металлическим конструкциям специальных шкафов. Основной системой монтажа постового оборудования является кроссовая. Для подключения напольных и внутрипостовых кабелей СЦБ, размещения реле, релейных блоков, трансформаторов и ряда другой аппаратуры на посте ЭЦ устанавливают стативы. На объекты строительства с заводов-изготовителей стативы поступают смонтированными, с установленными штепсельными розетками, предохранителями, конденсаторами, резисторами и другими приборами. Реле (кроме реле КДРШ), релейные блоки, трансформаторы, трансмиттеры, преобразователи, фильтры, ячейки в комплект стативов не входят и поставляются отдельно. Панельные блоки монтируют на заводах по проекту.

 


Список литературы

оборудование сигнализация связь железнодорожный

1. Коваленко В.Н. Программа технологической практики для студентов ЭТФ специальности 2107 «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» - Екатеринбург, УрГУПС, 2003;

2. Пикалин Ю.А. Повышение эффективности организации и нормирования труда на государственных предприятиях в условиях рыночных преобразований / Методическое пособие - Екатеринбург, СВ-96, 1998;

.   Брейдо А.И., Анисимов Н.К. Организация, планирование и управление в хозяйстве сигнализации и связи: учебник для вузов ж. д. транспорта - М.: Транспорт, 1989;

.   Колесников Б.И. Улучшение использования трудовых ресурсов в условиях рыночных отношений - Екатеринбург, 1996;

.   Сороко В.И., Милюков В.А. Аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики: Справочник - М.: НПФ «Планета», 2000 г.;

.   Архипов Е.В., Гуревич В.Н. Справочник электромонтера СЦБ - М.: Транспорт, 1999;

.   Ягудин Р.Ш. Надежность устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. - М.: Транспорт, 1989;

.   Устройства СЦБ. Технология обслуживания. - М.: Транспорт, 1999;

.   Асс Э.Е., Гончаров А.Я., Папичев В.В. Монтаж устройств

железнодорожной автоматики и телемеханики. - М.: Транспорт, 1988;

10. Асс Э.Е., Гончаров А.Я. Строительство устройств железнодорожной автоматики и телемеханики: Справочник. - М.: Транспорт, 1985;

11. Перникис Б.Д., Ягудин Р.Ш. Предупреждение и устранение неисправностей в устройствах СЦБ. - М.: Транспорт, 1994;





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.