Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профилактика травматизма при занятиях на перекладине




 

В связи с непрерывным ростом сложности упражнений на перекладине страховка и помощь становятся неотъемлемой частью методики обучения и тренировки на всех этапах подготовки гимнастов и эффективной мерой профилактики травматизма.

Под страховкой понимается комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности гимнастов в процессе выполнения упражнений. Она осуществляется без предварительного захвата за руки или другие части тела. При исполнении сложного упражнения захват целесообразно делать заблаговременно, не облегчая занимающемуся его выполнение.

Различают индивидуальную и групповую страховку. Обе формы страховки применяются на начальных этапах обучения наиболее сложным и рискованным элементам и соединениям. Индивидуальная страховка осуществляется преподавателем или одним из занимающихся. Групповая страховка осуществляется двумя или более людьми. При этом каждый из страхующих располагается в определенном месте и выполняет необходимые действия. Непременным условием групповой страховки являются четкие действия каждого из страхующих. Надеяться на партнера по обеспечению страховки категорически запрещается.

Наличие разнообразных страховочных средств в большинстве случаев позволяет применять индивидуальную страховку. Групповая страховка применяется реже.

Для обеспечения страховки используются специальные и технические средства. К специальным относятся: ладонные накладки - полоски из натуральной (лосевой) кожи, надетые на пальцы и закрепленные ремешком на запястье; лямочные петли и перчатки - используются для обучения размахиванию с большой амплитудой и большим оборотам; поролоновые валики, прокладки, маты и покрытия, предохраняющие от ударов о перекладину; ручные и подвесные пояса (лонжи); различные возвышения для удобства и надежности страховки; поролоновая яма или система "трамплин - поролоновая яма - батут" - помогает осваивать упражнения со сложными вращениями в безопорной фазе, снижает чувство страха, уменьшает риск получить травму. В целях безопасности батут устанавливают на уровне пола. На его металлическую раму и амортизаторы укладывают маты. К техническим средствам относятся различные тренажеры с поясом для проводки при изучении больших оборотов на перекладине; амортизирующий пояс для страховки при разучивании акробатических упражнений и др.

Страховка и помощь тесно взаимосвязаны и на начальных этапах обучения новому упражнению часто подменяют друг друга.

Помощь не только исключает возможность срыва со снаряда, падения, но и является одним из методических приемов обучения. Она способствует созданию правильного представления об изучаемом упражнении, быстрому овладению техникой его исполнения и применяется при недостаточном развитии у занимающихся мышечной силы, координации движений, быстроты и других способностей.

Различают следующие виды помощи: проводка - действия тренера, сопровождающие гимнаста по всему упражнению или отдельной его части, фазе; фиксация - задержка гимнаста педагогом в определенной точке движения; подталкивание - кратковременная помощь при перемещении гимнаста снизу вверх; поддержка - кратковременная помощь при перемещении гимнаста сверху вниз; подкрутка - кратковременная помощь гимнасту при выполнении поворотов; комбинированные приемы - использование различных приемов, применяемых одновременно и последовательно; серийные приемы - используются в соответствии с построением комбинации: подталкивание - поддержка, поддержка - подталкивание, подкрутка - подталкивание и т.д.

По мере овладения упражнением степень приложения физических усилий педагогом уменьшается, а затем прекращается вовсе и заменяется страховкой. Помощью и страховкой нельзя злоупотреблять, в противном случае можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, решительных и смелых действий. Надо добиваться от них самостоятельного выполнения упражнений.

При осуществлении страховки необходимо: знать технику исполняемого упражнения; уметь быстро и правильно выбирать место для страховки; применять правильные способы и приемы страховки и помощи; учитывать индивидуальные особенности учеников (физическую, техническую и психологическую подготовленность, способности); на месте страховки стоять устойчиво, по возможности ближе к выполняющему упражнение, но в то же время не мешая ему. Нельзя пользоваться неустойчивыми подставками, с которых осуществляется страховка, ставить на страховку лиц, не подготовленных для этого. Выбор приемов страховки зависит от индивидуальных особенностей страхующего и степени технической подготовленности обучаемого.

При самостоятельном выполнении упражнений большую роль в предотвращении травм приобретает самостраховка - умение занимающегося своевременно принимать правильные решения и самостоятельно выходить из опасных положений. Для предотвращения возможной травмы можно прекратить выполнение упражнения или изменить его, создать дополнительную опору, перехватить руками, сделать соскок и др. Очень важно научить занимающихся правильно приземляться во время падения. Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнений и совершенствования их исполнения.


Заключение

 

Перекладины известны как эффективный снаряд для физических упражнений ещё с древнейших времён, когда будущие воины тренировались на трапециях, оттачивая своё мастерство для грядущих сражений.

При занятиях на перекладине только укрепляются мышцы спины, ног и рук, но и развивается вестибулярный аппарат, ловкость, человек получает удовольствие от движения и учится не бояться высоты.

Очень важно, чтобы при занятиях на перекладине спортсмена подстраховывали, а на полу был постелен мат.

У себя дома на перекладине можно выполнять простейшие акробатические трюки. Можно, уцепившись ступнями ног за перекладину, хорошо подкачать мышцы брюшного пресса. Но желательно, чтобы рядом всегда кто-то стоял и страховал гимнаста. Также можно, держась руками за перекладину, отрывать ноги от пола и махать ими как можно выше из стороны в стороны, вперёд-назад. На перекладине можно выполнять подъём-переворот так, чтобы тело спортсмена оказалось над перекладиной. Но, т.к данная перекладина - подвижная, обязательно присутствие страховки.

Благодаря перекладине, можно последовательно развивать разные группы мышц. Упражнения на перекладине прекрасно разминают мышцы спины, уставшие от длительного сидения в рабочем кресле, улучшают кровообращение во всех частях тела, служат благому делу укрепления здоровья и доведения форм фигуры до эталонов красоты.


Список литературы

 

1. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учеб. для ин-тов физ. культуры/ Под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 544 с.

2. Анцыперов В.В. Обучение силовым статическим упражнениям юных гимнастов: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1982. - 19 с.

3. Аркаев Л.Я. Сучилин Н.Г. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 11. - С.17-25

4. Влияние спортивной гимнастики на опорно-двигательный аппарат занимающихся и некоторые аспекты травматизма: Метод, разраб. для слушателей ФПК, ВШТ и студентов, специализирующихся по данному виду спорта. - М., 1992. - 40 с.

5. Гончаров Н.С. Пути повышения эффективности процесса обучения в спортивной гимнастике. (По материалам исследования некоторых упражнений на перекладине): Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1963. - 15 с.

6. Джорджадзе А.И. О совершенствовании упражнений на перекладине // Теория и практика физической культуры. - 1965. - № 2. - С.63 - 65.

7. Дударев В.Т. Программированное обучение сложным гимнастическим упражнениям на основе сопряженной технической и физической подготовки (На примере упражнений на перекладине): Автореф. дис... канд. пед. наук. - М, 1983. - 24 с.

8. Назаров В.Т. Теоретическое и экспериментальное исследование программы двигательных действий в упражнениях на гимнастических снарядах (на примере перекладины): Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1966. - 32 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...