2. Вторая стадия - установление юридического состава, необходимого для совершения нотариального действия. 13 страница
§ 6. Взаимообмен данными в рамках электронного взаимодействия нотариуса с государственными органами
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) - информационная система, которая позволяет федеральным, региональным и местным органам власти в электронном виде обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг гражданам и организациям. Нотариат - единственная негосударственная структура, участвующая в системе межведомственного электронного взаимодействия. 6 октября 2011 г. подписано Соглашение между ФНП и Минкомсвязи России " О взаимодействии при обеспечении предоставления государственных услуг и исполнении государственных функций в электронном виде". Впоследствии был подписан еще ряд соглашений, на основании которых осуществляется электронное взаимодействие нотариата с государственными структурами: Соглашение между ФНП и ОАО " Сбербанк России" об обмене документами в электронном виде от 30 августа 2011 г.; Соглашение между ФНП и ОАО " Ростелеком" о партнерстве и сотрудничестве от 11 февраля 2013 г.; Соглашение между ФНП и Национальным бюро кредитных историй о сотрудничестве от 17 ноября 2011 г.; Соглашение об информационном взаимодействии при представлении сведений между ФНП и ФНС от 1 июля 2013 г.; Соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ФНП от 20 марта 2014 г. N 28. В целях реализации указанных соглашений в ЕИСН существуют следующие разделы, посредством которых представляется возможным максимально быстро запросить и получить необходимую информацию от государственных органов: запросы в ЕГРЮЛ, передача сведений в ФНС, запросы в ЦККИ, запросы в банк, запросы в Росреестр, запросы в ФМС.
Посредством ЕИСН представителям нотариального сообщества как участникам системы межведомственного электронного взаимодействия доступна функция получения дополнительной информации при совершении нотариального действия. Данная возможность в значительной степени сокращает процедуру совершения нотариальных действий и обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обратившихся за их совершением. Рассмотрим более подробно каждый раздел. Запросы в ЕГРЮЛ. Передача сведений в ФНС. Обмен данными происходит с обязательным соблюдением принципа обеспечения защиты информации и контроля доступа к информации. Представление сведений в рамках Соглашения об информационном взаимодействии при представлении сведений между ФНП и ФНС от 1 июля 2013 г. осуществляется на безвозмездной основе. В рамках настоящего Соглашения стороны осуществляют информационное взаимодействие в электронной форме, а также по письменным запросам. Раздел " Запросы в ЕГРЮЛ" обеспечивает получение выписок из базы данных ФНС России в электронном виде по запросу, формируемому пользователем. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений о конкретном юридическом лице или конкретном индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа осуществляется бесплатно < 1>. -------------------------------- < 1> Пункт 3 ст. 4 Федерального закона от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Сформированный пользователем запрос отправляется на сервер ЕИСН, который, в свою очередь, передает полученный запрос на соответствующий сервер ФНС РФ. Ответ, полученный от сервера ФНС РФ, перенаправляется пользователю - автору запроса. Формирование нового запроса в ЕИСН осуществляется посредством введения ОГРН юридического лица в окно для формирования запроса на получение выписки из ЕГРЮЛ. Для отправки запроса на сервер ЕИСН необходимо произвести обмен данными. Через определенный промежуток времени на экране отобразится результат запроса в виде сформированной выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Ответ на запрос имеет юридическую силу и может быть использован при совершении нотариального действия в том случае, если электронная подпись корректна - выдает положительный результат ее проверки программно-аппаратными средствами.
Раздел " Передача сведений в ФНС" основан на положении абз. 4 ст. 5 Основ и п. 6 ст. 85 НК РФ. Справки о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения направляются в налоговый орган в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах: " Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения. При этом информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым". Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 17 декабря 2014 г. N ММВ-7-6/657@ " О вводе в промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения " ЕГРН" в части обеспечения обработки сведений, поступающих в электронной форме от Федеральной нотариальной палаты в налоговые органы в соответствии с пунктом 6 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации" вступил в силу 29 декабря 2014 г. В соответствии с данным Приказом создан федеральный информационный ресурс " Обмен с ФНП", который включен в перечень федеральных информационных ресурсов, сопровождаемых ФКУ " Налог-Сервис" ФНС России.
Сведения, успешно переданные в ФНС посредством ЕИСН, подписанные электронно-цифровой подписью нотариуса либо лица, временно исполняющего обязанности нотариуса, можно не дублировать на бумажном носителе. Запросы в ЦККИ. Данный раздел был создан в результате соглашения, заключенного между ФНП и Национальным бюро кредитных историй о сотрудничестве от 17 ноября 2011 г., а также Порядком взаимодействия Банка России с Федеральной нотариальной палатой при предоставлении информации Центрального каталога кредитных историй. Данные документы определяют порядок взаимодействия автоматизированной системы " Центральный каталог кредитных историй", разработанной во исполнение Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ " О кредитных историях", и Федеральной нотариальной палаты. Центральный каталог кредитных историй - подразделение Банка России, которое ведет базу данных, создаваемую для поиска бюро кредитных историй, содержащих кредитные истории субъектов. Кредитная история - информация, которая хранится в бюро кредитных историй. Запись кредитной истории - информация, входящая в состав кредитной истории и характеризующая исполнение субъектом кредитной истории принятых на себя обязательств по одному договору займа (кредита), или иному договору либо обязательству. Бюро кредитных историй - юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющееся коммерческой организацией и оказывающее услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг. Субъект кредитной истории - физическое или юридическое лицо, которое является заемщиком по договору займа (кредита), поручителем, принципалом, в отношении которого выдана банковская гарантия или в пользу которого вынесено вступившее в силу и не исполненное в течение 10 дней решение суда о взыскании с должника денежных сумм. Субъектом кредитной истории не является заемщик - участник накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которому предоставлен ипотечный кредит (заем).
Пользователь кредитной истории - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, получившие письменное или иным способом зафиксированное согласие субъекта кредитной истории на получение кредитного отчета в целях, указанных в согласии субъекта кредитной истории.
Нормативно-правовая база
- Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ " О кредитных историях" (с изм. и доп. ); - Порядок взаимодействия Банка России с Федеральной нотариальной палатой при предоставлении информации Центрального каталога кредитных историй; - Указание Банка России от 29 июня 2015 г. N 3701-У " О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй посредством передачи запроса через нотариуса" (с изм. и доп. ); - письмо Банка России от 3 марта 2015 г. N 012-33-7/1883 " О применении Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ " О кредитных историях". Ранее действовало Указание Банка России от 14 апреля 2009 г. N 2214-У " О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством передачи заявления через нотариуса" (в настоящее время утратило силу).
Порядок направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй посредством передачи запроса через нотариуса
Субъект кредитной истории (пользователь кредитной истории) вправе получить информацию о БКИ, в котором хранится кредитная история субъекта кредитной истории, либо об отсутствии такой информации посредством направления через нотариуса запроса в ЦККИ, сформированного на основании заявления субъекта кредитной истории (пользователя кредитной истории). В заявлении субъект (пользователь) указывает свой адрес и способ передачи ему ответа из ЦККИ, а также представляет нотариусу следующие документы: - субъект кредитной истории - физическое лицо (индивидуальный предприниматель) - паспорт гражданина Российской Федерации; - субъект кредитной истории - юридическое лицо - Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (оригинал или надлежащим образом заверенная копия); - пользователь кредитной истории - юридическое лицо: а) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (оригинал или надлежащим образом заверенная копия); б) письменное или иным способом документально зафиксированное согласие субъекта кредитной истории на получение кредитного отчета в целях, указанных в согласии субъекта кредитной истории;
- пользователь кредитной истории - индивидуальный предприниматель а) паспорт гражданина Российской Федерации; б) свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (оригинал или надлежащим образом заверенная копия); в) согласие субъекта кредитной истории. Экземпляр (надлежащим образом заверенная копия) согласия субъекта кредитной истории, предоставляемый (предоставляемая) нотариусу пользователем кредитной истории, остается на хранении у нотариуса. Наследник через нотариуса, осуществляющего проверку по наследственному делу, на основании заявления вправе получить информацию о БКИ, в котором хранится кредитная история проверяемого субъекта кредитной истории, либо об отсутствии такой информации посредством направления запроса в ЦККИ (далее - запрос наследника) на безвозмездной основе. В заявлении наследник указывает свой адрес и способ передачи ему ответа из ЦККИ. Финансовый управляющий вправе получить информацию о БКИ, в котором хранится кредитная история субъекта кредитной истории, либо об отсутствии такой информации посредством направления через нотариуса запроса в ЦККИ, сформированного на основании заявления финансового управляющего. В заявлении финансовый управляющий указывает свой адрес и способ передачи ему ответа из ЦККИ, а также представляет нотариусу следующие документы: а) паспорт гражданина Российской Федерации; б) судебный акт об утверждении финансового управляющего в деле о несостоятельности (банкротстве) запрашиваемого субъекта кредитной истории - физического лица. Запрос субъекта кредитной истории, запрос наследника должны содержать информацию о субъекте кредитной истории. 1. Для физического лица (индивидуального предпринимателя), указываются следующие ключевые реквизиты: фамилия, имя, отчество (при наличии), данные паспорта, дата его выдачи. 2. Для юридического лица указываются следующие ключевые реквизиты: - полное наименование юридического лица, основной государственный регистрационный номер юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика. Запрос в электронной форме направляется нотариусом в Федеральную нотариальную палату посредством единой информационной системы нотариата в день получения соответствующего заявления. ФНП направляет поступивший от нотариуса запрос по электронной почте в ЦККИ с применением средств криптографической защиты информации. ЦККИ направляет ответ нотариусу через ФНП с применением средств криптографической защиты информации. Ответ на запрос содержит информацию о БКИ, в котором хранится кредитная история субъекта или об отсутствии такой информации. При наличии в ЦККИ информации ответ на запрос содержит следующую информацию: - ключевые реквизиты, в соответствии с которыми указываются сведения, приводимые в запросе субъекта кредитной истории (пользователя кредитной истории), запросе наследника в ЦККИ, установленные Приложением 1 к настоящему Указанию; - дата запроса субъекта кредитной истории (пользователя кредитной истории), запроса наследника; - полное наименование БКИ, в котором хранится кредитная история субъекта кредитной истории; - адрес (место нахождения) и телефон БКИ; - номер БКИ в государственном реестре бюро кредитных историй. Субъект кредитной истории (пользователь кредитной истории), наследник извещается о получении ответа ЦККИ нотариусом, направлявшим запрос, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения ответа нотариусом через ФНП. По просьбе лица, подавшего указанное заявление, ему выдается свидетельство о передаче заявления в порядке ст. 86 Основ. Субъект кредитной истории (пользователь кредитной истории), а также финансовый управляющий, утвержденный в деле о несостоятельности (банкротстве), вправе указать свой адрес и способ передачи ему ответа из ЦККИ. Запросы в банк. Соглашение между ФНП и ОАО " Сбербанк России" об обмене документами в электронном виде от 30 августа 2011 г. привело к созданию данного раздела. Электронные документы, защищенные корректной электронной подписью, передаются и принимаются посредством ЕИСН, исполняются без их последующего представления на бумажном носителе. В качестве основного канала связи сторонами принято решение использовать Интернет, в качестве резервного канала связи - осуществление доставки уполномоченным лицом нотариата электронных файлов, заверенных электронной подписью, на электронных носителях. Передача документов в электронном виде реализуется с помощью: - программных средств, обеспечивающих изготовление ключей электронной подписи и ключей проверки электронной подписи, формирование и проверку электронной подписи; - программных и аппаратных средств, обеспечивающих передачу, прием электронных документов по каналу связи и конфиденциальности документов в процессе передачи. Электронный документ, имеющий корректную электронную подпись, признается другой стороной как эквивалентный документу на бумажном носителе и порождает права и обязанности сторон при выполнении взаимных обязательств. Моментом получения информации является текущее время по системным часам принимающей стороны в момент помещения информации в архив входящих сообщений. Временем отправки Банком транспортных пакетов считается время их размещения на почтовом сервере, в почтовом ящике Нотариата, который обязан проводить опрос почтовых серверов Банка не реже одного раза в день. Не подлежат исполнению поступившие документы, оформленные без электронной подписи нотариуса либо подписанные некорректной электронной подписью. В данном случае направляется служебно-информационное сообщение с отказом от приема такого электронного документа с указанием причины. Передаваемая информация является конфиденциальной и не подлежит разглашению третьим лицам. Данный раздел ЕИСН обеспечивает получение информации о вкладах (счетах) и другом имуществе наследодателя из ОАО " Сбербанк России" в электронном виде по запросу, формируемому пользователем. Запросы в орган регистрации прав. Взаимодействие нотариусов с органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, происходит в рамках Соглашения N 28, подписанного 20 марта 2014 г. между ФНП и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Соглашение). Взаимообмен информацией происходит на безвозмездной основе в соответствии с Протоколом к вышеуказанному Соглашению " О порядке взаимодействия при предоставлении нотариусом документов на государственную регистрацию прав, запросе нотариусом информации о зарегистрированных правах, запросе государственным регистратором сведений, необходимых для проведения правовой экспертизы документов и проверки законности сделки". Вышеуказанным протоколом регулируется порядок взаимодействия при предоставлении информации о зарегистрированных правах. Нотариус вправе обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав: - с запросом о предоставлении сведений о правах наследодателя на объекты недвижимого имущества, сведений о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным, обобщенных сведений о правах наследодателя на имеющиеся у него объекты недвижимости в связи с открытием наследства; - с запросом о предоставлении сведений о правах на объекты недвижимого имущества, сведений о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным и (или) копий правоустанавливающих документов в связи с истребованием сведений и документов, необходимых для совершения нотариального действия; - с запросом о предоставлении сведений о правах залогодержателя на предмет ипотеки и (или) копий правоустанавливающих документов, сведений о содержании правоустанавливающих документов в связи с проверкой нотариусом условий совершения исполнительной надписи. Запрос представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав посредством личного обращения, почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе посредством ЕИСН. В случае если вышеуказанные запросы направляются нотариусом в электронной форме, запрошенные сведения должны быть предоставлены в электронной форме в автоматизированном режиме незамедлительно, но не позднее следующего рабочего дня после дня направления соответствующего запроса. В случаях, когда предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом или в ЕГРП отсутствуют запрашиваемые сведения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, выдает или направляет обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений. Раздел ЕИСН " Запросы в Росреестр" создан с целью максимально быстрого, дистанционного получения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в электронном виде по запросу, формируемому пользователем. Запросы подразделяются на виды: " По объекту" - запрос на предоставление сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества; " По субъекту" - запрос на предоставление сведений о правах на недвижимое имущество, зарегистрированных на имя физического лица; " О содержании правоустанавливающих документов на объект недвижимости"; " Запрос, содержащий сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным". Ответ оформляется в виде выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Ответ на запрос имеет юридическую силу и может быть использован при совершении нотариального действия в том случае, если электронная подпись корректна - выдает положительный результат ее проверки программно-аппаратными средствами. Нотариус имеет возможность самостоятельно, без использования ЕИСН, получить сведения. Данные действия осуществляются на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации и картографии по адресу www. rosreestr. ru. Виды выписок: 1) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости; 2) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости; 3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости; 4) выписка о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в виде: - кадастрового плана территории; - уведомления об отсутствии сведений о лицах, получивших сведения об объекте недвижимости; - справки о лицах, получивших сведения об объекте недвижимости; - уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений; - решения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений из Единого государственного реестра недвижимости. Запросы в ФМС. Данный раздел ЕИСН создан с целью дистанционного получения сведений, содержащихся в информационных системах Федеральной миграционной службы РФ (далее - ФМС) в электронном виде по запросу, формируемому пользователем. Доступ к базам данных ФМС осуществляется посредством СМЭВ. Поскольку нотариальное сообщество является участником данной системы, нотариусам предоставляется право получения информации, предоставляемой органами ФМС для свободного доступа всем участникам СМЭВ. Данный раздел состоит из двух подразделов: " Запросы", " Проверка паспорта". Подраздел " Запросы" состоит из списка уже сформированных запросов, результатов выполнения запросов и параметров " Фильтр". Запросы подразделяются на виды: " Расширенная проверка паспорта" - осуществляется по Ф. И. О. гражданина, серии, номеру паспорта, коду подразделения; " Запрос паспортного досье по СНИЛС" - осуществляется по номеру СНИЛС; " Получение регистрации по месту жительства" - осуществляется по Ф. И. О. гражданина, дате рождения, серии, номеру и дате выдачи паспорта. Подраздел " Проверка паспорта" - осуществляется по серии, номеру и дате выдачи паспорта. Необходимо отметить, что положено начало электронного взаимодействия нотариусов и органов государственной власти. С каждым годом законодатель стремится усовершенствовать и оптимизировать данное направление, создавая правовую базу для развития системы межведомственного электронного взаимодействия.
Часть II. ПРАВИЛА СОВЕРШЕНИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Раздел V. НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ГРАЖДАНСКОМ ОБОРОТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 11. ПРАВИЛА СОВЕРШЕНИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
§ 1. Общие условия удостоверения сделок
1. Общие положения о сделках. Сделками признаются действия субъектов гражданского права, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Нередко согласие на совершение сделки также является сделкой. Часто юридически значимые сообщения тоже являются сделками. Наиболее важные положения о понятии, видах, форме сделок, а также о согласии на совершение сделок и юридически значимых сообщениях содержатся в ст. ст. 153 - 165. 1 ГК РФ. Наиболее общие правила о недействительных сделках изложены в ст. ст. 166 - 181 ГК РФ. 2. Сделки могут совершать: 1) граждане (физические лица); 2) юридические лица. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, по общему правилу названные субъекты могут совершать сделки на равных началах с гражданами и юридическими лицами Российской Федерации. Исключений немного. Например, в силу Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 " О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизировать жилье могут только граждане России; 3) Российская Федерация; 4) субъекты Российской Федерации (области, края и т. д. ); 5) муниципальные образования (городские и сельские поселения и т. д. ). Последние три субъекта участвуют в отношениях, регулируемых гражданским правом на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Поэтому город может заключить договор купли-продажи, подряда и т. д. и т. п. От имени названных субъектов выступают соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. 3. Виды сделок. Сделки могут быть односторонними, двух- или многосторонними. Односторонней считается сделка, для совершения которой необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (выдача доверенности, составление завещания и т. д. ). Для совершения двух- или многосторонней сделки (договора) необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка). При этом очень важно различать стороны сделки и участников сделки. Так, в договоре дарения всегда две стороны: даритель и одаряемый. Но на одной стороне нередко выступают несколько лиц (в примере - чаще на стороне дарителя). Сделки могут быть консенсуальными (права и обязанности возникают с момента достижения соглашения (купля-продажа, аренда, подряд и большинство других двух- и многосторонних сделок) и реальными (кроме соглашения для возникновения прав и обязанностей необходима передача имущества (заем, в большинстве случаев дарение и безвозмездное пользование имуществом и т. д. ). Сделки бывают возмездными (сторона получает плату или иное встречное предоставление) и безвозмездными (нет встречного предоставления). Большинство сделок возмездные (купля-продажа, подряд, наем жилого помещения и т. д. ). Более того, договор предполагается возмездным, поскольку иное не вытекает из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ). 4. Форма сделок может быть устной и письменной. Различается простая письменная форма и нотариальная форма. Сделка должна быть совершена в нотариальной форме: 1) в случаях, указанных в законе (например, в соответствии со ст. 584 ГК РФ нотариальному удостоверению подлежит договор ренты); 2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась. Поэтому, если стороны решили облечь в нотариальную форму какую-либо сделку, хотя закон этого не требует, то нотариус не может отказать в нотариальном удостоверении этой сделки (любой сделки). Естественно, если сделка соответствует закону. В некоторых случаях требуется государственная регистрация сделок. Например, залог доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (абз. 1 п. 2, п. 3 ст. 22 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ " Об обществах с ограниченной ответственностью" ). Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ). 5. Нотариальному удостоверению подлежат, в частности, следующие двусторонние сделки: - уступка требования, основанного на сделке, совершенной в нотариальной форме (п. 1 ст. 389 ГК РФ); - перевод долга, основанный на сделке, совершенной в нотариальной форме (п. 2 ст. 391, п. 1 ст. 389 ГК РФ); - договор залога в обеспечение обязательств по договору, который должен быть нотариально удостоверен (п. 3 ст. 339 ГК РФ); - договор ренты (ст. 584 ГК РФ); - брачный договор (п. 2 ст. 41 СК РФ); и - соглашение об уплате алиментов (п. 1 ст. 100 СК РФ); - договор об отчуждении доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (абз. 1 п. 11 ст. 21 Закона об ООО). В случаях, указанных в абз. 2 п. 11 Закона об ООО, нотариальное удостоверение таких договоров не требуется;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|