Курсы по выбору (68 часов) ориентированы на организацию занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Для этого организованы модульные курсы по типу профессиональных проб, предоставляющих подросткам возможность не только приобрести опыт освоения посильных элементов профессиональной деятельности, но и осознать свои возможности, интересы, предпочтения.
Цели курсов:
Выявление интересов и склонностей школьников, формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности;
Помощь в принятии адекватного выбора дальнейшего направления образования, пути получения образования.
Календарный план работы по выявлению профессиональных интересов, склонностей и способностей.
Сроки реализации
Этапы
Взаимодействие
7-8 класс
9 класс
10-11 класс
1. Подготовительный этап
Сентябрь
Подготовка материалов.
Собеседование с классными руководителями.
Составление плана работы
Классный руководитель,
Зам. дир. по В.Р. психолог
2. Информационный этап
Октябрь
· Информирование учеников по проблемам досугового самоопределения.
· Информирование о профильных классах данной школы и других школ города.
· Информирование родителей о возможных вариантах выбора.
· Информирование учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута.
· Информирование учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения.
· Представление в доступной форме профессиограмм наиболее популярных среди учащихся профессий.
Классный руководитель
Психолог
3. Диагностический этап
Ноябрь -
Декабрь
· Диагностика интересов, потребностей и склонностей:
- карта интересов;
- диагностика включенности и эмоционального благополучия на уроках.
· Диагностика возможностей:
- анализ результатов успеваемости;
- анализ результатов досуговой деятельности;
- проведение экспресс-диагностики (определение типа мышления).
· Анкетирование родителей:
- анкета “Мнение”.
· Изучение интересов, потребностей и склонностей:
- карта интересов;
- диагностика свойств личности.
· Диагностика возможностей:
- анализ результатов успеваемости;
- анализ результатов досуговой деятельности;
- проведение экспресс-диагностики (определение типа интеллекта).
· Изучение интересов, потребностей и склонностей:
- карта интересов;
- диагностика свойств личности.
- анкета “Ориентация”
- опросник Дж. Голланда;
· Диагностика возможностей:
- анализ результатов успеваемости;
- анализ результатов досуговой деятельности;
- проведение экспресс-диагностики (определение типа интеллекта).
- анкета “Стили познания”.
Психолог,
учащиеся,
родители
4. Аналитический этап
Декабрь -
Январь
· Анализ результатов диагностики интересов и возможностей каждого учащегося.
· Анализ мнения родителей, классного руководителя и учителей.
· Подведение итогов диагностической работы, подготовка рекомендаций.
·Обработка и анализ результатов диагностики.
·Соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося.
·Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий.
·Обработка и анализ результатов диагностики.
·Соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося.
· Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий.
Психолог
Учащиеся совместно с психологом
5. Обобщающий этап
Февраль – Март
· Индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики и выбору образовательного маршрута.
· Индивидуальное консультирование родителей по итогам работы.
· Беседа с классным руководителем по результатам работы с классом
·Определение основного и запасных вариантов с использованием алгоритма “сильные и слабые стороны выбора”.
·Выработка конкретных шагов на ближайшее будущее по сбору информации для окончательного принятия решения по выбору профиля обучения.
·Индивидуальное консультирование учащихся, родителей по проблемам выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.
· Проведение серии индивидуальных консультаций для учащихся.
· Работа с учащимися по анализу основного и запасного вариантов выбора с использованием алгоритма “Мой выбор”.
· Индивидуальное консультирование родителей по проблемам выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения.
Психолог,
администрация,
классные руководители.
6. Заключительный этап
Апрель -
Май
· Работа по схеме
“МОГУ + ХОЧУ + НАДО + Варианты выбора”
· Составление списков класса с указанием основного и запасного вариантов образовательного маршрута после окончания 9 класса.
· Беседа с классным руководителем по результатам работы по оформлению портфолио.
· “Круглый стол” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации.
· Составление списков класса с указанием основного и запасного вариантов выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения.
· Беседа с классным руководителем по результатам работы по оформлению портфолио.
· “Круглый стол” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации.
Классный руководитель,
администрация
психолог
Приложение 5
Календарный план работы с портфолио
Сроки
Мероприятия
Ответственные
Формы, используемые в мероприятии
Сентябрь
Родительское собрание для параллели 9-х классов “Предпрофильная подготовка”. Обсуждаемые вопросы: - цели и задачи предпрофильной подготовки; - курсы по выбору; - портфолио (внешний вид, значение, формирование, знакомство с формами и их заполнением) - роль родителей, детей и школы в формировании портфолио; - итоговая аттестация.
Администрация школы, классные руководители, Приглашаются: родители, учащиеся 9-х классов
Образец портфолио
Классный час “Предпрофильная подготовка, знакомство с портфолио, начало оформления и формирования” Заполнение титульного листа, листа самоанализа начала года
Классный руководитель, учащиеся
Журнал отчетных форм и пустая папка (у каждого учащегося)
Оформление стенда по предпрофильной подготовке с образцом заполнения портфолио и инструкцией (пояснением к нему), набором профилей в сети, структурой образовательной сети, списком курсов по выбору. Оформление стенда по предпрофильной подготовке с образцом заполнения портфолио и инструкцией (пояснением к нему), набором профилей в сети, структурой образовательной сети, списком курсов по выбору
Заместитель директора по НМР
Полный образец портфолио
Октябрь апрель
Посещение элективных курсов, заполнение зачетного листа посещения элективных курсов, накопление документов, образцов показательных работ в Копилке достижений.
Учащиеся, учителя (школы и ДОУ)
Грамоты, дипломы, свидетельства, удостоверения отчеты, проекты, научные исследования, журнал отчетных форм
Апрель (последняя неделя)
Классный час “Оформление портфолио” составление перечня портфолио, заполнение листа самоанализа по итогам года, заполнение выписки из портфолио по профилю