Тема 9. Мистицизм и святость
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Рабочая программа дисциплины ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
Направление подготовки Религиоведение ___________________________
Профиль подготовки Религиоведение, преподавание религиоведения ____________________________________________________________
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения
очная ___________________
Саратов,
Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «феноменология религии» являются: -изучение одной из базовых дисциплин по специальности; - обучение навыкам профессионального анализа религиозных феноменов; - овладение теоретической и методологической культурой исследований по темам религиоведения.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Данная дисциплина относится к базовой части общей профессиональной подготовки, являясь элементом… Дисциплина «Феноменология религии» методологически и содержательно связана основными курсами подготовки религиоведов – историей религии, эзотерическими учениями, философией и психологией религии. Курс по феноменеологии религии, в свою очередь, формирует знания и навыки, необходимые для изучения смежных дисциплин общей и профессиональной подготовки бакалавров религиоведов. Студент должен обладать методологическими и теоретическими знаниями по самостоятельному анализу религиозных феноменов, чтобы грамотно и корректно проводить религиоведческие экспертизы.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1; ОК-3; ОК-8; ПК-1.1; ПК-1.3; ПК-2.5; ПК-2.9; ПК-2.10; ПК-2.11.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: Базовые принципы и основные концепции дисциплины; Уметь: проводить самостоятельный анализ различных систем религиозного опыта и религиозных традиций; Владеть: Навыками самостоятельного анализа и грамотного действия в различных религиозных ситуациях, имеющих конфликтогенный характер.
4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3, 9 зачётных единиц 36 часов.
Раздел 1. Предмет и метод феноменологии религии Тема 1. Предмет и метод феноменологии религии Семантическое поле понятия «феномен». Что такое – феноменология религии? Соотношение философии религии, истории религии, психологии религии и феноменологии религии. Зависимость толкования религии от понимания термина «феномен». Вилфред Кантвелл Смит о понятии «религия». Религиозные и иные священные традиции. Relegere или religare? Методология феноменологических исследований религиозного.
Тема 2. Исторические этапы феноменологии религии Дескриптивный этап феноменологии религии. Влияние И.Канта: различие феноменов и ноуменов. «Феноменология духа» Гегеля. Классический этап. П.Д.Шанетепи де ла Соссе. Связь между эмпирической и концептуальной стороной религии. Формировании феноменологической методологии. Протестантский теолог Корнелиус Тиле. Разграничение науки о религии – религиоведения – и теологии.
Свременный этап феноменологии религии. Значение концепции Р.Отто и определение Нуминозного как ganz Andere. Раздел 2. Религиозный опыт и религиозные феномены Тема 3. Концепция Рудольфа Отто и дискуссии о Святом Феноменология религии Р.Отто. Оппозиция Святое/Священное. Антиредукционизм в определении Святого. Нуминозное как религиозный прафеномен. Божественное как ganz Andere. Дискуссии о природе Святого и Священного как первофеномена религиозного. Достоинства и недостатки концепции Р.Отто. Тема 4. Феноменология религии П.А.Флоренского Феноменология религии и «конкретная метафизика» П.А.Флоренского. Лекции П.А.Флоренского по «Философии культа» и их значение для феноменологии религии. Понятие символа и символизма в религиозном культе. Культ и культура. Три основных вида деятельности в культуре: литургическая, идеологическая и хозяйственная. Культовые ритуалы как онтологические таинства. Связь мира дольнего и мира горнего. Обратная перспектива как структурный закон связи духовного и физического. Тема 5. Религиозный опыт как феномен Религиозный опыт как квинтэссенция феноменологии религии. Опыт как средоточие фундаментальной дилеммы: философии языка и философии сознания.. Языковое априори и непосредственные данности сознания. Обращение к религиозному опыту как данностям сознания. Неизбежность перехода от мифологической к феноменологической фазе, от трансцендентного – к трансцендентальному. Духовный опыт исихастов как «Умное деланье». Тема 6. Опыт религиозного обращения У. Джемс. «Многообразие религиозного опыта». Два вида религиозного обращения: постепенный приход к вере и воцерковлению и мгновенное, чудесное обращение. Обращение апостола Павла и «Исповедь» Августина. Воля Божия и сознательная человеческая воля. Чудесное обращение и собственные волевые усилия. Т. Карлейль: переход от вечного Нет к вечному Да через «центр безразличия». Принцип синергийного сорабтничества Бога и человека в исихазме.
Раздел 3. Мистика и святость как религиозные феномены Тема 7. Феноменология небесного и духовного миров у Э.Сведенборга Визионерский опыт Э. Сведенборга. Образ Бога – образ человеческий. О природе ангелов небесных и духовных. Специфика небесного и духовного миров по Сведенборгу. Человеческие души и их посмертная судьба. Наука соответствий между человеком и мирозданием. «Слово Божие написано одними соответствиями». Иерархия небес. Символика света. Вечность и время. Время как изменение состояний. Роль любви в посмертной судьбе души.
Тема 8. «Роза мира» Даниила Андреева Предрасположенность к визионерскому опыту является такой врождённой, как предрасположенность к музыке, поэзии, математике или философии. Переживание метаистории. Трансфизический метод познания, внутренне зрение и глубинная память. Общая структура мироздания по Д. Андрееву. Сакуала, брамфатура, шаданакар. Богорождённые и богостворённые монады. Структура Шаданакара: восходящие миры. Затомисы. Вершины метакультур, их синклиты. Яросвет и Навна как архетипы Небесной России. Нисходящие миры. Человечество даймонов. «Роза мира» как единая религия и единая Церковь человечества.
Тема 9. Мистицизм и святость Мистика и святость как две предельные и отличные друг от друга формы религиозного опыта. «Ослеплённые светом» у Г. Майринка. Интерпретация мистического опыта. Интенция возвращения вспять – к началу творения, единению с Богом, имперсональное растворение в Абсолюте. Сохранение личностного начала в опыте святости. Мистицизм как великий духовный поток, проходящий через все религии.. Мистика Ничто. Любовь как онтологическая сила. Спонатнный и сознательно практикуемый мистицизм. Православные и католические святые. Чудо личностного Богообщения. Бог как Другой. Трансперсональный опыт как практикуемый мистицизм. Феноменология святости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|