Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Мистицизм и святость




Рабочая программа дисциплины

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

 

Направление подготовки

Религиоведение

___________________________

 

 

Профиль подготовки

Религиоведение, преподавание религиоведения

____________________________________________________________

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

 

очная

___________________

 

Саратов,

 

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «феноменология религии» являются:

-изучение одной из базовых дисциплин по специальности;

- обучение навыкам профессионального анализа религиозных феноменов;

- овладение теоретической и методологической культурой исследований по темам религиоведения.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина относится к базовой части общей профессиональной подготовки, являясь элементом…

Дисциплина «Феноменология религии» методологически и содержательно связана основными курсами подготовки религиоведов – историей религии, эзотерическими учениями, философией и психологией религии. Курс по феноменеологии религии, в свою очередь, формирует знания и навыки, необходимые для изучения смежных дисциплин общей и профессиональной подготовки бакалавров религиоведов.

Студент должен обладать методологическими и теоретическими знаниями по самостоятельному анализу религиозных феноменов, чтобы грамотно и корректно проводить религиоведческие экспертизы.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

 

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

ОК-1;

ОК-3;

ОК-8;

ПК-1.1;

ПК-1.3;

ПК-2.5;

ПК-2.9;

ПК-2.10;

ПК-2.11.

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: Базовые принципы и основные концепции дисциплины;

Уметь: проводить самостоятельный анализ различных систем религиозного опыта и религиозных традиций;

Владеть: Навыками самостоятельного анализа и грамотного действия в различных религиозных ситуациях, имеющих конфликтогенный характер.

 

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3, 9 зачётных единиц 36 часов.

 

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной Работы, включая само- стоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах) Формы текущего Контроля успеваемости (по неделям сесместра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
  Предмет и метод феноменологии религии   1-2          
  Религиозный опыт и религиозные феномены   3-6          
  Мистика и святость как религиозные феномены   7-9          
  Феноменология иерофании и религиозная онтология   10-15          
  Современные теоретические модели по феноменологии религии   16-17         Экзамен:

 

 

Раздел 1. Предмет и метод феноменологии религии

Тема 1. Предмет и метод феноменологии религии

Семантическое поле понятия «феномен». Что такое – феноменология религии? Соотношение философии религии, истории религии, психологии религии и феноменологии религии. Зависимость толкования религии от понимания термина «феномен». Вилфред Кантвелл Смит о понятии «религия». Религиозные и иные священные традиции. Relegere или religare? Методология феноменологических исследований религиозного.

 

Тема 2. Исторические этапы феноменологии религии

Дескриптивный этап феноменологии религии. Влияние И.Канта: различие феноменов и ноуменов. «Феноменология духа» Гегеля. Классический этап. П.Д.Шанетепи де ла Соссе. Связь между эмпирической и концептуальной стороной религии. Формировании феноменологической методологии. Протестантский теолог Корнелиус Тиле. Разграничение науки о религии – религиоведения – и теологии.

Свременный этап феноменологии религии. Значение концепции Р.Отто и определение Нуминозного как ganz Andere.

Раздел 2. Религиозный опыт и религиозные феномены

Тема 3. Концепция Рудольфа Отто и дискуссии о Святом

Феноменология религии Р.Отто. Оппозиция Святое/Священное. Антиредукционизм в определении Святого. Нуминозное как религиозный прафеномен. Божественное как ganz Andere. Дискуссии о природе Святого и Священного как первофеномена религиозного. Достоинства и недостатки концепции Р.Отто.

Тема 4. Феноменология религии П.А.Флоренского

Феноменология религии и «конкретная метафизика» П.А.Флоренского. Лекции П.А.Флоренского по «Философии культа» и их значение для феноменологии религии. Понятие символа и символизма в религиозном культе. Культ и культура. Три основных вида деятельности в культуре: литургическая, идеологическая и хозяйственная. Культовые ритуалы как онтологические таинства. Связь мира дольнего и мира горнего. Обратная перспектива как структурный закон связи духовного и физического.

Тема 5. Религиозный опыт как феномен

Религиозный опыт как квинтэссенция феноменологии религии. Опыт как средоточие фундаментальной дилеммы: философии языка и философии сознания.. Языковое априори и непосредственные данности сознания. Обращение к религиозному опыту как данностям сознания. Неизбежность перехода от мифологической к феноменологической фазе, от трансцендентного – к трансцендентальному. Духовный опыт исихастов как «Умное деланье».

Тема 6. Опыт религиозного обращения

У. Джемс. «Многообразие религиозного опыта». Два вида религиозного обращения: постепенный приход к вере и воцерковлению и мгновенное, чудесное обращение. Обращение апостола Павла и «Исповедь» Августина. Воля Божия и сознательная человеческая воля. Чудесное обращение и собственные волевые усилия. Т. Карлейль: переход от вечного Нет к вечному Да через «центр безразличия». Принцип синергийного сорабтничества Бога и человека в исихазме.

 

Раздел 3. Мистика и святость как религиозные феномены

Тема 7. Феноменология небесного и духовного миров у Э.Сведенборга

Визионерский опыт Э. Сведенборга. Образ Бога – образ человеческий. О природе ангелов небесных и духовных. Специфика небесного и духовного миров по Сведенборгу. Человеческие души и их посмертная судьба. Наука соответствий между человеком и мирозданием. «Слово Божие написано одними соответствиями». Иерархия небес. Символика света. Вечность и время. Время как изменение состояний. Роль любви в посмертной судьбе души.

 

Тема 8. «Роза мира» Даниила Андреева

Предрасположенность к визионерскому опыту является такой врождённой, как предрасположенность к музыке, поэзии, математике или философии. Переживание метаистории. Трансфизический метод познания, внутренне зрение и глубинная память. Общая структура мироздания по Д. Андрееву. Сакуала, брамфатура, шаданакар. Богорождённые и богостворённые монады. Структура Шаданакара: восходящие миры. Затомисы. Вершины метакультур, их синклиты. Яросвет и Навна как архетипы Небесной России. Нисходящие миры. Человечество даймонов. «Роза мира» как единая религия и единая Церковь человечества.

 

Тема 9. Мистицизм и святость

Мистика и святость как две предельные и отличные друг от друга формы религиозного опыта. «Ослеплённые светом» у Г. Майринка. Интерпретация мистического опыта. Интенция возвращения вспять – к началу творения, единению с Богом, имперсональное растворение в Абсолюте. Сохранение личностного начала в опыте святости. Мистицизм как великий духовный поток, проходящий через все религии.. Мистика Ничто. Любовь как онтологическая сила. Спонатнный и сознательно практикуемый мистицизм. Православные и католические святые. Чудо личностного Богообщения. Бог как Другой. Трансперсональный опыт как практикуемый мистицизм. Феноменология святости.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...