Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В.М. Васнецов. Народная тема в былинно-сказочном аспекте




Сказочная, богатырская и историческая тема в творчестве В.М. Васнецова

Произведения искусства, как люди, имеют свою судьбу и свою биографию. Многие из них сначала принесли славу и известность своим создателям, потом бесследно улетучились из памяти потомков. Творчество Виктора Михайловича Васнецова принадлежит к счастливым исключениям в искусстве, рожденные художником живописные образы входят в нашу жизнь с самого детства. С возрастом могут их сменять другие увлечения, появляются новые властители дум, но полотна Васнецова никогда не вытесняются полностью, наоборот - еще больше уплотняются в человеческой памяти.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926г.г.) - один из самых знаменитых русских художников XIX века. Его называли «истинным богатырем русской живописи». Но первый из живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. Но именно этот Васнецов - автор «Аленушки», «Ивана-царевича на сером волке», широко репродуцируемых в течение многих лет огромными тиражами - вошел в массовое сознание. Васнецов стал одним из первых мастеров, кому стали тесны рамки станковой картины и кто обратился к «украшению жизни», взялся за самые различные области искусства - театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство. Он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую, граничащую с хулой, критику своих работ.

«Я только Русью и жил» - эти слова художника характеризуют смысл и значение его творчества. Имя Васнецова - одно из самых любимых и известных имен русских художников. Его творческое наследие интересно и многогранно.

Талант живописца проявился во всех областях изобразительного искусства. Картины бытового жанра и поэтические полотна, сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей, эскизы театральных декораций; портретная живопись и орнаментное искусство, росписи на исторические сюжеты и архитектурные проекты - таков творческий диапазон художника.

В.М. Васнецова с благодарностью вспоминают потомки.

Много лет работал художник над этим знаменитым полотном, выразившим наиболее полно и совершенно, лучшие стороны его огромного дарования.

Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с трепетным волнением вслушивался будущий художник в героические сказания, богатырские былины и волшебные сказки. Образы национального фольклора глубоко запали во впечатлительную душу ребенка, завладели его фантазией, стали как бы частицей его поэтической натуры. Эти настроения и чувства поддерживала и питала величественная, со сказочным оттенком, суровая природа родного Вятского края с ее дремучими, непроходимыми лесами и окружающий бытовой уклад, бережно хранивший многие древние предания и отголоски старины. С живым интересом приглядывался юный Васнецов к народным обрядам и обычаям своих земляков.

Широко, раздольно распростерлось поле. Бескрайное, неодолимое гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут облака. Орлы сторожат курганы. Вот и богатыри на заставе, богатыри на защите родного края. Порывистый ветер подхватывает гривы могучих коней, несет горький запах полыни. Сверкает глаз Бурушки - любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Глядит далеко-далеко вдаль. Изготовлено копьё. Насторожены и други его - Добрыня Никитич и Алеша Попович. Грозная сила в этом суровом ожидании. Бессонна дружина. Спокойны и дружелюбны богатыри. И рады бы мирно почивать в своих домах, да лезет к нам всякая нечисть. Хотят испытать враги непобедимость богатырскую. Гремит гортанно гром за увалами. Стоит не дрогнет богатырская застава.

По былинным сказаниям Илья Муромец был главным из богатырей. Три побратима изображены на картине, их боевое товарищество и боевая верность. И не потому выделяется Илья Муромец среди других, что был сильнее их. Отличается он прямотой душевной, волей, стойкостью, умом, заботу о бедных и сиротах берет на себя. У каждого из богатырей своя биография, свой нрав. Добрыня Никитич - знатного происхождения, Алеша Попович «сын соборного попа ростовского», он победил Тугарина и много сражался с кочевниками.

Васнецов несколько раз переделывал те места в картине, которые ему почему-то не нравились. Особенно много работал над лицом Добрыни Никитича - лицо Добрыни стало собирательным типом Васнецовых - отца, деда, отчасти самого Виктора Михайловича. Для Алеши Поповича позировал рано умерший сын Саввы Мамонтова, талантливый Андрей. Для Ильи Муромца художник искал все новые типажи: то рисовал абрамцевского кузнеца, то московского ломового извозчика. «Иду по набережной около крымского моста - рассказывал Васнецов - и вижу стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь мой Илья».

Под стать богатырям и их кони. Традиционен для русской живописи подбор масти коней - белый, гнедой, вороной. Это излюбленные цветовые сочетания народных преданий и сказок. Грузный и лохматый самый «былинный» конь, такой же мощный и упористый, как и его седок, Илья Муромец. Он стоит спокойно, только слегка потряхивает бубенчиками. Сила у него могучая поистине сказочная.

Общее настроение торжественной приподнятости придает картине и пейзаж, который «тяжело давался» художнику. Буйный ветер пригибает к земле травы, гонит грозовые облака, развевает лошадиные гривы. За спинами богатырей тянется волнистая гряда холмов.

Вышли богатыри посмотреть, «не обижают ли кого где», и этими словами былин многое сказано. Всматривается вдаль Илья из-под руки на которой висит палица весом 90 пудов, копье наперевес, щит в руке. А Добрыня уже и меч из ножен вынул, щит на грудь завел, и ногу в стремена вздел. Вот-вот пустит вскачь своего скакуна. А справа от Ильи, с чуть лукавой улыбкой на смуглом лице стоит Алеша Попович. Исподлобья смотрит он, и конь его, нагнув шею, пока еще пытается щипать траву.

Не в смертной схватке показал своих героев В.М. Васнецов, а на страже, но уже прославившимися своей волей к победе. Много лет писал художник своих.

«Богатырей», но зрителю кажется, что в едином порыве вылилось из-под кисти это живописное сказание. Все в этом полотне продумано до деталей и убедительно настолько, что ничего в нем нельзя изменить.

В детстве не раз слышал художник сказку об Аленушке. Именно она тронула его сильнее других сказок, запала в его душу. Васнецов думал об Аленушке и замысел его новой композиции все больше прояснялся. Аленушка - это одновременно и героиня народных сказок, обиженная злыми людьми простая девушка, и крестьянская девчушка, горько задумавшаяся над своей трудной жизнью.

На картине В.М. Васнецова «Аленушка» мы видим героиню одноименной сказки, несправедливо обиженную людьми. Она совсем одна в дремучем лесу, полном таинственных звуков и шорохов. Пригорюнилась, присела на круглый камень у черного пруда и в тяжелом безысходном горе обхватила тонкими руками колени. Одета она в цветастый деревенский сарафан, босая, немного растрепанны ее волосы в косе. Грустно сидит она, положив голову на руки. Эта девочка пришла в этот темный, но знакомый лес погрустить о своей участи и жизни. Ее родителей нет в живых, чужие люди заставляют работать с утра до поздней ночи, морят ее голодом, бьют ее и обижают. Что будет дальше?

Природа, изображенная на картине, отражает внутренне состояние девочки. В предчувствии суровой зимы, сумрачно насупилось и отяжелело осеннее небо. Неподвижен и темен пруд, в его таинственной глади смутно отражается сарафан Аленушки.

Но не все мрачно в пейзаже, окружающем девочку. В отдалении стоят елочки, манящие вечно молодой зеленью, чуть ближе - стройные осинки. Осинки стоят совсем недалеко и под набегающим ветерком осыпают девочку золотыми листьями, словно шепчут ей: «Не плачь! Не горюй!». А стебли камыша, слева от девочки, совсем твердые и жесткие, будто сказать хотят ей чтоб она не плакала и выпрямилась как они.

Рабскую долю женщины изображали и другие мастера, но Васнецов раскрыл эту тему в истинно народном стиле. Ведь в этой картине воплотилась не только сказка. Сам автор говорил: «Чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь божий мир… и в вятских селеньях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют ее!». Сам Васнецов признает в этой картине обобщение русского типа женской духовной красоты.

Картину В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке» я помню с раннего детства. Она висела в комнате моей бабушки и волновала мое воображение. Бабушка рассказывала сказки, а иллюстрациями к ним служила эта прекрасная картина талантливого русского художника. От картины невозможно оторвать взор, она притягивает и завораживает. Этот дремучий лес полон злых духов, деревья-великаны скрывают страшные тайны. Может быть это заколдованные богатыри?

Серый волк в мощном прыжке устремился вперед. Веришь, что он преодолеет все трудности и выполнит договор, заключенный с царевичем. Иван-царевич уверенно сидит на волке, и крепко держит спасенную царевну. Она испугана, боится смотреть по сторонам, но надеется на своего защитника и спасителя. И мы вместе с героями картины верим в благополучное возвращение. Я верю, что художник уготовил своим героям счастливый исход. Ведь все сказки имеют счастливый конец. Герои страдают, мучаются.

Преодолевают трудности, но никогда не теряют веры в свои силы и поэтому побеждают. Такую же жизнеутверждающую силу добра, красоты, любви и преданности изобразил Васнецов на своей картине «Иван-царевич на сером волке».

Полотно художника воспроизводит эпизод из сказки о Иване-царевиче, Жар-птице, сером волке. В своих сказочных картинах автор, между тем, был далек от формального заимствования сюжета былин и сказок. Стремясь открыть зрителю красоту и возвышенность мира народной фантазии, передать народные представления о красоте, любви, верности и счастье. На его картинах огромные стволы деревьев темного непроходимого леса похожи на фантастических великанов. Сквозь переплетенные ветви деревьев едва пробивается тревожный свет утренней зари. Таит опасность болото с кувшинками. Атмосфера тревоги и печали окружает героев: беглецов ждет разлука. На переднем плане яблоня в цвету - символ всепобеждающей любви, способной творить чудеса, знак счастливого конца сказки. Соответствуют сказочным преданиям и образы героев картины в ярких нарядных «парчовых, золототканых» одеждах - женственный, трогательно печальный и нежный Елены Прекрасной и мужественный юного любящего царевича с тонкими чертами лица. Он умеет достичь заветной цели, преодолевая хитрости и трудности пути, а потом и сберечь добытое.


Заключение

 

Вся жизнь и творческая деятельность великих мастеров культуры раскрывается будущим поколениям в их наследии. Наследие художников, композиторов, музыкантов, посвятивших себя служению искусству - поражает исключительной многогранностью и разносторонностью.

Их произведения учат доброте, пониманию прекрасного в жизни, в природе, в искусстве. Она учат любить свою Родину, осмысливать и ценить ее историю, ее достояние и ценности. Они помогают формированию гармоничной личности человека.

Вторая половина XIX века - время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. Наиболее успешно это произошло в музыке, менее успешно - в архитектуре. В живописи «русская тема» выражалась в жанровых сценках из крестьянской жизни, в исторических полотнах Репина и Сурикова, в пейзаже «проселочной России». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира. Достижения зарубежного искусства находили отклик в России. В свою очередь русская культура (прежде всего литература и музыка) получила всемирное признание. Русская культура заняла почетное место в семье европейских культур.

В.М. Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кому стали тесны рамки станковой картины и кто обратился к «украшению жизни».

Таким путем Васнецов пришел к решению принципиально новых задач, центральной из которых была задача создание единого, охватывающего разные виды искусства, стиля, основанного на национальных традициях. Именно поэтому художник в своем творчестве обращается к уже найденным в русском фольклоре, древнерусском искусстве и архитектуре способам выражения, прежде всего образной системе русского искусства, а затем его стилистике.

Созданные Васнецовы картины «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке» проникнуты искренней поэтичностью, исполненные веры в богатырские силы русского народа. Васнецов, одним из первых обратился к русскому фольклору, стремится придать своим работам эпический характер, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.

Эти картины Васнецова знают почти все. Эти картины выставлены в Третьяковской галерее.


Список литературы

 

1. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство XVII- XX веков. Ред. Аксенова. - М.: Аванта+, 1999 г.

. Ильина Т.В. История искусства. Русское и советское искусство. М.,1989.

. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1990.

. авленко Н.И., Кобрин В.Б., Фёдоров В.А. История СССР с древнейших времён до 1861 года. - М., 1989.

. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www. bolshe.ru/

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...