Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология социальной работы.




Метод – способ рационального исследования и преобразования действительности и кратчайшего пути достижения цели. По отношению к социальной работе можно говорить о двух группах методов: методы социальной работы как научного знания и как практической деятельности. Классификация методов в теории социальной работы не имеет единого вида. Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что определяется универсальным характером данного вида знания. По степени общности можно выделить следующие группы методов:

1. Всеобщие (философские) методы определяют всеобщий путь, способ познания и преобразования общества, мышления (гносеологический, диалектический способы познания).

2. Общенаучные методы определяют некоторые аспекты процесса познания и преобразования мира (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование.)

3. Частные, специальные методы – специальные способы познания и преобразования отдельных областей реального мира. В современных условиях к данной группе методов относят метод “социальной биографии”, семейной биографии, комплексное психосоциальное моделирование.

В практической социальной работе также существует многообразие методов. Например, специфика деятельности формирует экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др. группы методов. Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также – специализацией социального работника, структурой социальных и других служб. Иногда методы социальной работы включаются в более общее понятие “социальные технологии” – способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач, совокупность приемов и воздействий, применяемые для достижения поставленных целей и задач в социальной сфере.

Методы социальной работы в системе органов социальной защиты. В процессе деятельности органов социальной защиты выделяют социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы. К социально-экономическим методам социальной работы относят все способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. К данной группе принадлежат натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т. п.

Организационно-распорядительные методы лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб, опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты. Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы данной группы: регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование – способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введение в действие организационных положений, обязанностей для исполнения в органах управления социальных служб (приказы, типовые положения, должностные инструкции).

Нормирование – установление нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и т.д.).

Инструктирование – наиболее мягкий способ организационного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование).

Психолого-педагогические методы связаны с косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Главным методом в этой группе является убеждение в различной форме (разъяснение, совет, аргументация, рекомендации, положительный пример).

Методы, представленные в данной классификации, ориентированы на создание условий для решения задач социальной работы в процессе ее организации, позиция клиента при этом подходе – пассивная: он испытывает воздействие на себя со стороны системы социальной работы.

Методы социальной работы с позиции взаимодействия клиента и социального работника. Решение основных задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации ситуации взаимодействия социального работника с клиентом. Способы организации взаимодействия и социально-психологические механизмы, лежащие в его основе существенно различаются от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Соответственно, речь может идти о методе индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.

Метод индивидуальной социальной работы (кейсуорк) предложен М. Ричмонд и тесно связан с развитием психоанализа в начале XX столетия. Его суть – в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией. Основной упор делается на адаптацию клиента к социальной ситуации. Данный метод особенно актуален в США, опирается на выбор психологического подхода к пониманию личности. (Например, при психоаналитическом подходе основной упор делается на анализ интрапсихической динамики клиента и оказании помощи в разрешении внутриличностных проблем; при бихевиоральном – концентрация внимания на дезадаптивных моделях поведения и их коррекции и т. д.).

Но независимо от психологического подхода к пониманию личности можно выделить общие элементы, составляющие метод:

1. установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт);

2. изучение и анализ проблемной ситуации;

3. определение целей и задач совместной работы;

4. видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой;

5. оценка прогресса и результат совместной работы.

Разные индивидуальные подходы предполагают разные виды помощи: беседы, консультирование, привлечение специалистов и т.п. Для эффективности данного метода важно учитывать есть ли установка на необходимость оказания именно индивидуальной помощи, обладает ли специалист необходимым уровнем психолого-педагогической подготовки, возрастные, личностные, индивидуальные особенности клиента.

Метод индивидуальной социальной работы особенно оправдан в определении перспектив, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.

  1. Социологические методы социальной работы.

Социология в нашей стране - сравнительно молодая наука. Было время, когда наряду с кибернетикой и генетикой социологию считали буржуазной наукой. Социологические исследования не поощрялись, ибо считалось: все то правда, что содержится в партийных документах. Попутно можно заметить, что в настоящее время мы ударились в другую крайность: каждый студент и каждый преподаватель - неспециалист считает себя законченным социологом и считают ненужным знание социологической теории, методологии и методики проведения социологических исследований, ограничиваясь составлением примитивных анкет.

Особенность социологического метода, исследования заключается в двух принципиальных моментах: первое — он позволяет формали­зовать метод сбора социальной информации. То, на что другие гума­нитарные дисциплины тратят долгие годы труда и средств, социолог может сделать за несколько дней, и при этом получить относительно дешевую и объективную информацию. Второе — социологический ме­тод исследования позволяет путем понятийного фиксирования явления в процессе его развития, проверить полученные концептуальные по­строения, хотя и относительно его прошлого этапа, т. е. фиксирования как постфактум. Но это позволяет довольно успешно прогнозировать, а соответственно, и планировать свою деятельность и даже проекти­ровать некоторые социальные процессы.

Социологическое исследование – это изучение социальных проблем на основе анализа и обобщения конкретного материала, эмпирических данных, собранных по определенной единой программе и методике. Результатом таких исследований является поиск, обнаружение, изучение и описание социальных фактов. Социологическое исследование – это также система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Объектом социологического исследования является социальная реальность, существующая объективно. Предметом социологического исследования является та сторона этой реальности, которая подлежит изучению. Один и тот же объект социологического исследования может иметь множество предметов исследования.

Социологические исследования всех видов включают в себя два основных этапа: подготовительный и исследовательский. На первом этапе определяется заказ на конкретное исследование, предварительно формируются цель и задачи, определяются сроки выполнения, рассчитываются финансовые и материальные затраты. Второй этап – это процесс разработки и реализации программы. Он начинается с определения проблемы, написания программы и завершается отчетом о реализации программы исследования.

Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т. д. Возможно, и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респондента, т. е. источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Не исключена вероятность того, что кому-либо из нас придется организовывать такое исследование.

В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур: 1) подготовительный (разработка программы исследования); 2) основной (проведение эмпирического исследования); 3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).

Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. Мы будем ориентироваться на прикладное социологическое исследование, которое может быть проведено в какой-либо производственной организации

Важнейшими этапами всех социологических исследований являются обработка, анализ и обобщение полученных эмпирических данных. Приемы, методы и средства осуществления всех этих операций, как правило, определяются при разработке программы социологического исследования. После его завершения они лишь уточняются, конкретизируются.

  1. Психолого-педагогические методы социальной работы.

В рамках социальной работы приобретают огромное значение методы и технологии социально-педагогической деятельности.

Наибольшую значимость имеют методы формирования сознания, индивидуального и группового, в их взаимосвязи. Социальное сознание личности определяет мотивации учебно-трудовой, общест­венной деятельности людей в составе групп. В их основе лежат такие приемы, как показ личной и групповой значимости трудо­вых задач. Целесообразно раскрывать перспективы профессиональ­ного роста, повышения социального статуса в результате активного участия в каждой конкретной деятельности. При формировании мотивов деятельности хорошую помощь оказывают примеры со­знательного отношения к труду, инициативы и творчества.

Успех любой деятельности (труда, учения, общения) определя­ется знанием содержания и способов деятельности. В связи с этим велика роль методов формирования образа действия в сферах жизни, имеющих социальную окраску.

При проектировании системы социальной работы непременно учитываются возможности социального научения. Его педагогическая сущность заключается в личностно-деятельностной актуализации элементов культуры, принадлежащих социуму, в овладении ими в процессе общения, труда.

Педагогические аспекты социальной работы получают вопло­щение при использовании метода формирования социальной пер­спективы. На митингах, в беседах, путем индивидуального инст­руктажа перед тружениками, учащимися, депривантами (людьми с ограниченным поступлением внешней информации, как правило, оказавшимися в изоляции от общества) раскрываются те приобре­тения, которые они получат, овладев новыми качествами личности, технологическими приемами, производственными знаниями.

Педагогический характер имеют методы включения личности в коллективную деятельность. Их воспитательная и образовательная сущность в современных условиях лучше всего проявляется в де­мократизме организации социальной работы. Гласные способы трудовых поручений, обоснование контрактов качеством обра­зования, профессионального опыта, личностными свойствами обеспечивают не только высокие показания по менеджменту, но и педагогизацию социальной работы.

Воспитательное влияние социальной работы во многом опре­деляется методами включения в постепенно усложняющуюся деятель­ность. Повышение производственного разряда, квалификации, непрерывное образование, поручения референтного характера, участие в самоуправлении и есть те ступеньки, проходя которые человек поднимается на новые уровни самоутверждения и само­выражения.

В любой деятельности человек соотносит процесс и результаты идеалом, сформированным в тесной связи с социальными отно-лениями. Этой цели служат методы одобрения и осуждения уче-шя, труда, общения. Педагогический эффект этих методов тем выше, чем глубже труженик понимает оценку. При этом существен­ное влияние оказывает авторитет руководителя, микрогруппы, коллектива в целом. Справедливая оценка, принятая человеком, помогает ему наметить новые цели в его самосовершенствовании.

Необходимой частью педагогической подсистемы социальной работы являются методы закрепления положительного опыта трудо­вой, учебной, общественной деятельности. Этой цели служат ме­тоды педагогической коррекции, характеризующейся выделением недостатков в деятельности, поведении, а вместе с тем и сильных сторон личности, профессиональной подготовки, опираясь на которые человек может преодолеть эти недостатки.

  1. Использование правовых методов в социальной работе.

Законодательную, нормативно правовую базу соци­альной работы России, как и любой другой страны, оп­ределяют правовые документы, условно сгруппирован­ные в пять уровней в соответствии с субъектами их издания: 1) регламентирующие, рекомендательные до­кументы мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолю­ции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.); 2) внутригосударственные юридические акты федераль­ного значения (Конституция, законы, указы, распоряже­ния Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, решения коллегий и инструкции Министер­ства труда и социального развития, Министерства обра­зования, Министерства здравоохранения и медицинс­кой промышленности и др.); 3) документы субъектов Российской Федерации, обеспечивающие реализацию законов на своей территории, выполнение федеральных нормативных законоположений с правом законодатель­ной инициативы; 4) документы муниципальных образо­ваний (городские и сельские районы, микрорайоны (тру­довые коллективы), малые города без административного деления); 5) решения, приказы, распоряжения непосред­ственно учреждений и организаций.

Основным Законом Российской Федерации, регла­ментирующим основы общественного и государствен­ного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, ос­новные права и обязанности граждан, является Кон­ституция.

Зафиксированные в Конституции права, своооды и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения со­циальной работы с населением, различными соци­альными слоями и группами.

Конституция в ее современном понимании не была известна и не использовалась ни в государствах древ­него мира, ни даже в средние века. Хотя известно, что уже древние римляне употребляли слово "конституция" в отношении отдельных актов императорской власти, имевших силу источников права. В средние века в феодальных государствах также встречаются отдель­ные акты конституционного типа. Это выражалось в письменном оформлении прав феодалов, в них находи­ли соглашения между городами и королевской властью, между феодалами и королями и т. п.

Итак, важными правовыми документами в сфере соц. Работы являются:, Гражданский кодекс РФ (пер­вая часть вступила в действие 1 января 1995 года, вто­рая — 1 марта 1996 года), Семейный кодекс РФ, Кодекс законов о труде РФ от 9 декабря 1991 года (с последую­щими изменениями и дополнениями); Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 года (с последующими изменениями и дополнениями); Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года; Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июня 1993 года, Федеральные законы: "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года, "Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года, "Об общественных объединениях" от 14апре-ля 1995 года; "О защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года, "О пенсионном обес­печении в РСФСР"; "Об основах социального обслужи­вания населения в Российской Федерации" от 10 декаб­ря 1995 года; "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 4 августа 1995 года; "О ветеранах" от 12 января 1995 года, "О благотвори­тельной деятельности и благотворительных организаци­ях" от 7 июля 1995 года; "О некоммерческих организа­циях" от 12 января 1996 года и др. За последние десять лет Президентом и Правительством РФ приняты сотни нормативных актов, в которых получили отражение различные аспекты социальной работы.

Каждое ведомство социальной сферы выпускает также собственные нормативные акты, обязательные к исполнению всеми работающими в ведомственной системе. Образование, культура, здравоохранение, социальная защита и другие сектора социальной сфе­ры имеют собственные корпуса профессиональных кадров разного уровня квалификации и назначения. Поэтому каждое такое ведомство имеет собственную номенклатуру (перечень) должностей рабочих и служа­щих с полным набором квалификационных характери­стик, а также номенклатуру ведомственных учрежде­ний с набором положений о каждом типе.

Соответственно принимаются различные распоря­дительные документы для той или иной должности, типа учреждения или касающиеся всей ведомственной си­стемы в целом.

Таким образом, Конституция как Основной Закон государства и нормативно-правовые акты, конкрети­зирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы, обязанности личности, составляют и образуют правовое пространство, в кото­ром функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросове­стности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко казенное, равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты лич­ности, ее интересов не срабатывают. Только юридичес­ки компетентный социальный работник может быть надежным помощником человека в защите его прав и законных интересов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...