Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое Европейский Союз?

Формирование любого типа международных организаций основывалось на важности решения той или иной проблемы, возникающей между государствами. Важность проблемы определялось самими независимыми государствами, отсюда определялась их классификация, т. е. международные организации, направленные на решение данных проблем, приобретали статус межправительственной или неправительственной международной организации.


Глава II. Международные организации в создании системы безопасности в мире

 

2.1 СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ ОБОРОННЫЙ СОЮЗ

НАТО - это альянс, призванный защищать не только власть той или иной страны, но и ценности, на службу которым поставлена эта власть. НАТО защищает не государственный суверенитет или чьи-то геополитические интересы, а определённый тип человеческой культуры и цивилизации.

Альянс НАТО развивает всё более прочные партнёрские отношения практически с каждой страной Европы, с помощью которых все государства могут внести свой вклад в безопасность. За счёт внешней и внутренней адаптации НАТО будет готова обеспечить безопасность во всём Евроатлантическом регионе. Решая эту задачу, альянс создаст необходимую основу для того, чтобы повсеместно утвердились мир, демократия и экономическое процветание. Такова роль НАТО в XXI веке - и НАТО уже не только может, но и готова её выполнять. [17; 45]

Североатлантический договор был подписан 4 апреля 1949 г. в штате Вашингтон. Тогда был создан альянс 12-ти независимых государств, приверженных обороне друг друга. Еще четыре европейских государства (Греция, Турция, ФРГ, Испания) присоединились к договору между 1952 и 1982 годами, а 12 марта 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чешская Республика, что довело численность стран-членов НАТО до 19-ти. Позже в НАТО вступили Латвия, Литва, Эстония, Словакия, Словения, Румыния, Болгария и Мальта. Сейчас в НАТО насчитывается уже 27 стран, и рассматриваются заявки других стран на вступление в эту международную организацию.[11; 63]

В рамках НАТО создана программа Партнерство ради мира (ПРМ) и Совет Евроатлантического партнерства (СЕАП). Благодаря этим инициативам государства-члены НАТО открыли новые пути сотрудничества с другими странами в рамках альянса, а бывшие враги ныне стали союзниками. [4; Североатлантический Союз и Партнерство во имя мира]

Структура НАТО:

Североатлантический совет, Комитет военного планирования, Группа ядерного планирования, Военный комитет.

Высшим органом НАТО является Североатлантический совет, который состоит из представителей всех государств-членов в ранге послов и проводит свои заседания не реже одного раза в неделю под председательством Генерального секретаря НАТО. Североатлантический совет проводит также свои встречи, как на уровне министров иностранных дел, так и глав государств и правительств, однако формально эти встречи имеют такой же статус, как и еженедельные. Решения совета принимаются единогласно.

К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны.

Одним из важных органов НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран — членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики. Верховное главное командование в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда — американским генералом). В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий: Североевропейском, Центральноевропейском и Южноевропейском.

У НАТО нет своих вооруженных сил. Большая часть сил, предоставляемых ей государствами-членами, остается полностью под их командованием и управлением до тех пор, пока они не поступают в распоряжение НАТО для выполнения различных задач, от коллективной обороны до новых миссий, таких как миротворчество и поддержание мира.

Высшим органом военной организации блока с декабря 1966 года стал Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально и состоит из постоянных представителей.

Официальные языки НАТО — английский и французский. Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).

Основные задачи НАТО

Для достижения своей главной цели Североатлантический альянс выполняет следующие основные задачи в области безопасности:

· Обеспечивает необходимую основу для утверждения в Европе условий стабильной безопасности, опираясь при этом на развитие демократических институтов и приверженность мирному решению споров. Стремится к созданию условий, в которых ни одна страна, ни могла бы запугивать или принуждать любую другую страну или устанавливать свою гармонию с помощью применения силы или угрозы её применения.

· В соответствии со Статьёй 4 Североатлантического договора служит трансатлантическим форумом для проведения союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Содействует координации усилий союзников в сфере их общих интересов.

· Обеспечивает сдерживание любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

· Сохраняет стратегическое равновесие на всём трансатлантическом пространстве. [15; 72]

Созданные в рамках НАТО структуры дают возможность странам-членам координировать свою политику в целях решения вышеуказанных взаимодополняющих задач.

Основные принципы работы

Основные принципы работы Североатлантического альянса включают в себя общие политические обязательства и приверженность практическому сотрудничеству между странами НАТО. Их общая безопасность неделима. Поэтому при решении проблем, связанных с угрозой безопасности, отдельным странам-членам теперь не приходится полагаться на собственные силы и экономические ресурсы. Однако в НАТО нет такой страны, которая отказалась бы от права выполнения своих обязательств перед собственным народом, и все они по-прежнему несут индивидуальную ответственность за свою оборону.

Североатлантический альянс позволяет странам НАТО совместными усилиями расширить свои возможности в решении жизненно важных задач национальной безопасности. В результате, несмотря на различия в условиях и относительных военных потенциалах, у них возникает чувство равной безопасности, что способствует укреплению их общей стабильности.

Принятие совместных решений

НАТО не является наднациональной организацией, а альянсом, созданным с целью предоставить возможность международного сотрудничества между независимыми суверенными государствами на договорной основе.[1; 89] Внутри НАТО не существует ни одного центрального органа, который мог бы навязывать свои взгляды странам-участницам, и ни одна из стран-участниц не имеет права принуждать остальных членов подчиняться её желанию. Решения принимаются при единодушном согласии всех стран-участниц.

Процесс принятия совместных решений достигается путём консенсуса и общего согласия, страны-члены Североатлантического альянса считаются с точкой зрения каждой из стран.

Военный аспект

Вооружённые силы НАТО - это многонациональный контингент, который сформирован из войск предоставляемых государствами НАТО на добровольной основе. Вооружённые силы НАТО обеспечивают безопасность государств-членов, участвуют в поддержании стабильности, мира и равновесия в Европе, а также в кризисном урегулировании и, наконец, обеспечивают оборону стратегической зоны альянса, которую охватывает Североатлантический договор.

 

2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

 

Первые контуры ООН были начерчены на конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре-октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций (название впервые предложено Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован 5-ю постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в международном календаре называется Днем ООН. [22; 74]

ООН - универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН обязателен для всех государств. Официальные языки ООН: Английский, Русский, Французский, Китайский, Испанский, Арабский. В ООН в настоящее время входит 192 государства. Из международно-признанных независимых государств в ООН не входит лишь Ватикан.[18; 62]

Принципами ООН являются:

- суверенное равенство всех ее членов;

- добросовестное выполнение обязательств по Уставу;

- разрешение международных споров мирными средствами;

- отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства;

- обеспечение того, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами ООН, когда это необходимо для поддержания международного мира и безопасности;

- невмешательство во внутренние дела государств;

- уважения основных прав и свобод человека;

- равноправия и самоопределения народов;

- сотрудничества и разоружения.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Секретариат и Международный Суд.

Прием в члены Организации открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя обязательства по Уставу и которые могут и желают эти обязательства выполнять. Прием осуществляется постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.[10; 91]

Генеральная Ассамблея

Генеральная Ассамблея - совещательный представительный орган, в котором представлены все государства - члены ООН.

Структура Генеральной Ассамблеи:

1.Председатель;

2.Заместители председателя (17);

3.Главные комитеты: по политическим вопросам и вопросам безопасности; по экономическим и финансовым вопросам; по социальным, гуманитарным и культурным вопросам; по опеке и несамоуправляющимся территориям; по правовым вопросам.

4.Комитеты: по административным и бюджетным вопросам; по взносам; по деколонизации; по вопросу о политике апартеида; по атомной энергии; по использованию космического пространства; по разоружению и проч.

5.Сессионные органы: Генеральный комитет и комитет по проверке полномочий.

6.Комиссии: ревизионная; международного права; по правам человека и др.

Генеральная Ассамблея - демократический орган. Каждый член независимо от размеров территории, численности населения, экономической и военной мощи имеет 1 голос. Решения по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства - не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН (Ватикан, Швейцария) и не имеющие их. [3; 49]

Возглавляет Генеральную Ассамблею Генеральный Секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на 5-ний срок, по истечении которого может быть назначен вновь.

Совет Безопасности

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и может быть созван в любое время дня или ночи при возникновении угрозы миру, принятие принудительных мер, рекомендации о приеме в ООН и исключение из ООН, а также о назначении Генерального секретаря, выборы членов Международного Суда.[6; Устав ООН]

СБ состоит из 15 членов. Пять - постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), а остальные 10 мест Совета, которые избираются Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок, распределяются следующим образом:

3 места - Африка;

2 места - Азия;

2 места - Латинская Америка;

2 места - Западная Европа, Канада, Австралия, Новая Зеландия;

1 места - Восточная Европа.

За последнее время не было практически ни одного важного международного события (исключение составляет бомбардировка американскими военными силами Ирака без санкции ООН в декабре 1998 г.), поставившего под угрозу мир и вызвавшего споры между государствами, на которое не обращалось бы внимание СБ. [15; 48]

Функции СБ ООН:

1.Общие:

1.1. Дает рекомендации по приему новых членов ООН и кандидатуре Генерального Секретаря ООН;

1.2. Осуществляет контроль за управлением стратегическими территориями;

1.3. Определяет условия участия государств - не членов ООН в Статуте Международного Суда ООН;

2.В случае спора между государствами:

2.1. Заявляет требования о мирном урегулировании спора;

2.2. Рекомендует процедуры или способы мирного урегулирования;

3.При нарушении мира, агрессии:

3.1. Принимает решение о квалификации деяний как агрессии;

3.2. Подписывает соглашения с государствами - членами ООН о предоставлении ими вооруженных сил;

3.3. Применяет сформированные вооруженные силы для разъединения, наблюдения и обеспечения безопасности;

4.В ситуациях, представляющих угрозу миру:

4.1. Разрывает дипломатические отношения;

4.2. Прекращает экономические связи;

4.3. Прекращает воздушные сообщения;

4.4. Прекращает железнодорожные сообщения;

4.5. Прекращает почтовую и телеграфную связь;

4.6. Блокирует порты;

4.7. Демонстрирует вооруженную силу и др.[7; 101]

Расходы ООН по поддержанию мира финансируются из ее собственных отдельных счетов на основе юридически обязательных для выплаты взносов, начисляемых всем государствам-членам.

Разоружение

Организация Объединенных Наций служит постоянным форумом для проведения переговоров по разоружению, вырабатывая рекомендации и выступая инициатором исследований в этой области. [13; 8] Она поддерживает многосторонние переговоры, ведущиеся в рамках Конференции по разоружению и других международных органов. В результате этих переговоров были заключены такие международные соглашения, как Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 год), Договор овсеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 год) и Д оговоры о создании зон, свободных от ядерного оружия.

 В 1997 году более 100 государств подписали Оттавскую конвенцию, которая ввела запрет на использование наземных мин. Организация Объединенных Наций призывает все страны присоединиться к этой конвенции и другим международным договорам, запрещающим использование разрушительных видов оружия.

 

2.3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе было созвано по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе.[11; 95]

Совещание проводилось в три этапа:

1. 3 - 7 июля 1973 - Хельсинки - совещание министров иностранных дел,

2. 18 сентября 1973 - 21 июля 1975 - Женева - внесение предложений, поправок и согласование текста Заключительного акта,

3. 30 июля - 1 августа 1975 - Хельсинки - саммит. На саммите 1 августа был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Заключительный акт

Межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:

· в международно-правовой области - закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ;

· в военно-политической области - согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях);

· в экономической области - согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;

· в гуманитарной области - согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования.[3; Заключительный Акт]

Последующие встречи

Развитие достигнутых договорённостей закреплялось на встречах государств-участников:

· 1977—1978 — Белградская,

· 1980—1983 — Мадридская,

· 1984 — Стокгольмская,

· 1986 — Венская.

· 19-21 ноября 1990 — Парижское совещание глав государств и правительств государств-участников СБСЕ. Здесь была подписана Парижская хартия для новой Европы (провозгласившая окончание "холодной войны"), заключён Договор об обычных вооружённых силах в Европе(ДОВСЕ), принята совместная декларация 22 государств (членов НАТО и ОВД)

· 10 сентября — 4 октября [1991] — Москва — третье заключительное совещание Конференции по человеческому измерению СБСЕ (первое прошло в 1989 в Париже, второе — в 1990 в Копенгагене).

· 1992 — Хельсинкская встреча на высшем уровне. Принят документ "Вызов времени перемен"

· 1992 — Стокгольмская встреча Совета МИД. Учреждён пост Генерального секретаря СБСЕ.

· 1993 — Римская встреча Совета МИД. Принята Декларация по агрессивному национализму — источнику современных конфликтов. Создан Постоянный комитет СБСЕ — институт постоянных представителей государств-участников.

· 1994 — Будапештская встреча на высшем уровне. Принято решение о переименовании СБСЕ с 1 января 1995 в ОБСЕ — Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Принята политическая декларация "На пути к подлинному партнёрству в новую эпоху", договорённость о начале разработки модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века, военно-политические договорённости ("Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности", "Принципы, регулирующие нераспространение" и др.).

· 1995 — Будапештская встреча СМИД.

· 2-3 декабря 1996 — Лиссабонская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Приняты Декларация лиссабонского саммита и Декларация "О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века"

· 1997 — Копенгагенская встреча Совета министров иностранных дел ОБСЕ. Принято решение о начале работы над Хартией европейской безопасности.

· 1998 — Встреча СМИД ОБСЕ в Осло. Принята Декларация о роли ОБСЕ в создании новой системы европейской безопасности.

· 18-19 ноября 1999 — Стамбульская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ.

· 2000 — встреча СМИД в Вене. Приняты Декларация "О роли ОБСЕ в Юго-Восточной Европе", решение об усилении деятельности ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, одобрен документ по ограничению незаконного оборота и распространения легкого и стрелкового оружия.

· 2001 — встреча СМИД в Бухаресте. Приняты министерская декларация, план действий по борьбе с терроризмом

· 12 июня 2002 — Лиссабонская международная конференция. Принят заключительный документ "Предотвращение терроризма и борьба с ним" с оценкой роли международных и региональных организаций в противодействии терроризму.

· 2003 — встреча СМИД в Маастрихте (Нидерланды). Утверждены решения в области военно-политической безопасности (об уничтожении излишков обычных боеприпасов, об усилении контроля за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов, Руководство по лучшей практике в области легкого и стрелкового оружия).

· 15 января 2004 — заседание Постоянного совета ОБСЕ

· 2004 — встреча СМИД в Софии совпала с "Оранжевой революцией" на Украине. Заключительный документ был заблокирован.

· 2005 — заседание совета глав МИД в Любляне (Словения) завершилось без принятия итоговой декларации. [3; 39-46]

Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:

· контроль над распространением вооружений;

· дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;

· меры по построению доверительных отношений и безопасности;

· защита прав человека;

· развитие демократических институтов;

· мониторинг выборов;

· экономическая и экологическая безопасность.

Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.[2; Декларация]

Штат организации — около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3000 сотрудников, работающих в регионах.

 


Глава III. Международные организации как отражение интеграционных процессов современного мира

 

3.1 ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Что такое Европейский Союз?

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ - межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства.

Европейский Союз объединяет 27 европейских стран с целью обеспечения мира и процветания их граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных целей. Создание единого рынка для более чем 370 миллионов европейцев обеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала.

Внутри Европейского Союза разрабатывается единая политика в таких областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана окружающей среды. Для отношений с внешним миром Союз разрабатывает внешнюю торговую и коммерческую политику и начинает играть все более важную роль на международной арене путем проведения единой внешней политики и политики по вопросам безопасности.[8; 17]

Интересы европейцев на международном уровне представляются рядом общих институтов:

- Европейская Комиссия

- Совет министров

- Европейский Парламент

- Суд

- Счетная палата

Кроме этого, главы государств и правительств и Председатель Европейской Комиссии проводят регулярные встречи (по меньшей мере дважды в год) в рамках Европейского Совета для выработки стратегии развития Европейского Союза и определения общих политических принципов.[12; 143]

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ

Еврокомиссия (КЕС, Комиссия европейских сообществ) — высший орган исполнительной власти Европейского Союза. Имеет также производные законодательные полномочия. Председатель КЕС также входит в Совет глав промышленных государств.[9; 37]

Еврокомиссия состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии. Еврокомиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС на уровне глав государств и/или правительств, предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. Состав "кабинета" должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат). Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского Союза, в частности программой Тасис.[ 5; 761-764]

Задача Еврокомиссии — координация работы органов исполнительной власти всех стран ЕС, выработка рекомендаций для деятельности Европарламента, внесение законодательных инициатив с целью приведения в соответствие с общеевропейскими стандартами национального законодательства стран-членов ЕС, наблюдение за соблюдением всеми 27 странами единых европейских стандартов, а также прав и свобод человека, проведение систематических консультаций со всеми национальными правительствами для выработки единой экономической (промышленной, сельскохозяйственной, налогово-бюджетной, социальной, таможенной, валютной, денежно-кредитной и т. д.), военной, внешней, культурной политики.[6; 78]

Еврокомиссия в первую очередь контактирует с министрами по делам ЕС в каждом из правительств 27 стран-членов.

Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий. Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе, Бельгия.

СОВЕТ МИНИСТРОВ

Совет министров является основным органом принятия решений. Он собирается на уровне министров национальных правительств, и его состав меняется в зависимости от обсуждаемых вопросов (Совет министров иностранных дел, Совет министров экономики и т.д.)

В рамках Совета представители правительств государств-членов обсуждают законодательные акты Сообщества и принимают либо отвергают их путем голосования. Решения в Совете принимаются либо единогласно, либо квалифицированным большинством, и они не могут быть отменены.

В Совете министров действует система ротации, в соответствии с которой представитель каждого из государств-членов поочередно занимает пост председателя в течение шести месяцев.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ

Европейский Парламент является собранием из 786 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского Парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

Депутаты изучают законопроекты и утверждают бюджет. Они принимают совместные решения с Советом Министров по конкретным вопросам и контролируют работу Советов ЕС и Европейской Комиссии.

Парламент обладает правом роспуска Европейской Комиссии (которым, впрочем, он никогда не пользовался). Одобрение Парламента требуется и при принятии в Сообщество новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.[1; Договор о ЕС]

Парламент назначает омбудсмена, наделенного правом принимать к рассмотрению жалобы, касающиеся институтов или органов ЕС, а также направлять отчеты Парламенту.

Последние выборы в Европарламент проводились в 2004 году. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге (Франция) и Брюсселе (Бельгия).

ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД

Европейский суд (официальное название - Суд Европейских Сообществ) проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.

Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским Союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.

В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.

Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и девяти генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.[8; 57]

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА

Счетная палата начала работу в 1977 году с целью проверки всех расходов ЕС или созданных им институтов. Она состоит из 27 членов, избираемых на шесть лет и полностью независимых в своей деятельности.

Таким образом, можно сказать, что Европейский союз занимает уникальное место среди международных организаций. В рамках этой структуры осуществляется интеграция участвующих в ней стран - их постепенное сближение через передачу все более широких полномочий в регулировании общественной жизни на уровень всего объединения (сообщества), которое в возрастающей степени обретает черты целостности и способность к самостоятельному функционированию. [9; 136]

 

3.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

 

Создана в 1969 г. на конференции глав государств и правительств мусульманских стран в Рабате (Марокко).

ОИК осуществляет тесное сотрудничество с ООН; с 1975 г. имеет статус наблюдателя при ООН, на XXVI сессии ГА ООН принята резолюция "О сотрудничестве меду ООН и ОИК", в которой подчеркивается необходимость создания специального механизма для координации действий сторон.[6; 52]

Согласно Уставу, принятому в 1972 г., высшим органом ОИК является конференция глав государств и правительств, проводимая раз в три года.[12; 210]

Политический орган ОИК - конференция министров иностранных дел, исполнительный орган V Генеральный секретариат, штаб-квартира которого "временно" (до освобождения Иерусалима) находится в Джидде (Саудовская Аравия).

В составе Генерального секретариата действует ряд отделов: социально-экономический, по науке и технике, по делам Азии, по делам Африки, по международным вопросам, информации, по правам человека и делам религиозных меньшинств, по делам мусульманских неправительственных организаций и др.

Генеральным секретарем ОИК является Абдельуахид Белкезиз, избранный на этот пост в ноябре 2000 г.

Согласно со статутом ОИК, ее руководящими органами являются:

1. Конференция королей, глав государств и правительств;

2. Конференция министров иностранных дел;

3. Генеральный секретариат и вспомогательные органы; [7; 166]

Конференция королей, глав государств и правительств

Конференция королей, глав государств и правительств является главным органом Организации. Исламская конференция-самит собирается периодично один раз в три года. Ее можно также проводить, когда возникает какая-либо необходимость. Конференция собирается с целью координации политики самой организации и определяет приоритеты своей деятельности.

Конференция министров иностранных дел

Исламская конференция собирается раз на год при необходимости на уровне министров иностранных дел или их представителей. Необычные сессии могут собираться по просьбе какой-нибудь страны-участницы или Генерального секретаря с одобрением (с согласием) 2/3 голосов. Конференция министров иностранных дел проводится для: разработки путей общей политики Конференции; пересмотра результатов использования резолюций, принятых на предыдущих сессиях; принятий резолюций по вопросам общих интересов, согласно целям Конференции, упомянутыми в ее статуте; обсуждение докладов комитета финансов; утверждение бюджета; назначение Генерального секретаря; назначение четырех помощников Секретаря по рекомендациям Генерального секретаря; определение даты и места проведения следующей Конференции министров иностранных дел; рассмотрение каких-либо споров, которые касаются одной или больше государств-членов, когда имеется просьба об этом.

Генеральный секретариат

Генеральный секретариат – исполнительный орган ОИК, образованный на первой Исламской конференции министров иностранных дел, которая проходила в Джидди (Саудовская Аравия) в феврале 1970 года. Секретариат должен исполнять свои функции, определенные статутом и Правилами работы организации. Он помогает вспомогательным органам исполнять свои задания, координируя их план работы. Секретарь следит за имплементацией резолюций и рекомендаций Саммитов и Конференций министров иностранных дел.

Генеральный секретариат возглавляет Генеральный секретарь, который назначается Конференцией министров иностранных дел на четырехлетний период только с одноразовым правом переизбрания. Генеральному секретарю при исполнении его обязанностей помогают четыре помощника:

а) помощник Генерального секретаря по политическим вопросам;

б) помощник Генерального секретаря по вопросам информации, культуры и социологии;

в) помощник генерального секретаря по экономическим вопросам;

г) помощник Генерального секретаря по вопросам науки и технологий;[19; 163]

Основные функции Генерального секретариата:

1. Определение даты и подготовка конференций и встреч Организации на высшем уровне;

2. Наблюдение и координирование работы отделов Генерального секретариата;

3. Наблюдение за деятельностью неправительственных организаций в рамках Конференции;

4. Содействие сотрудничеству между странами-участницами и обеспечение необходимых условий для проведения консультаций, обмена опытом и информацией, которое имеет общее значение для всех государств-членов;

Основными целями Организации Исламская Конференция являются:

- совместные действия по усилению исламской солидарности и поддержке сотрудничества между исламскими государствами-членами ОИК в политической, экономической и социальной областях;

- миролюбивая политика, исходящая из основополагающих канонов Ислама;

- совместные усилия, направленные на сохранение ценностей ислама, поддержку мусульманских народов в защите своей свободы и независимости,

Членами ОИК являются 55 исламских государств. ОИК открыта для вступления в нее новых членов.[12; 81]

Экономическая деятельность ОИК

Конференция подтвердила возможность укрепления экономического и торгового сотрудничества между государствами-членами с целью увеличения эффективности их экономической деятельности и ускорения внедрения "Плана действий, что касается укрепления экономического и торгово-свободного сотрудничества между государствами ОИК" в рамках работы Постоянного комитета по экономическому и коммерческому сотрудничеству. [4; №11]

Конференция выдвинула убеждения, что высокие достижения в экономическом и торговом сотрудничестве между государствами-членами приведут к образованию необходимой основы для постепенного развития в направлении укрепления экономической интеграции, которая имеет свою конечную цель образования Исламского общего рынка. В этом плане Конференция определила (заметила), что образование Исламского общего рынка – долгий процесс, который включает такие этапы, как сравнительная оценка преимуществ государств-членов, выбор приоритетных сфер сотрудничества, создание условий для свободного доступа к рынку, определение политической компетенции и образование исламской зоны свободной торговли.

Для Конференции приоритетным является развитие малого бизнеса. По этому вопросу она 27 августа 2002 года приняла резолюцию 30 / 29 – Е, в которой подчеркнула важность увеличения участия частного сектора в экономическом сотрудничестве между странами-участницами [10; 180]

Таким образом, одной из важных является роль ОИК как механизма, в рамках которого страны-члены определяют общую направленность своего подхода к некоторым затрагивающим мусульманский мир международно-политическим проблемам, например палестинской, афганской, боснийск

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...