Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2.1 Особенности формирования учетной политики в бюджетных организациях

 

ПБУ 1/98 в бюджетных учреждениях не применяется. Тем не менее, понятие "учетная политика" закреплено в Законе о бухгалтерском учете и каких-либо исключений для бюджетных учреждений не делает.

Учетная политика для бюджетных учреждений регулируется отдельным нормативно - правовым актом - Приказом Минфина от 10 февраля 2006 г. N 25н. Приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н утверждена новая Инструкция по бюджетному учету (далее - Инструкция).

В Инструкции получили отражение финансовые и хозяйственные операции, часто встречающиеся в практической деятельности бюджетных учреждений и не прописанные в прежней Инструкции. Номера счетов по кодам классификации операций сектора государственного управления и номера аналитических счетов приведены в соответствие с кодами экономической классификации, утвержденными Приказом Минфина России от 21 декабря 2005 г. N 152н.

Инструкция состоит из четырех частей. Часть I посвящена вопросам организации бюджетного учета, ч. II представляет собой собственно План счетов бюджетного учета, в ч. III разъясняется порядок применения Плана счетов бюджетного учета и, наконец, ч. IV регламентирует порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями.

Кроме того, Инструкция имеет пять Приложений: корреспонденцию счетов бюджетного учета (Приложение N 1), унифицированные формы первичных учетных документов (Приложение N 2), перечень рекомендуемых регистров бюджетного учета с указанием обязательных реквизитов и показателей (Приложение N 3), таблицу соответствия кода счета бюджетного учета коду классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджета (Приложение N 4) и классификацию операций сектора государственного управления (Приложение N 5). Приложение N 4 является новым и применяется вместо аналогичной таблицы, приведенной в Приказе Минфина России от 24 февраля 2005 г. N 26н.

Бюджетный учет - это бухгалтерский учет, который ведется в государственных органах, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях. Инструкция определяет бюджетный учет как упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Таким образом, объектами бюджетного учета являются доходы бюджета, источники финансирования дефицита, расходы, операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, а также сметы доходов и расходов бюджетных учреждений.

1. Доходы бюджета

Доходами бюджета признаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Согласно ст.39 Бюджетного кодекса РФ правовую базу формирования доходов бюджетов составляют:

1) бюджетное законодательство Российской Федерации, которое состоит из Бюджетного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов

Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные отношения (ст.2 Бюджетного кодекса РФ);

2) законодательство о налогах и сборах, которое в соответствии со ст.1 Налогового кодекса РФ распадается на следующие подуровни:

а) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;

б) законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

в) нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий. Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о региональном бюджете на очередной финансовый год.

В доходах бюджетов также могут быть частично централизованы и различные безвозмездные перечисления:

а) от нерезидентов;

б) от бюджетов других уровней;

в) от государственных внебюджетных фондов;

г) от государственных организаций;

д) от наднациональных организаций;

е) средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды;

ж) прочие безвозмездные перечисления.

В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений (ст.41 Бюджетного кодекса РФ). К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

К неналоговым доходам относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного

изъятия; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; иные неналоговые доходы.

Налоговые доходы считаются уплаченными с момента, который определяется в Налоговом кодексе РФ. Так, если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии

с Налоговым кодексом РФ на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

2. Расходы бюджета

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы и капитальные расходы.[2] Такая группировка расходов устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам и государственным или муниципальным гарантиям, отражаются в составе расходов бюджетов со знаком "минус".

В соответствии со ст.67 Бюджетного кодекса РФ капитальными расходами бюджетов признается часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении

которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

Текущими расходами бюджетов признается часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

трансфертов населению;

ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

межбюджетных трансфертов;

кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

кредитов иностранным государствам;

средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Статья 70 Бюджетного кодекса РФ определяет расходы бюджетных учреждений. По нормам этой статьи бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами,

регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

3. Дефицит бюджета

Бюджетным дефицитом является превышение расходов бюджета над его доходами.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета[3].

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов а погашение долга.

Текущие расходы бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утвержденные соответственно законом о бюджете субъекта Российской Федерации или нормативным актом представительного органа местного самоуправления, не могут превышать объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации, объем доходов местного бюджета, утвержденные соответственно законом о бюджете субъекта Российской Федерации или нормативным актом представительного органа местного самоуправления.

Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году. А размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может превышать ограничение, установленное ч.1 настоящего пункта, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

Что касается размера дефицита местного бюджета, то этот размер, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

В случае утверждения нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита местного бюджета может превышать ограничение, установленное ч.1 настоящего пункта, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

Соблюдение установленных законом предельных значений бюджетного дефицита должно обеспечиваться также по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за финансовый год.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств (ст.93 Бюджетного кодекса РФ). Не могут быть такими источниками кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств

Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении.

4. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

Порядок составления и утверждения сметы бюджетного учреждения регламентирован ст.221 Бюджетного кодекса РФ. В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме. В течение пяти дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств утверждает эту смету.

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств.

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения в течение одного рабочего дня со дня ее

утверждения передается бюджетным учреждением в орган, исполняющий бюджет.

В определении бюджетного учета, данном в Инструкции, отражен принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, означающий единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств.

Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней.

Механизм частичного перераспределения финансовых ресурсов может включать в себя использование регулирующих доходных источников, предоставление субвенций.

Единство бюджетной системы реализуется через единую налоговую, социально - экономическую и инвестиционную политику. Бюджеты охватывают все доходы и расходы органов государственной власти и управления, реально отражают их источники и направления использования. Статьей 215 Бюджетного кодекса в Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов, что также является частью реализации принципа единства бюджетной системы. Исполнение бюджетов всех уровней должно осуществляться с поэтапным соблюдением последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Принцип единства бюджетной системы не существует без принципа самостоятельности бюджетов, которые в совокупности представляют собой динамическую систему. Это вызвано тем, что полная реализация принципа единства возможна только путем ограничения самостоятельности нижестоящих бюджетов и наоборот.

В то же время Инструкция устанавливает, что формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета, а также правила их ведения утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. При отсутствии в корреспонденции счетов бюджетного учета (Приложение N 1)

операций, отражающих деятельность учреждений, главные распорядители средств бюджета имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции (п.9 Инструкции).

Основными источниками правового регулирования бюджетного учета являются Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (действует с последующими изменениями и дополнениями), Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (действует с последующими изменениями и дополнениями) и настоящая Инструкция, поясняющая и конкретизирующая положения названных Федеральных законов.

В Российской Федерации вопросы бюджетного учета впервые получили закрепление на законодательном уровне в Бюджетном кодексе РФ. Бюджетный учет регулируется ст. ст.240, 243, 256 и др. Бюджетного кодекса РФ.

Бюджетная классификация РФ является аналитической основой бюджетного учета. Она по соответствующим кодам детализирует объекты бюджетного учета, учитываемые на соответствующих балансовых счетах. В соответствии с этой классификацией по кодам детализируются:

доходы бюджета (в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации);

расходы бюджета (в соответствии с функциональной, ведомственной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации);

источники финансирования дефицита бюджета (в соответствии с классификацией источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации и классификацией источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации);

государственный (муниципальный) долг (в соответствии с классификацией видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга, классификацией видов государственных внешних долгов Российской

Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации);

государственные внешние активы Российской Федерации (в соответствии с

классификацией видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации).

Бюджетная классификация РФ не содержит классификации видов бюджетных ссуд (кредитов), включаемых в состав государственных (муниципальных) финансовых активов.

По прежней Инструкции некоторые номера счетов по кодам классификации операций сектора государственного управления не соответствовали кодам экономической классификации, а для отдельных кодов экономической классификации не было соответствующих счетов в Плане счетов бюджетного учета, а для отдельных кодов экономической классификации вообще не было соответствующих счетов в Плане счетов бюджетного учета.

Теперь эти несоответствия устранены. Классификация операций сектора государственного управления (Приложение N 5 к Инструкции) приведена в соответствие с кодами экономической классификации, утвержденной Приказом Минфина России от 21 декабря 2005 г. N 152н (Приложение N 5 Приказа).

5. Первичные учетные документы в бюджетном учете

Все проводимые бюджетными учреждениями финансовые операции оформляются первичными учетными документами. Это могут быть приходный и расходный кассовый ордер, акт о списании групп объектов основных средств, требование-накладная, акт о приеме-передаче объекта основных средств, акт о списании автотранспортных средств и другие первичные документы, приведенные в Приложении N 2 к Инструкции.

В этом Приложении также содержатся указания по применению отдельных форм учетных документов. Например, такой документ, как расчетно-платежная ведомость (код формы 0504401) применяется для отражения начисления заработной платы и выплат, произведенных работникам в

течение месяца и причитающихся в окончательный расчет, удержанных из заработной платы налогов и других сумм. Она составляется по учреждению, подписывается исполнителем и лицом, проверившим документ. В конце ведомости кассир должен сделать надпись о фактически выплаченной и о неполученной суммах заработной платы, сверить эти суммы с общим итогом по платежной или расчетно-платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью.

В централизованных бухгалтериях расчетно-платежная ведомость составляется раздельно на каждое обслуживаемое учреждение, подписывается руководителем этого учреждения, руководителем группы учета и исполнителем.

Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (код формы 0504421) применяется для учета использования рабочего времени и начисления заработной платы. Табель ведется ежемесячно по установленной форме лицами, назначенными приказом по учреждению в целом или в разрезе структурных подразделений (отделов, отделений, факультетов, лабораторий и др.). Он открывается ежемесячно за 2 - 3 дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц.

Записи в табель и исключение из табеля работников должны производиться только на основании документов по учету личного состава: приказов о приеме на работу, переводе, увольнении. В табеле регистрируются только случаи отклонений. В верхней половине строчки на каждого работника, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней - условные обозначения отклонений. В нижней части строчки записываются также часы работы в ночное время. Если у одного и того же работника в один и тот же период в использовании рабочего времени имелось два вида отклонений, одно из которых - работа в ночное время, то нижняя часть строки заполняется дробью, числитель которой - условное обозначение отклонений, а знаменатель - ночные часы. При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в табеле повторяется 2 раза. В конце месяца работником, ответственным за ведение табеля, определяется общее количество дней (часов) явок, дней (часов) неявок, а также количество часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, ночные часы и другие виды оплаты) с записью их в соответствующие графы (35, 42, 43, 45, 47, 49, 51). Заполненный табель подписывается лицом, ведущим табельный учет.

Заполненный табель и другие документы, оформленные соответствующими подписями, в установленные сроки сдаются в бухгалтерию для проведения расчетов по соответствующим графам "Сумма" (41, 44, 46, 48, 50, 52), после утверждения табеля руководителем учреждения он используется для составления расчетно-платежной ведомости.

Такой первичный документ, как уведомление о лимитах бюджетных обязательств (код формы 0504822), составляется органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета (главным распорядителем, распорядителем), и направляется соответственно главному распорядителю (распорядителю, получателю) бюджетных средств. В заголовочной части уведомления указывается наименование органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета (главного распорядителя, распорядителя). По строке "Кому" указывается наименование получателя уведомления: главного распорядителя (распорядителя, получателя). В строке "Приложения" указываются наименования документов, являющихся приложениями к уведомлению о лимитах бюджетных обязательств. Заполнение строки "Специальные указания" осуществляется в случае необходимости.

Например, при сокращении главному распорядителю лимитов бюджетных обязательств по фактам нецелевого использования средств бюджета, установленным органами государственного финансового контроля, направляется данному главному распорядителю уведомление на сумму заблокированных лимитов бюджетных обязательств с пометкой в строке "Специальные указания" "Блокировка лимитов бюджетных обязательств".

В графе 1 указываются коды по Бюджетной классификации Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств, которые должны быть идентичны кодам бюджетных ассигнований, предусмотренных в сводной бюджетной росписи по главным распорядителям, распорядителям, получателям бюджетных средств. В графу 2 вносятся объемы лимитов бюджетных обязательств, утверждаемые главному распорядителю (распорядителю), получателю на год с учетом внесенных изменений по состоянию на дату формирования уведомления о лимитах бюджетных обязательств. В графе 3 проставляется текущее изменение (уменьшение или увеличение) лимитов бюджетных обязательств относительно лимитов бюджетных обязательств, ранее доведенных главному распорядителю (распорядителю), получателю. В конце документа по графам 2 и 3 указываются итоговые объемы лимитов бюджетных обязательств. Последняя страница уведомления подписывается руководителем органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета (главным распорядителем, распорядителем). Первый экземпляр уведомления о лимитах бюджетных обязательств остается в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджета (у главного распорядителя, распорядителя), второй экземпляр направляется соответствующему главному распорядителю (распорядителю, получателю). Каждая завершенная страница нумеруется по порядку.

При заполнении уведомления устанавливаются следующие контрольные соотношения: суммы изменения лимитов бюджетных обязательств, указанные в графе 3, не могут быть больше лимитов бюджетных обязательств, указанных в графе 2 в целом и по каждой отдельной строке.

Первичные учетные документы проверяются и принимаются к учету, а их данные отражаются в регистрах бюджетного учета. В Инструкции установлены следующие регистры бюджетного учета:

Журнал операций по счету "Касса";

Журнал операций с безналичными денежными средствами;

Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;

Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;

Журнал операций расчетов по оплате труда;

Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

Журнал по прочим операциям;

Главная книга.

Как видно из приведенного перечня, Инструкцией внесены уточнения в наименования журналов операций: регистр "Журнал операций по банковскому счету" переименован в "Журнал операций с безналичными денежными средствами", а регистр "Журнал операций расчетов по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям" переименован в "Журнал операций расчетов по оплате труда". Несмотря на изменение наименования последнего Журнала, в нем по - прежнему будут отражаться операции по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям. "Журнал операций с безналичными денежными средствами" применяется теперь не только для отражения операций по счетам 201.01, 201.02, 201.03, 201.06, 201.07, а также для отражения операций по движению финансовых вложений по счетам 204.00 "Финансовые вложения".

Главная книга - это один из регистров бюджетного учета. Она является основой для формирования отчетов об исполнении бюджета. Вопросам отчетности об исполнении бюджетов посвящена ст.241 Бюджетного кодекса РФ. Этой статьей установлены виды отчетности по периодичности их составления:

оперативная отчетность - отчетность, составляемая на любые даты, кроме 1 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября;

ежеквартальная, полугодовая - отчетность, составляемая на 1 апреля, 1 июля и 1 октября;

годовая - отчетность, составляемая на 1 января.

Указанные виды отчетности отличаются по срокам и своему содержанию - наиболее полной, всесторонне характеризующей исполнение бюджета по всем кодам бюджетной классификации Российской Федерации является годовая отчетность. Целью годовой отчетности является формирование данных о кассовых расходах, которые сопоставляются с плановыми назначениями, установленными законом (решением представительного органа местного самоуправления) о бюджете. Формирование годовой отчетности осуществляется после представления всеми главными распорядителями бюджетных средств бухгалтерской отчетности.

Оперативная отчетность имеет более сжатые сроки формирования, и в ней основным показателем выступают данные о финансировании расходов бюджета, при этом данные о кассовых расходах могут формироваться только по функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Данные всех видов отчетности (в том числе оперативной) должны быть подтверждены данными бухгалтерского учета исполнения бюджета.

Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета

осуществляются исполнительным органом. В составе годовой и квартальной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений также представляется объяснительная записка об исполнении сметы доходов и расходов.

На федеральном уровне, как указано в ст.263 БК, органом, представляющим ежеквартальные и годовой отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание Российской Федерации, является Правительство Российской Федерации. При этом функции сбора, свода и составления отчетности об исполнении федерального бюджета ст.165 БК РФ возложены на Министерство финансов РФ.

В аналогичном порядке организован процесс сбора, составления и представления отчетности об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), при котором сбор и составление отчетности об исполнении бюджета являются функцией финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования), исполняющего бюджет (п.1 ст.271 БК РФ).

Порядок рассмотрения представительными органами оперативных, ежеквартальных и полугодовых отчетов об исполнении бюджета устанавливается правовыми актами этих представительных органов. Соответствующие контрольные органы в отношении отчетности об исполнении бюджета осуществляют полномочия, предусмотренные ст.157 Бюджетного кодекса.

Главное управление Федерального казначейства на основании полученной отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации формирует отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

Установление единой методологии отчетности об исполнении бюджета производится в соответствии со ст.241 БК РФ Правительством Российской Федерации.

Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением от 30 июня 2004 г. N 329, функции по методологическому руководству бухгалтерским учетом и отчетностью Правительством Российской Федерации возложены на Минфин России. Кроме того, ст.165 БК РФ в числе бюджетных полномочий Минфина России указано установление порядка составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Минфином России в соответствии с возложенными на него функциями ежегодно издаются нормативные правовые акты, регулирующие порядок формирования и представления годовой бухгалтерской отчетности об исполнении бюджета территориальными органами Федерального казначейства и финансовыми органами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.256 Бюджетного кодекса РФ все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, регистрируются в Главной книге Федерального казначейства. Указанная норма реализует требования ст.243 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой в процессе исполнения федерального бюджета запрещается осуществление операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...