Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы

Рис. 1. Иерархическая пирамида потребностей. Уровень когнитивных и эстетических потребностей был добавлен к оригинальной структуре, представленной Маслоу

 

Физиологические потребности (есть, пить, спать и т.д.), без удовлетворения которых ничто другое невозможно, всегда выступают на первый план. За ними следуют потребности в защищенности (укрыться в убежище, избежать опасности, обеспечить завтрашний день и т.п.). Её удовлетворение создает возможность для развития потребности в хорошем отношении (быть любимым, быть принятым в обществе, принадлежать к группе, в которой с тобой считаются).

Если потребности этих трех категорий удовлетворяются, в поведении могут возникнуть новые черты, невозможные прежде. У индивида особую роль начинают играть духовные потребности: стремление к знаниям, творчеству, восприятию произведений искусства. Удовлетворение этих потребностей постепенно превращает человека в творческую личность, интенсивно живущую тем, что преподносит жизнь; в личность, способную заботиться о других людях и о благополучии человечества, ведет к самоактуализации и самореализации. Только общество, в котором все равны и структура которого благоприятствует полному развитию каждого, способно обеспечить возможность полной самореализации наибольшему числу его членов.

Считается, что, чем больше у человека потребностей, тем богаче его жизнь. В реальной жизни актуальными могут оказаться не потребности высших этажей пирамиды А. Маслоу, а низших, что является характеристикой социальной сути личности.

Р. Уайтфилд в пирамиде потребностей А. Маслоу размещает еще один уровень - потребность, которую многие называют альтруизмом, самотрансценденцией - невозможностью любви только к самому себе. У людей с такой потребностью способность принять и любить других такая же, как и способность принять и любить себя. Можно говорить о повторении библейской заповеди: «возлюби ближнего твоего как самого себя».

Взаимное удовлетворение через самотрансценденцию является истинной супружеской и семейной любовью и может схематически изображаться в виде совмещенных пирамид потребностей жены и мужа (рис. 2).

Это идеальный вариант совместимости, совпадения потребностей супругов на общем уровне взаимного уважения и взаимной любви. Реальные варианты совмещения пирамид могут отличаться от идеального. Зона совместимости может ограничиваться физиологией, безопасностью или потребностью в принадлежности друг другу, но все это будет признаком незрелой семейности.

Выделение потребностей (семьи) в качестве ведущего и видообра-зующего элемента (семейного) поведения обусловлено их центральным значением как движущей силы жизнедеятельности. Потребность в семье и детях как глубинная основа всех мотивов семейного поведения относится к высшему уровню социальных потребностей человека наряду с потребностями в смысле жизни и творчестве. Для детей потребность в семье является основным источником смыслов и мотивов социального поведения, межличностного общения, чувств и настроений семейного альтруизма.

Американский социолог У. Гуд (1963) обращает внимание, что «фундаментальное значение семьи заключается в ее функции посредника. Она связывает отдельного человека с социальной структурой. Общество не может существовать, если его потребности (такие, как производство и распределение благ, обеспечение детей и стариков, больных и беременных, социализация подрастающих поколений и др.) не будут удовлетворяться. Только индивиды через посредничество семьи мотивируются к удовлетворению общественных потребностей».

Физиологические потребности

Рис.2. Удовлетворенность браком как функция степени совпадения индивидуальных потребностей супругов

 

В свою очередь, семья поддерживает устойчивую мотивацию в направлении интересов индивида, удовлетворению его потребностей. Здесь они формируются, удовлетворяются и развиваются, т.е. возникают вновь и вновь. Для удовлетворения своих потребностей человек вступает в определенные отношения с обществом, с природой, с другими членами семьи.

 

1.4. Семейное поведение

Семейное поведение личности реализует наиболее фундаментальные потребности - потребность в браке, сексуальную потребность, потребность в детях и родительстве, которые в совокупности характеризуют потребность в семье. Семейное поведение в своих конкретных формах - брачного, сексуального и репродуктивного поведения - реализует процесс формирования и жизнедеятельности семьи, выполнения ею основных социальных функций.

Каждый день тысячи людей вступают в брак и разводятся. Миллионы вступают в сексуальные отношения, многие из которых заканчиваются зачатиями (около 15 тысяч зачатий в день), рожают детей (более 3000 рождений в день), совершают множество других действий и поступков. Все это - частные, хотя и важные события в жизни отдельной семьи, отдельного человека. Но именно эти события образуют процесс возобновления поколений, процесс воспроизводства человеческого рода.

По мнению А.И. Антонова и В.М. Медкова, брачное поведение - это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке; поведение, связанное с выбором брачного партнера (т.е. с брачным отбором). Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности возможных выборов брачного партнера так или иначе, тем или иным способом отбирается в каждом данном конкретном случае единственный партнер, который и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе».

Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе. Основные особенности брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны как пространство возможных выборов, так и степень свободы индивидуального выбора.

Факторы брачного выбора, среди которых наиболее широкими и действующими мощным образом являются культурологические. Важнейшим из них является правило эндогамии-экзогамии. Правило эндогамии следует понимать как предписание (принуждение) выбирать себе брачного партнера из своей собственной этнической группы, но из разных кланов (если они есть). Правило экзогамии запрещает брак внутри собственной семейной группы, т.е. направлено на предотвращение браков между близкими родственниками.

Если рассматривать долю лиц, вступивших в брак с представите­лями других национальностей как выражение действия правила экзогамии, то, согласно данным последней переписи населения, в 1989г. в бывшем СССР среди основных национальностей тогдашних союзных республик доля лиц, вступивших в брак с представителями других национальностей, составляла (в общем числе браков):

- среди русских - 16,1 соответственно у мужчин и 17,7% у женщин;

- среди украинцев - 32,4 и 32,1%;

- среди белорусов - 38,5 и 37,2%;

- среди узбеков - 6,5 и 5,2%;

- среди казахов - 7,3 и 7,3%;

- среди грузин - 16,5 и 8,8% и т.д.

Правило экзогамии в противоположность правилу эндогамии обладает универсальным и жестким действием, подкрепляясь в ряде случаев правовыми нормами, прямо запрещающими брак внутри одного клана.

К социологическим факторам брачного выбора относятся гомогамия и близость (соседство). Термин «гомогамия» обычно употребляется для обозначения тенденции заключения браков между людьми, обладающими некоторыми общими или сходными характеристиками - социальными, психологическими, физическими и т.д. В этом отношении важнейшими характеристиками являются возраст, этническая принадлежность, социальный статус, образование. В целом, если брать три важнейшие характеристики (возраст, образование и социальное происхождение), то в процессе брачного выбора действует довольно заметная тенденция предпочтения мужчинами более молодых женщин с относительно невысокими показателями в образовании и принадлежащих к относительно более низкой социальной группе и противоположная тенденция у женщин. Эта тенденция называется брачный градиент.

Другим важнейшим социологическим фактором брачного отбора наряду с гомогамией является близость (соседство). Под близостью понимается пространственная, территориальная близость, проживание по соседству, а также работа в одной и той же организации (близость рабочих мест) или учеба в одном и том же учебном заведении. Роль близости связана с тем, что соседство, совместная работа или учеба повышают возможность встречи с партнером, который к тому же с большей вероятностью будет иметь сходство и по другим личностным и социальным характеристикам, включая сходство ценностей, интересов.

Интересен тот факт, что в своих поисках будущего партнера люди, как правило, ориентируются на образ родителя противоположного пола, т.е. дочери имеют тенденцию выбирать партнеров, в чем-то похожих на отцов, а сыновья - на матерей. Вместе с тем моделью их «взрослого» для детей является родитель их пола. Это предположение ведет свое происхождение от теории 3. Фрейда (1856-1939), утверждавшего, что в выборе сексуального объекта человеком проявляется смещение энергии либидо с самого первого объекта любви, т.е. с родителей. Иначе говоря, согласно 3. Фрейду, мужчина ищет жену, похожую на мать, а женщина - мужа, похожего на отца.

Д.У. Гленн и П.Т. Баррет показали, что старший сын вступает в брак в среднем в более молодом возрасте, чем сыновья последующих очередностей; мужчина с более старшим отцом в среднем женится позже; дети из этнически смешанных браков предпочитают выбирать себе супруга из этнической группы родителя противоположного пола; люди более склонны к союзам с теми, кто в физическом отношении более похож на родителя противоположного пола, чем своего собственного.

В социально-психологическом плане такой выбор объясним тем, что человек, выбирая другого, похожего на родителя противоположного пола, как бы выбирает уже что-то хорошо знакомое как в плане личностных характеристик, так и в плане личностных ценностей.

Ещё одной социально-психологической теорией брачного выбора является теория комплементарных потребностей Р.Ф. Уинча. Основной тезис этой теории состоит в том, что люди предпочитают выбирать себе в супруги тех, чьи психологические особенности противоположны и комплементарны (дополнены) их собственным. Например, человек робкий и склонный к зависимости, скорее всего, согласно Уинчу, предпочтет партнера сильного и доминантного. Это связано с тем, что индивид всегда стремится максимизировать степень удовлетворения своих потребностей, а максимум этот, по Уинчу, достигается в том случае, когда специфические потребности мужчин и женщин комплементарны друг другу.

Другие авторы пытались усовершенствовать теорию Уинча. Одним из примеров является инструментальная теория Р.Сентера, который исходил из того, что люди стремятся выбрать себе в качестве брачных партнеров тех, чьё поведение и другие характеристики обеспечивают максимум удовлетворения и минимум затрат для их потребностей.

Таковы вкратце основные концепции брачного отбора, описывающие брачное поведение.

Сексуальное поведение, согласно современным представлениям, - это система действий и отношений, которые опосредуют удовлетворение полового влечения (сексуальной потребности).

Сексуальное поведение - это социальное, очеловеченное поведение, в котором человек преследует определенные цели, стремится к реализации определенных интересов, но на основе использования биологических механизмов. В сексуальном поведении соединены физиологические, психологические и социокультурные процессы, но соединены таким образом, что первые оказываются подчинены, включены в контекст последних. В сексуальном поведении проявляется совместное действие как биологических, так и социальных, социокультурных сил (определяемый при рождении пол, полоролевая структура общества, его половая и сексуальная культура, мораль и т.д.).

По мнению А.И. Антонова и В.М. Медкова, характерной чертой сексуального поведения человека является множественность, неоднородность целей, достижению которых служит вступление в сексуальные отношения. Сексуальное поведение может удовлетворять целый ряд других (кроме сексуальной) потребностей, радикально меняя свой личностный смысл для человека и его мотивацию.

Согласно Г.М. Андреевой, целями сексуального поведения могут быть:

- релаксация, снятие полового напряжения;

- деторождение, удовлетворение потребности в зачатии и в акте рождения;

- чувственное наслаждение как самоцель;

- познание, удовлетворение полового любопытства. Эта цель наиболее значима для начинающих половую жизнь, в первую очередь подростков;

- коммуникация, обретение чувства психологической личностной интимности, полного слияния с другим человеком. По мнению И.С. Кона, эта цель является своего рода надцелью и сверхмотивом для всего вышеперечисленного;

- сексуальное самоутверждение, получение наглядных и убедительных доказательств собственной сексуальной состоятельности, потенции;

- внесексуальные цели, т.е. цели, внешние по отношению к собственно сексуальному поведению. Таковыми могут быть какие-либо материальные блага и выгоды, а также любые безличные социальные ценности, к приобретению которых может стремить­ся человек. Сюда же относится и поддержание определенного ритуала или привычки. Например, сексуальные отношения в браке могут одновременно и поддерживать стабильность супружеских взаимоотношений, и символизировать их;

- компенсация, замена, возмещение каких-то иных, дефицитных для индивида в силу каких-либо причин, видов и форм деятельности или способов эмоционального удовлетворения. Важнейшими понятиями, раскрывающими содержание сексуального поведения, являются понятия «половая роль», «половая культура», «сексуальный сценарий».

Понятие «половая культура» характеризует совокупность знаний, верований, социальных норм и ценностей, запретов и предписаний, имеющих отношение к различию между полами и их взаимоотношениям. Когда мы говорим о половой культуре, мы хотим тем самым подчеркнуть социокультурное содержание сексуальных отношений, хотим акцентировать то, что привнесено в них обществом, культурой и что отличает половую жизнь человека от сексуального поведения животных.

Понятие «половая культура» тесно связано с понятием «половая роль». Под половой ролью обычно понимают совокупность социокультурных норм, определяющих то, какими не должны или должны быть мужчины или женщины, как они не должны или должны себя вести.

Понятие «сексуальный сценарий» характеризует ту часть сексуальной культуры, которая усвоена индивидом, стала частью его личности и потому управляет его сексуальным поведением «изнутри», будучи частью его диспозиций. Это понятие введено американскими исследователями У. Саймоном и Дж. Ганьоном в 1967 г.

Сексуальный сценарий имеет трехкомпонентную структуру, включающую в себя как когнитивные (понятия, представления, оценочные суждения), так и эмоциональные и побудительные элементы, совместное действие которых определяет особенности индивидуального сексуального поведения - его цели, время начала половой жизни, частоту половых сношений, принимаемые и отвергаемые их формы, сексуальную направленность и т.д.

Для характеристики индивидуального сексуального сценария и соответственно поведения чрезвычайно важным является знание того, какая именно (более либеральная, терпимая или репрессивная) система сексуальных ценностей (половая мораль) усвоена индивидом. Системы сексуальных ценностей некоторые авторы подразделяют на следующие основные типы: легализм, ситуационная этика, гедонизм, аскетизм, рационализм.

Легализм как этическая сексуальная система связан с принятием или отвержением, одобрением или осуждением сексуальных отношений на основе господствующей в обществе половой морали, репрессивной по преимуществу и признающей сексуальные отношения только с целью деторождения и на основе легально признанных брачных союзов.

Ситуационная этика является одной из наиболее распространенных в настоящее время разновидностей половой морали. В основе ее - убеждение в том, что сексуальное поведение должно определяться актуальным ситуационным контекстом, т.е. конкретной ситуацией. Согласно А.И. Антонову и В.М. Медкову, человек, придерживающийся таких взглядов, должен руководствоваться только любовью, доброй волей и уверенностью в том, что последствия будут хорошими.

Гедонизм как этическая система исходит из того, что единственным основанием сексуальных отношений являются не моральные нормы и не ситуационный контекст, а исключительно наслаждение, удовольствие. Девиз гедониста: «Делай то, что приятно!» В своей крайней форме гедонистическая этика может оправдывать даже сексуальное насилие.

Аскетизм связан с отказом от сексуальных отношений, как и от других «мирских удовольствий», с убеждением, что наибольшее удовольствие человек получает не от чувственных наслаждений, а от духовного самосовершенствования, удовлетворения «высших потребностей». К счастью, аскетическая мораль не имеет широкого распространения.

Рационализм исходит из приоритета разума, из необходимости выявить рациональные основания для выбора стратегии сексуального поведения.

В современном обществе во всем, что касается сексуальных отношений, продолжает сохраняться половая, или, как теперь говорят, гендерная асимметрия, т.е. различие в том, что могут или не могут, должны или не должны делать мужчины или женщины.

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, подтверждают мысль, что одним из залогов успешности брака, его стабильности является характер сексуальных отношений в браке, удовлетворенность супругов ими. В частности, И.С. Кон считает, что «сексуальная неудовлетворенность и дисгармония - одна из существенных причин разводов и нервных заболеваний; по некоторым данным, семейно-бытовые, включая сексуальные, трудности характерны для 65% неврологических больных».

С.И. Голод приводит результаты проведенных им социологических опросов, которые говорят о том, что сексуальная удовлетворенность стоит на одном из первых мест среди условий благополучного и устойчивого брака. Зарубежные авторы аналогичным образом оценивают роль сексуальных отношений для оценки успешности или неуспешности брака. Например, в исследовании 9000 супружеских пар, проведенном во второй половине 80-х годов Шварц и Д. Джексон, было установлено, что супруги, расценившие свой брак как «блестящий» или «очень хороший», видели главную причину этого в любви и половой страсти.

Отличительной особенностью сексуального поведения в браке является уменьшение частоты сексуальных отношений с увеличением стажа брака. Как пишет американская исследовательница К.С. Гринблат, снижение частоты половых сношений в браке универсально и не зависит от возраста, уровня образования брачных пар или от ситуации. После пятого года почти все, что происходит в семье, - дети, работа, домашние обязанности, финансовые проблемы - снижает частоту брачного секса. По её данным, с первого по шестой годы брака частота половых сношений уменьшается более чем в два раза: с 14,8 раз в неделю в среднем до 6,3 раз при соответствующем уменьшении размаха вариаций с 4-45 до 2-15 раз в неделю.

Репродуктивное поведение - система действий и отношений, опосредующих рождение определенного числа детей в семье (а также вне брака).

Физиологическую основу репродуктивного поведения характеризуют несколько понятий:

- плодовитость - биологическая способность брачной пары к зачатию и рождению детей;

- бесплодие - неспособность зрелого организма воспроизводить потомство или просто неспособность к деторождению;

- инфертильность - отсутствие рождений, что может быть результатом искусственного прерывания беременности, а также полного отсутствия сексуальных отношений на протяжении всего сексуального периода или его какой-то части;

- бездетность - отсутствие детей в семье.

В социологическом изучении репродуктивного поведения важную роль играют понятия репродуктивного цикла и репродуктивного процесса человека.

Под репродуктивным процессом понимается определенная последовательность репродуктивных событий на протяжении всей жизни индивида или семьи, связанных с рождением детей и являющихся результатом совместного действия биологических факторов рождаемости и социального контроля репродуктивного поведения.

Репродуктивный цикл - повторяющаяся последовательность основных репродуктивных событий (coitus - зачатие - роды). Репро­дуктивный процесс человека состоит из большого числа повторяющихся репродуктивных циклов. Важной характеристикой репродуктивного цикла является его полнота: цикл является полным, если содержит все свои основные события, т.е. полную последовательность «coitus - зачатие - роды». Выпадение одного из них делает цикл неполным.

Однако ни потребность в детях, ни условия жизни сами по себе (по отдельности) не предопределяют результатов репродуктивного поведения. Эти результаты - итог взаимодействия данных элементов в системе диспозиций личности, которая определяет ситуацию как благоприятную или неблагоприятную для удовлетворения потребности в детях.

К основным элементам репродуктивного поведения относят потребность в детях. По словам В.В. Бойко, потребность в детях - это устойчивое социально-психологическое состояние индивида, обусловленное, во-первых, стремлением иметь типичное для данного общества количество детей в семье и дать им не хуже типичного по качеству воспитание; во-вторых, чадолюбием (т.е. глубоко усвоенными установками по отношению к детям вообще), проявляющимся в том, что без наличия детей или определенного их числа индивид испытывает затруднения самореализации себя как личности. Потребность в детях не меняется под влиянием текущих условий жизни и их изменений. Меняются лишь семейные ситуации, которые либо способствуют, либо препятствуют удовлетворению потребности в детях. Величина потребности в детях неизменна на протяжении жизни человека.

Для понимания сущности потребности в детях огромную роль играет понятие репродуктивных норм. Репродуктивные нормы - это детерминированные общественным бытием принципы и образцы подобающего поведения, относящегося к рождению определенного числа детей, и принятые в тех социальных группах, к которым принадлежит или хотел бы принадлежать индивид.

Количественная и качественная определенность потребности в детях соответственно раскрывается в понятиях репродуктивных установок и репродуктивных мотивов. Репродуктивные установки - это психические состояния личности, обусловливающие взаимную согласованность разного рода действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей. Репродуктивные мотивы представляют собой психические состояния личности, побуждающие индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определенного числа детей. Согласно современным представлениям, репродуктивные мотивы, или мотивы рождаемости, подразделяются на экономические, социальные и психологические.

Экономические мотивы рождения детей - это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются определенные экономические цели, т.е. цели, связанные со стремлением приобрести какие-то материальные выгоды или повысить экономический статус.

Социальные мотивы - это мотивы, которые побуждают к рождению определенного числа детей в пределах бытующих репродуктивных норм детности и которые являются индивидуальной реакцией на эти нормы. Социальные мотивы существуют там и тогда, где и когда действуют стимулы, означающие, например, укрепление или повышение социального статуса, рост авторитета и престижа в глазах окружающих и т.д. Скажем, в современной городской малодетной среде родители трех или более детей подвергаются негативным социально-психологическим санкциям, они могут становиться предметом насмешек, морального осуждения и пр.

Психологические мотивы - это мотивы, которые побуждают к рождению определенного числа детей благодаря тому, что через это достигаются какие-то сугубо личностные, социально-психологические, как бы внутренние цели личности. Они отражают не общественную, а исключительно личную заинтересованность в рождении определенного числа детей. Психологические мотивы четко разделяются на два класса в зависимости от того, идет ли речь об отношениях, в которых родители выступают как субъекты или как объекты.

Первый класс мотивов (где родители - субъекты) связан с теми чувствами и стремлениями, которые идут от родителей к детям (желание проявить заботу о ребенке, любовь к нему, желание опекать его, направлять его развитие и т.д.). Другой класс мотивов (где родители - объекты) объединяет все, что через общение с детьми удовлетворяет потребность родителей быть объектами чувств, идущих к ним от детей (потребность в любви и уважении, в смысле жизни, обретаемом через детей и т.п.).

Соотношение в структуре репродуктивной мотивации экономических, социальных и психологических мотивов, по мнению А.И. Антонова и В.М. Медкова, не остается неизменным. Оно меняется от эпохи к эпохе, отражая глобальный процесс исторического отмирания многодетности. Общая тенденция здесь состоит в том, что постепенно ослабевают и даже сходят на нет экономические и социальные мотивы рождения нескольких детей в семье, а на первый план выходят психологические, внутренние мотивы.

Мы рассмотрели основные типы семейного поведения: брачное, сексуальное и репродуктивное. Каждое из них, будучи частью семейного поведения, характеризуется в то же время автономией и независимостью от других. Эта автономность, возрастающая в ходе исторического развития, обусловлена тем, что брачное, сексуальное и репродуктивное поведение направлено на удовлетворение важнейших человеческих потребностей - потребности в браке, полового влечения, потребности в детях.

 

1.5. Составные части семейной системы. Открытые и закрытые семьи

Семья как саморазвивающаяся система, по мнению американского семейного психолога В. Сатир, включает следующие составные части:

- основные элементы (мужчины и женщины, взрослые и дети);

- общие цели (воспитание подрастающего поколения, дальнейшее развитие всех членов семьи);

- порядок функционирования элементов системы (правила, по которым живет семья, тип общения между ее членами);

- энергетика системы (активность и жизненные позиции членов семьи в их сочетании друг с другом);

-взаимодействие с внешним миром (отношение семьи к изменениям жизни).

Открытые системы - системы, в которых ее члены взаимосвязаны, восприимчивы друг к другу.

Закрытые системы - системы, части которых неподвижно соединены, а обмен информацией между элементами и внешним окружением не происходит.

Семья как социальная система реализует свое бытие через определенные виды отношений, которые являются ее подсистемами. Подсистемы обладают хорошо различимой совокупностью связей и взаимодействий.

Социально-биологические отношения в семье охватывают движение численности и половозрастной структуры семьи, сексуальные связи, рождае-мость и планирование семьи, родственные чувства, эмоциональный фактор в воспитании детей, гигиену пола и половой жизни, физическое воспитание детей и взрослых членов семьи, проблему наследственности. Общество со времени возникновения семьи не знало равной ей формы социально-биоло-гической преемственности человеческого рода.

Хозяйственно-экономические в неразрывной связи с социально-биологическими отношениями образуют материальную основу бытия семьи. Они включают ведение домашнего хозяйства, соблюдение семейного бюджета, материальное обеспечение несовершеннолетних и нетрудоспособных, распределение обязанностей в процессе ведения домашнего хозяйства и ряд других.

Юридические отношения охватывают сферу мотивации брака и развода, правового нормирования имущественных и личных прав и обязанностей супругов, отношений между родителями и детьми, другими родственниками, наследования, усыновления.

Нравственные отношения - это любовь и долг (любовь между супругами, любовь родителей к детям и любовь детей к родителям), мужское и женское достоинство, вся сфера воспитания и самовоспитания, половое воспитание, трудовое воспитание, отношение к религии, принцип коллективизма в быту.

Психологические отношения, корни которых глубоко уходят в необходимость совместной жизни в семье, - это сфера сосуществования различных личностей, преодоления психологических противоречий между супругами, родителями и детьми, психологической совместимости, психологического климата семьи.

Эстетические отношения примыкают к нравственным и психологи­ческим и образуют основу культурной преемственности в семье. Сюда входят эстетическое восприятие, самовоспитание, эстетика отношений, поведения, речи, одежды, жилища; роль и место произведений искусства в жизни семьи; любовь и дружба между супругами, между родителями и детьми, хорошо налаженная семейная жизнь, удобства быта.

Семья обладает относительной самостоятельностью своего развития, у неё есть свои связи, свои отношения, свои закономерности развития.

 

1.6. Специфика семьи как малой социальной группы

Семья как малая социальная группа имеет ряд специфических характеристик. Ю.Е. Алешина и Л.Я. Гозман отмечают следующие особенности семьи:

1. Семья является группой, максимально контролируемой в нормативном плане (жесткие представления о требованиях к семье, отношениям внутри нее).

2. Особенность семьи в ее составе - небольшом размере: от 2 до 5-6 человек в современных условиях, гетерогенности по полу, возрасту или по одной из этих характеристик.

3. Закрытый характер семьи - ограниченность и регламентированность входа и выхода из неё, конфиденциальность функционирования.

4. Полифункциональность семьи, что приводит не только к взаимному дополнению аспектов её жизнедеятельности, но и к множественному (часто конфликтному) характеру жизненных семейных ролей.

 

5. Семья - исключительно долговременная по замыслу группа. Она динамична, история семьи включает в себя качественно различные этапы развития. При анализе проблем семьи невозможно абстрагироваться от сознательного и бессознательного опыта наблюдений в конкретной семье.

6. Всеобщий характер включения индивида в семью. Значительная часть жизни человека проходит в общении с членами семьи, при постоянном наличии положительных и отрицательных компонентов.

 

 

2. БАЗОВЫЕ ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА СЕМЬИ

2.1. Основные функции, ведущая деятельность семьи

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика.

А.Н. Харитонов дает следующее определение функциям семьи. Функции семьи - отражение системы взаимодействия личности и семьи, семьи и общества, тех сфер жизнедеятельности, которые связаны с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

Нельзя разделять функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции - главные. Однако среди функций семьи необходимо выделять те, которые позволяют отличить семью от других институтов. Поэтому различают специфические и неспецифические функции семьи. Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. К специфическим функциям семьи относят:

репродуктивную,

воспитательную,

хозяйственно-бытовую,

эмоциональную,

функцию духовного (культурного) общения,

функцию первичного социального контроля,

сексуально-эротическую.

Репродуктивная функция семьи - это воспроизводство в детях численности родителей. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения.

Современные семьи на 90% и выше являются малодетными, а среди них более половины семей - однодетные. Чтобы не сократилась численность населения через 25-30 лет, а осталось бы на прежнем уровне, необходимо в каждой семье иметь детей не меньше, чем родителей, т.е. не меньше двух, а желательно и трех. Двое детей не в полной мере воспроизводят численность двоих родителей. Это происходит по той простой причине, что не каждая девушка выходит замуж, не каждая жена становится матерью, как и не каждый мальчик становится мужем и отцом. Прослеживается тенденция, когда на 1000 человек, состоящих из двухдетных семей, через 25-30 лет теряется одна треть этой численности. Статистиками подсчитано, что для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы примерно 50% семей имело бы по двое детей и 50% - по трое.

Согласно имеющимся статистическим данным, в России показатель числа рождений, приходящихся на женщину за всю жизнь (суммарный коэффициент рождаемости), достиг в 1993 г. уровня 1,39 ребенка при сохраняющейся массовой социальной норме двухдетности. Такое положение обусловлено многими факторами, среди которых можно отметить следующие: резкое падение уровня жизни, неудовлетворительные жилищные условия, отсутствие государственной поддержки семьи и др.

Итак, семья - единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжения рода.

Воспитательная функция семьи является одной из важнейших. Она имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой) накопленного обществом социального опыта, эстетического развития, позитивного отношения к труду и т.д. Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Третий аспект - постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива, характер отношений между его членами, традиции семьи.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т.д.), содействует сохранению их здоровья; в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

Влияние хозяйственно-бытовой функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению психологического климата в семье, нравственному и трудовому воспитанию детей, укреплению супружеских взаимоотно­шений. При несправедливом распределении домашних обязанностей в семье влияние, несомненно, будет негативным.

С хозяйственно-бытовой функцией тесно связана проблема управления семьей - вопрос главенства в семье. Для большинства семей характерно примерно равное участие супругов в управлении домашним очагом. Это самый прогрессивный метод семейного управления, к которому надо стремиться каждой семье.

 

Эмоционально-психологическая функция семьи - удовлетв<

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...