Понятие, сущность и виды безработицы
Понятие, сущность и виды безработицы 1.2 Измерение уровня безработицы 2. Анализ динамики безработицы в РФ за период с 2004 по 2008 год 2.1 Расчет основных аналитических показателей в ряду динамики численности безработного населения в РФ за период с 2004 по 2008 год 2.2 Выявление тенденции развития безработицы методом аналитического выравнивания 3. Последствия безработицы и государственная политика по борьбе с ней 3.1 Социально-экономические последствия безработицы 3.2 Основные пути сокращения безработицы Заключение Библиография
Введение
Переход из ХХ столетия в ХХI связано с возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них – проблема безработицы, которая неразрывно связана с людьми, с их производственной деятельностью. Многие в этом видят катастрофическую угрозу человечеству. Хотя эта угроза и реальна в контексте общей истории, эти проблемы сильнее всего проявляются, главным образом, в бывших социалистических странах, где происходят процессы приватизации, демократизации и развития высоких технологий, но в то же время накапливаются хозяйственные проблемы. Современные кризисы являются причиной образования новых производственных и общественных процессов, которые способствуют эмансипации человека и общества. Безработица является последствием новых трансформаций при создании нового мира ХХ века. Безработица – это явление, органически связанное с рынком труда. Сегодняшняя экономика России, которая интенсивно живет в режиме технологического обновления, предъявляет новые требования к рабочей силе. На рынке труда складываются уже другие отношения между работодателями и наемными работниками. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Главное в жизни человека, обеспечивающим ему полноту жизни, является наличие у него рабочего места, поэтому потеря работы – серьезная проблема в жизни каждого взрослого человека. Для большинства людей заработная плата единственный источник доходов, а, кроме того, работа приносит моральное удовлетворение. Таким образом, потеря работы приводит не только к снижению текущего материального уровня жизни, но и к появлению неуверенности в будущем, а также возникновению чувства собственной неполноценности наносит серьезную психологическую травму. Поэтому вряд ли можно назвать страну развитой и цивилизованной, если ее граждане и каждый гражданин в отдельности, лишены возможности содержать себя и быть полезным в обществе. Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что проблема безработицы населения на сегодняшний день является весьма актуальным вопросом, так как Россия находится в первых рядах по безработице среди стран Европы. Теоретические аспекты статистики безработицы
Понятие, сущность и виды безработицы
Безработица – это социально- экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг. Безработные и занятые составляют экономически активное население страны, т.е. формируют рабочую силу.
Таким образом, к рабочей силе, или экономически активному населению, относится та часть трудоспособного населения, которая хочет и может работать, включая занятых и безработных. Занятым считается граждане: - работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу); - временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами; - самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числа предприниматели, а также члены производственных кооперативов; - избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; - проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел; - трудоспособные граждане, обучающиеся в общеобразовательных школах, ПТУ, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях; Таким образом, к занятым относят ту часть населения, которая хочет и может работать, и работает. Вместе с тем, с течением времени работающие люди могут стать и безработными и наоборот. Безработным считается тот, кто хочет, может работать и активно ищет работу, но пока ее не имеет. В России по Закону РФ "О занятости населения в российской федерации" (ст. 3) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней. Безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-ти летнего возраста, пенсионеры (кроме инвалидов III группы). Но принятая система учета безработицы в нашей стране не отражает действительных тенденций в развитии российского рынка труда, поскольку большинство безработных не регистрируются на биржах труда, предпочитая искать работу самостоятельно или прибегая к услугам негосударственных посреднических структур. Итак, из кого же сегодня состоит та часть экономически активного населения, которое действительно остается востребованной на рынке труда? Прежде всего, из тех, кто, будучи не занятым, ищет рабочее место, затем тех, кто хоть и имеет занятие, но не удовлетворен работой и подыскивает другую или дополнительное рабочее место, и, наконец, занятых, но рискующих потерять рабочее место. Суммарно они и формируют предложение труда. Спрос же на труд предъявляют владельцы рабочих мест. Он складывается из числа вакансий и должностей тех работников, которым работодатель ищет замену.
В Российской Федерации применяется "Методика расчета общей численности безработных, уровня общей и зарегистрированной безработицы", которая разработана и утверждена Госкомстатом России 4 октября 1995г. На ее основе применяются два способа расчета уровня безработицы по состоянию на определенную дату: А) Коэффициент (уровень) безработицы используется для измерения масштабов безработицы и рассчитывается как отношение числа безработных к совокупной рабочей силе:
В) Коэффициент (уровень) зарегистрированной безработицы определяется отношением численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения. Так же для количественного измерения безработицы используется такой показатель, как продолжительность безработицы - характеризуется средним периодом времени перерыва в работе. Длительная безработица может поставить семью на грань нищеты, поэтому государственная политика, прежде всего, должна быть адресной и направлена именно на уменьшение категории безработных. Качественно безработица характеризуется своими видами. Вынужденная обуславливается происходящими изменениями в социально - хозяйственной жизни общества, приводящих к сокращению рабочих мест, проявляется в трех формах: - Циклическая безработица. Этот вид безработицы присущий странам, переживающим общий экономический спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше.
Структурная – в результате научно-технического прогресса, технологических изменений, меняется и структура спроса на рабочую силу. Потребность в одних видах профессий сокращается, а другие специальности исчезают вовсе. Зато появляется спрос на новые профессии, ранее не существовавшие. Она весьма болезненна с социальной точки зрения. Возникновение структурной безработицы означает, что многим людям придется осваивать новые профессии и неизвестно, будут ли они в дальнейшем получать столько же, сколько получали благодаря своей прежней профессии. Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер, так как у этой категории безработных нет "готовых" к продаже навыков к работе и получение рабочих мест для них связано с профессиональной переподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства. В образовании структурной безработицы исходным моментом является несоответствие структуры производства и структуры рабочих мест. Избежать структурной безработицы невозможно. Это связано с тем, что технический прогресс все время рождает новые товары, технологии и даже целые отрасли. В результате сильно меняется структура спроса на рабочую силу. А люди с ненужными более в прежнем количестве профессиями оказываются не удел, пополняя ряды безработных. - Технологическая – вызвана изменениями структуры производства в масштабах одного предприятия. Инновации, технологические изменения приводят к перераспределению или сокращению рабочих - Естественная – характеризуется более высоким удельным весом личностного момента в ее возникновении. Естественная безработица – наиболее экономически ориентированный блок социального поведения индивида, проявляется в трех формах: – Фрикционная безработица ее причина состоит в том, что работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти новое рабочее место. Оно должно устроить его и по роду деятельности, и по уровню оплаты. Даже если на рынке труда такие места есть, найти их удается обычно не сразу. Одни люди чувствуют себя способными выполнять более сложную и высокооплачиваемую работу и ищут ее, другие убеждаются, что не соответствуют требованиям на своем рабочем месте и должны поискать работу с оплатой пониже. В свободном рыночном обществе всегда есть определенное количество людей, которые по разным причинам ищут для себя более подходящую работу
Кроме того, на рынке труда всегда существуют безработные, которые ищут работу в первый раз (молодежь, женщины, вырастившие детей, и др.). Такие люди также учитываются при определении уровня фрикционной безработицы. Эти процессы способствуют повышению эффективности использования трудовых ресурсов, более рациональному их распределению. Экономическая наука считает фрикционную безработицу явлением нормальным и не вызывающим тревоги. Более того, фрикционная безработица просто неизбежна в нормально организованной экономике. Рост фрикционной безработицы может вызвать ряд причин: Неосведомленность людей о возможности найти работу по своей специальности и с устраивающим уровнем оплаты в конкретных фирмах; Факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы. Например, человек не нашел работу в своем городе, но не может переселиться в другой город, где такая работа есть, из-за неразвитости рынка жилья или отсутствия прописки. Такая ситуация характерна для России, что невыгодно отличает отечественный рынок труда от рынка труда западных стран. Особенности национального характера и образа жизни. Фрикционная безработица выше в тех странах, граждане которых предпочитают жить всю жизнь в одном и том же населенном пункте, то есть отличаются пониженной мобильностью. При таком образе жизни (характерном и для многих россиян) сокращаются перетоки рабочей силы между регионами. - Институциональная – появляется, когда рынок труда испытывает воздействие различных посреднических структур, а также когда законодательство приписывает процедуры увольнения и найма на работу и предусматривает меры социальной поддержки безработных. Порождается правовыми нормами, устройством рынка труда. Её определяет соотношение выгод от статуса безработного и потерь от отсутствия работы, приносящей доход. Например, чрезмерная социальная защита порождает снижение трудовой активности населения, высокие ставки налогов также снижают стимулы к труду. - Добровольная – связана с наличием группы лиц, которые по своему психологическому складу или по иным причинам не хотят работать. - Застойная безработица – охватывает то трудоспособное население, которое потеряло работу, утратило право на получение пособия по безработице, отчаялось найти рабочие места, приспособилось жить на социальные подачки общества и утратило интерес к активной трудовой деятельности. Застойная безработица – наиболее опасный вид безработицы. - Сезонная безработица имеет колебательный характер, схожа с циклической, но эти колебания можно регулярно прогнозировать. Сезонные работники остаются без работы из-за того, что некоторые виды деятельности могут осуществляться только в определенные периоды года. Наиболее характерным примером является сельскохозяйственные рабочие, занятые в период уборки урожая, а в остальное время перебивающиеся случайными заработками. Для привлечения работников в такие отрасли экономики фирмам приходится платить им повышенную заработную плату, чтобы компенсировать их периодическую безработицу. Знакомая сезонная незанятость и жителям курортных регионов России, где зимой нет ни отдыхающих, ни доходов от их обслуживания. - Скрытая безработица – возникает вследствие концентрации излишней рабочей силы на производстве, которая не участвует в производстве материальных благ и не учитывается статистикой. Данный вид безработицы трудно выявить. Характеризуется неполной занятостью в течение установленного рабочего времени. В международной практике такая ситуация называется недозанятостью. В этой же группе другими авторами выделяется еще один вид безработицы, как региональная – связанная с комплексом факторов исторического, демографического, культурно-национального и социально-психологического характера. Другие авторы выделяют еще один блок безработицы как искусственно низкая безработица - следствие государственной политики, направленной на достижение полной занятости, когда государство чрезмерно вмешивается в рыночные процессы (например, воздействие на процентные ставки в целях их снижения для расширения деловой активности, увеличение занятости). В долговременной перспективе это, однако, ведет к росту инфляции. Наряду с вышеуказанными выше выделяется и классическая безработица - возникает при высвобождении части рабочих в целях увеличения заработной платы оставшихся рабочих. Изучая проблемы безработицы, можно придти к выводу: фрикционная и структурная безработицы – явления нормальные и не представляют угрозы для развития страны. Более того, без них развитие просто невозможно. Ведь если все работники заняты, то как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом, кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций безработицу вполне можно назвать стимулом к лучшей работе. Уровню безработицы при полной занятости ("естественному" уровню безработицы) трудно дать точное определение, и существует выбор из нескольких альтернативных концепций. Одна определяет естественный уровень безработицы как уровень, при котором заработная плата и инфляция, вызванная ростом цен, либо устойчивы либо находятся на доступном уровне. Другая определяет естественный уровень безработицы, как уровень, при котором количество незанятых рабочих мест равно количеству безработных. Третьи определяют его как уровень безработицы, при котором любое увеличение совокупного спроса не приводит к дальнейшему сокращению числа безработных. В качестве разновидности последнего определения, естественным уровнем безработицы считают такой, при котором безработица носит добровольный (фрикционный и, возможно, сезонный) характер. И, наконец, с недавних пор естественный уровень безработицы стали определять как уровень, при котором процент безработицы остается неизменным и как перемещения в состояние безработицы, так и продолжительность безработицы являются нормальными.
1.2 Измерение уровня безработицы
Разрыв между показателями общей и регистрируемой безработицы может иметь чисто статистическую природу. Чтобы проверить, насколько оправданно такое предположение, необходимо четко представлять, как они конструируются и измеряются.
Таблица 1
Эксперты Международной организации труда (МОТ) выделяют четыре альтернативных подхода к измерению масштабов и уровня безработицы, встречающиеся в статистической практике различных стран: 1 по результатам переписей населения или регулярных выборочных обследований рабочей силы; 2 на основе официальных оценок, которые рассчитываются органами государственной статистики путем комбинирования данных из различных доступных источников; 3 по регистрациям в службах занятости; 4 по численности лиц, получающих страховые выплаты по безработице. Российские официальные публикации содержат оценки всех четырех типов. Они отражают различные аспекты функционирования рынка труда и до известной степени дополняют друг друга. Однако базовыми можно считать два способа измерения безработицы - первый, при котором статус безработного определяется на основе выборочных обследований рабочей силы исходя из критериев Международной организации труда, и второй, при котором человек признается безработным по решению органов государственной службы занятости. При сопоставлениях предпочтение принято отдавать показателям, базирующимся на результатах обследований рабочей силы, поскольку они строятся по единой методологии и в большей мере свободны от искажающего влияния административной практики учета безработных. В России они обеспечивают получение сопоставимых данных по региональным рынкам труда, тогда как регистрируемая безработица может сильно колебаться в зависимости от политики местных властей и объема имеющихся у них финансовых ресурсов. В России методы оценки общей безработицы разрабатываются по линии Государственного комитета по статистике Российской Федерации, регистрируемой безработицы - по линии Министерства труда и социального развития Российской Федерации. В основу измерения регистрируемой безработицы составляет административная информация о клиентах государственных служб занятости (ГСЗ). Показатели регистрируемой безработицы обладают тем преимуществом, что опираются на сплошное непрерывное статистическое наблюдение и отличаются высокой степенью оперативности (рассчитываются ежемесячно). Они выполняют важную инструментальную функцию, обеспечивая информационную базу для формирования государственной политики на рынке труда и открывая возможности для оценки ее масштабов и степени эффективности. Вместе с тем регистрируемая безработица охватывает лишь часть лиц, нуждающихся в трудоустройстве, а именно тех, кто в поисках работы обращаются за помощью к государству. Их круг может меняться в зависимости от самых различных "привходящих" факторов, таких как психологическая готовность или неготовность к контактам с официальными инстанциями, установленный порядок регистрации, уровень материальной поддержки безработных, спектр оказываемых услуг и т.п. Иными словами, величина, структура и продолжительность регистрируемой безработицы во многом отражают институциональный потенциал государственных служб занятости. В российской практике сегмент, попадающий в поле зрения Государственной Службы Занятости, нередко обозначают специальным термином - "регулируемый рынок труда". Основные принципы регистрации безработных установлены "Законом о занятости населения". В соответствие с ним официальными безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (ст. 3, п. 1). Хотя в этом определении упоминаются критерии отсутствия работы, ее поиска и готовности к ней приступить, методологически оценки регистрируемой безработицы отличаются от оценок общей безработицы. Далеко не каждый, кто может быть квалифицирован как безработный в соответствии со стандартным определением МОТ, имеет право на получение официального статуса безработного. На данный момент существует устойчивый разрыв в уровнях общей и регистрируемой безработицы, который может вызываться целым комплексом факторов - от социально-психологических до институциональных и общеэкономических: 1. Слабая информированность безработных о режиме деятельности служб занятости. Такое объяснение выглядит вполне правдоподобно для начального периода, когда этот новый для российского рынка труда институт делал только самые первые шаги. Однако для более позднего периода, когда услугами ГСЗ уже успели воспользоваться миллионы людей, оно представляется недостаточно убедительным. Постепенное распространение информации о режиме деятельности служб занятости должно было бы вести к сокращению "клина" между общей и регистрируемой безработицей, тогда как на деле он становился все более массивным. 2. Фактор "стигматизации". Общественное мнение может подвергать получателей пособий моральному осуждению как "иждивенцев", не желающих трудиться и предпочитающих жить за чужой счет. В этом случае многие безработные будут оказываться от помощи государства, если обращение за ней входит в противоречие с господствующими социальными стереотипами. Действие фактора "стигматизации" должно сильнее сказывается на мужчинах, чем на женщинах, и, по-видимому, их меньшая склонность к поискам работы через государственные службы занятости отчасти связана именно с этим. Однако, как показывают эмпирические наблюдения, российское население демонстрирует высокую степень активности и изобретательности, добиваясь разнообразных социальных гарантий и льгот, и не вполне понятно, почему из этого ряда должны выпадать пособия по безработице. 3. Бюрократические сложности оформления регистрации. Оценить величину бюрократических издержек, с которыми приходится сталкиваться российским безработным, довольно трудно. Пакет документов, который они должны предъявлять, вставая на учет в органах службы занятости, мало отличается от того, который потребовали бы от него в службах занятости других стран. Косвенным показателем бюрократических издержек может служить среднее количество официально зарегистрированных безработных, приходящихся на одного сотрудника служб занятости В то же время, по мнению некоторых исследователей, в России бюрократические издержки должны были возрастать из-за требования дважды в месяц проходить перерегистрацию, то есть посещать службы занятости даже тогда, когда они не могли предложить никакого варианта трудоустройства. Не исключено также, что объем документооборота в российских службах занятости был больше, а степень компьютеризации - меньше, чем в службах занятости более развитых стран. Следствием более высокой нагрузки могли становиться очереди, ошибки при оформлении документов, снижение качества обслуживания и т.д. Однако для российских граждан очереди и бюрократические препоны - привычная среда, в которую погружено взаимодействие с любой государственной инстанцией. Службы занятости - относительно новый институт, сильнее ориентированный на нужды клиентов по сравнению со многими другими государственными структурами, унаследованными от прежней системы. Маловероятно, что бюрократические издержки взаимодействия с ними были настолько обременительны, чтобы большая часть безработных отказывалась от регистрации только из-за этого. 4. Территориальная удаленность органов службы занятости. Труднодоступность местных отделений ГСЗ также может становиться серьезным препятствием на пути регистрации многих безработных. Каковы же наиболее общие выводы, которые можно сделать из проделанного анализа? Одна из устойчивых характеристик российского рынка труда - поразительно низкий уровень регистрируемой безработицы, который остается меньше по сравнению с уровнем общей безработицы. В значительной мере этот разрыв связан с особенностями российской системы поддержки безработных, которая, во-первых, не дает достаточно стимулов для регистрации и, во-вторых, ориентирована на "отсечение" длительно безработных. Однако не меньшую, если не большую, роль играет то обстоятельство, что российский рынок труда постоянно генерирует значительное число вакансий, так что многие безработные могут успешно вести поиск, не обращаясь за помощью к государственным службам занятости. В целом же складывается впечатление, что динамика регистрируемой безработицы не столько отражает объективную ситуацию на рынке труда, сколько определяется финансовыми ограничениями, в которых приходится действовать государственным службам занятости: когда эти финансовые ограничения ужесточались, регистрируемая безработица постепенно сдвигалась вниз, когда ослабевали - она начинала смещаться вверх. При этом связь с динамикой общей безработицы оставалась слабой и крайне опосредованной.
2. Анализ динамики безработицы в РФ за период с 2004 по 2008 год
2.1 Расчет основных аналитических показателей в ряду динамики численности безработного населения в РФ за период с 2004 по 2008 год
Изучение явлений общественной жизни в непрерывном их развитии – одна из основных задач статистики. Это вызвано тем, что все явления изменяются. С течением времени изменяется и численность безработного населения России. Статистика изучает и анализирует такие изменения путем сопоставления различных взаимосвязанных показателей. Эти задачи реализуются при помощи рядов динамики. Рядом динамики называется ряд последовательно расположенных в хронологическом порядке, статистических показателей, образующихся при изменении какого-либо явления. Динамика численности безработных за период с 2004 по 2008 год в виде таблицы:
Таблица 2 Численность безработных в РФ за 2004-2008 гг.
Ряд динамики численности безработного населения представляет собой моментный ряд динамики, показывающий состояние численности безработных на определенную дату. Различают так же интервальные ряды динамики, показывающие статистические данные за определенный промежуток времени. Каждый ряд динамики состоит из ряда последовательных уровней. Это могут быть начальные, средние и конечные уровни ряда. Рассчитаю средние уровни в моментном ряду численности безработных за период с 2004 по 2008 год. Средний уровень моментного ряда, где промежутки между датами равны, вычисляется по формуле средней хронологической.
Yхронологич=
где y1 – начальный уровень ряда y2 – конечный уровень ряда n – число дат.
yхронологич= = ==5234,69 тыс. чел.
Т.е. в среднем за год было зарегистрировано 5234,69 тыс. безработных за период с 2004 по 2008 год. Для более подробной характеристики изменения уровней применяются следующие показатели, которые бывают базисными и цепными: абсолютный прирост ( ), коэффициент роста(Kр), коэффициент прироста(Kпр), темп роста(Tр), темп прироста(Tпр), абсолютное значение 1% прироста(). Абсолютный прирост характеризует размер увеличения или уменьшения изучаемого явления за определенный период времени. Он определяется как разность между данным уровнем и предыдущим (цепной) или первоначальным (базисный).
yi, yi-1 – текущий уровень ряда и предыдущий, соответственно.
yi, y0 – текущий уровень ряда и уровень ряда, принятый за базу, соответственно. Цепные абсолютные приросты: не существует, т.к. нет данных предыдущего уровня.
= 5454,5-5674,8= -220,3 тыс. чел. = 5236,18-5454,5= -218,32 тыс. чел = 5014,93-5236,18= -221,25 тыс. чел = 4791,5-5014,93= -223,43 тыс. чел
Базисные абсолютные приросты: не существует, т.к. нет данных предыдущего уровня.
= =-220,3 тыс. чел =5236,18-5674,8=-438,62 тыс. чел =5014,93-5674,8=-659,87 тыс. чел =4791,5-5674,8=-883,3 тыс. чел
Коэффициент роста есть отношение последующего уровня к предыдущему.
Крц= Крб=
yn – текущий уровень ряда предыдущий yn-1 – предыдущий уровень ряда y0 – уровень ряда, принятый за базу Рассчитаю цепные коэффициенты роста: Kрц2004 не существует, т.к. нет данных предыдущего уровня.
Крц2005= =0,96 раза Kрц2006= =0,96 раза Kрц2007= =0,96 раза Kрц2008= =0,96 раза
Рассчитаю базисные коэффициенты роста: Крб2004 не существует, т.к. нет данных предыдущего уровня.
Крб2005= Крц2005=0,96 раза Крб2006= =0,92 раза Крб2007= =0,88 раза Крб2008= =0,84 раза
Коэффициент прироста равен коэффициенту роста минус единица:
Кпрц = Крц-1 Кпрб= Крб-1
Рассчитаю цепные коэффициенты прироста: Кпрц2004 не существует, т.к. нет данных предыдущего уровня
Кпрц2005 =0,96-1=-0,04 раза Кпрц2006 =0,96-1=-0,04 раза Кпрц2007 =0,96-1=-0,04 раза Кпрц2008=0,96-1=-0,04 раза
Рассчитаю базисные коэффициенты прироста: Кпрб2004 не существует, т.к. нет данных предыдущего уровня
Кпрб2005= Кпрц2005=-0,04 раза Кпрб2006=0,92-1=-0,08 раза Кпрб2007=0,88-1=-0,12 раза Кпрб2008=0,84-1=-0,16 раза
Темпы роста рассчитывают так же как и коэффициенты роста, только результат выражается в процентной форме. Т.е.
Трц = Крб * 100% Трц = Крб*100%
Крц, Крб – коэффициенты роста цепной и базисный соответственно. Рассчитаю цепные темпы роста: Трц2004 не существует Трц2005 =0,96*100%=96% Трц2006=0,96*100%=96% Трц2007=0,96*100%=96% Трц2008=0,96*100%=96%
Рассчитаю базисные темпы роста: Трб2004 не существует
Трб2005= Трц2005 =0,96*100%=96% Трб2006=0,92*100%=92% Трб2007=0,88*100%=88% Трб2007=0,84*100%=84%
Цепные и базисные темпы роста находятся во взаимосвязи. Если последовательно перемножить цепные темпы роста (взятые в коэффициентной форме), можно получить базисные темпы роста. Покажу эту взаимосвязь:
0,96*0,96*0,96*0,96=0,84= Трб2007
Темп прироста равен темпу роста минус 100% или это отношение данного уровня явления к предыдущему (цепной) и
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|