1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Алексеевна, сегодня я проведу у вас урок математики.
Проверьте свою готовность к уроку. У вас должны быть ручка, карандаш, линейка, учебник и тетрадь, ножницы
-Откройте тетрадь, отступите о предыдущей работы 4 клеточки. Запишите сегодняшнее число, классная работа.
-Ребята, давайте вспомним, что такое деление?
-Молодцы! Знания этого материала помогут вам сегодня на уроке.
Встают со своих рабочих мест, чтобы поздороваться с учителем.
Проверяют готовность к уроку
Открывают тетради. Записывают дату и классную работу.
-Деление – это арифметическое действие, по которому узнается, сколько раз одно число содержится в другом
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог с учителем
Личностные УУД: формирование положительного настроя на урок
Регулятивные УУД: способность к саморегуляции
2. Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
- Ребята, приготовьте ваши ладоши. Сейчас мы с вами посчитаем устно от 1 до 30, но мы будем не просто считать, а хлопать в ладоши тогда, когда число делится на 3, поэтому будьте внимательными. А чтобы узнать правы вы или нет, на экране будут шарики с числами, и когда вы хлопнете на числе, которое делится на 3, шарик должен лопнуть.
-Итак,
1, 2, 3,
-Ребята, вы видите, что шарик лопнул? Это означает, что вы правильно сосчитали. Продолжим
5, 6
7, 8, 9
10,11,12
13,14,15
16,17,18
19,20,21
22,23,24
25,26,27
28,29,30
-Молодцы! Теперь немного усложним и будем считать от 1 до 40
Хорошо.
Теперь посмотрите на свои парты. На них вы видите два круга. Возьмите один в руки. Давайте представим, что это яблоко.
-Сейчас из одного яблока, нам нужно получить 2 половинки этого яблока. Как вы думаете, каким образом это можно сделать?
-Правильно, возьмите пожалуйста в руки ножницы и разрежьте круг на две равные части, помните про технику безопасности обращения с ножницами.
-Вы разрезали яблоко пополам, что же у нас получилось?
-Давайте проверим это способом наложения
-Ребята, теперь я хочу поделиться этим яблоком с 4 людьми, но у меня только 2 половинки. Что же мне делать?
-Правильно, давайте теперь разрежем эти половинки еще пополам. А сейчас проверим также способом наложения, что всем 4 части равные
-Ребята, у вас получились 4 равные половинки?
А как в математическом языке называются эти половинки или части?
Правильно, в математике равные части называются долями.
Приготавливаются к устному счету
Внимательно слушают задание
Считают вслух все вместе
1, 2, 3(хлопок)
-Да!
5, 6(хлопок)
7, 8, 9(хлопок)
10,11,12(хлопок)
13,14,15(хлопок)
16,17,18(хлопок)
19,20,21(хлопок)
22,23,24(хлопок)
25,26,27(хлопок)
28,29,30(хлопок)
-Считают от 1 до 40 аналогично прошлому заданию
-Берут в руки круг, представляют, что это яблоко
-Чтобы из одного яблока получить 2 половинки, нужно его разрезать пополам
-Берут в руки ножницы, разрезают круг пополам
-У нас получились 2 равные части яблока
-Прикладывают одну часть на другую и делают вывод, что они действительно равные
-Чтобы получить 4 части яблока, нужно 2 равные половины, разрезать еще на 2 равные половины
-Разрезают половинки еще на 2 части, получают 4 равные части, проверяют способом наложения.
-Да!
*затрудняются ответить*
Эти части называются долями.
Предметные: Развитие математической речи, знание действия деления, знание таблицы умножения на 3 и 4
Регулятивные: способность к переключению с одного вида деятельности на другой..
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Познавательные УУД: умение сравнивать, анализировать
3. Действие целеполагания
- Какая же тема нашего урока?
Давайте сформулируем цель урока. Что нам необходимо сделать сегодня?
- Давайте узнаем чему мы будем учиться сегодня, для этого откройте учебник на с.90. Маша, прочитай, пожалуйста
-Тема урока доли
-Цель нашего урока узнать что такое доли
-Мы научимся находить долю числа и число по его доле; распознавать и изображать окружность и круг
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения
- Переверните страницу учебника.
-Настя, прочитай пожалуйста задание рядом с красной строкой
Что же нам нужно сделать?
-Давайте подумаем. Какая доля будет больше, когда мы яблоко поделим на 2 части или на 4?
-Правильно. Сколько будет доль в половине яблока?
-А сколько будет доль в одной четвертой доль этого яблока?
-Тогда ответим на вопрос, сколько восьмых долей в целом яблоке?
-Почему?
-Правильно.
-Теперь прочитайте про себя задание под номером 1.
- Таня, почитай задание вслух
Что нам нужно узнать?
- На сколько равных частей разделили пирог?
-Сколько это доль?
-Затем что сделали с одной шестой долей пирога?
-То есть у нас было 6 равных частей, но пирог поделили еще на 2 раза, значит, что произошло? Части пирога стали больше или меньше?
-Во сколько раз части пирога стали меньше?
-Значит, если было 6 частей пирога, его поделили еще на 2 раза, части стали меньше, значит на сколько частей теперь он разделен?
-А 12 частей от целого пирога это сколько долей?
-Теперь повторим вопрос. Что нам нужно было узнать?
-Значит какие доли у нас получились?
-Молодцы!
Перелистывают учебник на с.91
Читает задание рядом с красной строкой
Нам нужно ответить на вопрос: что больше одна вторая доля яблока или одна четвертая доля яблока?
- Больше одна вторая доли яблока, потому что яблоко разделено на меньшее количество
-В половине яблока будет одна вторая доля яблока
-В одной четвертой доли яблока будет четыре доли
- Восьмых доль в целом яблоке будет 8.
-Потому что от целого яблока это одна восьмая доля.
Читает задание вслух
-Нам нужно узнать какие доли получатся, если разделить на 2 равные части каждую шестую долю пирога?
-Пирог разделили на 6 равных частей
-Это одна шестая доля пирога
-Одну шестую поделили еще на 2 равные части
-После того как пирог поделили еще на 2 раза, части пирога стали меньше
-Части пирога стали меньше в 2 раза
-Теперь он разделен не на 6, а на 12 частей
-Это одна двенадцатая доли
- Нам нужно узнать какие доли получатся, если разделить на 2 равные части каждую шестую долю пирога?
-У нас получились одни двенадцатые доли